Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интеллектрон: разум в симбиозе с умными программами




Интеллектрон: перекос арсенала
Заострение ума 4

В настоящем цикле выпусков мы рассмотрим 5 нештатных ситуаций, в которых профи требуется корректировка арсенала (персонального набора средств усиления и компенсации интеллекта):

ПЕРЕГРУЗКА/НЕДОГРУЗКА - ПЕРЕКОС - СМЕНА НАВЫКА - ДОСТРОЙКА - ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из того, что все подписчики - профи, мы испытаем наиболее эффективные усилители интеллекта, способные помочь справиться с нештатными ситуациями. При этом используется модель, определенная в предыдущих выпусках:

Когда мы входим в новую область и пытаемся сформировать практический интеллект в ней, то сначала собираем и критически испытываем знания, особенно интересуясь арсеналом и секретами профи, а затем резко ограничиваем поиск и испытания, переводя любознательность и проницательность в смекалку для решения нештатных ситуаций и сосредотачиваясь на гармонизации арсенала во имя высших ценностей.

Напомню, что в качестве первой нештатной ситуации мы рассмотрели дисгармонию в распределении ресурсов - на текущую работу и на создание потенциала для нее. И в поиске гармонии нам помог Универсальный оптимизатор Николая Рыкова. Если упростить проблему до уровня житейского здравого смысла, то этот оптимум - золотая середина между крайностями: бессмысленным накоплением ресурсов и  поглощенностью текучкой с растратой сил и перспектив модернизации.
Обычно мы недооцениваем важность совершенствования потенциала. Вот несколько примеров:
1. Любопытный эксперимент был сделан на одной молочной ферме в США, где у фермера работал один рабочий. Профессор Картер изучил, куда и в какой последовательности ходит фермер и его рабочий и как протекает их процесс работы. Потом он сделал ряд предложений: вилы держать не в этом углу, а в том углу; инструмент сложить в этом сарае, а сено держать в другом помещении; в хлев входить не с этой стороны, а с другой; стол переставить в другой угол; купить лопаты с более удобными ручками и т. д. (капиталовложения по договоренности с фермером не должны были превышать 50 долл.). В итоге подобного рода рационализации процесса работы на ферме Картеру удалось уменьшить затраты рабочего труда и сократить хождения во время работы на 1277 км в год.
2. Не стоит забывать о создании условий для работы - шуме и свете. Как показывают лабораторные работы, регулированием последних двух факторов можно снижать и повышать эффективность человеческого труда до 25%. На одном заводе, где изготовлялись мелкие части электронных приборов, стены цехов были окрашены в красно-оранжевый цвет. В сочетании с лампами накаливания освещение давало желто-красный оттенок. В производстве был большой процент брака, сильно увеличивавшийся обычно через час после начала работы. Причину брака вскрыть не могли и пригласили специалистов-консультантов. Последние дали странную на первый взгляд рекомендацию: «перекрасьте стены и станки в голубовато-зеленый цвет и устраните красноватый оттенок в освещении». Совет был выполнен. Процент брака сразу резко снизился. Красно-желтый цвет снижает психическую способность человека правильно воспринимать размер предметов, и рабочие теряли требовавшуюся остроту глазомера уже после первого часа работы; зелено-голубой цвет его сохраняет и даже несколько обостряет.
3. Возьмем работу машинистки. Лабораторные обследования в США показали, что машинистка, если ей создать правильные условия работы (подогнать стол и стул под ее рост, сделать так, чтобы свет падал под правильным углом, правильно расположить все, что нужно при печатании), может увеличить эффективность своей работы до 30—40%. При этом, несмотря на большую отдачу, машинистка меньше устает к концу рабочего дня.

На очереди другая нештатная ситуация - ПЕРЕКОС в структуре арсенала. Это когда арсенал используется неравномерно. Какие-то его составляющие дымятся от перегрузки, тогда как масса других составляющих вашего потенциала годами пылятся, ожидая, когда же у вас найдется время привести их в действие.
Для меня вопиющим примером такого перекоса была домашняя библиотека, в которой за многие годы были собраны десятки интереснейших книг из самых разных областей знаний, но прочесть которые не было ни сил, ни времени.
Но к настоящему времени я набрел на ошеломившее меня решение, которым и хочу поделиться с вами. Это новая концепция чтения, которую я назвал "Философия порхающего внимания". Вот ее предельно компактное изложение:

Философия порхающего внимания

Сегодняшний человек (а завтрашний - тем более) существует в информационно перенасыщенной среде. И время его ускорено. И память укорочена. События прошлого мало того что отбрасываются в невообразимую даль, но между ними и текущим моментом заборами нагромождаются эпохи разных культур, все более короткие и стремительно сменяющие друг друга.
Эта ситуация порождает проблему: нужно ориентироваться в непомерно большом и концептуально разнородном материале, а времени и сил (памяти, ума) на это не хватает. Если вглядеться в эту проблему с предельной концентрацией внимания и осмыслить ее как феномен (закономерный, не случайный), то в сердцевине ее можно увидеть некое понятие - "семантическое поле". Оно означает, что знания, которые вам предстоит осмыслить, связаны между собой некой логикой, зависящей и от природы вещей, фигурирующих в знании, и от целей вашей работы с этим знанием.
Когда автор пишет книгу, он пытается провести вас под руку по тропинке сборки задуманного им семантического поля. Hо перед вами - десятки книг (с каждым автором не станцуешь задуманный им танец), эти книги - из разных эпох и культурных сред (часть из них вообще не для вас писаны, и авторский замысел вам недоступен), наконец, у вас собственная цель, и из семантических полей авторов вам нужны лишь отдельные элементы (все остальное - шум, от которого необходимо избавиться, чтобы хоть что-то понять для вашей цели).
Принципом или общим решением этой проблемы может быть порхающее внимание. Это значит, что вы отказываетесь от танцев с авторами и сами выбираете маршрут, порхая от одного заслуживающего внимание фрагмента текста к другому, безжалостно выбрасывая все несущественное или не относящееся к цели вашего изучения текстов. Именно так мы поступаем, когда оказываемся в незнакомой местности - сначала общая ориентировка, а детали потом - их уже можно будет привязывать к созданной вчерне карте.
И два примера работы данного принципа:
1. Сквозное чтение поэтических сборников. Если отказаться от последовательного чтения стихотворений и признать, что даже гений творит неоднородно - в массе обычных строк встречаются вкрапления блестящих и глубоких двустиший - то вы получите ключ к знакомству с ЛЮБЫМИ поэтами, как бы далеко в культурном и временном смысле они от вас ни отстояли.
Это мой личный эксперимент - даже у тоскливо-заунывной Ахматовой или декадентски напыщенной Гиппиус удалось создать впечатление о их лире в целом и даже отыскать пару-тройку действительно ценных находок.
2. Борьба с макулатурой в личной библиотеке. Вы берете толстую книгу, отдираете титульный лист, потом быстро листаете страницу за страницей, особенно не вникая в текст и не стараясь все понять. Как только замечаете что-то действительно содержательное и входящее в сферу ваших интересов, так сразу эти странички выдираете и складываете на титульный лист. При таком восприятии книги оказывается, что громадное большинство из них заполнены трухой. Часть книг (по моей библиотеке около 15%) целиком идет в макулатуру, большинство оставляет от себя лишь 1/10 - 1/100 содержимого (60%), и только 25% книг заслуживают хранения в
неразодранном виде (хорошие учебники, справочники, словари, ценные монографии).

Я обсудил эту философию на двух форумах - fido7.ru.philosophy и relcom.sci.philosophy - и были получены следующие комментарии:

Mihail Osokin Совершенно не представляю, как это можно применить к художественной литературе. Да и зачем?

Ткань стихов неоднородна - на ней сверкают жемчуга, достойные независимого существования. Помните, как у Маяковского: "...железки строк случайно обнаруживая..." У поэтов сила творчества и содержательность выражаемых идей неоднородны. Допустим, какой-то древний автор сочинял нечто в архаичном стиле по архаичной тематике для давно вымершей аудитории. Эта поэзия - тлен и мусор для современного читателя, если только он не литературовед-историк. Начните читать поэтический сборник тех времен - и тут же заболит голова. Если же читать порхающим стилем, выбирая жемчуг из кучи хлама, то получается удивительная вещь: вы пронзаете толщу текста, как дельфин глубины моря, вы находите фрагменты, действительно ценные, и плюс к этому составляете довольно емкое впечатление, что же собой представляет это поэтическое наследие, какова фигура поэта с наших современных позиций.
А  романе, если вас волнует судьба одного героя (к примеру, Шико у Дюма, а дамские страсти в этой книге скучны), то вы обчитываете эпизоды с его участием, а остальное пропускаете...

Alexander Jasakov
Бывает и так, что для одной pаботы Вам нужно одно, а для дpугой pаботы совеpшенно дpугое из этой же книги. Потому pазpывать целостность книги нельзя, если сама целостность книги не вpедна. Выбpасывать только вpедную литеpатуpу.
Corolyov Vladimir
Hекогда я так варварски поступил с кипами журнала "Химия и Жизнь". Потом часто жалел. Времена меняются, меняются и интересы.

Лес рубят - щепки летят... ;0) А когда вас грузят ненужной информацией - это не варварство? В моей библиотеке, которую я собирал десятки лет, оказалось более половины ТРУХИ - и по составу книг (массу выбрасываю целиком, стоит лишь просканировать их методом порхающего внимания), и внутри самих книг (после зверского раздрая остается 1/10, а то и 1/100 часть).
Возьмите знаменитое: "Любите книгу - источник знания" (М.Горький). Но нынешняя ситуация - это перегрузка книгами, а внутри самих книг - перегрузка балластом. Вот никто же не выступит с воззванием: "Любите свалки - источник полезных вещей"...

Mihail P. Gratchev
Только 'существенное', оно относительное, даже, в чём-то субъективное - можно и промахнуться.

Да, есть риск потерять важную деталь и даже суть. Но зато вы вырываетесь из кабалы, навязываемой вам автором, и парите над текстом. И получаете массу плюсов: избавляетесь от трухи, которой переполнены тексты; за секунды составляете общее впечатление о книгах, на полное последовательное чтение которых потребовались бы недели; добираетесь до источников идей и знаний, которые годами ждали своей очереди в вашей библиотеке или компьютерном архиве; убеждаетесь, что значительная часть вашей библиотеки - балласт, только по видимости ценный, а на самом деле устаревший, банальный или тенденциозный (буквально сегодня я выкинул таким способом несколько книг Волкогонова о Ленине и Сталине - человек первый получил доступ в секретные архивы, а выдал лишь поверхностную идеологическую заказуху).
Заметьте, что я не утверждаю, что порхающее внимание - единственно актуальный способ прочтения. Но для людей, тонущих в информации, - это шанс выплыть.

Alizarin
Моя личная экзистенциальная проблема - как раз преодоление рассеянности. А потом - вчитывание иногда дает поразительные открытия...

Порхающее внимание - антипод рассеянности. Это - полет, а не рассеянное кувыркание падающего листа...

Mihail Osokin
Не понятно, как угадать заранее, какой именно фрагмент заслуживает внимания, а какой - нет. Книгу, как набор фрагментов, можно представить в виде шкафа со множеством закрытых ящиков с неизвестным содержимым. Прочитать фрагмент = открыть ящик. Как можно узнать заранее, в каких ящиках лежит нечто ценное, а в каких - ненужный хлам?

Резонный вопрос! Могу предложить 2 ответа, отнюдь не взаимоисключающих. 1. Эти сомнения сродни тем, что одолевают человека, не умеющего плавать. Выход вам известен - нужно рискнуть и читать выборочно, пусть что-то и будет утрачено. Трухи в текстах так много, что потеряете меньше, чем приобретете.
2. Если знать типовую структуру текстов и цеплять глазами ключевые слова-фразы, то отбор получается весьма эффективным (особенно, когда
книги трухлявые).

Alexander Jasakov
...не нужно ориентироваться в "непомерно большом материале".

Да что вы такое говорите? Спуститесь из облаков иллюзий на землю - ВСЕ юзеры Сети перегружены информацией. Чтобы не утонуть в ней и не превратиться в дебилов-невротиков нужно менять способ работы с нею.

Valery Lapenkov
Мы так поступаем не только в незнакомой местности. Большинство инстинктивно выбирает эту модель поведения именно в описываемой Вами ситуации информационного перенасыщения. Что, впрочем, не исключает глубокого бурения, когда требуется решить конкретную проблему.

Я не претендую на открытие способа прочтения "по диагонали" - это давно известно. Смысл моего сообщения - это философское оформление и идеологическое заострение такой манеры работы с грудами книг и статей. Поэзия, стиль и выражение самости. Наподобие кредо Кассиуса Клея / Мохаммеда Али: "Порхать, как бабочка, и жалить, как пчела".

Mihail Osokin
Местность можно сразу охватить взглядом и выделить достойные внимания объекты. С книгой такое не проходит.
Кстати, может, стоило бы подумать над универсальной методикой "визуализации" ценности любого фрагмента текста. Скажем, можно было бы
показывать это в виде графика: по горизонтальной оси - номер фрагмента (в зависимости от разбивки текста - абзаца, главы, страницы), по вертикальной оси - смысловая ценность текста, в баллах. Автоматизировать это, конечно, принципиально невозможно, особенно для художественных текстов. Однако можно сделать это методом сбора и усреднения субъективных оценок от прочитавших. Вот только где найти желающих, которые бы по ходу чтения оценки кусочкам ставили?

Ценная идея. Мы стихийно следуем ей, когда отмечаем страницы, загибая уголки и когда отчеркиваем текст на полях (подчеркивать же предложения - дурной стиль, портящий зрение). Я бы предложил авторам самим размечать 3 результата их сочинений: введенные ими понятия, открытые принципы, разобранные примеры. Перемножение 3 чисел их количеств дает меру ИМЭ (интенциальной методологической эффективности) - оценку объема новаторских трудов автора.
Например, мера ИМЭ приведенного выше в рамочке текста о философии порхающего внимания: 1х1х2 = 2

Alizarin
Текст - это "система налагающихся упорядоченных иерархий объектов содержания"...
Corolyov Vladimir
Текст - это совокупность психологических операторов, последовательно обрабатывающих читателя. Простейшая аналогия - конвейер. Hо поскольку обрабатывается не читатель как таковой, а некий образ или группа образов в его голове с кучей характеристик, то имеет место быть несколько таких "конвейеров". Hеплохая аналогия - мойка автомобилей. Автомобиль сам проезжает через все эти щётки. Или не проезжает. Так и читатель: либо начинает читать, подставляясь под операторы, либо не начинает.

Какой сочный пример! Это называется ансамблевым воздействием. Бестселлеры потрафляют вкусам многих групп читателей, причем те могут враждовать, но каждая группа находит в тексте бестселлера свои достоинства, а недостатки не замечает.
Или другой пример: придя в суперсам деловитый покупатель сразу идет к тем полкам, где есть нужные ему товары. Любители шопинга прогуливаются по магазину, как по музею, от одной заманчивой вещи к другой. Hо есть и такие, которые обходят все прилавки в порядке, заданном их нумерацией (их еще называют "люди дождя"... ;0)
Хочу обратить ваше внимание на изменение общей массы читателей, овладевших уже восприятием гипертекстов, искушенных поисковыми системами и всезнанием Интернета. Таким влом читать тексты по плану и указке автора. Они хотят все и сразу - и, как ни странно, могут это получить техникой порхающего внимания.
Hаверное, стоит признаться, что именно так профи знакомятся с публикациями по своей тематике. Я хотел бы предложить такую технику широчайшим массам читателей - это быстрейший способ синтеза смыслового поля. У него 2 антипода - или бесцельное блуждание по текстам, умножающее хаос в голове, или рабское подчинение авторам, но тогда вы будете завалены непрочитанными источниками.
Добавлю, что порхающее внимание дарит фейерверк эмоций -  при таком прочтении стихотворных сборников захватывает дух от ярких впечатлений, а раздирание книг в клочья сопровождается зверской радостью освобождения от оков авторов и издателей.

* * *

Теперь о том, с какими программами лучше всего сочетается "философия порхающего внимания".  Если вы разделяете идеи этой философии, то поделитесь своими наблюдениями. На мой взгляд, можно выделить 4 класса таких программ:

  1. Поисковые системы в Сети и в архивах компьютера (я предпочитаю Google и Avsearch, хотя здесь есть и многообещающие новинки - Quintura Search, например).

  2. Программы, дающие смысловые срезы текстов - выборку абзацев по ключевым словам (пока вне конкуренции Texter Вадима Грайфера).

  3. Программы, собирающие базы знаний из фрагментов текстов, полученных методом порхающего внимания (таких программ я перепробовал немало, но сейчас абсолютный лидер - OneNote из Офиса 2007.  Она настолько хороша, что я установил ее себе единственную из всего Офиса 2007 - в  остальном меня вполне устраивает Офис 2003. И вот цена этой программы - весь Офис 2003 в нужной мне комплектации весит 283 Мб, а единственный OneNote вместе с необходимыми прибамбасами из Офиса 2007 требует себе 589 Мб. Но дело того стоит - порхающее внимание, опирающееся на OneNote 2007, позволит вам выбраться из-под информационных завалов).

  4. Обрывки книг я накапливаю для сканирования и перемещения в базы знаний OneNote из Офиса 2007. А для перевода текстов в электронный вид не обойтись без ABBYY FineReader.

Пишите ваши соображения...

mailto:feod@narod.ru 

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
   



 


В избранное