Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алгоритмы для всех

  Все выпуски  

Алгоритмы для всех


Вы читаете выпуск #98 рассылки " Алгоритмы для всех ", отправленный 2010\10\7

« к//рпь|\|v|3216*18///10\8\28..  » // 3107*а..///а913.. «


Пушкарев С.В. Последовательная наука. = 2010\8\28..10\7 , 18К

Уведомление

Текст ниже содержит явное описание изделия, - и, возможно, само изделие, - все права на которое закреплены за его автором/-ами двусторонним патентом ( ДП, - Пушкарев"Двусторонние_ ). Если вы не признаете такого закрепления, вы  прекращаете читать дальше. Продолжение чтения означает принятие на себя обязательств 1) соблюдать эти права и отвечать за их нарушение в той степени, в какой это предусмотрено местным законодательством по отношению к обычным патентам или их аналогам, 2) цитировать и/или пересказывать явные описания и/или явно перечисленные после данного уведомления неявные описания ( помеченные или непомеченные в тексте ) только с точным указанием их правового статуса, автора, источника и, - при возможности, - первоисточника.

Тип изделия ( "способ", "устройство", ... ) : способ
Собственное название ( если есть ) в кавычках : " последовательная наука  "
Назначение изделия : повышение практической отдачи от науки , увеличение пользы от науки


Введение понятия

Что я понимаю под «последовательной наукой»? – Я под этим понимаю не «науку, действующую последовательно» ( «последовательный» – «непоследовательный» ), а «науку, организованную последовательно» ( «последовательный» – «параллельный» ). Вот подборка цитат. :

«Совершенно ясно, что для решения поставленной задачи мы должны прежде всего исследовать саму методику исследования. В противном случае эта задача была бы уже давно решена, потому что количество фактов столь многочисленно, что речь идет не об их пополнении, а об отборе тех, которые имеют отношение к делу. Даже современники-летописцы тонули в море информации, что не приближало их пониманию проблемы. За последние века много сведений добыли археологи, летописи собраны, изданы и сопровождены комментариями, а востоковеды еще увеличили запас знаний, кодифицируя различные источники: китайские, персидские, латинские, греческие, армянские и арабские. Количество сведений росло, но в новое качество не переходило. По-прежнему оставалось неясным, каким образом маленькое племя иногда оказывалось гегемоном полумира, затем увеличивалось в числе, а потом исчезало.» // гВведение.пБоязнь_

« Это огромное богатство знаний может принести пользу лишь тогда, когда оно будет приложено к определенному объекту, будь то социальные общности - классы, или политические целостности - государства, или этносы, которые нас интересуют. В последнем случае факты истории превращаются в "информационный архив" и служат целям этнологии наряду с другими сведениями: географическими, биологическими, биофизическими и биохимическими […]. » // гВведение.пПредмет_

« Любая наука развивается путем расширения диапазона исследований, а не простой сменой тематики. Следовательно, если к достижениям географической этнографии добавлены исторические аспекты – это прогресс науки, а если одни сюжеты заменены другими - то это топтание на месте, всегда крайне ущербное.» // г3пИдеология_

"   Изучение биосферы как системной целостности наталкивается на большие трудности. Традиционные методы естествознания, позволяющие не только описывать процессы, но и устанавливать их генезис, оказываются не исчерпывающими из-за отсутствия датировок, пусть даже не очень строгих. Легко было заметить, например, что вследствие переноса путей циклонов в таком-то районе наступила длительная вековая засуха, отчего изменился характер растительности, а следовательно, и фауны, но установить даты начала и конца этого феномена невозможно без абсолютной хронологии. А последняя - дело истории, но, увы, историки от выполнения своей задачи уклоняются.
   Последнее не случайно. История, в смысле - наука о событиях в их связи и последовательности, закончила свой накопительный период к концу XVIII в., и тогда же появилась потребность в ее интерпретации, нашедшая завершение в историческом материализме.
   Однако раскрытие социальной закономерности - прогрессивного развития производительных сил и производственных отношений - осветило только одну сторону многогранного феномена, а соотношение человечества с биосферой осталось в компетенции диалектического материализма. К такому разделению историки не были подготовлены и предались уточнению деталей в сообщениях источников. Однако при этом неизбежно терялись контуры главного объекта этнической истории - дискретного многовекового процесса этногенеза, его начал и концов." // г38пОпыт_
// Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. // Гумилев Л.Н. Исторические труды  

