← Декабрь 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://zarealie.narod.ru/icho/index.html
Открыта:
Давно
Адрес
автора: news.zachem-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети
Зачем он нужен, Интернет? Синтез виртуальной реальности (7)
Аннотация:
В этой теме обсуждается теория Н.А. Носова и аретеи танца, комбинации, боя и
союза. "ВР как культурный феномен" психолога А.Е. Войскунского Войскунский Александр Евгеньевич - доктор психологических наук, зав. лабораторией «Психологические проблемы информатизации» факультета психологии МГУ им. Ломоносова. Системы виртуальной реальности возникли
первоначально как тренажеры для водителей, пилотов или обучающихся военным
специальностям. Со временем они переросли эти оказавшиеся тесными рамки и
превратились, с одной стороны, в полигон для обучения широкому спектру
специальностей (включая медицину, архитектуру и т.п.), а с другой стороны, в
перспективный исследовательский инструмент и в источник ряда гипотез о принципах
интерпретации человеком окружающего мира (Носов, 2000; Форман, Вильсон,
1998). Привлекательной для психологического анализа выглядит возможная связь
проблематики компьютерной виртуальной реальности с исследованиями образа мира
или схемы реальности, а также психологического конструирования миров. Круг
представлений, связанных с классическими трудами У.Джемса, А.Н.Леонтьева, Ж.
Пиаже и С.Л. Рубинштейна вместе с относительно недавними работами А.Г. Асмолова,
Л.М. Веккера, В.П. Зинченко, Дж. Келли, У. Найсера, С.Д. Смирнова и др.,
приобретает новые нюансы и новые направления исследований при соприкосновении с
новинками информационных технологий. Равноправие и одновременное сосуществование в
сознании «мира обыденной реальности» и «мира необыденной реальности» (к примеру,
мира фантазии, художественных образов, игры, магических верований, состояний
пробуждения или перехода ко сну, сновидений, галлюцинаций, видений, миражей,
вообще любых измененных состояний сознания) обосновывает на уровне
психологического экспериментирования Е.В. Субботский. Он говорит о «трансреальностном
переходе» — полном («новая реальность обретает полный онтологический статус»)
или неполном («Я одновременно присутствует в двух сферах реальности, попеременно
переходя из одной в другую») (Субботский, 1999, с. 141). Субботский и
другие психологи (Носов, 2000) исследуют особенности протекания этого
процесса в детском возрасте. Ценным результатом таких исследований должно стать,
по нашему мнению, описание психологических условий и закономерностей
возникновения у человека иллюзорного чувства реальности как при фантазировании,
так и при презентировании ему искусственно построенной (например, с помощью
компьютеров, систем анимации, кино-видеосъемки и др.) реальности и при попытках
проявления активности в этих условиях. Можно, однако, предположить, что такой опыт не поможет при реальном столкновении с «окопной правдой» жизни. Вообще, соотношение между искусственной и обыденной реальностями весьма сложно. Так, системы компьютерной виртуальной реальности успешно применяются для терапии психических заболеваний и фобий (Форман, Вильсон, 1998). Тем самым вопрос о психологических механизмах перехода и переноса навыков из одного вида реальности в другой представляется непростым и многосторонним — и при этом заслуживающим тщательного изучения. В настоящее время мировая культура изобилует — можно даже сказать, что перенасыщена — относящимися к компьютерам и к Интернету символами, текстами, изображениями, поведенческими стереотипами, метафорами, способами традиционного и нетрадиционного применения новой техники и способами избегания ее и т.д. Это находит отражение в производственной деятельности и в быту, в познании и в игре, в рекламе и в повседневном общении. Любопытно, что еще до широкого распространения знаний об Интернете к сетевым метафорам, столь популярным в настоящее время (Войскунский, 2001), прибегал отечественный специалист в области философии и психологии общения А.А. Брудный (1972): он сравнивал медиа-коммуникацию с запусканием невода — попадаются все, кто заинтересовался запущенным сообщением. Коммуникация такого рода была названа им ретиальной (от греч rete — сеть). В настоящее время М. Кастельс заявляет, что современный мир превратился в «общество сетевых структур» и обосновывает предложенное понимание посредством тщательного экономического, экономико-географического и социологического анализа (Кастельс, 2000). Можно утверждать, что среда Интернета представляет собой практическое воплощение некоторых теоретических представлений пионеров экологической науки. Так, П.Тейяр де Шарден в свое время заметил: "Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие, и одновременно с ними" (Тейяр де Шарден, 1987, с. 199). Эта система как нельзя лучше подходит для предсказанной П.Тейяр де Шарденом синхронизации у множества взаимодействующих субъектов процессов перцептивной, мотивационной и эмоциональной регуляции деятельности; вместе с тем Интернет - одна из наиболее перспективных из имеющихся на сегодняшний день технических возможностей обеспечить межкультурное взаимодействие, сотрудничество и синергию, или, по выражению П.Тейяр де Шардена, объединить всех населяющих Землю субъектов в "одну замкнутую систему". Новая "среда обитания" принципиально транснациональна, при этом языком межнационального общения, как почти в любой интернациональной сфере человеческой деятельности, является английский язык. Довольно широкое распространение получило
соотнесение Интернета с древнегреческой "агорой" - собранием
граждан для свободного обсуждения новостей и принятия относящихся к общественной
жизни решений, а также городской площадью для таких собраний. Агора была
предназначена и для развлечений (в том числе театральных и гимнастических), а с
течением веков все более значительное место на этой площади стало отводиться
торговле. Хорошо известная по сочинениям древнегреческих литераторов (достаточно
назвать Гомера) и мыслителей (к примеру, Аристотель упоминает агору в
"Политике"), в течение последующих веков и тысячелетий агора также не
забывалась: она неизменно связывалась с зарождением и действенным
функционированием демократии. "Агора функционировала как центр передачи
информации и свободного общения; именно в силу этих причин она связана с
политическим усилением Греции и с демократическими традициями" (Ostwald,
1997, p. 134). Метафора киберпространства в
большей степени, нежели метафоры агоры или фронтира, отвечает реальным
психологическим представлениям - в данном случае, о физическом и социальном
пространстве. Действительно, трудно сбрасывать со счетов устойчивую тенденцию
воспринимать среду Интернета как некий обладающий специфической протяженностью
мир: киберПРОСТРАНСТВО. Подобные метафоры присутствуют не только в научных
сочинениях, но и в отчетах об индивидуальном опыте работы в Интернете конкретных
людей. В недавней работе (Бабаева и др., 2000)
проводится мысль, согласно которой в настоящее время Интернет способствует
реализации трех основных классов человеческих потребностей, а именно
потребностей в общении, в познании и в развлечении (игре). Тем самым в Интернете
можно "встретить" других людей (т.е. продуцированные ими синхронные или
асинхронные сообщения, включая вербальные самоописания и изображения -
фотографии, аватары и т.п.), развлекательно-игровые комплексы (т.е.
музыку, игры, радио- и телетрансляции, фильмы и т.п.) и познавательные
массивы - в основном в виде веб-страниц (предоставляющих иной раз вход в
весьма объемистые банки знаний и другие хранилища информации). Источники, на которые ссылается А.Е. Войскунский (в порядке ссылок): Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. Форман Н., Вильсон П. Можно ли смоделировать реальность? Использование в психологии 3-мерной среды, генерированной при помощи компьютера // Ментальная репрезентация: динамика и структура. 1998. С. 251—276. См. также: Форман Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1997. Т. 17. № 2. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998 (3). С. 70-78. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. Субботский Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей //Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 125-160. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал. 1999. Т. 20(1). Войскунский А.Е. Метафоры Интернета// Вопросы философии. 2001 № 11. Брудный А.А. Коммуникация и семантика // Вопросы философии 1972. № 4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. Ostwald M.J. Virtual urban futures // Virtual Politics. Identity and Community in Cyberspace / D.Holmes (ed.). - SAGE Publications, 1997, pp. 125-144. Rheingold H. The virtual community. - Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1993. Wallace P. The psychology of the Internet. - Сambridge University Press, 1999. Levine R., Locke C., Searls D., Weinberger D. The Cluetrain manifesto: The end of business as usual. - Perseus Books, 2000. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е.Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000, с. 11-39. Выше была предложена Вашему вниманию подборка
абзацев из статей А.Е. Войскунского, опубликованных в Интернете. Чтобы сбить
оскому занаученного стиля уважаемого доктора наук, осмелюсь предложить Вам
перевод изложенных там идей на общепонятный язык. * * * Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru
Известные
феномены
и комментарии к ним
на
|
В избранное | ||