М.Е.Сандомирский
Молчание цыплят, Или Немое кино-2(Фрагмент зарегистрированного интеллектуального продукта.)
Наш очередной предмет обсуждения в цикле "Сумасшедшие идеи" -
новое психоделическое кино. Самое сумасшедшее кино - в разных
смыслах. Но это не классический "Полет над гнездом кукушки". И не
дилетантские "Хроники психушки". Не выступления на экране
доктора-"мозговеда" А.Бильжо. И даже не крутой триллер "Не все
дома-05". Это общие механизмы психологического воздействия на
зрителя современного киноискусства, образцами которого в этом
аспекте выступают произведения режиссеров Такеши Китано, Вонга
Карвая (особенно его "глухонемой" фильм "Опасный Бангкок") и
российского режиссера Эдуарда Часовитина (см. фильм
"Москва-Небо", использовались наши психологические консультации).
Новое сумасшедшее кино - это фильмы не о психически больных и
не фильмы для них. А фильмы, предназначенные для людей здоровых
(по крайней мере, душевно) - о том, как им не стать больными.
Отчего и почему, и какая такая опасность повального сумасшествия
грозит нашим современникам? Опасность представляет собой сам
современный образ жизни, с его вечной суетой и спешкой,
скученностью и скукой, бездуховностью и меркантильностью,
приземленностью и отсутствием романтики, девальвацией вечных
ценностей и возвеличиванием "золотого тельца", регламентацией
всего и вся и формализацией отношений между людьми,
выхолащиванием из жизни самой ее глубинной, духовной сути
("сермяжной правды", как писали Ильф и Петров:). В этой
"механической" жизни современный, "механический" человек живет
только наполовину: только одной половинкой своего мозга - левой,
рассудочной, бездуховной. Правая же - эмоциональная,
одухотворенная - пребывает в небрежении.
К чему это приводит, спросите вы? На самом деле, к эпидемии
душевных расстройств. Последствия - депрессии и неврозы, кризис
семьи, алкоголизм и наркомания, культ агрессии и жестокости... А
почему? Да потому, что с точки зрения психиатров. Людям при такой
жизни не хватает жизненно необходимых "витаминов для мозгов" - не
хватает трансов. Не хватает состояний, в которых правая и левая
"половинки" мозга меняются местами и гармонизируют свои
отношения.
В этом аспекте искусство - именно то, что необходимо человеку
для решения проблемы. В сущности, именно поэтому оно и
востребовано. Потому что искусство - не что иное, как способ
создания трансов. Точнее, искусство представляет собой "транс в
кубе" - это ТРАНСляция ТРАНСов, их ТРАНСпорт от одного человека к
другим. Так действует на человека любое искусство... Но сегодня
важнейшим из искусств (как сказано классиком) для нас является
КИНО. И при воздействии этого вида искусства на зрителя у
последнего возникает специфический транс - "КИНО-ТРАНС".
Какие именно эффекты, связанные с информационным воздействием,
повергают зрителя в транс? Перечислим основные факторы
кино-транса:
фиксация внимания на определенной идее - на действии,
происходящем на экране (моноидеизм)
фиксация взгляда на экране (старый прием гипнотизации)
длительное сохранение неподвижной позы тела (гипотаксия)
изменение интенсивности воздействующего на человека потока
информации: либо необычное снижение (чувственная, или сенсорная
монотония), либо, напротив, чрезмерное возрастание (сенсорная
перегрузка). На экране монотония чаще бывает слуховая (герои
молчат, пауза затягивается:), реже зрительная ("застывшая" сцена
- в качестве примера, "небо Аустерлица"). Информационная же
перегрузка для зрителей бывает чаще зрительная (мелькающие на
экране картины, сменяющие друг друга как картинки в калейдоскопе,
в быстром темпе), реже слуховая (быстрая, чрезмерно торопливая
речь, особенно сопровождаемая эмоциональным напором - таким
образом обычно говорят ведущие новостных телепередач).
Также значительное воздействие на состояние зрителя оказывают
заложенные в киножанр следующие особенности восприятия:
Деперсонализация, или отождествление - зритель на время
забывает о собственном "Я", отождествляя себя с персонажем фильма
(эффект "мыльной оперы"), мысленно перенося себя на его место,
входя в его роль. (При этом, что важно, происходит подавление его
собственной внутренней речи.) Следствие этого - "гимнастика
чувств", или перепады эмоций (по Часовитину) - трансовая смена
эмоциональных состояний, приводящая к отреагированию эмоций, их
разрядке.
Дереализация - чему способствуют разнообразные видеоэффекты
("размытость" картинки, ее раздвоение, приближение/отдаление,
изменение пропорций, цветовые вариации... и т.п.) Подобные
видеоэффекты имитируют трансово-иллюзорные и галлюцинаторные
искажения восприятия реальности - и тем самым подталкивают
человека к трансу.
Замедление / ускорении времени на экране - соответствующее
замедлению / ускорению психологического времени в состоянии
транса.
Дежа вю ("уже виденное") - повторы.
Метафоры - многозначно-символический "рассказ в картинках"
И наконец, эффект подражания - когда герои на экране
демонстрируют транс, зрители автоматически, бездумно перенимают
его (эффект обучения по модели, по Альберто Бандера).
Последнее особенно наглядно (можно сказать, с лихвой)
демонстрируется в художественной манере Эдуарда Часовитина - его
герои на экране... молчат, находясь в состоянии транса.
Современное кино вновь возвращается... к "немому" кинематографу.
Ибо человеческие чувства на экране видны и без слов - что
наглядно (и в прямом, и в переносном смысле) продемонстрировано в
новом фильме Э.Часовитина "Москва - Небо", в его "визуальной
поэзии" (термин упомянутого режиссера).
Ну, а другие примеры трансового кино- и прочего искусства мы
надеемся найти в ваших письмах, уважаемые читатели!