"   В 1959-1963 гг. в дельте Волги были обнаружены хазарские погребения и могилы соседей хазар*8 [ Gumilev L.N. New Data on the Khazars//Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae. 19. Budapest, 1967. P. 61-103 ] . Тогда же удалось установить характер климатических колебаний в степной зоне Евразии и даты трансгрессий Каспийского моря, весьма сильно повлиявших на судьбу волжских хазар*9 [ 9 Gymilev L.N. Les fluctuations du niveau de la mег Caspienne// Cahier du monde russe et sovietique. Vol. VI. щ 3. Paris - Sorbonne, 1965. P. 331-336 ] Физическая география внесла свой вклад в историю. Но всего этого оказалось мало для связного объяснения величия и падения Хазарии. Потребовалось привлечение этнологической методики и нескольких дополнительных исследований, чтобы кратко и четко, с минимальным числом деталей истолковать этническую историю Хазарии и сопредельных стран. " // г0пНеобходимо_ // Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь

 " Как исчезла "монголосфера"? И главное, почему? На первый вопрос ответила история, на второй должна ответить этнология. Поэтому целесообразно в историческом исследовании ограничиться обзором хода событий (не отвлекаясь на анализ деталей) и сосредоточить внимание на рассмотрении их связей, как системных, так и визуальных. Тут читателя ждут неожиданности, тем более существенные, что они подкреплены строгими доказательствами, полученными благодаря исследованиям, основанным на синтезе гуманитарных и естественных наук. В географии без истории, как и в истории без географии, "встречается протыкание", что отметил еще мыслитель XVIII в. И.Н. Болтин. Этнология - наука, заполняющая трещину между историей и естествознанием, дабы трещина не превратилась в пропасть." // п179 // Гумилев Л.Н. Древняя
Русь и Великая степь // Гумилев Л.Н. Исторические труды

Что из себя представляет наука? По моим наблюдениям , это -- более или менее стандартный комплект из более или менее типовых процессов. Процессы эти , пожалуй, можно разделить на собственно научные и вспомогательные ( служебные, технические : типа опубликовать результаты, сделать доклад на совещании ... ). Среди собственно научных процессов наиболее "научным" :-)считаются открытие, - точнее ,  открывание :-) . Буду рассматривать только его. В методическом отношении оно представляет собой "обратное" изобретение ( Злотин Б.Л., Зусман А.В. Решение исследовательских задач. - Кишинев: МНТЦ "Прогресс", Картя Молдовеняскэ, 1991, 204 с.), - точнее , изобретание :-) . 

Альтшуллер предложил различение изобретений по уровням. :

   «
В ТРИЗ принято делить задачи на пять уровней.
   Первый уровень. Решение таких задач не связано с устранением технических противоречий и приводит к мельчайшим изобретениям («неизобретательские изобретения»). Задача первого уровня и средства ее решения лежат в пределах одной профессии, решение задачи под силу каждому специалисту. Объект задачи указан точно и правильно. Вариантов изменений мало, обычно не более десяти. Сами изменения локальны: незначительно перестраивая объект, они не отражаются на иерархии систем. »

   « Второй уровень. Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов, известных применительно к родственным системам. Например, задача, относящаяся к токарным станкам, решена приемом, уже используемым в станках фрезерных или сверлильных. Меняется (да и то частично) только один элемент системы. Ответы на задачи второго уровня — мелкие изобретения. Для получения ответа обычно приходится рассмотреть несколько десятков вариантов решения. »

   « Третий уровень. Противоречие и способ его преодоления находятся в пределах одной науки, т. е. механическая задача решается механически, химическая задача — химически. Полностью меняется один из элементов системы, частично меняются другие элементы. Количество вариантов, рассматриваемых в процессе решения, измеряется сотнями. В итоге — добротное среднее изобретение. »

   « Четвертый уровень. Синтезируется новая техническая система. Поскольку эта система не содержит технических противоречий, иногда создается впечатление, что изобретение сделано без преодоления ТП. На самом же деле ТП было, однако относилось оно к прототипу — старой технической системе. В задачах четвертого уровня противоречия устраняются средствами, подчас далеко выходящими за пределы науки, к которой относится задача (например, механическая задача решается химически). Число вариантов, среди которых «прячется» правильный ответ, измеряется тысячами и даже десятками тысяч. В итоге — крупное изобретение. Нередко найденный принцип является «ключом» к решению других задач второго — четвертого уровней. »

   «
Пятый уровень — изобретательская ситуация представляет собой клубок сложных проблем (например, очистка океанов и морей от нефтяных и прочих загрязнений). Число вариантов, которое необходимо перебрать для решения, практически не ограничено. В итоге — крупнейшее изобретение. Это изобретение создает принципиально новую систему, она постепенно обрастает изобретениями менее крупными. Возникает новая отрасль техники. Примерами могут служить самолет (изобретение самолета положило начало авиации), радио (радиотехника), киноаппарат (кинотехника), лазер (квантовая оптика). » // г3 // Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986, 209 с. 
 
Насколько я могу судить, это разбиение ( с некоторыми оговорками ) применимо и к открытиям. В случае со сценарием этногенеза у Гумилёва "привязка" к этой шкале  ( точнее , роль этой шкалы как оси различения в дискриминантном анализе )просматривается однозначно.

Что говорит Гумилёв в цитатах? - То, что для создания некой этнологической ( науку "этнологию" , насколько мне известно , в СССР придумал именно он; за границей этнология тоже есть , но каково ее содержание , и чем она отличается от обычной этнографии, мне не ведомо ) конструкции , ему понадобилось привлекать данные из других наук. В частности, -- из географии . И он не раз упоминает высказвание одного российского историка 18-го века про "претыкание" историков без географии ( смотри цитату в начале ).

Т.е., по классификации Альшуллера гумилёвский сценарий ( заметьте: я не употребляю термин "теория", ибо -- расплывчат и "опорочен" :-) ) этногенеза тянет не менее чем на 4-й уровень.

Вот еще пример. :

"Тогда, задавая сам себе вопросы, он интуитивно чувствовал, что сами принципы лечения переломов устарели, и начал искать радикально новые. [...] Пришлось овладеть такими науками, о которых раньше понятия не имел. Изучал сопромат, механику и биомеханику. А когда разрабатывал конструкцию аппарата, освоил в совершенстве и слесарное дело". Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. С.46. , цит. по Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Мн: Беларусь, 1994, 479 с.

«   Г. Илизаров с сотрудниками уже имел крупные результаты (недаром ему при защите кандидатской диссертации была сразу присужджена степень доктора наук).» // с175а2 // Сухотин А.К. Превратности научных идей. - М: Мол. гвардия, 1991, 271 с.

« Г.А. Илизарову, открывшего путь для лечения запуском регенерационных процессов, даже после широкого общественного признания за выдающийся вклад в медицину, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской преемии  было отказано в присуждении звания академика медицинских наук с  формулировкой: За отсутствие науки в его работах. » //  Пуков В.Н. Лечение без лекарств. // http://systemdev.ru/articles/main/news2-8.html ///..2008\11\10

А что мы имеем в обычном случае ?

При параллельной ( - существующей, текущей, стандартной, единственно общеизвестной ) организации исследований выявляются свойства некоего объекта, потом -- свойства похожего объекта , потом -- еще одного подобного и т.д. С этими свойствами можно потом (не)долго играть, - по разному их соединяя... Но при этом средний ученый остаётся внутри даже не своей науки и даже не своей специальности ( -- беря ее, скажем , по классификации Высшей аттестационной комиссии ), а внутри своего когда-то выбранного научного интереса. ...Который сейчас , может быть, -- совсем уже даже и не интерес... 

Где-то у Альтшуллера встречалось высказывание про страх выйти за пределы своей специальности . Что мешает специалисту сделать это? "Я вам не скажу за всю Одессу" :-) , но преграда для учёного, насколько я могу судить, -- требуемые для этого затраты времени и увеличивающаяся с возрастом трудность усвоения новых понятий. И то, и другое, насколько я могу судить, есть следствие плохой "&

Примечание : Я, конечно, имею в виду " ОТНОСИТЕЛЬНО плохой ". :  Надпись в салуне на Диком Западе : "Не стреляйте в музыкантов: они играют настолько хорошо, насколько умеют.".  :-)

&" организации научного знания. Но, - вне зависимости от причины, - и то, и другое образуют как бы колею, из которой мало кто может ( хотя бы на время ) выбраться. " Шаг влево, шаг вправо... " :-(

Не скрою, подобного рода сосредоточение может быть также и приятно исследователям. ;-) ...Некоторым, отдельным, единичным... :)) Но бОльшая часть исследователей, насколько я могу судить , лишь маскирует таким интересом свою "бурлацкую лямку"... :(


В любом случае, продвижение науки вперёд, в среднем, -- мизерно. ( Я не говорю сейчас о практической пользе, - хотя мое предложение предполагает и ее, - смотри назначение изделия. : В данном случае её, наверно , лучше рассматривать как независимый параметр. ) . На шкале уровней изобретений это соответствует даже не уровню "1" ( -- не изобретательское, а конструкторское решение ) , а каким-то долям нулевого уровня: типа 0.03, 0.14, 0.5 ...

С некоторой натяжкой можно сказать, что при параллельной науке главное -- решАние. А нужно , чтоб было -- решЕние!

И что я предлагаю? Если в общем виде, то -- заменить императив " оставаться внутри своей специальности ", на императив " решать явную и , по возможности , конкретную задачу , не обращая внимания на сответствие текущего этапа решания своей специальности ". При этом этапы будут последовательными на целе-средственном дереве ( см. Пушкарев С.В. Бланк-шпаргалка для решания задач // Алгоритмы, которые нам помогают, 2000, №4 (0'8'5), 6.7К , Пушкарев С.В. Как создать алгоритм // Алгоритмы, которые нам помогают, 2000, №2 (0'6'25), 5.1К , Пушкарев С.В. Смысл основных ветвей в дереве решения задач // Алгоритмы, которые нам помогают, 2000, №3 от 12.7.00, 3.4К  ). Т.е., будет иметь место структура вида " <этап-1>, А ДЛЯ ЭТОГО <этап-2>, А ДЛЯ ЭТОГО <этап-3>, ... " . Это -- линейная структура . Но в общем случае будет иметь место дерево. Например , такое, - текстовая форма ( на сАмом деле -- с одним элементом графики: этап-1 указан в отдельной колонке, а не наверху одной общей колонки  ) . :

<этап-1>, А ДЛЯ ЭТОГО <этап-2>,
_________ А ТАКЖЕ <этап-3>,
_________ А ТАКЖЕ <этап-4> 

То же самое -- графически. :

 этап-4 <--- этап-1 ---> этап-2
               I
               v
            этап-3

В текстовом варианте наглядно видна параллельность этапов "2", "3" и "4". Это -- действительно так. ...Формально... :-) Если подставить фактические имена этапов, то в общем случае они окажутся настолько разными , что не возникнет и мысли о параллелизме. ...Но в частном случае, возможна и фактическая параллельность, - не отменяющая при этом общего свойства "последовательность ". Пример этого и обсуждение даны в следующей главе. Здесь же отмечу , что при рассмотрении связей " под лупой ", окажется, что каждая линия, на самом деле, состоит из двух непересекающихся линий: две противоположно направленные " полосы движения ". Если их "растащить" по всей длине, - превратив в одну длинную кольцевую "нить" , - то будет видно, что такие параллельные на вид этапы , на самом деле, " нанизаны " на эту нить последовательно.

Примечание : Возможно , удастся в дальнейшем более формально задать понятие параллельности этапа на основе этих "под-линий".


Явное описание моего изделия для двустороннего патента

Тип описания : заявка на двусторонний патент (ДП), а с момента публикации -- сам двусторонний патент ( Пушкарев"Двусторонние_ )
Тип изделия : способ
Назначение изделия : повышение практической отдачи от науки , увеличение пользы от науки 
Прототип : параллельная структура науки
Сходство : В обоих случаях выявляются новые свойства объектов.
Отличие : При последовательной организации исследования его этапы  связаны друг с другом связью " цель-средство ", а не связями  " прототип - частичная-копия " , " аналог - аналог "... 
Пояснение : Последовательная организация не исключает параллельную. Скажем, нет запрета исследовать свойства сначала одного сплава, потом -- другого, потом -- третьего и т.д., если каждый такой " параллельный " проход работает на явную цель: например , подобрать материал для пружины. Неясность тут, видимо, будет иметь место в понимании термина "этап". У меня есть вполне конкретные термины, но они для данного случая -- слишком детальны. ( А некоторые при этом еще и неизвестны никому кроме меня... :)) ) Увы... :(
Конкретизация : Для обеспечения применения способа , приведенного выше, предлагается создание научных учреждений , " специализированных " не на конкретной области , а на конкретной цели.

 Указатель источников

Пушкарев С.В. Двусторонние патенты. = 2008\10\26..9\6\7,9\10\7..8, 20.2К (ДПы)  // Реховедение, в.3, 2009\10\8 АТ http://old.subscribe.ru/archive/science.natural.rve/200910/08175548.html ///9\10\8








В избранное