США
создают в Афганистане кольцевую железнодорожную магистраль, которая соединит
его с соседними странами и сделает центром азиатского транзита. Обэтомговоритсявдокладе Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction (SIGAR).
Развитие транспортных
сетей является одним из способов осуществить региональную интеграцию
Афганистана, что имеет особую важность в свете планируемого вывода войск после
2014. Афганский северный железнодорожный маршрут (Ислам-Кала – Шерхан-Бандар)
обеспечит для Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана выход на мировые рынки
через иранские и пакистанские порты. Путь будет в несколько раз короче маршрута
через Казахстан и Россию. До недавнего времени Афганистан вообще не имел
железных дорог, за исключением двух очень коротких одноколейных веток на
границе с Туркменистаном и Узбекистаном. Обе ветки были построены еще в
советское время для доставки грузов до перевалочных афганских терминалов,
находившихся на границе. В Таджикистане была узкоколейка, которая также
доходила до границы в пограничном пункте Нижний Пяндж, но эта дорога была
демонтирована в 1999. Железнодорожная ветка протяженностью 10 км, которая идет
из туркменского Серхетабада и заканчивается в афганском Тургунди, была
модернизирована при содействии правительства Туркменистана. Железнодорожная
ветка из Узбекистана протяженностью 15 км Термез – Хайратон в 2011 была
продлена на 75 км до Мазари-Шарифа. Все строительные работы были выполнены
компанией «Узбекистон темир йуллари», которая в настоящее время осуществляет эксплуатацию
этой дороги на основе концессии, действующей до 2015. «Узбекистон темир
йуллари», как ожидается, приступит в 2013 к прокладке нового 230-километрового
отрезка железной дороги между Мазари-Шарифом и Андхоем. В соответствии с
планом, который был утвержден в октябре 2012 в Ухани (Китай) на встрече 10
стран-участниц Программы Центрально-азиатского регионального экономического
сотрудничества (ЦАРЭС), этот отрезок является частью железной дороги
Шерхан-Бандар – Кундуз – Хульм – Найбабад – Андхой – Герат, открытие которой
должно состояться в 2015. Этот же план предусматривает строительство
Таджикистаном на своей территории 50-километровой железной дороги Колхозобод –
Дусти – Нижний Пяндж, а также строительство Туркменистаном и Афганистаном
126-километровой железной дороги Атамурат – Ымамназар – Акина – Андхой, которые
также должны быть введены в строй в 2015. Таким образом, новая сеть железных
дорог протяженностью около 1100 км станет одним из участков трансафганской
кольцевой магистрали и основой северного международного транспортного коридора,
который пройдет от Шерхан-Бандара (на границе с Таджикистаном) через Кундуз,
Мазари-Шариф, Андхой и Герат до Ислам-Калы (на границе с Ираном) и будет иметь
ответвления Мазари-Шариф – Хайратон (на границе с Узбекистаном) и Андхой –
Акина (на границе с Туркменистаном).
К тому же Международные силы содействия безопасности (ISAF) подготовили
Афганистану хороший старт в качестве логистического оператора – на территории
страны находится более 100 тысяч порожних контейнеров.