Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сумасшедшие идеи

  Все выпуски  

Сумасшедшие идеи -III-2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

М.Е.Сандомирский

Молчание цыплят, Или Немое кино-2

(Фрагмент зарегистрированного интеллектуального продукта.)

   Наш  очередной предмет обсуждения в цикле "Сумасшедшие идеи" -
новое  психоделическое  кино.  Самое  сумасшедшее кино - в разных
смыслах. Но это не классический "Полет над гнездом кукушки". И не
дилетантские   "Хроники   психушки".  Не  выступления  на  экране
доктора-"мозговеда"  А.Бильжо.  И  даже не крутой триллер "Не все
дома-05".  Это  общие  механизмы  психологического воздействия на
зрителя  современного  киноискусства,  образцами  которого в этом
аспекте  выступают  произведения  режиссеров Такеши Китано, Вонга
Карвая  (особенно  его  "глухонемой"  фильм  "Опасный Бангкок") и
российского    режиссера    Эдуарда    Часовитина    (см.   фильм
"Москва-Небо", использовались наши психологические консультации).
   Новое  сумасшедшее кино - это фильмы не о психически больных и
не  фильмы  для них. А фильмы, предназначенные для людей здоровых
(по  крайней  мере,  душевно)  - о том, как им не стать больными.
Отчего  и почему, и какая такая опасность повального сумасшествия
грозит  нашим  современникам?  Опасность  представляет  собой сам
современный   образ   жизни,  с  его  вечной  суетой  и  спешкой,
скученностью   и   скукой,   бездуховностью  и  меркантильностью,
приземленностью  и  отсутствием  романтики,  девальвацией  вечных
ценностей  и  возвеличиванием  "золотого тельца",  регламентацией
всего   и   вся   и   формализацией   отношений   между   людьми,
выхолащиванием   из  жизни  самой  ее  глубинной,  духовной  сути
("сермяжной   правды",   как  писали  Ильф  и  Петров:).  В  этой
"механической"  жизни  современный,  "механический" человек живет
только  наполовину: только одной половинкой своего мозга - левой,
рассудочной,    бездуховной.    Правая    же   -   эмоциональная,
одухотворенная - пребывает в небрежении.
   К  чему  это  приводит, спросите вы? На самом деле, к эпидемии
душевных  расстройств.  Последствия - депрессии и неврозы, кризис
семьи,  алкоголизм и наркомания, культ агрессии и жестокости... А
почему? Да потому, что с точки зрения психиатров. Людям при такой
жизни не хватает жизненно необходимых "витаминов для мозгов" - не
хватает  трансов.  Не хватает состояний, в которых правая и левая
"половинки"   мозга   меняются   местами   и  гармонизируют  свои
отношения.
   В  этом аспекте искусство - именно то, что необходимо человеку
для   решения   проблемы.   В  сущности,  именно  поэтому  оно  и
востребовано.  Потому  что  искусство  -  не что иное, как способ
создания  трансов.  Точнее, искусство представляет собой "транс в
кубе" - это ТРАНСляция ТРАНСов, их ТРАНСпорт от одного человека к
другим.  Так  действует на человека любое искусство... Но сегодня
важнейшим  из  искусств  (как сказано классиком) для нас является
КИНО.  И  при  воздействии  этого  вида  искусства  на  зрителя у
последнего возникает специфический транс - "КИНО-ТРАНС".
   Какие именно эффекты, связанные с информационным воздействием,
повергают   зрителя   в   транс?   Перечислим   основные  факторы
кино-транса:
  • фиксация внимания на определенной идее - на действии, происходящем на экране (моноидеизм)
  • фиксация взгляда на экране (старый прием гипнотизации)
  • длительное сохранение неподвижной позы тела (гипотаксия)
  • изменение интенсивности воздействующего на человека потока информации: либо необычное снижение (чувственная, или сенсорная монотония), либо, напротив, чрезмерное возрастание (сенсорная перегрузка). На экране монотония чаще бывает слуховая (герои молчат, пауза затягивается:), реже зрительная ("застывшая" сцена - в качестве примера, "небо Аустерлица"). Информационная же перегрузка для зрителей бывает чаще зрительная (мелькающие на экране картины, сменяющие друг друга как картинки в калейдоскопе, в быстром темпе), реже слуховая (быстрая, чрезмерно торопливая речь, особенно сопровождаемая эмоциональным напором - таким образом обычно говорят ведущие новостных телепередач). Также значительное воздействие на состояние зрителя оказывают заложенные в киножанр следующие особенности восприятия:
  • Деперсонализация, или отождествление - зритель на время забывает о собственном "Я", отождествляя себя с персонажем фильма (эффект "мыльной оперы"), мысленно перенося себя на его место, входя в его роль. (При этом, что важно, происходит подавление его собственной внутренней речи.) Следствие этого - "гимнастика чувств", или перепады эмоций (по Часовитину) - трансовая смена эмоциональных состояний, приводящая к отреагированию эмоций, их разрядке.
  • Дереализация - чему способствуют разнообразные видеоэффекты ("размытость" картинки, ее раздвоение, приближение/отдаление, изменение пропорций, цветовые вариации... и т.п.) Подобные видеоэффекты имитируют трансово-иллюзорные и галлюцинаторные искажения восприятия реальности - и тем самым подталкивают человека к трансу.
  • Замедление / ускорении времени на экране - соответствующее замедлению / ускорению психологического времени в состоянии транса.
  • Дежа вю ("уже виденное") - повторы.
  • Метафоры - многозначно-символический "рассказ в картинках"
  • Неожиданность - внезапный поворот сюжета (эриксоновский транс, "разрыв стереотипа)
  • И наконец, эффект подражания - когда герои на экране демонстрируют транс, зрители автоматически, бездумно перенимают его (эффект обучения по модели, по Альберто Бандера). Последнее особенно наглядно (можно сказать, с лихвой) демонстрируется в художественной манере Эдуарда Часовитина - его герои на экране... молчат, находясь в состоянии транса. Современное кино вновь возвращается... к "немому" кинематографу. Ибо человеческие чувства на экране видны и без слов - что наглядно (и в прямом, и в переносном смысле) продемонстрировано в новом фильме Э.Часовитина "Москва - Небо", в его "визуальной поэзии" (термин упомянутого режиссера). Ну, а другие примеры трансового кино- и прочего искусства мы надеемся найти в ваших письмах, уважаемые читатели!
    
    

    http://subscribe.ru/
    http://subscribe.ru/feedback/
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: outsourcing.madidea
    Отписаться

    В избранное