Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алгоритмы для всех

  Все выпуски  

Алгоритмы для всех


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Рассылка "Алгоритмы для всех", выпуск 12, апрель 2001 г.

  В выпуске:

2) Работа алгоритма и мета-алгоритма распознавания (на примере определения необходимости
заполнения налоговой декларации). Конец. (Начало - в прошлом выпуске.)
3) Новость
4) Объявление.

Возможно, некоторые читатели, прочтя цитаты, а потом алгоритмы, скажут: да,
тут и так все ясно, зачем огород городить? На это я могу привести два своих
наблюдения. Первое - это то, что чем в меньше человеке от начальника, и больше
от подчиненного, тем чаще он выдает подобные фразы. Вероятно, это связано с
подсознательным примерянием задачи НА СЕБЯ и желанием показать воображаемому
начальнику, какой, мол, я умный. А начальник, надо полагать, примеряет задачу
НА ПОДЧИНЕННОГО и в аналогичной ситуации, вероятно, молча радуется, что у него
самого меньше времени на разъяснения уйдет. Второе - то, что те же люди, что
только что утверждали очевидность решения какой-либо подобной задачи, про задачу
чуть посложнее с той же легкостью заявляют: "Это неразрешимая задача!" Хотя
вся разница между ними - только в количестве элементарных действий. В качестве
примера тут можно использовать арифметические аналоги: н-р, "вычислить 1*2+3"
и "вычислить 4+5*6+7(8+9*10)-11" . В первом случае требуется сделать два действия,
а во втором - семь. Для первого выражения ответ с ходу дать можно, для второго
- нет (если вы, конечно, не "человек-счетчик" :-) ). Но для знающих арифметику
вычислить результат и первого, и второго выражения не представляет никакого
труда. И добавлю, что оба процитированных отрывка - это заведомо упрощенные
(в рассчете на не-юриста) варианты. В общем же случае спасение утопающих - дело
рук самих утопающих... :-( А кроме того ведь можно еще представить ситуацию,
когда выдать некоторое (пусть даже самое простое) заключение от вас требуется
в режиме жесткого цейтнота, - когда голова занята еще десятком неотложных дел...

Вопросы ╧28-31 из алгоритма можно было бы дать и в гораздо более коротком виде
(сравните, н-р, из арифметики длины типов записи: "2+2" и "к двум прибавить
два") как формулы алгебры логики. Но поскольку в этом случае бОльшая часть читателей
рассылки, я полагаю, ничего бы в них не поняла, - и более того, испытала бы
при этом не лучшие чувства к автору (т.е., ко мне :-) ), я этого не делаю. ;-)
Хорошо помню свои ощущения, когда, читая ШОА, я натыкался на куски типа "А теперь
как обычно упростим полученную формулу...". И далее идет куча строк с маловразумительными
дизъюнкциями и конъюнкциями ... Х-| И это при том, что в свое время еще на последнем
курсе университета я сдал курс "Основы кибернетики", и уже тогда получил некоторое
представление о разных там "дизъюнктивных нормальных формах" и т.п. :-)

Вариантов короткой записи тут, вообще говоря, может быть несколько:

     28:╧23 или ╧24="да"? :н     28:.23^.24 :-     28:з23+з24 :0
н-р, 29:╧25 или ╧28="да"? :н или 29:.25^.28 :- или 29:з25+з28 :0
так  30:╧26  и  ╧27="да"? :н так 30:.26&.27 :- так 30:з26*з27 :0
     31:╧29 или ╧30="да"? :н     31:.29^.30 :-     31:з29+з30 :0

В третьем случае вместо значения "неизвестно" естественно использовать "икс",
а во втором - вопросительный знак. Значение "да" в третьем случае будет соответствовать
единице, во втором - плюсу (или вместо плюса можно взять букву "и", - "истина",
а вместо минуса - "л", - "ложь"). Знак номера, точка или буква "з" перед числом
означают "запись ╧".

К слову: в педагогике периодически дискутируется вопрос, стоит ли преподавать
логику. (У меня она была предметом без экзамена во время аспирантуры.) Так вот:
алгоритмы распознавания - это единственный случай, когда я в явном виде использовал
ее для решения своих задач.

Ланда (ЛАВ:438-440) измерил и пользу от таких алгоритмов: в контрольной работе
по теме "Сложносочиненное предложение" (школьный предмет "Русский язык") у учеников
группы, обучавшейся работе с алгоритмами распознавания, (экспериментальная группа:
один класс, 37 человек) в среднем было 3.1 ошибки на человека, в то время как
в группе, не приобщенной к алгоритмам, (семь классов, 229 человек) - 20.5 ошибок
на человека . Что на ЧЕТВЕРТЬ больше МАКСИМАЛЬНОГО количества ошибок (16, -
у ученицы, квалифицированной врачом и учителями как умственно отсталая), допущенного
в экспериментальной группе.

О возможном практическом применении... Помимо образования (то, что освещено
у Ланды и Шапиро) алгоритмы распознавания, на мой взгляд, имеют большие перспективы
в юриспруденции: как средство упрощения всех этих юридических дебрей :-( (что
я, собственно, и проделал с налоговыми положениями, - полученный алгоритм, на
мой взгляд, доступен любому умеющему читать :) ). От государства (в частности,
от принимающей законы Думы), мне кажется, маловероятно дождаться выдачи законов
"в готовом к употреблению неспециалистами" :-) виде (Впрочем, в Думе тоже люди
сидят и, возможно, тоже захотят сберечь изрядное количество нервных клеток...
Если не у избирателей, то хотя бы у себя... :-) ), но для построения некоторой
внутренней справочной системы (своего рода коллективного разума :-), - в этом
случае, вероятно, удобнее будет от отдельных алгоритмов перейти к алгоритмической
сети, - некоторый логический вариант "алгоритмической сети" Иванищева (см. ИМО))
в юридических (или, м.б., даже как раз не юридических, но вынужденных по роду
деятельности часто сверяться с законодательством, - типа риэлторских) фирмах
или для издательств, желающих расширить сферу сбыта юридической (или имеющей
юридический раздел, - н-р, по действиям с той же недвижимостью) литературы за
счет читателей-непрофессионалов, я думаю, излагаемый подход был бы полезен.

*) Имеется в виду налогооблагаемый доход. В него не входят, н-р, гранты (благотворительные
денежные пожертвования) на науку, образование и т.п. (см. ИГН). Подобный "недосмотр"
свойственен, надо сказать, не только журналистам, но и самим мытарям. Два года
назад с меня в нашей налоговой инспекции так вот пытались взыскать налог, -
причем даже не с моей зарплаты из гранта, а со ВСЕЙ его суммы! Э:-0 О налоговых
льготах можно прочесть (а, при желании, сделать и из них алгоритм :-) ), н-р,
в "Комсомольской правде" от 29.3.01 на стр. 9.

Используемые сокращения (г.о., названия источников):

ГТА - Глушков В.М. Теория алгоритмов. Киев, 1961
ИГН - Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 29.6.95 по применению
Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (в ред. от 27.3.97)
ИМО - Иванищев В.В. Математическое описание алгоритмических сетей. // Системы
автоматизации в науке и производстве. Сб. ст., М.: Наука, 1984.-262 с., с.23-30
КОА - Калужнин Л.А. Об алгоритмизации математических задач. // В сб. "Проблемы
кибернетики", в.2, М., 1959
ЛАВ - Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1966.- 523 с.
СП - Сергей Пушкарев ;-)
ТСМ - Технология системного моделирования, М.: Машиностроение, Берлин: Техник,
1988.- 520 с.
ШМЧ - Шапиро С.И. Мышление человека и переработка информации ЭВМ. М.:Сов. радио,
1980.- 288 с.
ШОА - Шапиро С.И. От алгоритмов к суждениям. Эксперименты по обучению элементам
математического мышления. М.:Сов. радио, 1973.- 287 с.

3) Новость.

В полку алгоритмических рассылок прибыло... ;)

Рассылка: Алгоритмы влияния или управляемое общение
Код: economics.school.algoritm
Язык: Русский
Состояние: Должна выходить
Открыта: 13-03-2001
Периодичность: один раз в неделю
Последний выпуск: 22-03-2001 для 8 подписчиков
Для вас пишет: Автор рассылки Евгений Буряков
E-mail: evgbur@mail.ru
В рассылке рассказывается о конкретных методах, приемах и техниках влияния
на собеседника во время проведения переговоров. Рекомендуемые техники
влияния на собеседника также эффективны и в быту. Приемы влияния, методы
убеждения и внушения, правила создания и формулирования комплиментов,
вопросов и аргументов рассматриваются подробно и на конкретных примерах.
Будут полезны тем, кто зарабатывает себе на жизнь, работая с людьми.

4) Объявление

В рамках почтовой конференции: "Аналитические стратегии мышления, рациональные
методы создания и выбора решений" в данный момент проходят обсуждения следующих
тем:
а) логичное мышление,
б) правила обращения с терминами,
в) методы работы с текстовой информацией,
г) системный подход.
Это свободная дискуссия. Предлагайте темы для обсуждения...
Для получения материалов конференции по почте нужно отправить пустое письмо
по адресу: analytical-rational-methods-subscribe@yahoogroups.com
Андрей Ларченко

Сергей Пушкарев, pushkaryov@newmail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное