Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Философия фреймов

Материалы этой рассылки - попытка наведения мостов между философской теорией и методической практикой. Эти мосты не что иное как мини-мировоззрения, которые мы далее будем называть "философиями", чтобы подчеркнуть их зависимость от "науки наук".
 

Когда и зачем говорят о фреймах?

     Словечко "фрейм" (от англ. frame, что означает "каркас" или "рамка") в своем особом современном понимании появилось в 1974 году, когда признанный патриарх искусственного интеллекта Марвин Минский предположил, что человеческий разум интерпретирует каждый новый объект, в частности языковой, посредством особых структур памяти, которые он назвал фреймами. Фрейм — это комплексный пакет знаний, хранимый в мозгу либо в памяти компьютера, который описывает объект или понятие. Каждый фрейм содержит отделения — слоты, в которых собраны атрибуты (характеристики) и соответствующие им значения. Например, фрейм определенной конкретной собаки может иметь слоты, где указаны порода, пол, хозяин, а также пустые слоты, которые можно заполнять новыми элементами знаний.
     Это самый простой фрейм. Минский предложил гораздо более сложные взаимозависимые структуры знаний, фреймы которых в своих слотах могли содержать целые фреймы и входить в состав более крупных фреймов. Компьютер, снабженный достаточным количеством фреймов, мог бы искать в предложении символы, совпадающие с теми, которые хранятся в имеющихся слотах, вовлекая в работу охватывающие и все родственные фреймы. Таким образом, система может выводить знания, отсутствующие в явном виде в исходных данных.

     Дальше пошло-поехало... Прошло 30 лет - и теперь понятие фрейма насчитывает уже 4 толкования, это только в так называемой "фреймовой семантике" - можете убедиться на страничке http://www.infolex.ru/Cs27.html  А ведь есть еще фреймы вебмастеров, вокруг которых ведутся споры, считать ли их приличными или нет. Фреймы в издательских системах. Фреймы в видеографике. Фреймы в программитровании...
    Словечко стало модным - им называют фирмы, торгующие пластиковыми окнами, компьютерами, программами. Или вот название фестиваля - "Пивной фрейм". Или псевдоним самодеятельного поэта - Алекс Фрейм...

     Столь шумная слава заслуживает концептуального осмысления, тем более что концепция - это тоже фрейм.

     Фреймы связывают с образами, целостным мышлением и правым полушарием.
     Грамматические конструкции, программы (компьютеры устроены только на программах) и планы - с языковым и логическим левым полушарием.

     Вот и Лотман говорил о 2 центрах порождения речи - непрерывном и дискретном. Однако два полушария есть и у кошек, к примеру. Хотя у животных языкового мышления на 99% нет. Зачем им 2 полушария? Можно предположить, что так называемое непрерывное образное мышление - это автоматика организма, обеспечивающая восприятие среды и биологически адекватное реагирование на ситуации. Сюда относятся безусловные рефлексы и условные рефлексы, по мере их выработки. Но ситуации сопряжены с элементами неожиданности, многофакторностью, риском. Поэтому и у животных для выживания необходимы дискретные процедуры - исследования среды обитания, принятия решений в ситуациях выбора и неопределенности, реализации этих решений в сложных планах деятельности с поэтапным контролем и коррекцией планов в ходе их выполнения. Такие дискретные процедуры опираются на обобщенные модели мира, поэтому можно предположить, что фреймы имеются и у животных.

     Однако все еще непонятно, как согласуется работа правого и левого полушарий, динамика образов и программы внутренней речи. Виртуальная психология Н.А. Носова описывает, как по мере взросления ребенка большие блоки усложняющейся и растущей модели мира спускаются на автоматический, неосознаваемый уровень. Такие трансформации осуществляются скачком, что порождает кризисы развития. Самый известный - кризис 3 лет, когда ребенок все делает наоборот, протестуя против отношения родителей к нему не как к личности, а как к (пусть и бесценной) вещи.

    И последнее - фрейм оказывается ключиком к решению проблем практической психологии.  Здесь он трактуется как абстрактный образ мира, в привязке к конкретной ситуации порождающий бессознательное (осознанное) чувство (понимание) позиции по составляющим [где я / кто я здесь / что можно делать здесь]. Образ этот социален и есть элемент культуры. Компоненты образа, конкретизируемые в ситуации, соответственно, знания, ценности и нормы.
Типы фреймов: I или Me, Общинный или Общественный. Психические проблемы неаутентичности связаны с неувязками между составляющими фрейма, путаницей в том какой фрейм сопоставить ситуации.
     Анализ фреймов обогащает сетку психотерапевта - тот видит много больше клиента и может вывести его в другой фрейм. Но и для аутопсихотерапии такой анализ полезен - можно переосмыслить свои фреймы, особенно по компоненте ценностей. Самое хитрое, тонкое и мощное в таком анализе - расстановка скобок (это локализация элементов фреймов, установление их целостности и соподчиненности).

* * *

На этом пока все.
Сторонники и противники фреймов - пишите ваши со
ображения...;0)
feod@narod.ru
  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов

 
 

В избранное