Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интеллектрон: разум в симбиозе с умными программами



Интеллектрон: эксперимент с органайзером

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

В этом выпуске я хочу познакомить вас с результатами полуторамесячного эксперимента с системами организации личного времени. Инструментом этого эксперимента я выбрал TM-Helper. Кто не успел скачать этот чудный органайзер, заходите на http://www.tm-helper.com/ (2,3 Мб, триал 30 дней, 250 руб.).

Опыт первой недели - почасовой распорядок дня

В ходе этой недели я примерял на себя наставления многочисленных гуру тайм-менеджмента. Не знаю как у них с другими интеллектуальными способностями, но с чувством меры явно что-то не в порядке. Берем статью Джона Бишке "36 часов в сутках" - там 10 стратегий; или статью "Властелин времени" кандидата психологических наук И. Кузнецова - и получаем 33 правила; или еще книгу Алана Лакейна "Искусство успевать" - и на нас сваливается 61 правило... ;0)
Нет, я могу понять этих авторов - чтобы строить бизнес на секретах тайм-менеджмента, вести платные курсы и издавать толстые книги, им нужно генерировать МНОГО информации. Но для моих нужд такое изобилие - только помеха.
Пока же я ощутил как действительно ценные только 2 правила:

  1. 1-е правило Дэвида Аллена: Чтобы разобраться с делами, их нужно держать вне головы.
    Это действительно так - только начнешь фиксировать ежедневные планы в TM-Helper и оценивать выполнение, как жизнь проясняется и как-то само собой успеваешь делать много больше прежнего.

  2. "Вопрос Алана Лакейна" для ежеминутных решений: Как сейчас можно потратить время с наибольшей пользой?
    Поскольку дела-заботы теперь вне головы (за ними следит TM-Helper), душа освободилась для открытия новых резервов и возможностей. Вот на них и ориентирует Вопрос Лакейна. Удивительно, но буквально из ничего жизнь обретает новые грани и краски...

Остальные же изобретения тайм-менеджмента в первую неделю мне не пригодились. Расстановка приоритетов (АБВ-анализ; принцип Эйзенхауэра) оказалась не актуальной - в укрупненном плане дня у меня все дела важные срочные. Техника "пошагового плана" для неподъемных дел - тоже, т.к. я не берусь за неподъемные дела и в распорядке дня их просто нет. Мотивация тем, что жить осталось немного, из книги Лотара Зайверта "Ваше время – в Ваших руках" показалась мне слишком мрачной. Принцип Парето (80:20), предложенный для массовых случайных процессов, никак не работает на уровне распорядка дня. То же касается и правила Зайверта 60-20-20 о соотношении планового времени с резервами на непредвиденные обстоятельства и творчество - в моем упрощенном и стабильном плане дня случайности и отвлечения прячутся в укрупненной единице учета - часе.

Опыт второй недели - хронометраж по системе Любищева

Любищев, говоря о своем критическом отношении к Лиге "Время" (часть движения НОТ 20-х годов), раскрыл главный принцип, на котором он построил свой учет времени, а это разные вещи - система и принцип, заложенный в эту систему. Один и тот же принцип у людей с разным образом жизни будет порождать разные системы. Т.е., принцип имеет гораздо большую применимость, чем конкретная система.

  • Принцип хронометража по Любищеву: составляется план работы, и по запланированным делам учитывается время-нетто.
    В отличие от физического времени-брутто, которое длится от момента начала дела до его завершения, время-нетто отражает чистые затраты времени на реализацию данного дела, без отвлечений на другие дела, задания, отдых и прочие нужды (время-нетто используют в хоккее, футболе и других спортивных играх).
    Этот подход радикально отличается от тотального учета времени, которым грешила Лига "Время" и на котором она погорела. Любищев однажды (в мае 1925 г.) испытал их систему учета и счел ее невыносимо тяжелой. Его же метод гораздо более экономный и осмысленный - Вы концентрируетесь на работе, очищенной от всех посторонних событий, и:  1) лучше контролируете процесс труда и потому быстрее добиваетесь результата, 2) лучше ориентируетесь в затратах производительного труда и тем самым впоследствии планирование становится для Вас более легким и точным.

