Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алгоритмы для всех

  Все выпуски  

Алгоритмы для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

5'1'3
Вы читаете выпуск #68 рассылки "Алгоритмы для всех"

Пушкарев С.В. Предварительный анализ-2002: косой алгоритм для перво-прохОдных
и близких к ним задач. 

Продолжение выпусков 37-го от 3"1"31, 38-го от 3'2'28, 39-го от 3"3"30 и следующих
рассылки "Алгоритмы для всех".

Наличие у вас права чтения данной статьи вообще и данной части в частности определяется
лицензионным соглашением из первой части статьи.

================

Искажения от препятствия

В той или степени препятствия искажают задачу. Н-р:

  "[выяснить стоимость присылки бандероли из США на международном почтамте],
А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО
  ПРЕОДОЛЕТЬ  ПРЕПЯТСТВИЕ "Присутствуют длинные гудки [от номера их телефона],
А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО
  позвонить в Post International" (// ((н)удсрз)ОЮПА а...:1865(1866)*1.45-47
(~))

 "набрать # <.п> и дождаться снятия трубки, АДЭН
  пп: Отсутствует снятие трубки на том конце, АДЭН
  позвонить попозже" (2"7"15 20:25 // ((н)дсрз)ОЮПА:1666(1654)*2)

Возможны и более тяжелые случаи. :-) :

"Постепенно, так, что ни Вы, ни Ваш начальник этого не осознаете, цель работы
смещается, и Вы стремитесь уже не к решению первоначальной задачи, ради которой
и было создано это оборудование, а к отысканию какого-нибудь способа использовать
неисправную аппаратуру. Ключевая проблема здесь - боязнь неудачи. В результате
- расход ресурсов на непризнавание ошибки может превзойти первоначальные вложения
в неработающее устройство." (Кауфман"1993с60о0-2) 

Но на более высоких целевых уровнях это искажение обычно сглаживается.

Обрыв решания на препятствии

"Иногда человек задумывает какую-либо высокую цель, ценность которой увлекает
его, но это увлечение в силу каких-либо условий не переносится на средства достижения
ее; в таком случае трудности реализации средств, их мелочность и т.п. свойства
пугают его, надоедают ему, и он отказывается от задуманной цели.

В Царстве Божием нет различия между целями и средствами. Члены этого Царства
творят только абсолютно ценное увлекательное бытие и обладают такою мощью творческой
силы, что им не приходится преодолевать скучные, тягостные препятствия. Человек,
стремящийся к такому идеалу абсолютно совершенного бытия, живущий им в мечтах
и зорко подмечающий несовершенства нашей жизни вообще и недостатки собственной
деятельности, разочаровывается на каждом шагу и в других людях, и в их предприятиях,
и в собственных попытках творчества. Он берется то за одно, то за другое дело,
ничего не доводит до конца и, наконец, перестает бороться за жизнь, погружается
в лень и апатию. Таков именно Обломов." (Лосский"1957к1с40о2-5)

Если преодолевать препятствие в голове, то там целе-средственная цепочка, как
правило, быстро обрывается: рефлекторным отверганием последнего звена вместе
со всей цепочкой. Примерно по такой схеме:

"10. обеспечить присутствие человека "СВП" [на совещании] в Go:do:lo: [(Венгрия)]
25-30.8.02, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО
11. ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ "Отсутствуют деньги от РФФИ", А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО
12. заплатить свои
13. А ЭТО НЕДОПУСТИМО [пме51]" :) (// ((н)дсрз)ОЮОА:1818(1817)*1)

И на этом движение к цели прекратилось. 

При мышлении в голове эта концовка ("а это недопустимо") для меня не видима и
не слышима: мысль обрывается и все (см. тж Пушкарев"2002"9в31%47-49). Да, и на
бумаге я эту концовку редко пишу. 

Вероятно, тут играет роль время сосредоточения разума на этом препятствии: мысли
в голове проносятся быстро, и разум не успевает найти способ преодоления. А при
писании или произнесении вслух (произнесение про себя, кажется, тоже способствует
(пме96)) происходит задержка пребывания препятствия перед внешним или внутренним
взором (пме97) и шансы преодолеть (по моим наблюдениям на себе и других) сильно
возрастают.

  "Пушкарев: Ты знаешь, как получить картину сбоя, идентичную текущей?
  Смирнов: Ну, в принципе, знаю... 
  Пушкарев: Сделай.
  Смирнов: Ага!!! И весь комбинат вырубить!?
  Пауза.
  Смирнов: Ну, в принципе, можно в выходные попробовать..." (пме304) (Из беседы,
0"12"15 (пме314)) 

Примечания.

51. Это - синтаксная форма для помехи, - из третьего шага ПА в РИС (с114о4).


96. Выгодским показаны сопровождение речью преодоления затруднений у детей и
переход этой речи "внутрь" при повторных решаниях (Вопросы психологии: 1955:1:73+).
Возможно, тут также имеет место (или будет полезен) гальперинский полу-алгоритм
:-) поэтапного формирования умственных действий (жВП:1960:4:133+, 141+; 1959:4:154+;
1957:2:108+; 1955:1:29+). Вообще, у меня тут такое впечатление, что некоторые
полезные для решания задач приемы, имеющиеся у детей, у взрослых куда-то исчезают.
:-(

97. Или при этом просто имеет место взгляд СО СТОРОНЫ.

304. 3"5"17 Желающие могут попробовать извлечь отсюда альтшуллеровское противоречие
(по образцу примеров в главе "Неэлементарность шагов", пме128, пме291) и, сверившись
с набором типовых приемов разрешения физических противоречий (РИс421-422, АНИс207-208,
Альтшуллер"1989с35-37), увидеть, что неосознанно использован прием #2: "Разделение
противоречивых свойств во времени".

314. Дабы обеспечить точность передачи сведений, я послал Смирнову запрос. Не
откажу себе в удовольствии привести тут ответ, - все-таки первый отзыв :) :

"Date: Thu, 22 May 2003 11:25:20 +0400
From: "Vladimir V. SMIRNOV" [...]
To: "Sergei V. Pushkaryov" [...]
Subject: Re: for comments

Hello Sergei,

Thursday, May 22, 2003, 11:08:54 AM, you wrote:


SVP> Можешь писать любые замечания, комментарии, пояснения, исправления, 
SVP> дополнения... Типа "Он все врет! Все было совсем не так!.." :) Желательно

SVP> так, чтоб я, не меняя своего текста, просто добавил их к нему от твоего

SVP> имени. ;-)

[...]

Ты - зануда алгоритмическая!!!
И весь "сыр-бор" из-за этих 33-х слов ?!!! Мочи, как считаешь нужным!

Вообще-то, мне показалось, что пишешь ты неоправдано сложно, заумно, и, опять-таки,
ЗАНУДНО. "Est modus in rebus". Конечно, таковыми по форме являются произведения
Канта, Гегеля, Юма. Однако, не менее крутая философия "Внни-Пуха" Милна-Заходера
или, скажем, Платонова более аттрактивна. Так что, боюсь, что текст будет понятен,
а, стало быть, и нужен, только тебе. И тихий гений останется в истории незаметен...
Sic transit gloria mundi...

Удачи в отточении пера!!!

-- 
Best regards,
 Vladimir"

Препятствие "Неизвестен способ"

"Я 
   здесь никакой 
                 неудачи не вижу." (Щербаков)

"Во-вторых, невежество может означать, что наличие проблемы осознано, однако
нет знаний для того, чтобы эту проблему решить.  Прогресс как раз и уменьшает
невежество первого типа, "тотальное", зато увеличивает неведение второго рода,
то есть запас вопросов, на которые нет ответа." (Лем"1967с233о3) 

"Если у Вас хватило ума поставить задачу, у Вас должно хватить его и на то, чтобы
разрешить ее. По интеллектуальному напряжению эти две стороны решения приблизительно
равны. Илья Шевелев." (МБПс10о2)

"Проблема [пме76] может быть трех типов. Первый, известно ЧТО нужно сделать,
но неизвестно КАК. Например, проблема зарабатывания миллиона долларов." (МБПс24о0)

"...когда мне говорят: 'Здесь такого не получится', я отвечаю, что, возможно,
лучше было бы сказать: 'Я не знаю, как сделать это у нас... пока'." (Кийосаки,
Лектер"2002с166о4-5)

Частое препятствие при решании задач (не обязательно идеальных) у меня - "Отсутствует
способ решения задачи < > в известных мне местах". Причем оно - какое-то особенное:
я его часто даже не осознаю как препятствие и "в упор не вижу". Т.е., упираюсь
в какой-то "невидимый тупик". Может быть, это связано с тем, что оно (если копать
вглубь) относится к какому-то иному слою в формулировке задачи, нежели иные препятствия.


 .  * 

110) ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ "Отсутствует способ решения задачи <.90> в известных
мне местах", А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #120

"Известные мне места" могут означать мои записи, литература у меня дома, литература
в такой-то библиотеке, литература у такого-то моего знакомого, такая-то периодика,
Интернет, голова такого-то моего знакомого, голова некоторого мне незнакомого
человека, знание о котором может быть в голове такого-то моего знакомого и т.д.
:-) Я пару раз пробовал упорядочить типы таких источников (году в 1998-м), но
особого успеха не имел.

Лично у вас препятствие может быть совсем другим или вообще отсутствовать. В
имеющихся ННМ у меня тех двух деревьях, в которых я дошел до этой стадии, в обоих,
этот шаг присутствует именно в таком виде. Но выборка слишком мала. (пме153)

 .  *

=====================

Продолжение следует. 


Сергей Пушкарев, pushkaryov@newmail.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: people.algorithm
Отписаться

В избранное