Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алгоритмы для всех

  Все выпуски  

Алгоритмы для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

3'9'27
Вы читаете выпуск #45 рассылки "Алгоритмы для всех".

Пушкарев С.В. Предварительный анализ-2002: косой алгоритм для
перво-прохОдных и близких к ним задач. 

Продолжение выпусков 37-го от 3"1"31, 38-го от 3'2'28, 39-го от 3"3"30 и
следующих рассылки "Алгоритмы для всех".

Ваше право чтения данной статьи вообще и данной части в частности
определяется лицензионным соглашением из первой части статьи.

=========================

Строго и формально говоря, описанные здесь трудности есть просто не
выделенные, не стандартизованные и не привязанные препятствия. Возможно, в
будущем я это исправлю.

Примечания.

118. Высматривание в мире исключительно следственно-причинных связей (см.
Ларионов"1997) и вИдение их даже там, где на деле действуют
средственно-целевые связи среди (пме264), н-р, моих знакомых является
преобладающей установкой. 

Вероятно, сей факт можно "позиционировать" как своеобразный
("механистический" :-) ) анти-тезис на сценарии ("триаде") Гегеля "тезис -
антитезис - синтез" (пме183), где роль тезиса играла вера в божественную
целесообразность. 

"...все предрассудки, которые я предполагаю показать здесь, зависят от
одного предрассудка, по которому люди обыкновенно предполагают, что все вещи
в природе, подобно им самим, действуют для какой-нибудь цели, и даже
наверное утверждают, что и сам бог направляет все к известной определенной
цели (ибо они говорят, что бог сотворил все для человека, а человека
сотворил для того, чтобы почитал его)..." (Спиноза, цит. по
Пинкевич"1925с25о3-4)

135. В нестандартизованном (и, возможно, более понятном :-) ) виде это
препятствие будет выглядеть так: "Я не знаю, зачем мне <задача>.". Это может
означать и то, что у задачи вообще (пме136) отсутствует цель, и то, что вы
просто про эту цель не знаете (Ну, не задумывались об этом...) (см. тж пме213).

136. Под "вообще" я имею в виду пространство, занятое только вашей
собственной головой. :-) Не исключено, что в пространствах занятых головами
других людей эта задача имЕет какую-либо цель. :-)

183. Могу, заодно, объяснить, ТС, "физический смысл" этой конструкции (а
также ее "родственника" :-) "закона отрицания отрицания", - и сюда же, - до
кучи :) , - "развитие по спирали"): один инструмент заменяют другим, потом
видят, что новая версия не полностью справляется, и, если ресурсы улучшения
ОГРАНИЧЕНЫ (это - ключевое здесь слово), часто оказывается наиболее выгодным
взять что-то из старой версии. Или, не зная ничего о старой версии, ее черты
в новой версии придумывают заново. - А внешне выглядит как заимствование. 

264. А целе-средственную связь мне встретилась попытка представить как
импликАцию (пме271) (см. Кондаков"1976с192-195): "если 'вынуть [сломанный]
ключ [из замкА]', то мне необходимо 'взять плоскогубцы'"
(Беспалов"1984с22-23). Цель (достать сломанный ключ из замкА) автор называет
"главной операцией", а исходную проблему ("Соответствующее этой операции
условие - поломаный ключ...") - "главной посылкой" (с23о1) или "внешней
причиной" (с15о9).

У меня данная конструкция выглядела бы так: "вынуть сломанный ключ из замкА,
А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО взять плоскогубцы". 

271. В данном случае (как, кажется, еще в одном где-то) я большой буквой
показываю не фонетическое ударение на данной гласной, смысловое выделение
данного слова. - Как некоторый промежуточный вариант между полным
отсутствием выделения и выделением верхним регистром.