Итог этой недели: хронометраж усиливает сосредоточенность на задаче, и вообще начинаешь ощущать себя более сосредоточенным. Дела выполняются гораздо быстрее, причем за сроки, которые я ранее ни за что бы не счел реальными.
Но все это относится к делам, укладывающимся в полчаса или менее. Крупные  задачи необходимо делить на сеансы-этапы, иначе хронометраж провоцирует переутомление.
При высокой концентрации внимания как-то по-особому понимаешь, что сосредоточение нужно чередовать с расслаблением (банально, но из принципа это вовсе не следует). Вспомним и грибоедовское "Счастливые часов не наблюдают", и Высоцкого "И не любили мы Сережку Фомина за то, что он всегда сосредоточен..."
И еще. Я ощутил радикальное отличие хронометража по Любищеву от того хронометража, который веду со времен экспериментов с программой FET. Там замерялось время-брутто и фиксировались не конкретные дела, а функции или своего рода отрасли дел (работа, перерыв, хобби и т.п.). Это было небесполезно, но Любищев, как скальпелем, рассекает такие дела-функции и концентрирует на достижении намеченного результата как экстренной задачи. Вместо всеобъемлющего и часто нарушаемого общего мониторинга времени при неизбежно рассеянном внимании вы получаете предельное сосредоточение.
Во времена войны у летчиков бомбардировочной авиации был термин "лечь на боевой курс" - это означало, что при заходе на бомбометание задача положить бомбы точно в цель приобретала абсолютный приоритет, и экипаж игнорировал все на свете (огонь зениток, истребители и т.п.), пока задача не будет выполнена. Вот принцип Любищева - это и есть "боевой курс" в организации работы.

Опыт третьей недели - целеконтрастирование жизни по системе Франклина

Разбирательство с системой Франклина выявило, что на самом деле с его именем связаны 2 системы. Первую он придумал в возрасте 22 лет, когда вырабатывал себе характер, - и о ней рассказано в его "Автобиографии".

  • 1-я система Франклина: Вы составляете список добродетелей, которые хотите достичь, и отводите по неделе на упражнения в каждой из них, оставляя другие на волю случая. Параллельно ведется ежедневный учет всех случаев нарушения каждой из добродетелей.

  • 2-я система Франклина: Вы определяете, что хотите от жизни, составляя перечень жизненных ценностей (1). На их основании определяете глобальную цель (2), формируете генеральный план ее достижения (3), затем уточняете его на ближайшие годы в виде долгосрочного плана (4), далее - на ближайшие месяцы и недели в виде краткосрочного плана (5) и, наконец, плана на ближайший день (6). Эта иерархия планов периодически пересматривается, но действуют они постоянно как детерминанта, подчиняющая жизненный распорядок глобальным установкам.

Для испытания систем Франклина была принята следующая программа действий. Сначала я составил 2 списка людей - тех, кто вызывал у меня симпатии, и тех, кто вызывал отчетливую неприязнь. Яркие качества этих людей я свел в пары "плюс-минус" - тем самым определились значимые для меня ценности (этот способ мне показался более жизненным, чем заимствовать ценности из книг или религиозных учений, ведь там сложно отделить истины от мифов). Для такого анализа-синтеза мне пригодился Explain.
Выбрав главные из них, я ограничился семью парами, по числу дней недели. Следуя Франклину, каждой из ценностей я отвел свой особый день упражнений по ее реализации. Так была реализована 1-я система Франклина.
Для реализации 2-й системы я сначала прояснил смысл жизни по методике Стива Павлины "Как найти смысл жизни примерно за 20 минут". Затем посчитал прогнозируемый срок работоспособности по 3 сценариям - худшему, лучшему и наиболее вероятному. Для этого мне пригодились программы Test Longevity и Date X Pro.   Далее для каждого из сценариев в соответствии с формулировкой смысла жизни были намечены глобальные цели и этапы их достижения, а затем расписаны планы на несколько лет, текущий год, неделю.

Итог этой недели: затраты чистого времени-нетто на построение систем Франклина составили почти 5 часов, что очень много. Следование 1-й системе придало флер идейности обычному круговороту дней - и активизировало работу над собой. Эта система полезна, но не настолько, чтобы следовать ей повседневно. Знаменательно, что и сам Франклин ее применял только 2 раза за всю жизнь - если ценности действительно важны для Вашей сути, то они быстро входят в образ мышления и особый мониторинг здесь уже не нужен. Самым полезным на этом этапе было само прояснение ценностей - и здесь без помощи Explain я точно бы не справился. 2-я система показалась мне громоздкой и малополезной. Главное - перспективное планирование для личности, во всяком случае моей, вряд ли приемлемо. Один раз можно поразмышлять с карандашом о перспективах, но возводить это в систему я бы не стал. Единственно ценное, хоть и неприятное приобретение в работе над 2-й системой Франклина - это горькое лекарство Date X Pro

Опыт четвертой недели - сочетание систем Любищева и Франклина

Вопрос сочетания систем Любищева и Франклина оказался вовсе не таким тривиальным, как полагают авторы статей и руководств по тайм-менеджменту. Казалось бы, все просто: система Франклина задает планы, а система Любищева обеспечивает контроль за их выполнением. Но это не так. Во-первых, реальная, т.е. 1-я система Франклина никакие планы не задает и скрещивать ее с хронометрированием по Любищеву - это совмещать несовместимое. Во-вторых, мифическая 2-я система Франклина нацелена на стратегическое планирование жизни и потому громоздка, утопична из-за отсутствия прогнозов, негибка, а главное - не отражает реалии оперативного планирования, между тем только последнее может иметь отношение к хронометражу Любищева. В-третьих, принципы движения от идеала (системы Франклина) и от реальности (система Любищева) прямо противоположны. Франклин, по мысли его интерпретаторов, конструирует идеал и внедряет его в практику, тогда как Любищев наблюдает реальность и строит планы, опираясь на эти наблюдения.
Чтобы сопоставить работу принципов Любищева и Франклина в деле, мне пришлось заменить 2-ю систему Франклина на близкую ей по духу систему оперативного планирования. Наиболее удачное изложение этой системы, как мне кажется, дано в книге Стивена Кови "Главное внимание – главным вещам", в которой сделана попытка связать оперативное планирование с реализацией жизненных ценностей.
С. Кови в своей книге приводит притчу о сосуде, который заполняли крупными камнями, потом досыпали мелких, потом песок, потом доливали водой... Это поэтическое выражение веры в то, что в промежутки между рутинными задачами можно втиснуть еще много других дел. Для свободного от обязанностей человека это бесспорно, но чем больше обязанностей, тем предлагаемое С. Кови планирование получает все меньше и меньше пространства для маневра. Возмем, например, солдата-срочника - у него только полчаса в день личного времени. Система С. Кови такому солдату не поможет.
Нужно что-то другое. А именно: учет тех самых рутинных функций, игнорируемых С. Кови, и наполнение их новым содержанием - для того чтобы они а) лучше вписывались в формулу предназначения и б) компактнее комбинировались и выполнялись, высвобождая время  для свободных занятий. Вот в этом учете рутинных функций и может пригодиться хронометраж времени-нетто по Любищеву.

  • Мой гибрид из планирования С. Кови и хронометража А. Любищева. Цикл недельного планирования включает 4 этапа:
    1. Укрупненным почасовым хронометражем суток с помощью
    TM-Helper  ведем учет реальных распорядков дня и на основании его данных строим типовые модели недели (у меня таких моделей получилось 2). Эти модели дают перечень рутинных функций и локализуют зоны свободного времени, доступные для планирования. Тем самым уточняются возможности для применения системы С. Кови.
    2. Составляется план недели по 5 шагам С. Кови. Его пункты предусматривают заполнение зон свободного времени, а также особые задания-навески к рутинным функциям
    (например, к рутинной функции сна может быть довесок - установка на сон для поиска решения какой-то задачи).
    3. Реализация плана. По утрам в него вносились корректировки с учетом самочувствия и вмешательства непредвиденных срочных задач. Для дел, требующих высокой концентрации внимания, использовался хронометраж по Любищеву
    (работа под секундомер с 2 кнопками, с остановкой его в паузах).
    4. Подведение итогов минувшей недели
    (насколько точна была модель недели, как сработал Квадрант II, как шла "заточка пилы" и т.п.).

Опыт работы с этим планом открыл для меня суть системы С. Кови: за вычетом художественных преувеличений это всего лишь продавливание важных несрочных дел в ущерб всем остальным: важным срочным (например, сдача экзамена), неважным срочным (замена белья), неважным несрочным (игры или встречи с друзьями). Представим, что некто задался целью изучить японский язык, поместил эту цель в Квадрант II и стал ее продавливать, невзирая на проблемы со здоровьем, работой, игнорируя хаос в быту и изоляцию от родных и близких. Это выглядит, мягко говоря, странно. Нет, бывают такие чудаки - таким был один из педагогов в колонии Макаренко: он обладал слабым здоровьем и твердо решил укрепить его купанием в проруби, отчего раз за разом получал воспаление легких...

И вот здесь мы подходим к моменту истины в сравнении систем Франклина и Любищева (а точнее, принципов этих систем, поскольку сами системы несопоставимы).
Хронометраж по Любищеву создает базу наблюдений, из которой  возникает обоснованное прогнозирование и планирование деятельности. Причем я бы разделил этот хронометраж на 2 разновидности: почасовой круглосуточный, позволяющий учитывать рутинные дела-функции и крупные работы, и работу под секундомер с учетом времени-нетто для предельной концентрации внимания. Первый хронометраж удобно вести в органайзере TM-Helper, а для второго мне показалось удобнее пользоваться 2-кнопочным секундомером (такой имеется почти во всех электронных наручных часах).
Системы же Франклина и С. Кови - это системы перестройки жизненных ценностей, смены сложившихся приоритетов на рационально сконструированные или заимствованные из идеологии, религии. Они не для повседневного применения в практике, а только для курса коррекции психики. Вот Франклин удачно провел 2 курса такой коррекции - и потом всю жизнь носил с собой книжечку записей - в благодарность и в напоминание о прошедших в нем переменах. Так и система С. Кови - постоянно применять ее крайне тяжело,  а то и опасно, но недельку-другую полезно встряхнуться и привести-таки в движение накопившийся груз когда-то задуманных, но невыполненных планов.

Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 



В избранное