Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алгоритмы для всех

  Все выпуски  

Алгоритмы для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

3"4"30
Вы читаете выпуск #40 рассылки "Алгоритмы для всех".

Пушкарев С.В. Предварительный анализ-2002: косой алгоритм для
перво-прохОдных и близких к ним задач.
Продолжение выпусков 37-го от 3"1"31, 38-го от 3'2'28 и 39-го от 3"3"30
рассылки "Алгоритмы для всех".

Ваше право чтения данной статьи вообще и данной части в частности
определяется лицензионным соглашением из первой части статьи.

=================

Больше полей (шагов) в этой таблице нет. А имеющиеся шаги для текущей записи
я выполнил. А это означает, что пора переходить к выявлению в свою очередь
целей только что выявленной цели исходной задачи.

Так же, как это было раньше, я включаю, выполняю и закрываю шаг "внести в
первые свободные записи цели задачи, находящейся в первом поле текущей записи":

задачи и их цели                 | дерево|внести в| соеди-|
                                 |       | ...    |нить...|
----------------------------------------------------------|
обеспечить отсутствие беспорядка | -*    |        |       |
среди таблиц, предшествующих     |  |_   |   V    |   V   |
таблице ДРЗ < >                  | -* |  |        |       |
---------------------------------|    |  |--------|-------|
обеспечить отсутствие расхода    | -*_|  |        |       |
времени на решение уже решенных  |  |    |   V    |       |
задач                            | -*    |        |       |
---------------------------------|       |--------|-------|
ускорить достижение жизненных    |       |        |       |
целей                            |       |        |       |
                                 |       |        |       |
---------------------------------|       |--------|-------|

- Опять получилась только одна цель.

Включаю, выполняю и закрываю шаг "соединить задачу с ее целями переходом
"низ-верх"":

задачи и их цели                 | дерево|внести в| соеди-|
                                 |       | ...    |нить...|
----------------------------------------------------------|
обеспечить отсутствие беспорядка | -*    |        |       |
среди таблиц, предшествующих     |  |_   |   V    |   V   |
таблице ДРЗ < >                  | -* |  |        |       |
---------------------------------|    |  |--------|-------|
обеспечить отсутствие расхода    | -*_|  |        |       |
времени на решение уже решенных  |  |_   |   V    |   V   |
задач                            | -* |  |        |       |
---------------------------------|    |  |--------|-------|
ускорить достижение жизненных    | -*_|  |        |       |
целей                            |  |    |        |       |
                                 | -*    |        |       |
---------------------------------|       |--------|-------|

Аналогичным образом выявляю цели и увязываю их ветвями дерева дальше: до
"упора" :-) :

-----------------------------------------------------------
                                 |       |внести в| соеди-|
                                 |       | первые | нить  |
                                 |       | свобод-| задачу|
                                 |       | ные за-| с ее  |
                                 |       | писи   | целями|
                                 |       | цели   | пере- |
задачи и их цели                 | дерево| задачи,| ходом |
                                 |       | находя-| "низ- |
                                 |       | щейся в| верх" |
                                 |       | первом |       |
                                 |       | поле   |       |
                                 |       | текущей|       |
                                 |       | записи |       |
----------------------------------------------------------|
обеспечить отсутствие беспорядка | -*    |        |       |
среди таблиц, предшествующих     |  |_   |   V    |   V   |
таблице ДРЗ < >                  | -* |  |        |       |
---------------------------------|    |  |--------|-------|
обеспечить отсутствие расхода    | -*_|  |        |       |
времени на решение уже решенных  |  |_   |   V    |   V   |
задач                            | -* |  |        |       |
---------------------------------|    |  |--------|-------|
ускорить достижение жизненных    | -*_|  |        |       |
целей                            |  |_   |    V   |   V   |
                                 | -* |  |        |       |
---------------------------------|    |  |--------|-------|
обеспечить отсутствие            | -*_|  |        |       |
возможности того, чтобы          |  |    |        |       |
отсутствовало достижение         |  |_   |    V   |   V   |
жизненных целей у меня           | -* |  |        |       |
---------------------------------|    |  |--------|-------|
обеспечить присутствие изделия   | -*_|  |        |       |
от жизненных целей               |  |    |    V   |   V   |
                                 | -*    |        |       |
---------------------------------|       |--------|-------|
, А ЭТО ВЫВЕДЕНО ИЗ КОНЕЧНЫХ     |       |        |       |
ЦЕЛЕЙ                            |       |        |       |
-----------------------------------------------------------

И в результате имею ту структуру, с рассмотрения которой мы и начали
процедуру целеполагания. Формулировки "упоров" еще не устоялись. Порывшись в
своих записях, я нашел еще три: "А ЭТО МНЕ НУЖНО САМО ПО СЕБЕ" и "А ЭТО
ВЫВЕДЕНО ИЗ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ", "А ЭТО ИДЕНТИЧНО, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ОДНОЙ ИЗ
ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ". Кроме того, насколько мне помнится, было еще препятствие
из неизвестных целей (пме213). В этом случае я, кажется, записывал ВОЗМОЖНЫЕ
цели. (Способ - аналогичен оному из раздела 'Препятствие "Неизвестен
способ"'. См. тж текст после шага #80.)

Аналогом моего шага #20 в версии ГСА является первый шаг: "На первом шаге ПА
необходимо ответить на вопрос: какова конечная цель, с которой ставится
задача?" (РИСс112о9).

30) ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ "Я не знаю, как представить свою текущую задачу в
стандарте ГСНД", А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #40

 .*  

'Логично в первых главах представить читателю главного героя книги -
типичную изобретательскую задачу. Но их нет, типичных изобретательских
задач! Есть ситуации, которые относятся к задачам примерно так, как куски
железной руды относятся к подшипникам. Есть "задачи-призраки" - тупиковые
формулировки, полученные неверным истолкованием исходной ситуации. Внешне
"призраки" похожи на макси-задачи и мини-задачи: для такой-то цели надо
придумать такой-то механизм. А потом, после многих безуспешных попыток,
выясняется, что для достижения цели надо было искать совсем иной механизм.
Да и сама цель нередко полностью меняется в ходе решения...

В школе и в вузе будущий инженер привыкает к тому, что условиям задачи
следует безоговорочно доверять. Если в условиях сказано, что даны А и Б и
надо найти X, это значит, что надо найти именно X и что приведенные данные
(А и Б) достоверны и вполне достаточны. В изобретательской задаче все иначе:
в процессе решения может выясниться, что найти надо не X, а Y и для этого
нужны не А и Б, а В и Г. Поэтому первые встречи с изобретательскими задачами
порождают недоумение и неуверенность в том, правильно ли они сформулированы,
конкретно ли поставлены и т.д. На самом деле правильно сформулированных
изобретательских задач не бывает. Если абсолютно правильно сформулировать
изобретательскую задачу, она перестанет быть задачей: ее решение сделается
очевидным или же будет ясно, что задача не поддается решению при имеющемся
уровне науки и техники.

Мы будем использовать привычный термин "задача", помня при этом, что
"задача" может означать и "ситуация", и "тупиковая задача", и "макси-задача"
и "мини-задача". Умение видеть "кто есть кто" придет постепенно - по мере
знакомства с ТРИЗ.' (АНИс40-41)

"Когда вы наносите удары, эти удары не должны быть случайны и бессистемны.
Каждый удар должен иметь цель, а каждая цель - обоснование." (Данраджсект,
цит. по Гилби"1991с19о9-10)

 .*  

40) внести сюда задачу в виде "как есть" (некоторое произвольное описание):

Как результат выполнения этого шага я беру первый из трех примеров, на
которых разбирается ПА в РИС. :

"Река, размывая берега и насыпи, может привести в аварийное состояние
тянущиеся вдоль нее автомобильные или железные дороги. В наиболее опасных
местах берега укрепляют: на откосы укладывают железобетонные плиты, которые
жестко сцепляют друг с другом и с самой насыпью, образуя тем самым защитную
облицовку. Заранее, однако, трудно сказать, на какую глубину река может
размыть грунт. Углублять же защитное покрытие с 'запасом' вдоль всего берега
реки дорого. Поэтому плиты на откос укладывают лишь до уровня дна, а для
периодической проверки состояния насыпей, границы покрытия и наращивания его
вглубь в тех местах, которые стали подмываться рекой, приходится вызывать
водолазов. Хорошо, если грунт достаточно крепкий, а если нет - ремонт
приходится делать часто. Стоимость подводных работ в итоге оказывается
достаточно высокой. Как быть?" (РИСс111-112)

=======================

Продолжение следует.

Сергей Пушкарев, pushkaryov@newmail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное