Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алгоритмы для всех

  Все выпуски  

Алгоритмы для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

5'7'2
Вы читаете выпуск #74 рассылки "Алгоритмы для всех"

Пушкарев С.В. Предварительный анализ-2002: косой алгоритм для перво-прохОдных
и близких к ним задач. 

Продолжение выпусков 37-го от 3"1"31, 38-го от 3'2'28, 39-го от 3"3"30 и следующих
рассылки "Алгоритмы для всех".

Наличие у вас права чтения данной статьи вообще и данной части в частности определяется
лицензионным соглашением из первой части статьи.

================

Шаги прототипа, не имеющие здесь аналогов

Вот таблица соответствия шагов версий ПА от ГСА и от меня (пме191, 205). В скобках
дан номер текста (глава, раздел или под-раздел данной статьи) по занумерованному
оглавлению из главы "Карта примечаний"), где дан этот шаг.

# шага в версии от
ГСА    | СВП
---------------------
-      |  10 (7, 53)
1 (7)  |  20 (7, 53)
-      |  30 (7, 53)
-      |  40 (7, 53)
-      |  50 (7, 53)
-      |  53 (7, 53)
-      |  56 (7, 53)
-      |  60 (7, 53)
-      |  70 (7, 53)
-      |  80 (7, 53)
2 (32) |  90 (15, 53)
-      | 100 (15, 53)
3 (42) | 110 (пме203) (46, 53)
4 (43) |  - (весь раздел "Типовая иерархия...") (43)
5 (46) | 120 (в некоторой степени) (46, 53)
-      | 130 (53)
-      | 140 (53)

В версии ГСА помимо пяти шагов, в конце есть еще подсказки насчет возможных неиспользуемых
источников энергии или силы (пме294).

"Рассматривая задачи, в которых мы сталкиваемся с нехваткой энергии или силы,
нам необходимо попытаться:
   использовать вредную энергию (силу);
   использовать бесплатную энергию (силу);
   выяснить: не простаивает ли рядом двигатель;
   уменьшить потери энергии (силы);
   скомпоновать простейшую машину (рычаг, клин, наклонную плоскость, винт, блок,
лук и т.д.) для обеспечения выигрыша в силе." (РИС:117о0-3)

Они являются, НМВ, чисто техническими, и мне ни разу не понадобились. И в своей
версии я их опускаю. Впрочем, возможно что, компонент "бесплатности" в формулировке
идеальной задачи перетащен мной именно отсюда.

Примечания.

191. :-) А как вам еще вот эта версия от Сенеки, жившего в первом веке нашей
эры (пме283):

"Сперва, следовательно, мы должны искать, что есть то, к чему мы стремимся (пме192),
потом - искать дорогу, по которой мы можем достичь этого быстрее всего (пме193),
и в самом путешествии, если только мы на правильном пути, мы обнаружим, какое
большое расстояние мы преодолеваем каждый день (пме194) [...]." (Сенека, цит.
по Morris'1995с14о2) 

Все базовые шаги присутствуют, но попробуй угляди алгоритм, спрятанный в обычном
"шаблоно-строительном" :) тексте. Вот и приходится всякий раз велосипед изобретать
или вылавливать иголку из стога сена... :-( :

"Да, он [отрывок] краток, но то, что в нем говорится и то, что из этого следует,
образуют систему самозащиты, которой нет равных. Подразумеваемое - это главное,
таков принцип тибетской литературы. Это нужно помнить. Одно слово может стоить
сотни слов в американском тексте." (Силли, цит. по Гилби"1991с70о3-4)

192. Т.е., определить цель.

193. Описанный здесь мною идеал по времени.

194. Т.е., отсутствие препятствия как причины остановки, торможения.

203. У меня, - вероятно, временно, - дан частный случай препятствия: неизвестен
способ.

205. Кстати, не рекомендую тратить время на всматривание в эту таблицу (в надежде
ухватить некую скрытую мудрость :-) ): вот выполните раз по шесть мою и альтшуллеровскую
версии, вот тогда какая-нибудь мудрость, МБ, вас и осенит... :)

"Все методы, изложенные здесь, проверены на практике. Более того - они рождены
практикой." (Кротов"2002с3о1)

"Главная ошибка при решении задач в том, что стремятся угадать ответ. [...] Бессмысленно,
занимаясь спортом, подменять бег ездой на трамвае. Также бессмысленно заменять
анализ задачи отгадыванием ответа. Даже правильная отгадка не приносит пользы.
Между тем, каждый анализ, даже ошибочный, является уроком творчества: на ошибках
учатся." (Злотин, Зусман"1989с185о8-9)

282. Что такое "ом", см. в P.S.

283. 3"5"9 А как вам еще одна версия от Пушкарева, жившего 1-го июля 2000-го
года? :)) : Я сейчас (22:29:10) наткнулся на свой собственный мог-бы-быть-ом-ый
:-) (пме282) (забытый, короче) прототип (1.7.00 2:48 // пСТГ"СГТ*сгтС:мрз:216(139)*1).
Вот он. (Свои нынешние поясняющие вставки, чтоб не было путаницы с использованными
тогда квадратными скобками, я сейчас заключаю в фигурные скобки.)

"Решить задачу (проблему) {, АДЭН}

{1} сформулировать задачу: (ЮЛМ): Развитие ШСД (oc0630s.txt)

{2} привести формулировку к виду: <глагол совершенного вида в неопредел.{енной}
форме> <существ.{ительное} [если н.{ужно}, с предлогом, определением и пр.]

примеры: выпить воды, разобраться с протекающим краном

{3} уверен ли я, что данная задача - лучшая позиция в целе-средственном ряду?

{4} записать, каким способом можно решить проблему быстрее всего

{5} все ли ресурсы для этого есть?"

2-й шаг здесь соответствует 10-му шагу ПА-2002, 3-й - 20-му, 4-й - 90-му и 100-му
в части идеальности по времени, 5-й - 110-му.

294. Если их описать через их функции, пожалуй, это будет довольно похоже на
операции с БД из пме65.

Неэлементарность шагов

"Внимание!

АРИЗ - сложный инструмент, не применяйте его для решения новых производственных
задач без предварительного обучения хотя бы по 80-часовой программе [пме99]."
(Альтшуллер"1989с11о3)

Мне давно было любопытно, почему у Альтшуллера (у других известных мне авторов
алгоритмов (пме75), впрочем, тоже (пме245)) все алгоритмы - такие "крупно-шаговые".
Есть два предположения: 1) потому что у него самого и у его сподвижников все
более мелкие шаги давно свернулись во "в-головЕ-тые" :-) правила и в явном (бумажном)
виде более не нужны 2) чтоб другие не могли просто так эти алгоритмы использовать
и отстегнули что-нибудь за обучение. В качестве опровержения второй гипотезы
выступал тот факт, что Альтшуллер
проводил бесплатное обучение: 

"Альтшуллер на личных началах организовывал семинары по обучению своей теории:
приезжал в чужой город за свой счет, проводил бесплатно недельные - двухнедельные
занятия." (Вёрткин"1988с77о0)

Альтшуллер, явно, стремился все выдать наружу

"Намечается новая тенденция - все, что раньше говорил преподаватель, все пояснения
и тонкости должны войти в текст алгоритма." (Альтшуллер"1998"12о7)

"АРИЗ-85-В на первый взгляд сложнее модификаций, которые применялись в 60-е -
70-е годы. Впечатление возросшей сложности создается из-за большего числа шагов
и увеличения вспомогательного аппарата - пояснений, примечаний, указаний на наиболее
вероятные места ошибок. Но чем больше шагов и чем подробнее вспомогательный аппарат,
тем легче пользоваться алгоритмом. Тут уместно сравнить алгоритм с лестницей
[пме150]: шаги выполняют функции ступенек, пояснения и примечания работают как
перила." (АНИс139о7-10) 

, но результат, тем не менее, выглядит (снк62), как будто его сочиняли его же
ученики-"отступники" :-) . :

Гаджиев("1982с144о4-7): "Разработки нашего Центра [пме87] в области психологии
изобретательства достаточно трудоемки, требуют высокой квалификации специалистов,
приносят большую экономическую выгоду. В то же время современное патентное право
относит их к категории неохраноспособных объектов. Между тем это государственное
достояние, на которое возможна продажа лицензии. Поэтому Центр методологии изобретательства
пошел по пути ограничения открытых публикаций и создания 'ноу-хау', делающих
весьма затруднительным
или даже невозможным проведение практического формирования навыков изобретательской
деятельности без методической помощи ЦМИ, соответствующим образом оформленной.
Само обучение планируется и строится таким образом, чтобы слушатели овладевали
необходимыми навыками, не получая доступа к теоретическим принципам и 'ноу-хау'.
Несмотря на то, что обучение происходит на глазах у слушателей, оно оказывается
трудно повторимым, так как многие важные моменты вплетены в ткань получаемого
навыка и не объективируются. Обучение
требует высокой квалификации и специальной подготовки преподавателей."

"Альтшуллер и его коллеги старались как можно шире распространить ТРИЗ, а руководители
ЦМИ пошли по пути ограничения открытых публикаций и создания ноу-хау, делающих
невозможным овладение методикой без помощи Центра." (У нас были..."1998с46о7-8)

Находясь в аналогичной ситуации, я, тем не менее, не собираюсь ничего намеренно
пропускать или затемнять (снк249) и даю алгоритм, насколько могу, подробно и
ясно. А в отношении оплаты своего труда даю в начале лицензионное соглашение
и полагаюсь на порядочность читателей. Вообще, за идею берут 15-35% (Мухамедшин"1993).

==================

Продолжение следует. 


Сергей Пушкарев, pushkaryov@newmail.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: people.algorithm
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное