Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Философия сверхпростого сознания

Разве можно философствовать по таким частным вопросам?

Материалы этой рассылки - попытка наведения мостов между философской теорией и методической практикой. Эти мосты не что иное как мини-мировоззрения, которые мы далее будем называть "философиями", чтобы подчеркнуть их зависимость от "науки наук".
 
Когда и зачем говорят о сверхпростом сознании?

Вглядитесь в бегущие внизу строки и постарайтесь связать их в одно:

Жадное бессмысленное поглощение информации из Интернета
ведет к умственной деградации.Это пылевая буря в информационной среде,превращающая здравомыслящих людей в "ежиков в тумане".

В обществе массового потребления люди замучены рекламой и льющимися отовсюду потоками информации. Попробуйте на вкус спелую сочную ягодку. Приятно? А вторую, третью, ... сотую? Возникает такая оскома, что не то чтобы есть - видеть эти ягоды нет сил. Вот аналогичная информационная оскома и является характерной чертой интернет-аудитории. Люди ведут себя, как ночные мотыльки у яркой лампы, - и гонятся за информацией, и шарахаются от нее, как черт от ладана.

Вот несколько фактов, позволяющих осознать всю остроту проблемы:
∙ За последние три десятилетия было произведено больше информации, чем за предшествующие 5 тыс. лет.
∙ В одном еженедельном выпуске газеты «The New York Times» содержится больше информации, чем мог получить в XVII в. средний житель Англии за всю жизнь.
∙ Каждый день во «Всемирной паутине» вдобавок ко многим сотням миллионов уже существующих появляется миллион новых web-страниц.
∙ Средний шведский потребитель получает в день не менее 3 тыс. коммерческих сообщений.

Ситуация эта возникла не вчера, и СМИ успели в ней разобраться и найти противоядие - сверхпростые сообщения. В коммуникациях, как и в архитектуре, меньше теперь означает больше. Для того чтобы сообщение проникло в глубь человеческого сознания, необходимо его «заострить». Отбросить все неясности, упростить, а потом, если вы хотите, чтобы его впечатление надолго осталось в памяти потребителей, еще раз упростить. Те, кто зарабатывает коммуникациями себе на жизнь, прекрасно осознают необходимость сверхупрощения.

Концепция проникновения в сознание при помощи сверхпростого сообщения оформилась в виде теории “владения одним понятием”. В мире рекламы это используется повсеместно: у сети магазинов “Эльдорадо” – “низкие цены”, у зубной пасты “Blend-a-med” – “кариес”. Как только вы завладеваете понятием в сознании людей, вы получаете ключ к тому, что вас запомнят и с вами будут считаться.

Сегодня нас заваливают информацией с телеэкранов, погребают под кучей бумаг. Книги, газеты, журналы, радио, телевидение, интернет – каждое новое медиа не вытесняет ни одно из существовавших ранее. Кто читает, смотрит или слушает весь этот поток коммуникаций? На мозговых магистралях образуются пробки. Движки перегреты. В средненьком супермаркете представлено около 40 тысяч различных продуктов или марок. Сравните со словарным запасом среднего человека, который равен всего-навсего восьми тысячам слов.

Существует конечный предел разумного восприятия. И он под напором информационных перегрузок стягивается к минимальной своей величине = 1 (единице).

Итак, определение:

Сверхпростое сознание - это сознание, оперирующее единичными понятиями.
 

Самый легкий способ проникнуть в сознание человека — быть первым. Справедливость этого утверждения демонстрируется с помощью ответов на несколько простых вопросов.
Как звали человека, который совершил первый одиночный перелет через Атлантику? Чарльз Линдберг, правильно?
А имя второго человека, в одиночку перелетевшего через Атлантический океан? Непростой вопрос, да?

Как называется самая высокая гора в мире? Эверест в Гималаях, не так ли?
Как называется вторая по высоте гора?

Сверхпростое сознание оперирует и управляется единичными понятиями. В биологии называют первый контакт между новорожденным и его матерью «импритингом». Всего несколько секунд — и в памяти человеческого существа навсегда отпечатался образ его родителя. Все утки нам кажутся одинаковыми, но даже утенок-однодневка всегда узнает в стае свою мать.
Впрочем, если только что вылупившийся из яйца утенок встретит первым кошку, собаку или человека, он будет считать это создание своей матерью. Как бы оно ни выглядело.

«Лучше быть первым, чем быть лучше» — эта идея была, есть и будет основополагающей в промоушн. Если вы хотите, чтобы вашу идею полюбили, поймите, что вы должны проникнуть в человеческое сознание первым. Основа сотрудничества достигается так же, как верность в браке. Вы появляетесь первым, а потом не даете повода к переключению.

Сверхпростое сознание - это тупик. Есть ли выход из него?

Философия сверхпростого сознания приобрела статус священной коровы в рекламе. Она замечательно помогает втюхивать замороченным потребителям ненужные им товары. Но каково положение при взгляде с другой стороны? Со стороны несчастных, которым приходится доживать свою жизнь в окружении этих, навязанных им товаров. Со стороны тех, кто ведется на уловки махинаторов и, как ослик за морковкой на удочке, слепо следует от одной случайной цели к другой, такой же случайной.

Для носителей сверхпростого сознания концентрация на одном понятии является спасением от полной дезориентации. Как ориентир в тумане оно позволяет последовательно мыслить и действовать, что гораздо лучше хаотических метаний, а то и полного бездействия. Но по-настоящему успешным такое сознание будет лишь в том случае, если выбор ключевых понятий и их смена в фокусе внимания  будет не делом случая или потуг рекламистов (пиарщиков, журналистов и тому подобной братии), а руководствоваться неким общим принципом.

Вот прямая аналогия: следуя по туристскому маршруту, мы перемещаемся от одного ориентира к другому. Цели мы достигнем лишь в том случае, если цепочка ориентиров привязана к карте, дающей панорамное видение ситуации.  О философии такого видения пойдет речь в следующем выпуске... До встречи через месяц, уважаемые подписчики.

* * *

На этом пока все.
Тем, кого интересует работа с сверхпростыми сообщениями, - поделитесь своими наблюдениями.
Пишите ваши соображения...

feod@narod.ru   

До новых встреч!
Юлий Феодоритов

 

 

 


В избранное