Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алгоритмы для всех

  Все выпуски  

Алгоритмы для всех


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Вы читаете рассылку "Алгоритмы для всех", 19-й выпуск, 30 октября 2001 г.

В выпуске:
1) Дополнения к алгоритму иследования
2) Алгоритм продвижения к цели "вслепую" :-)

Дополнения к алгоритму исследования (см. 18-й выпуск).

Я здесь продолжу пояснения к алгоритму и дам несколько обзорных ссылок для этой
же книги (БЖК).

  Список типовых компонентов процесса исследований и разработок (с. 73):
7) V - цель, - ориентир для исследования и эталон сравнения (СП: При данном содержании,
- денотате, - в качестве названия понятия, вероятно, точнее было бы использовать
термин "изделие", - в ТРИЗовском понимании, - РИС:134)
8) U - исходные данные, - характеризуют начальное состояние, нужны для обоснования
целесообразности проведения исследования и выявления степени новизны цели (СП:
Роль подобного описания - , вероятно, некоторая страховка тех, кто финансирует
исследования. У меня как исследователя НИКОГДА не возникало необходимости в таком
изначальном перечислении ресурсов: что есть под рукой, все - мое. :-). И я не
рекомендую без внешней необходимости тратить на это время.)
9) R - фактически полученный результат
10) F - способ достижения цели, - способ (оператор) перехода от U к V
11) задача - если можно априори с достаточной степенью вероятности предполагать
существование оператора F (73о9) (СП: Я в качестве необходимого критерия задачи
использую синтаксические признаки: <глагол совершенного вида в неопределенной
форме, как правило, с дополнением>. Н-р, "распечатать страничку от ВИНИТИ про
депонирование", "сделать рассылку 'Открытая консалтинговая сеть' ", "поесть",
"поспать" :-) . Нужды в достаточном критерии/определении у меня ни разу не возникало.)
12) проблема - если F неизвестен (73о8) (СП: В качестве необходимого и достаточного
критерия проблемы я использую синтаксную форму "Меня беспокоит то, что ...".
Если некоторое высказывание можно в нее подставить, и, если после этой подстановки
получается истинное утверждение, значит, исходное высказывание - проблема. "А
если ни, то ни!" :-) Но, строго говоря, за всю свою научную деятельность (10
лет) я не имел ни одной "научной проблемы". :-) То, что было, и то, в результате
решения чего, появлялись какие-то новые научные  результаты, укладывалось отнюдь
не в эту форму, а в форму ~"Я недоволен тем, что ..." (формулировка - рабочая,
еще необкатанная). Т.е., что-то типа эстетической неудовлетворенности, порождающей
стремление устранить несовершенство изделия... К слову: и проблема, и недовольство
являются частными случаями препятствия. Один из вариантов синтаксной формы для
него таков: "<сделать то-то> мне мешает то, что ...". Термин "препятствие" является
практическим эквивалентом термина "помеха", - к получению идеального конечного
результата (ИКР), - из Предварительного анализа (ПА) в ТРИЗ (см. РИС))
13) Cvr - требования к будущему результату, - устанавливаются на основе внешних
требований к цели (соответствующая им область свойств будущего результата, -
79о4)
14) Cv - внешние требования к целям (79о4)
15) подход к выполнению исследования - множество допустимых путей {F} (80о2)
16) способ выпонения исследования F - упорядоченная последовательность априорно
разрешимых процедур либо алгоритмов, детализирующих путь выполнения исследования
при переходе от исходных данных к цели <V, Cv> (80о4)

Мотивы к проведению новых исследований (77о0):
- необходимость раскрытия научного содержания установленных практических целей
(потребностей отраслей народного хозяйства)
- стремление объяснить (доказать) известные факты и явления, не объясненные (не
доказанные) при достигнутом уровне научных знаний и накопленного опыта, - это
научные потребности

Характерные функции процесса достижения цели исследования: 111-112.
Классификация ученых по характерным функциям: 112о4.
Компоненты комплексного обеспечения процессов достижения целей: 108о6.
Основные компоненты процесса принятия решений: 117о2.
Стандартная форма описания публикации: 161.

  БЖК - Балаян Г.Г., Жарикова, Комков "Информационно-логические модели научных
исследований".-М.:Наука, 1978.-344 с.
  РИС - Рождение изобретения (стратегия и тактика решения изобретательских задач).
М.:Интерпракс, 1995.-432 с.

---------

Алгоритм продвижения к цели "вслепую".

1. достичь цели "вслепую", А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО 2,3,4
2. выбрать цель
3. выбрать средства, которые, на первый взгляд, подходят для достижения этой
цели
4. пользуясь этими средствами произвести умеренное изменение
5. если цель достигнута, продолжить в том же духе
6. если нет, изменить или отменить сделанное
7. выбрать другие средства достижения цели
8. перейти к шагу №4

Алгоритм построен по книге: Кауфман Х.Р. Тактика успеха в бизнесе и науке: Творчество,
деньги, слава. М.:Интеллект, 1993.-159 с., куда он в свою очередь попал из статьи
Чарльза Линдблома "Наука продвижения 'вслепую' ". Где и когда была опубликована
эта статья Кауфман не указал.

Сергей Пушкарев, pushkaryov@newmail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное