Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алгоритмы для всех

  Все выпуски  

Алгоритмы для всех


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Вы читаете рассылку "Алгоритмы для всех", 18-й выпуск, сентябрь 2001 г.

Алгоритм исследования.

В этом выпуске я изложу алгоритм исследовательской работы. Он взят из:
Балаян Г.Г., Жарикова, Комков "Информационно-логические модели научных
исследований".-М.:Наука, 1978.-344 с. (с.78-82).

Стараясь по минимуму менять авторский текст, я не стал приводить названия
этапов к стандарту ГСНД ("глагол совершенного вида в неопределенной форме,
как правило, с дополнением"), - позволяющему стыковать шаги в правильный
текст. Поэтому в тексте ниже будет присутствовать некоторая несуразность.
:-) Впрочем, (я надеюсь :-) ) легко исправляемая в уме.

Чтоб не перегружать шаги переходами (см. форму записи алгоритмов счастья и
восстановления энергопотенциала в майском выпуске, - в шагах там
присутствовали оба типа переходов), я свел переходы типа "А ПОТОМ", -
отношение (предикат) "шаг - следущий шаг", - в единый список номеров, -
после текста надшага, - являющегося целью для этой последовательности шагов.
Для понятности я указал переходы "А ПОТОМ" перед номерами шагов-средств в
первом шаге алгоритма. Далее это словосочетание везде опущено. И порядок
выполнеия шагов задан этими последовательностями номеров, - а не номером
щага как такового.

Ссылки даны в виде "77о5", что означает "отступ сверху в 0.5 (т.е. 50%) от
высоты текста на странице 77".

В трехбуквенных латинских обозначениях вторая буква - верхний индекс, третья
- нижний.

1. Стандартные этапы исследований и разработок, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #2, А
ПОТОМ #6, А ПОТОМ #19, А ПОТОМ #24, А ПОТОМ #27, А ПОТОМ #32, А ПОТОМ #34
2. исходные предпосылки (этап N1) (с77о5) (в результате этого этапа - "цели
намечены"), А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #3, 4, 5
3. записать выявленные ранее потребности научного или практическгоо характера
4. сформулировать удовлетворяющую их общую цель или набор целей {V}
5. отразить согласованные с ней исходные данные {U}
6. подход к постановке (этап N2) (с78о0) (в результате - "цели определены"),
- кортеж <V,U> или множество кортежей {<V,U>}, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО
#7,8,9,16,12,13,14,15,17
7. проанализировать исходные данные {U}
8. выявить круг нерешенных вопросов
9. конкретизировать намеченную цель, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #10
10. перейти он намеченных целей {V} к перечню конкретных целей исследования
{v1, v2, ... vU}, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #11
11. задавать вопросы "что" либо "в чем потребность цели V?" (с79о7)
12. уточнить множество исходных данных
13. конкретизировать {U} в виде {U1, U2...  Un}
14  отнести их к каждой конкретной цели
15. установить соответствие между ними, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #18
16. проанализировать {V} и {U}
17. соответствие U и V, - основанное на анализе возможности перехода от U к V
18. ввести необходимую теоретическую посылку (гипотезу, идею, предположение,
- см. Пояснения: 2-6)
19. информационно-целевая постановка (этап N3) (в результате - "цели
поставлены", - кортеж <U,V,CvR>) (79о1), А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #20,23
20. определить свойства CvR, которыми должен обладать будущий результат при
возможности его последующего развития (ипользования), А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #21,22
21. определить для цели V внешнюю цель V*
22. сформулировать внешние требования к цели Cv
23. установить для каждой из целей область свойств CvR, сопоставимых с
предъявляемыми к целям {V} внешними требованиями Cv
24. подход к выполнению исследования (этап N4) (в результате - "цели
достижимы"), А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #25
25. сформулировать теоретические посылки (см. #6 из Пояснений), отвечающие
на вопрос "Как [СП: достичь цели <V,Cv>]?" [СП: Если они являются ответами
на этот вопрос, то это будут, скорее, "средства", а не "посылки".], А ДЛЯ
ЭТОГО НУЖНО #26
26. построить кортеж <V,U,CvR,{F}>
27. способ выполнения исследования (этап N5) (в результате - "цели
разрешимы"), - <V,Cv,U,F>, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #30
28. выбрать из возможных путей один или несколько параллельных, А ДЛЯ ЭТОГО
НУЖНО #29,31
29. конкретизировать каждый выбранный путь в виде однозначно понимаемых и
выполняемых действий (операций) и последовательности их выполнения (80о4)
[СП: у меня это называется деревом решения задачи]
30. найти метод выполнения научного исследования,А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #28
31. проанализировать и классифицировать все найденные допустимые способы
решения поставленного в исследовании вопроса с учетом эффективности их
реализации в зависимости от типов исходных условий, характерных для
исследований рассматриваемого класса
32. результат выполнения исследования (этап N6) (в результате  - "цели
достигнуты", - <V,U,Cv,F,{R}>), А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО #33
33. указать в информации о содержании полученных результатов степень
соответствия и полноты достижения как цели V так и внешней потребности Cv
34. теоретически (экспериентально) проверенный результат исследования (этап
N7) (в результате - "достигнутые цели проверены", - <V,U,Cv,F,R>), А ДЛЯ
ЭТОГО НУЖНО #35,36,37
35. подтвердить достоверность (истинность) указанного результата
36. указать методы проверки (дополнительноо проведенный теоретический анализ
или практический эксперимент)
37. указать дополнительные сведения об условиях эксперимента (проверял ли
только сам исследователь или еще кто-либо)

Пояснения.
1) Кортеж - упорядоченный конечный набор (в данном случае: множеств).
2) Идея о наличии соответствия между двумя элементами A и B, где A->B, -
четко сформулированные общие понятия, определяющие совокупность действий
(оператор F: A->B) при переходе от A к B (78о4).
3) Гипотеза H о соответствии A и B (H: A->B) - обоснование перехода от A к
B, для которого, однако, на момент установления нет подтверждений о
достоверности либо даже существуют определенные сведения, противоречащие
этому обоснованию (78о5).
4) Предположение S о о возможности соответствия между A и B - совокупность
отдельных частных обоснований, не объединенных одним общим свойством (идеей
или гипотезой), но позволяющих считать допустимым переход от A к B (78о6).
5) A и B - различные компоненты исследования (78о7).
6) Идея (гипотеза, предположение) о подходе к постановке исследования -
теоретическая посылка, обосновывающая переход от U к V (78о8).

Некоторый мой общий коментарий: символьные обозначения здесь -, вероятно,
дань математической традиции: практически работать с ними неудобно.

Сергей Пушкарев, pushkaryov@newmail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное