← Май 2002 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
07-06-2000
Статистика
0 за неделю
Алгоритмы для всех
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Я написал комментарии (комментариев как таковых там, вообще говоря, получилось немного :-) ) к статье Кондратьева. Посмотрел на результат, решил что он великоват для одного выпуска и порезал его на три части, - растащив соответственно и список источников. Сначала в выпуске идет первый раздел моей статьи, а в конце - объявление. ------------------------------------- С.В. Пушкарев О приемах, открытиях и приемах открытий. (Комментарии к статье А.Н.Кондратьева "Приемы исследования природы в русловедении на разных стадиях развития научных представлений". Выдержки из нее даны в 23-м выпуске, - от 28 февраля 2002 г.) "Остап поклонился, протянул вперед руки, как бы отвергая не заслуженные им аплодисменты, и взошел на эстраду. - Товарищи! - сказал он прекрасным голосом. - Товарищи и братья по шахматам, предметом моей сегодняшней лекции служит то, о чем я читал, и, должен признаться, не без успеха, в Нижнем Новгороде неделю тому назад. Предмет моей лекции - плодотворная дебютная идея. Что такое товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея?" (ИПД:229о8-230о0) 1. О приемах. 2. Об открытиях. 3. О приемах открытий. 1. О приемах. "Покупая птицу, смотри, нет ли у нее зубов. Если есть зубы, то это не птица." (ХПВ:186о0) Что такое "прием"? Прием, это - частный случай правила. И далее, наряду с термином "прием" я буду использовать и этот более общий термин. Формально (после приведения в стандартный вид) любое правило является продукцией. - Вообще говоря, это утверждение сделано по индукции: я формализовал несколько правил, для всей этой выборки в результате получил продукции и сделал вывод, что и вся генеральная совокупность обладает тем же свойством. Т.е., это утверждение - что-то вроде теоремы без доказательства. Продукция представляет собой набор условий плюс "подвешенное" к ним действие. (Ср. с УИН:170о7: продукция - правило, состоящее из распознавания ситуации и действия, - пара "ситуация - действие" (или, можно сказать, пара "посылка - заключение") ) Обобщенно можно записать так: ЕСЛИ ..., ТО ... (наиболее частый вариант, см., н-р, ПМР: 129о5) или так: <условие> несколько <действие> или так: {условие i}1 n действие или так (это уже в алгоритмо-обрАзном :-) виде): ПОЛУЧИТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС "<условие-1>?", А ПОТОМ ПОЛУЧИТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС "<условие-2>?", А ПОТОМ ... ВЫПОЛНИТЬ ШАГ "<действие>" ПМР:131о3: К системам продукций можно свести все причинно-следственные утверждения, схемы вывода типа "посылка-следствие" [СП: алгоритмы распознавания, - см. ПРА], замкнутые системы правил и др. Существуют построенные на продукциях формальные языки. На download.ru мне попался даже "решатель задач" на их основе (ЭСД). Перед действием в продукции можно поставить оператор возможности (<> - ромбик. Далее будут такие же угловые скобки, но с пробелом между ними. Это - уже другое: словесная переменная.): "{условия} <> действие". Тогда это будет прием, - необязательное правило. Или там может стоять оператор обязательности (необходимости, - [ ] - квадратик, - Оба оператора я позаимствовал из модальной логики. См. ФМЛ или, более кратко, КЛС:358-360 или, более популярно, ЖФД:93-94): "{условия} [ ] действие". Тогда это будет рефлекс. (Помните собачек Павлова из школьного курса биологии? :-) А само понятие рефлекса ввел, надо сказать, еще Декарт (ФСП:6о5).) На практике граница между возможным и обязательным - размыта: я у себя не могу четко разделить приемы и рефлексы. Возможно, потому что условия на "атомарном" уровне образуют сеть (сеть Петри, - см. ТСМ:79-93), и какие-то переходы в ней обязательны, а какие-то нет (см. тж ИУИ). И сами правила образуют сеть (внутри правила распознавания, а снаружи - правила преобразования, - см. про них ниже). И сложность этой сети, насколько я могу судить, в голове (При машинной реализации, возможны и более сложные конструкции: см., н-р, ПМР:131-134.) имеет некоторый предел. (К слову: то, что обычно понимают под интеллектом и разными способами меряют, на мой взгляд, как раз прямо пропорционально той максимальной сложности условий, с которой данный человек способен работать, - грубо говоря: количество условий, которые он способен учесть.) И сверх него начинается, так сказать, "абсолютность" правил, - с точки зрения разума, куда они встроены. Т.е., у себя я замечал такое явление, что, если, скажем, запрещено нарушать этические нормы, правила дорожного движения и грамматические правила, то запрещено ОДИНАКОВО (Тут, правда, возможны варианты: по моим наблюдениям, это зависит от ограниченности времени и степени угрозы: чем больше времени в запасе и чем более безопасна ситуация, тем более дифференцированным может быть подход.), хотя очевидно, что "веса" этих категорий правил различаются на порядок, если не больше. Функция алгоритма - привести точно к результату. ("Под алгоритмом в математике и кибернетике понимают точное предписание, задающее вычислительный процесс, ведущий от начальных данных, которые могут варьироваться, к искомому результату." - УИИ:245о3 по МТА). Функция приема - максимально сузить область поиска результата (ШМЧ:98о7: "...если логические координаты [СП: приемы] слабо сокращают перебор, то... Это свидетельство "неработоспособности" координат.") Правила по отношению к алгоритмам - примерно то же, что и exe'шники для исходных текстов программ. И работа с приемами напоминает работу с exe'шниками (com'ами): свои функции (скажем, под DOS'ом) они выполняют, но если ситуация изменилась (пользователь, скажем, перешел на другую операционную систему), то их остается только выбросить. Если кратко: правила дают быстроту, алгоритмы - свободу действий. На практике у меня работает комбинация приемов и алгоритмов. Приемы, н-р, играют роль "вызова" алгоритмов: "ЕСЛИ готовый к употреблению вертикальный бланк для алгоритмов отсутствует в текущей теме, ТО выполнить алгоритм "сделать 5 готовых к употреблению вертикальных бланков для алгоритмов". Есть, правда, еще один способ получения приемов (в отличие от "из-алгоритмов-ого" :-) способа, - см. ШОА, - нигде, насколько мне известно, не описанный, но, вероятно, даже у меня более часто употребительный, - а у других так вообще почти единственный). Речь идет о конструкции "препятствие + средство его преодоления". Т.е., эта конструкция - как бы "пред-правило". А алгоритм - "пред-куча правил" :-). - Вроде того как ресурсный код программы является "пред-exe'шником" :-) . Я уже упоминал о фонде преодоленных препятствий в ПСК. После приведения формулировки препятствия к стандартному виду и разнесения по алфавиту этим фондом довольно удобно пользоваться. В отличие от наборов приемов у Альтшуллера (РИС:312-387, - вепольные стандарты, это - тоже, по сути, приемы, - АНИ:106о8:"особо сильные сочетания приемов и физэффектов" ), Половинкина (МПН:91-112) и др. в моих формулировках почти полностью отсутствует обобщение. (Оговорка "почти" относится к словесным переменным, - это - что-то вроде "лингвистических переменных" у Заде (ЗПЛ, см. тж ПМР:113), - в которые я выношу незначимые для данного способа детали.) И, следовательно, не приходится выполнять тяжелую операцию конкретизации общего приема до частной задачи: как взял, так и применил. Вот эти конструкции сворачиваются в приемы очень быстро: как правило, достаточно один раз сформулировать препятствие и найти для него средство преодоления. Далее при внесении этой пары в соответствующую таблицу (см. пример дерева решания задачи в разделе "О приемах открытий") происходит запечатление, и обращение к этой записи в дальнейшем требуется редко. Вероятно, возможно и "прямое" создание приемов (в виде продукций, - "если ..., то ..."). У себя я этого не замечал (может быть, потому что последний раз это явление у меня имело место, н-р, в студенческие годы: типа когда к экзаменам готовился :-) ), но как-то случайно задержав взгляд на передаче Валерия Комиссарова "Моя семья", обратил внимание, какие у сидевших там девушек (в отличие от пожилых дам) были сосредоточенные лица и такой полу-отстраненный взгляд во время обсуждения всех этих семейных коллизий. Насколько я могу судить, - именно потому что они в этот момент строили (или, по крайней мере, пытались) в голове эти самые приемы (продукции), - дабы соблюсти свои интересы в своей будущей семейной жизни. В каком-то смысле роль приемов (или переменной части некоторого одного приема) у меня, вероятно, играют бланки: даны "независимо" ни от чего, сравнительно постоянны по структуре... Правила, в отличие от алгоритмов, гораздо труднее поддаются изменению. Именно в силу их "откомпилированности" :-) . В принципе, у меня есть некоторое средство ("эволюционное дерево", - его прототипом являются "эволюционные цепочки" ("дерево прошлого опыта") Половинкина (МПН:140-145), - по функциям, вероятно, смахивает на "астральное тело" из эзотерики :) ) изменения правил как таковых (Я в этих попытках не одинок :-) : собственно, вся "тяжелая артиллерия" практической психологии работает именно на изменение правил (рефлексов). См., н-р, ДИУ, ХТИ.), но оно мало эффективно. Поскольку они маленькие :-) , обособленные :-) и изначально сидят в голове, а не на бумаге, - в отличие от алгоритмов, таблиц, списков, деревьев... Поэтому, кстати рефлексирующие таланты в неточных областях деятельности (живопись, музыка...) склонны обожествлять свое творчество (АКО): они придумали новый прием (далее, возможно, перейдущий в рефлекс), но, так сказать, НЕ ВИДЯТ ни его структуры, ни путей возникновения, а только, так сказать, ОСЯЗАЮТ его завершенность (замкнутость, конечность, отсутствие в его "окрестностях" каких-либо промежуточных форм...) и результативность. И именно с жесткостью структуры правил связано присутствие кризисов в развитии: насколько я могу судить, любой кризис любого человека - это перестройка системы его правил: старый набор правил оказался негодным (привел к чему-то плохому), - значит, его надо заменить. В "Комсомолке" (кажется, в какой-то женской рубрике) был дан довольно детальный пример такой кризисной перестройки. Жили-были муж и жена. У жены была близкая подруга, с которой та делилась всеми деталями своей семейной жизни. Однажды муж ей заявил, что уходит к этой подруге, упомянув при этом, что "она так меня понимает!". У жены (теперь уже бывшей) полным ходом пошел анализ ситуации. Цель при этом (насколько я могу ее заочно реконструировать) была "устранить уход мужа в будущем". Ухватившись за ту его фразу, она сделала вывод, что причиной ухода мужа стала ее чрезмерная откровенность. В результате правило "рассказывать такой-то подруге все подробности своей семейной жизни" она заменила правилом "не рассказывать никому никакие подробности своей семейной жизни". При использовании же алгоритмов нужда в кризисе как средстве развития, - "о необходимости которого так долго говорили" :-) и говорят все кому не лень: начиная от психологов (ВПА:43к1о6: "Динамика кризиса. Кризис как продуктивное состояние." И т.п. :-) ), кончая Морозом (Школа своего дела: http://moroz.onego.ru), - отпадает: приемы и образуются, и замещаются новыми, так сказать, сами по себе. Впрочем, в некоторых (и весьма важных) случаях развитие без кризисов, вероятно, не ускорят даже алгоритмы: речь идет об "обработке" :-) взрослых "запущенных" :-) особей. Хотя тут тоже есть выход, - но не для одного поколения: можно работать и с детьми, - используя алгоритмы в школьном образовании, - то, что у нас в свое время пытался делать Ланда (см. ЛАВ, кратко есть в ПРА; - до тех пор, пока его не начали понижать в должностях после того, как его сын женился на американке, - "сплюнул и уехал в Вашингтон"), а сейчас делает Паронджанов (ПКУ, ПЗИ). Появился даже учебник (АПС). И это радует. :-) Вероятно, набор правил (приемов и рефлексов), имеющихся у всех людей на Земле, конечен и теоретически может быть полностью описан (перечислен). (Вроде того, как описывают геном человека. И далее: раз, и сделал выборку приемов деланья открытий; раз, и сделал выборку приемов рукопашного боя... :-) ) Но, на мой взгляд, вряд ли такой банк будет особо полезен тем, кому были бы полезны правила из него (что несколько парадоксально :-) ): использование правил (будь то, в "продукционном" или неформализованном виде) требует натаскивания (еще и сопряженного с перебором), - как бы красиво это ни обозначалось: обучение, образование, тренинги... (вспомните свои школьные годы :-) ) и лишь слабо позволяет (на мой взгляд) при решении реальной задачи действовать по принципу "нашел и тут же применил". ("Индекс цитирования" для всех приемов вместе взятых по сравнению с тем же АРИЗом, по моей экспертной оценке, довольно мал.) Разве что, в будущем научатся "имплантировать" правила :-) ... (См., н-р, АОР.) Скорее, в большей степени потребителями такого банка правил окажутся те, кому надо будет управлять другими, - предсказывая их действия при заданных условиях. На взгляд со стороны правила, находящиеся в голове некоторого человека, будут выглядеть уже не правилами ("{<условие>} <действие>"), а эффектами (см. РИС: 170-197) (~"{<входное состояние>}<выходное состояние>"). И деятельность манипуляторов (см. ШАК), в принципе, ничем :-) не отличается от деятельности изобретателя, собирающего технологический процесс из физических (УФЭ, ДУФ), химических (СПН), геометрических (ВЕК) и прочих эффектов Часто, в основе конструкции "препятствие и средство его преодоления" лежит, как раз, эта структура эффекта. Т.е., фонд этих конструкций можно частично (Исключения, похоже, связаны с невозможностью в "чистой" структуре эффекта "перепрыгнуть" через ненужные уровни целе-средственной иерархии.) преобразовать в фонд эффектов. Или наоборот. А поскольку к виду "препятствие и средство его преодоления" можно привести и часть правил (те, что включаются непосредственно в ситуации препятствия, - в простейшем случае достаточно лишь заменить синтаксную форму: "ЕСЛИ готовый к употреблению вертикальный бланк для алгоритмов отсутствует в текущей теме, ТО выполнить алгоритм "сделать 5 готовых к употреблению вертикальных бланков для алгоритмов" " -> "ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ: готовый к употреблению вертикальный бланк для алгоритмов отсутствует в текущей теме, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО выполнить алгоритм "сделать 5 готовых к употреблению вертикальных бланков для алгоритмов" "), то имеет место и частичный взаимный переход приемов и эффектов. :-) Первым, так сказать, "осознанным" фондом (массивом, набором) приемов, вероятно, являются "Правила для руководства ума" философа и математика Рене Декарта (ДСВ или, кратко, ГРД), написанные в 1627-1629 годах. (21 правило). До Декарта были, например, библейские десять заповедей. У поэта Овидия (ОНЛ) многое можно рассматривать как приемы. После Декарта среди прочих приемы собирали и/или создавали микробиолог Кох (3 принципа медицинской микробиологии, - ЧНП:302о1-2), изобретатель Альтшуллер (приемы устранения технических противоречий: АРИЗ-64 - 40 штук, АРИЗ-71 - 100 штук (РИС:121а3), вепольные стандарты: 76 штук (РИС:145а3)), конструктор Половинкин (около 800, - МПН:85а2), торговец (?) Кэссон (12 правил (КДУ), 16 аксиом (КАБ)), промышленник Форд (4 принципа, - ФМЖ:14-15) и даже директор Ин-та проблем управления РАН Прангишвили (ППК) :-) . Я сам периодически начинал делать наборы приемов и правил (и, кажется, даже рефлексов), но видя полную их невостребованность (значение в поле "частота обращений" равно нулю), бросал это дело. * Но надо сказать (Как пишут в таких случаях: "Возможно, это принесет автору некоторое облегчение" :-) ), что выявление необходимых приемов все-таки полезнее гораздо чаще практикуемого выявления "необходимых качеств" (АНИ:179о4: "Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности...", ЛЧГ:с18о6: "Большинству исследуемых были присущи все семь качеств...", ), "черт" (ДКО:102к1о8:"Согласно Кеттелу , наиболее доказанными чертами личности креативных людей в области науки и искусства являются шизотимия, радикализм, интроверсия, доминирование." - Я тут специально не опустил собственно перечень: сейчас, небось, читаете и с тревогой на себя примеряете: подхожу или нет. :-) Примерили? И что изменилось? :-) ), "критериев" (АВК:46о5:"Дать абсолютно полное определение достойной цели - задача отдельной работы. Назовем лишь ее основные критерии: ..."), "условий" (РИС:66-67 из КОТ: Были выделены четыре условия, способствующие тому, чтобы какое-то случайное событие стало трамплином-подсказкой при решении сложной задачи. Эти условия следующие: ...") ... С приемами-то более или менее ясно, что делать, а вот с качествами... Самый очевидный вариант - посмотреть и список и загрустить о том, что ничего-то у меня такого в наличии нету... :-( И это неправильно! :-) Поясню почему: все эти свойства выявлены на "историческом" материале, - у людей, действовавших (в прошлом, - хотя, возможно, и не очень отдаленном) в определенной среде, а поскольку "все течет, все меняется", переносить эти черты на себя (действующего, строго говоря, уже в иной среде) можно только с некоторой натяжкой. (ПМР:88о4: Индуктивное заключение всегда является лишь правдоподобным заключением.) А если еще и целенаправленно изменять эту свою среду... ;-) Хотя авторы таких списков могут придерживаться и иного мнения об их функциях... : "Выявленная система качеств - это начальная разработка алгоритма таланта, алгоритма гениальности. Вполне естественно, что система качеств в настоящем виде не может еще претендовать на инструментальное, рабочее применение для "серийного", "промышленного" формирования творческих личностей. Исследования в этом направлении продолжаются, но основа, заложенная подходом с позиций объективных законов, уже есть" (АВК:128о0-1). Ох, не хотелось бы мне оказаться на конвейере такого "промышленного формирования творческих личностей"... Особенно в свете знания про некоторые "объективные законы" ("Переходит количество в качество, переходит в коленку нога..."), - благодаря которым первый автор процитированного отрывка получил без суда 25 лет лагерей (СВП:7о4), из которых отсидел 4 (АВК:10,18)... Тут авторы куда-то не туда гнут: еще одно достоинство алгоритмов - в том, что их в любой момент можно отбросить в сторону (а с правилами, кстати, так не сделать). Впрочем, иногда (в лучшем случае, - см., н-р, некоторые критерии в АВК:46-48 и качества в АНИ:179-191 и, более кратко, в АВК:127) перечисленные свойства можно взять и подставить в задачу в качестве изделия (про понятие изделия см. РИС:134о7: "В1" - "Вещество-1", ЩИТ:212о0: "Ок" - "конечный объект"), - задача, правда, при этом должна быть уже не в стандарте "глагол совершенного вида в неопределенной форме, как правило, с дополнением" (ГСНД), а в более частном стандарте (точнее даже, речь теперь идет не о стандарте как таковом, а о стандартизованном типе) "обеспечить присутствие чего-то где-то". И в этом случае в стратегическом плане такие свойства, вероятно, полезнее приемов. Вообще говоря, разные черты характера (смелость, упорство, дружелюбие...), вероятно, являются своего рода "макро-правилами". (Правда, объяснить, что конкретно я тут имею в виду под приставкой "макро-", я, пожалуй, не смогу. :-) ) И среди них врожденные "макро-рефлексы" -, вероятно, то, что понимают под инстинктом. Возможно, вам стало интересно, есть ли что-нибудь "хуже" списков свойств. :) Есть: обычный неупорядоченный текст. (Который, кстати, занимает большую часть данного выпуска. :))) ) А есть ли что-нибудь хуже него? Есть: отсутствие вообще какой бы то ни было информации. :-) Литература: АВК - Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизн. стратегия творч. личности.- Мн.: Беларусь, 1994.- 479 с. АКО - Акимов И., Клименко В. О природе таланта. О мальчике, который умел летать или путь к свободе. М.: Молодая гвардия, 1994. 224 с. АНИ - Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.- Новосибирск: Наука, 1986.- 209 с. АОР - Альтов Г. Опаляющий разум // Авт.сб. "Создан для бури". М., "Детская литература", 1970, http://lib.ru/RUFANT/ALTOW/searmind.txt АПС - Алгоритмика: 5 - 7 классы. Учебник для общеобраз. уч. зав. 3-е изд. - М.: Дрофа, 1998.- 297 с. ВЕК - Викентьев И.Л., Ефремов В.И. Кривая, которая всегда вывезет. Геометрия для изобретателей. // Правила игры без правил.- Петрозаводск: Карелия, 1989.- 280 с., с. 71-175 ВПА - Василюк Ф.Е. Психотехнический анализ психотерапевтического процесса. // Вопросы психологии, 1998, #6, с. 40-43 ГРД - Грин Г.В. Рене Декарт и его трактат "Правила для руководства ума". Реферат по философии. Екатеринбург, 1992. // http://www.referatov.net.cgi-bin/catalog/jump.cgi?ID=2842 ДИУ - Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. - М.: Класс, 1997. - 192 с. ДКО - Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии, 1999, #2, с.101-106 ДСВ - Декарт Р. Сочинения в двух томах. т.1 М.: Мысль, 1989.- 654 с. ДУФ - Денисов С. Указатель физических эффектов и явлений 188К http://trizfido.narod.ru/arc/DENISS01.ZIP ЖФД - Жоль К.К. Философия для любознательных: ... - М.: Просвещение, 1993. - 191 с. ЗПЛ - Заде Л.А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976 ИПД - Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев // Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. М.: ММП, 1993.- 560 с., с. 3-275 ИУИ - Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы. // Вопросы психологии, 1986, #2, с. 138-148 КАБ - Кэссон Г.Н. Аксиомы бизнеса. // Кэссон Г.Н. Искусство делать и сохранять деньги. Двенадцать условий успеха. Аксиомы бизнеса. Чисхольм П. Уверенность в себе. Мн.: Парадокс, 1995. 432 с., с. 191-291 КДУ - Кэссон Г.Н. Двенадцать условий успеха. // Кэссон Г.Н. Искусство делать и сохранять деньги. Двенадцать условий успеха. Аксиомы бизнеса. Чисхольм П. Уверенность в себе. Мн.: Парадокс, 1995.- 432 с., с.136-188 КОТ - Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М., 1987 ЛАВ - Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1966.- 523 с. ЛЧГ - Ландрам Дж.Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила. Ростов-н/Д: Феникс, 1997.- 640 с. МПН - Методы поиска новых технических решений.- Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1976.- 192 с. МТА - Марков А.А. Теория алгорифмов. // Труды Математического института им. В.А.Стеклова, 1954, т.42 КЛС - Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. -М.:Наука, 1976.- 720 с. ОНЛ - Овидий П.Н. Наука любить. М.: Вернисаж, 1992.- 220 с. ПЗИ - Паронджанов В.Д. Занимательная информатика или Волшебный Дракон в гостях у Мурзика: [Для мл. и сред. школ. возр.] -М.: РОСМЭН, 2000. - 157 с. ПКУ - Паронджанов В.Д. Как улучшить работу ума: Новые средства для образного представления знаний, развития интеллекта и взаимопонимания. - М.:Радио и связь, 1998. -352 с. ПМР - Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов. - М.: Радио и связь, 1989.- 182 с. ППК - Поиск подходов к решению проблем. М.: СИНТЕГ, 1999 ПРА - Пушкарев С.В. Работа алгоритма и мета-алгоритма распознавания (на примере определения необходимости заполнения налоговой декларации). // Алгоритмы для всех, 2001, в. 11 от 30.3.01 и в.12 от 3.4.01, 13.8К ПСК - Пушкарев С.В. Сноски (комментарии Пушкарева к статье Ларченко). // Алгоритмы для всех, 24-й выпуск, 30 марта 2002 г. РИС - Рождение изобретения М.:Интерпракс, 1995.- 432 с. СВП - Селюцкий А. Вместо предисловия. // АВК:5-8 СПН - Саламатов Ю.П. Подвиги на молекулярном уровне. Химия помогает решать трудные изобретательские задачи. // Нить в лабиринте.- Петрозаводск: Карелия, 1988.- 227 с., с. 95-163 ТСМ - Технология системного моделирования, М.: Машиностроение, Берлин: Техник, 1988.- 520 с. УИИ - Управление, информация, интеллект. М.: Мысль, 1976.- 383 с. УИН - Уинстон П. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1980.- 519 с. УФЭ - Указатель физических эффектов для решения изобретательских задач.- М., 1979 ФМЖ - Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.:Терра, 1992.- 192 с. ФМЛ - Фейс Р. Модальная логика. М., 1974 ФСП - Фильчаков П.Ф. Справочник по высшей математике. Киев: Наукова думка, 1973.- 743 с. ХПВ - Хармс Д. Полет в небеса: Стихи. Проза. Драма. Письма.- Л.: Сов. писатель, 1991.- 560 с. ХТИ - Хейли Дж. Терапия испытанием. Необычные способы менять поведение. - М.: Класс, 1998. - 198 с. ЧНП - Чолаков В. Нобелевские премии. Ученые и открытия.- М.: Мир, 1986.- 368 с. ШАК - Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. ~М., ~1992 ШМЧ - Шапиро С.И. Мышление человека и переработка информации ЭВМ. М.:Сов. радио, 1980.- 288 с. ШОА - Шапиро С.И. От алгоритмов к суждениям. Эксперименты по обучению элементам математического мышления. М.:Сов. радио, 1973.- 287 с. ЩИТ - Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа Культурной Политики, 1995 ЭСД - "Эксперт" - система для решения задач в различных предметных областях, использующая продуциальный подход для представления знаний. (Система предназначена для задач, решение которых может быть опимано рядом эвристических формул "Если ... то ... ") 10.9.99 См. http://www.shipilov.com ------------------- Объявление. Просьба к А.Ларченко и В.Уссу сообщить свои новые адреса, если они хотят получить от меня ответ. :-)
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||