Терминология

"Легко видеть, что многие (и даже большинство) цели являются в то же время
средствами (следовательно, до того средства сами являлись целями). Строя
цепочку назначения средств, мы в конце концов приходим к цели, которая ни
для чего не является средством. Она есть самоцель, или КОНЕЧНАЯ цель."
(Сорокин"1999г19) 

Непонятно, что Альтшуллер и, вообще, тризовцы (кроме Сибирякова) имеют в
виду под "конечной целью", - т.е., каков алгоритм ее получения. В РИС
(112-113) в трех примерах эти конечные цели берутся сразу и непонятно
откуда, в четвертом примере сначала записываются варианты (РИСс113о4-5)
(т.е., фактически, имеет место МШ), потом описывается процесс выбора из них
(о6-8). Но лично я по этому описанию для своих задач определить эту
"конечную цель" не смог. 

Целеполагание в явном виде я у ГСА нашел только в АВК: "...по возможности
выявление цели-2 (надцели) и цели-3 (наднадцели)." (с170к2о4). Но оно там
какое-то сложное. "Стратегическое" :-) . - Явно, что-то иное, чем простой
ответ на вопрос "Зачем?". :

"Цели 1, 2, 3 составляют системную иерархию: цель, более общую надцель и еще
более общую наднадцель. Часто цель-1 - техническая, цель-2 -
научно-техническая, цель-3 - социально-научная (или социальная). Например,
изобретение электрической лампы - цель-1, электрификация - цель-2,
социальная перестройка на основе всеобщей электрификации - цель-3 [пме137]."
(АВКс171о2-3) (пме317)

Поскольку термин "конечная цель" мной воспринимается как конец некоторой
дороги (типа "все, дальше идти некуда"), я заменил его на более нейтральный
(и более общий) - "граничная цель". Понимая под ней то, что я в
целеполагании дошел до чего-то, что воспринимаю как границу. Из имевших у
меня место вариантов этой границы я помню такие: дошел до ранее определенных
жизненных целей (или до какой-либо одной из них) и взял 1) какую-то из них,
2) какую-то промежуточную цель на пути к ним; 3) дошел до границы своих
знаний и взял самые последние выявленные цели.

С точки зрения моего нынешнего восприятия термин "граничная цель" мне, тем
не менее, кажется менее удачным, чем "конечная цель" и, может быть, в
дальнейшем, будет как-то изменен. А, может быть (МБ), я верну в алгоритм
конечную цель, а граничную привяжу к ней через препятствия...

Примечания.

137. Надуманный (или, мягко говоря, гипотетический), НМВ, пример: насколько
мне известно, ни у кого из изобретателей электрической лампочки не было
какой-либо подобной иерархии целей (пме217).

"Много лет спустя, в разговоре с немецким физиком Нернстом, он стал
развивать всегдашнюю мысль, что над изобретением стоит работать лишь в том
случае, если оно дает коммерческую выгоду. Нернст изобрел электрическую
лампу, популярность которой была недолговечной. Ее вскоре вытеснила
изобретенная Эдисоном лампочка, наполненная углекислым газом. Академик
Нернст, человек науки, внимательно выслушал Эдисона, человека 'практики',
затем спросил, сколько тот заработал на своей электрической лампочке. 'Ни
гроша', - ответил Эдисон. 'А я получил 250 тысяч долларов', - сказал
Нернст." (Уилсон"1975с54к2о4-6) 

Оно, конечно, пример от ГСА можно рассматривать и как не более чем
предлагаемый кому-то образец иерархии целей. Но, по моим наблюдениям,
надуманные образцы, как правило, порождают надуманные же результаты. 

"На мой взгляд, самое лучшее средство для передачи общей концепции - это
описание в высшей степени конкретного эпизода." (Фридсон"2002с6о4) 

Я, ПКМ, всегда избегаю придумывать примеры. 

"Задачи взяты из реальной практики." (Кондраков"1995с3о9)

Н-р, в этой статье основная часть примеров - из МОЕЙ СОБСТВЕННОЙ практики
(пме173). 

"У обрыва сижу на краю
И, что вижу, про то и пою."
(Иващенко и Васильев) :)

Кстати: придумал еще один полезный параметр (точнее, три) для оценки
публикации (пме160): количество примеров из своей практики / количество
примеров из практики других людей / количество придуманных примеров. :)

160. Да чего там мелочиться, выдавая подобные "ценные указания" :) для
будущих издателей и библиографов в час по чайной ложке!? Дам-ка я сразу весь
образец этого будущего библиографического описания. :)

"Пушкарев С.В. Предварительный анализ-2002: косой алгоритм для
перво-прохОдных и близких к ним задач. Монография. (пме272)

Содержит количество штук/знаков на :
- предписаний: 
- - перво-прохОдных ДРЗя: 
- - второ-прохОдных ДРЗя: 
- - третье- и более- прохОдных ДРЗя: 
- - алгоритмов: 
- - правил:
- примеров:
- - из практики: 
- - - своей:
- - - чужой: 
- - придуманных: 
- - - самим:
- - - другими людьми:
- рисунков:
- - рабочих:
- - - своих:
- - - чужих:
- - объяснительных:
- - - своих:
- - - чужих:
- новых понятий:
- - рабочих: 
- - объяснительных: "

Ну, дальше все эти параметры, понятное дело, ужмут до стандартных
сокращений, - чтоб можно было в строку писать. Как-нибудь так:

  "Пушкарев С.В. Предварительный анализ-2002: косой алгоритм для
перво-прохОдных и близких к ним задач. Монография.
    /  ;Пп:  /  .ПД:  /  ,.ВД:  /  ,.ТИБД:  /  ,.А:  /  ,.П:  /  ;Пм:  /
,.ИП:  /  ,..С:  /  ,..Ч:  /  ,.П:  /  ,..С:  /  ,..ДЛ:  /  ;Р:  /  ,.Р:  /
,..С:  /  ,..Ч:  /  ,.О:  /  ,..С:  /  ,..Ч:  /  ;НП:  /  Р:  /  ,О:  /  "

Все равно, как-то громоздко получилось... :-( Ах, да! : Я про свое
предсказание забыл: что одно предписание - одна публикация. :-) Тогда,
конечно, проще. ;-) Примерно так (с вашего позволения я дам в СВОЕЙ версии
русского языка :) (см. пме133)):

"Обеспечить ю <наличие> а <сип> ва [координата пространственная] ове
[координата временнАя] (пме170, 210). <тип предписания>.
<год>['месяц]['число] [час:минута] <Фамилия> <И>.<О>. КЗ:  Пп:  ,Пм:  ИП:
,П:  ;КР:  ИП:  С:  ,Ч:  ;П:  С:  Ч:  ."

Где сокращения означают: КЗ - количество знаков, Пп - КЗ на предписание, Пм
- КЗ на примеры, ИП - КЗ на примеры из практики, П - КЗ на придуманные
примеры, КР - количество рисунков, ИП - КР из практики (т.е., используемых в
работе), С - КР из своей практики, Ч - КР из чужой практики, П - КР
придуманных (для объяснения), С - количество своих придуманных рисунков, Ч -
количество чужих придуманных рисунков.

Кажется, я забыл про город и издательство... Да, и про количество шагов
стоило бы добавить... Ну, там в рабочем порядке доработают... :)

В "пределе" это, наверно, будет БД с такими полями: 

 обеспечить ю       | а   | ва    | ове (см. P.S.)
-----------------------------------------
                    |     |       |

или в несколько более понятном :-) виде:

обеспечить наличие | сип | место | время  
-----------------------------------------
                   |     |       | 

Ну, и в начало еще - поле "дата создания предписания" (МБ, будет еще поле
"дата публикации предписания"), а в конец - поле "координата предписания"
(МБ, будет еще поле "координата опубликованного предписания") (пме174).

"Далекое грядущее таилось 
В сих чудесах первоначальных дней,"
(Соловьев"1988с211о8) :)

================

Продолжение следует. 

Сергей Пушкарев, pushkaryov@newmail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное