← Февраль 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://zarealie.narod.ru/icho/index.html
Открыта:
Давно
Адрес
автора: news.zachem-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети
Зачем он нужен, Интернет? БЛЕСК и НИЩЕТА ФРЕЙМОВ и ФРЕЙМВОРКОВ (по книге: Минский М. Фреймы для представления знаний. М.,1979) Уважаемые коллеги, мы продолжаем тему "Как человек
мыслит", начатую в январском выпуске. Напомню,
что там была выдвинута идея ПВО - поля восприятия-организации -
управляющего центра, присутствующего уже у животных и служащего базой, над
которой надстраиваются более сложные формы мышления. Понятие "фрейм" возникло в 1974 году и получило массу
приложений в психологии и
программировании. Достаточно вспомнить НЛП и открытый там рефрейминг как
метод психотерапии. Или сослаться на широкое использование в программировании фреймворков
- каркасов для сборки программ из стандартных модулей. Со сказочными возможностями и несбыточными надеждами фреймов нам и предстоит разобраться.
На снимке - Марвин Мински в 2008 году (Marvin_Minsky, хотя в СССР его почему-то называли Минский ;0). Общепризнанный мэтр символьного направления в создании искусственного интеллекта, трижды профессор в Массачусетском технологическом институте (информационных искусств и наук, электроники, вычислительных наук), лауреат трех премий и двух медалей за научные достижения. Мы разберем его книгу 1975 года и его интервью журналу Discover, январь 2007. Марвин Мински высказал
в 1974 году предположение, что человеческий разум
интерпретирует каждый новый объект, в частности языковой,
посредством особых структур памяти, которые он назвал
фреймами. Книга, в которой изложена эта гипотеза, обобщает в понятии
"фрейм" идеи многих других исследователей интеллекта: Этот список заимствований показывает, насколько широкий круг идей собирался автором и его помощниками, а также как тщательно эти идеи перерабатывались. А вот маститые советские ученые, занимавшиеся ИИ (член-корр. АН СССР Г.С.Поспелов и др.), при подготовке и публикации перевода продемонстрировали подход, который иначе как топорным не назовешь.. С теорией фреймов
и знаменитой книгой М.Мински связано несколько забавных обстоятельств.
Одно уже было упомянуто. Автора окрестили иной фамилией - и никто не
возмутился. Для преодоления инерции формального восприятия теории фреймов Вашему вниманию предлагается критический конспект книги. Ниже приводятся без кавычек точные цитаты-тезисы Мински с моими комментариями в рамках-фреймах ;0). Полный текст книги здесь. Отправным моментом для данной теории служит тот факт, что человек, пытаясь познать новую для себя ситуацию или по-новому взглянуть на уже привычные вещи, выбирает из своей памяти некоторую структуру данных (образ), называемую нами фреймом, с таким расчетом, чтобы путем изменения в ней отдельных деталей сделать ее пригодной для понимания более широкого класса явлений или процессов.
Фрейм можно представлять себе в виде сети, состоящей из узлов и связей между ними. "Верхние уровни" фрейма четко определены, поскольку образованы такими понятиями, которые всегда справедливы по отношению к предполагаемой ситуации. На более низких уровнях имеется много особых вершин-терминалов или "ячеек", которые должны быть заполнены характерными примерами или данными.
Группы семантически близких друг к другу фреймов объединены в систему
фреймов. Результаты существенных действий представляются в виде
трансформаций между фреймами системы. Это дает возможность моделировать
такие понятия, как внимание и ценность информации.
Отметим, что схемы, предложенные в настоящей работе, несовершенны во многих
отношениях. Во-первых, некоторые варианты представления информации
обсуждаются безотносительно к тем процессам, в которых они должны
использоваться. Иногда приводятся только лишь описания свойств, которыми
следует снабдить те или иные структуры. Маркеры и задания терминалов
рассматриваются так, будто известны их соединения и связи с более крупными
структурными единицами, чего на самом деле пока нет.
...у специалистов-психологов, работающих над проблемами интеллекта,
наблюдается определенная тенденция к сокращению числа различных механизмов,
включаемых в модели функционирования человеческого мозга. Это ведет к
попыткам достигнуть большего эффекта с помощью меньшего, чем может быть
обосновано, числа основных механизмов мышления.
Теория зрительного восприятия должна быть, по нашему мнению, одновременно и
теорией воображения, поскольку и та, и другая имеют одни и те же конечные
цели: конкретизацию заданий терминалов фреймов.
Мышление на базе "схем", в основе которого лежит согласование сложных ситуаций со стереотипными структурами фреймов, явно недостаточно для некоторых видов умственной деятельности. Очевидно, что взрослые люди, думая о чем-либо, используют для своих целей ранее сформировавшиеся собственные представления. Если представить себе "формальные" операции в виде процессов, которые могут изучать и критиковать наши ранее сформировавшиеся представления (в виде фреймов или любом другом), то с их помощью можно создавать новые структуры, которые будут соответствовать "представлениям о представлениях". У меня, однако, не сложилось еще определенного мнения о той роли, которую могли бы играть системы фреймов в этих более сложных видах умственной деятельности.
При рассмотрении примеров применения системы фреймов к различным проблемам могут возникнуть сомнения по поводу того, что данная теория хорошо объясняет одно и плохо другое. Однако было бы наивно ожидать, что в рамках любой отдельно взятой системы можно решить все проблемы человеческого мышления, тем более что эта система ограничена конкретными операциями, сводящимися к манипуляциям со стереотипными структурами данных.
Нет сомнения в существовании особых механизмов связанных с грамматическим
разбором предложений. Поскольку смысл высказывания в равной мере
"закодирован" как в позиционных и структурных отношениях между словами, так
и в выборе самих слов, то должны существовать и механизмы, связанные с
анализом этих отношений и участвующие в формировании структур, которые
призваны более четко представлять смысл этого высказывания.
Традиционно видение и воображение рассматриваются как "пассивная" и
"активная" формы восприятия. Действительно, в процессе зрительного
восприятия (видения) человек анализирует картину с помощью выявленных в
процессе сбора информации данных; это ограничивает его возможности уже
потому, что преобладающим здесь выступает не поиск непротиворечивого и
правдоподобного описания наблюдаемой сцены, а стремление согласовать
"объективную" визуальную информацию с выбранным для целей представления
фреймом. Воображение рисует нам значительно более разнообразнее картины,
поскольку в этом случае задачей является подбор таких заданий терминалов,
которые удовлетворяли бы нашим внутренним и, следовательно, изменяемым
целям.
Область лингвистики подводит нас к созданию такой концепции фрейма, в
которой терминалы служат для хранения наиболее вероятных (в некоторой
ситуации) вопросов. Разберем более детально эту интерпретацию фреймов.
Мы говорим о человеке, что он умен, если он может быстро находить весьма подходящие фреймы. Система извлечения информации у этого человека работает лучше, чем у других при выработке правдоподобных гипотез, при определении условий, которым должен удовлетворять новый фрейм, и в части использования тех знаний, которые были приобретены на "неудачных" ветвях процесса поиска. Организация удачной модели памяти является задачей не менее сложной, чем решение любых других задач того же класса. Поэтому хороший механизм извлечения информации лишь частично может базироваться на основных "врожденных" механизмах. Он в значительной степени должен зависеть от (приобретенных в процессе обучения) данных о структуре своих собственных знаний.
При зрительном восприятии, например, комнаты или процессе понимания рассказа
человек собирает сеть, состоящую из фреймов и субфреймов. В этой сети
представляется все, что было замечено, или существует в предположении, будь
то правильным или ошибочным.
Заманчивой кажется идея о том, что более крупные понятия формируются на
подсознательном уровне человеческого мышления. По наблюдениям X.Пуанкаре,
после периода умственной активности, за которым следует более длительный
период ее спада, на человека находит внезапное озарение. Подсознательную
деятельность (если следовать взглядам X.Пуанкаре) следует рассматривать как
комбинаторный эвристический поиск, в котором вероятность успеха зависит в
первую очередь от качества ингредиентов, введенных во время активной
умственной работы; эти элементы объединяются самыми разными способами до тех
пор, пока не будет получена такая конфигурация, которая выдержит
определенный вид проверки.
Согласно предложенной Т. Куном эволюционной модели наука развивается с
помощью установленных описательных схем. Крупные открытия являются
результатом новых парадигм, новых способов описания вещей, которые приводят
к новым методам и методикам. В конце концов, изменяется содержание научного
знания.
Далее я не буду касаться тех аспектов, которые связаны с длительным
управлением процессами мышления, включая такие проблемы, как многоцелевое
управление, распределение времени между задачами, распределение памяти,
энергетических и других видов ресурсов.
Теория фреймов предполагает наличие большого числа разнообразных механизмов
для манипуляции визуальными и символьными образами. Я не думаю, что
большинство этих механизмов может возникнуть в процессе самоорганизации
системы; скорее, они зависят от того, что было заложено в систему с самого
начала.
Большинство людей ощущают противоречие между объяснением мыслительных процессов с помощью дискретных символьных описаний и естественными представлениями, в которых наш внутренний мир постоянно связан с понятиями различной интенсивности (краски, усилия и др.), т.е. понятиями со свойствами непрерывности. В этой области выявление истины с помощью самоанализа или интуиции пользы не приносит. Я убеждён, что символьные модели являются более глубокими по своим возможностям, тогда как (и это может показаться парадоксальным) непрерывные структуры ограничены и могут явиться тормозом при проведении исследований.
В данной работе приведено довольно много различных аргументов против использования количественных моделей. Каждый из них в отдельности не слишком весом, и поэтому мне, видимо, следует остановиться на тех общих положениях, которые лежат в основе негативного в целом отношения, к количественным моделям. Исходный тезис таков: выходные данные такого механизма независимо от того, являются ли они цифровыми, аналоговыми, физическими (несимвольными) или статистическими, слишком бесструктурны и неинформативны, чтобы на их основе можно было проводить дальнейший анализ. Данные в виде чисел позволяют принимать решения о немедленном выполнении каких-то действий или мускульных сокращений, о выделении и объединении стимулирующих признаков и т. д. Но поскольку каждое такое данное по природе своей является оценкой, а не резюме, то для целей планирования и проведения дальнейших рассуждении все они непригодны. В числовом показателе нельзя отразить те соображения, на основании которых он был получен. Поэтому, хотя количественные результаты полезны для достижения непосредственных целей, они во многом ограничивают возможности дальнейшего и более глубокого развития систем.
В приложении я хотел бы разъяснить, почему считаю
большинство логических подходов малоэффективными. Еще со времен Аристотеля
предпринимались серьезные усилия, чтобы представить рассуждения с помощью
логистической системы, т.е. такой системы, в которой полностью отделены друг
от друга предложения, которые содержат конкретную информацию, и силлогизмы
или общие законы построения правильных высказываний. На протяжении веков
никому не удалось продемонстрировать успешное функционирование такой системы
на реальном и значительном множестве высказываний. Я полагаю, что подобные
попытки будут и впредь заканчиваться неудачно, но не вследствие дефектов
логических формализмов, а из-за самого характера логистического метода.
В качестве значения слота может выступать имя другого
фрейма; так образуются сети фреймов. Все фреймы взаимосвязаны и образуют
единую фреймовую структуру, в которой органически объединены декларативные и
процедурные знания. Это дает возможность производить
композицию и декомпозицию информационных структур аналогично тому, как это
делал бы человек при описании структуры своих знаний.
* * *
Известные
феномены
и комментарии к ним
на
|
В избранное | ||