Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алгоритмы для всех

  Все выпуски  

Алгоритмы для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

3"7"29
Вы читаете выпуск #43 рассылки "Алгоритмы для всех".

Пушкарев С.В. Предварительный анализ-2002: косой алгоритм для
перво-прохОдных и близких к ним задач. 

Продолжение выпусков 37-го от 3"1"31, 38-го от 3'2'28, 39-го от 3"3"30,
40-го от 3"4"30, 41-го от 3"5"31, 42-го от 3"6"30 рассылки "Алгоритмы для всех".

Ваше право чтения данной статьи вообще и данной части в частности
определяется лицензионным соглашением из первой части статьи.

=========================

110. Это даже вредно: наверняка, создадите себе лишние помехи :-) . У меня
некоторые из этих формулировок определенно ассоциируются с диверсионным
анализом (см. ЗЗР) и с диверсиями как таковыми :) .

Механизм этих помех (ПКМ, у меня :-) ) - в том, что промежуточные результаты
рефлекторно оцениваются как конечные. И в отрыве от контекста, - сами по себе.

111. Я решал эту задачу как бы от лица руководителя службы, отвечающей за
состояние дорог. 

114. Появление нового понятия там, где я встречаю какие-либо затруднения,
происходит у меня, надо сказать, довольно часто. - См. по этому поводу тж
прием поиска аномалии в Альтшуллер"1960#16 и раздел "Наука как внешнее
проявление" здешней главы "Преодоление препятствия".

128. Если приглядеться к этим целям и к их средствам (абзац выше), то можно
увидеть конструкцию тризовского противоречия: 

- 30. обеспечить присутствие автомобильной дороги вдоль реки НУТ, ЧТОБЫ 
- обеспечить присутствие возможности движения машин вдоль реки НУТ
- 31. обеспечить отсутствие автомобильной дороги вдоль реки НУТ, ЧТОБЫ 
- обеспечить отсутствие расходов на дорогу НУТ в нашей конторе"

В данном случае я эту конструкцию УВИДЕЛ, но, наверняка, можно сделать и
алгоритм ее выявления: когда она есть, но не видна.

Присутствие противоречия позволяет применить далее к этой задаче АРИЗ. 

131. "Все мне позволительно, но не все полезно..." (Апостол Павел, 1 Кор.
10, 23, цит. по Кирилл, митрополит Смолен. и Калинингр. // Комс.
правда:3"3"26с6о7к5) 

Имеющуюся синтаксическую несогласованность ("ЧТОБЫ отсутствует цель"), в
принципе, можно устранить, дав вместо "отсутствует цель", так сказать,
"нулевую" цель (что-нибудь вроде "обеспечить присутствие ничего нигде", -
соответствует "пустой" динамической операции у Крылова ("1997с103о3):"ничего
не делать"). Но для меня это как-то менее удобно. И я жертвую синтаксисом
ради смысла.

134. Помимо галочки (или буквы "с", - "(с)делано", "выполнено") и обратной
дроби я использую в этом типе полей ("действийные", как я их называю) еще
следующие отметки: 

  "о" ("(о)тменено"), 
  "ж" ("(ж)дет", "отложено"), 
  "у" ("(у)жЕ", - "ужЕ сделано"), 
  "и" ("(и)наче", - "сделано иначе"), 
  "уи" ("(у)же (и)наче", - "сделано ужЕ и иначе"), 
  "уч" ("(у)же (ч)астично", - "частично уже сделано, и этого пока достаточно"),
  "н" ("(н)ету", - "нету сырья, орудия..."), 
  "нн" ("(н)е (н)ашел"), 
  "ч" ("(ч)астично", - "сделано частично"), 
  "п" ("(п)еренесено", - "шаг перенесен куда-то еще"), 
  "-" ("шаг выключен", - "данная запись вообще не рассматривается как шаг"),

  ">" ("больше", - "полученный результат - больше запланированного") (пме208),

  "б" ("больше", - то же самое, что и предыдущий пункт, - при работе с
алгоритмами в файлах при русской раскладке клавиатуры),
  "~" ("примерно", - "получен приблизительный результат"), 
  "/_\" (это, я так неуклюже изобразил треугольник :-) , - греческую букву
"дельта", - она означает, что я удовлетворился лишь малой долей от намеченного).

3"4"30 Вспомнил, что использую еще одну отметку. Это -  значок, являющийся,
так сказать (ТС), помесью галочки и другого моего значка, заменяющего слово
"пусть". В действийных полях он означает "будем читать, что шаг выполнен".
Выглядит он как галочка с косой перекладиной наверху левой палочки. 

Как-то вот так:

     ж
   Ж       Ж
 ж  Ж     Ж
     Ж   Ж
      Ж Ж
       Ж

208. Подумал сейчас по аналогии о том, что возможна и отметка "<"
("меньше"). Но у себя я их не помню: если и бывают, то очень редко.

Впрочем, требуемый смысл уже присутствует у отметки "ч" ("частично").

3"6"1 Сегодня, ТС, осознанно стал использовать знак "<".  Оказалось, что с
ним на бумаге удобнее работать, чем с "ч": когда я ставлю обратную дробь
("\", - знак включенного шага), а потом оказывается, что не требуется
выполнять этот шаг в полном объеме, удобнее достроить ее до знака "<" (\ ->
<), чем писать поверх нее букву "ч", или стирать и потом уже писать "ч".

213. Есть у меня подозрение, что в случае, когда я у себя не могу выявить
цель какого-либо моего действия, этой целью является получение
удовольствия... :-\ Подсознательно избегаю называть себе эту цель?..

250. Вчера (3"4"23), правда, наткнулся у себя, как раз, на ТО (целеполагание
для моей собственной нестандартизованной задачи (2"8"28 //
((н))аг:1354(1794)*4)), но переделывать статью уже не буду. :)

288. 3"5"11 Вероятно, возможность подстановки в конец некоторого описания
задачи вопросов "Как быть?" или "Что делать?" можно рассматривать как
однозначный признак а) присутствия административного противоречия (пме291),
б) считания данного описания изобретательской ситуацией. 

Ответом на эти вопросы у меня является один (или более) ГСНД (от
которого(-ых) я далее строю ДРЗ(я)). 3"6"28 В конце мая 2003 года я увидел,
что здесь имеет место задача, результатом решения которой является другая
задача(-и) и ввел термин "мета-задача". (пме313)

Довольно много таких мета-задач собрано в Злотин, Зусман"1989.

Алгоритмом решения (любой?) мета-задачи будут шаги 40-80 ПА-2002. 

Короче, когда обнаружите себя, размышляющим над вопросом "Как быть?" или
"Что делать?", можете смело пользоваться этими шагами. - Не забывая,
естественно, отчислять мне оговоренный в действующем сейчас нашем
лицензионном соглашении процент. ;))

289. 3"6"28 Ср. с первым приемом на первом шаге алгоритма поиска решения
проблем на базе функционально-ресурсного подхода Кукалева. :

"Краткое описание сути приема

Проверить, а есть ли вообще задача (осуществить мысленный сдвиг ситуации в
будущее)?

Контрольный вопрос, помогающий в применении приема

Что будет, если задачу вообще не решать?" (Кукалев"2000) 

291. 3"6"28 Навскидку для административного противоречия могу выдать такую
(свою) форму противоречия. :

1) обеспечить присутствие изделия от задачи, АДЭН#2, ИЛИ #3
2) преодолеть препятствие: задача - неизвестна (вариант: задач - много)
3) обеспечить отсутствие изделия от задачи, АДЭН#4
4) преодолеть препятствие: <будут присутствовать, наверно, какое-то
неудобство, какие-то санкции, какая-то угроза..., - подставьте нужное
конкретное значение> (пме289)

Альтшуллеровская форма будет, наверно, примерно такой. :

1) обеспечить присутствие изделия от задачи, ЧТОБЫ #2, ИЛИ #3
2) избежать какого-то неудобства, каких-то санкций, какой-то угрозы..., -
подставьте нужное конкретное значение
3) обеспечить отсутствие изделия от задачи, ЧТОБЫ #4
4) обеспечить отсутствие затрат времени на выявление задачи, которую нужно
решить (пме289)

292. В ТРИЗ на этот счет есть свои описания ("первоописания"? :-) ) и своя
терминология. 

"Для специалиста по ТРИЗ азбучная истина: нельзя принимать на веру
формулировку, в которой предлагают задачу. В письме упоминаются активизация
творческого процесса, формализация, использование ЭВМ, создание
автоматизированного рабочего места для художника... Клубок проблем! Между
тем задача должна содержать только одну проблему, но - центральную,
изначальную, ключевую. В письме эта проблема даже не названа..." (АНИс37о5-7).

"Первоначальную формулировку проблемы в ТРИЗ принято называть
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ СИТУАЦИЕЙ." (АНИс38о8)

"Существуют ПРОТИВОРЕЧИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ (АП): нужно что-то сделать, а как
сделать - неизвестно. Такие противоречия констатируют лишь сам факт
возникновения изобретательской задачи, точнее - изобретательской ситуации."
(АНИс68о7)

"Даже непрофессионалу видно, что в этом примере все 'свалено в кучу': и
проблема текучести кадров, и выгоды предприятия, и несовершенство
оборудования. [...]

Как видим, проблем много: нужно что-то сделать, но что?
 
В самой постановке этого вопроса скрыто противоречие, которое в ТРИЗ
называется АДМИНИСТРАТИВНЫМ. Этому виду противоречий соответствует
изобретательская ситуация, включающая в себя целый клубок задач, из которых
нужно выбрать именно ту, которую следует решать в первую очередь. Каким
образом выделить первоочередную задачу среди прочих? Как ее затем решить
(быстро и с максимальным результатом)?" (РИСс37о4-5)

"Как видим, приведенные задачи сформулированы на уровне административного
противоречия. Однако вопрос в конце задачи задан в форме, характерной для
изобретательской ситуации: 'Как быть?'." (РИСс112о5) (пме288)

=================================

Продолжение следует. 

Сергей Пушкарев, pushkaryov@newmail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное