Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети


Зачем он нужен, Интернет?
Цикл # Виртуальная реальность

Аретея танца
(ритмическая импровизация соби)

Живи танцуя

Мы начинаем серию опытов с аретеями - процедурами сборки, наладки и корректировки виртуальной реальности.

Танец в качестве лечебной психотехники имеет свою собственную богатую культуру и даже философию - эвритмию (греч. eurythmia - соразмерность, слаженность, ритмичность). Эвритмия - это направление в искусстве балета, созданное в 1912 г. основоположником антропософии Рудольфом Штайнером. Существует мировой центр эвритмии в Швейцарии, а в Киеве действует Академия эвритмического искусства - высшее учебное заведение, готовящее преподавателей и исполнителей эвритмии. Эвритмия - обязательный предмет в любой вальдорфской школе (таковые действуют в 23 городах России, а в мире их около 500). Так что всё очень серьезно...

Эвритмия  - вид искусства, инструментом которого является художественно-выразительная пластика движения человеческого тела. В репертуаре эвритмического искусства используются музыкальные и литературно-поэтические произведения. Законы искусства эвритмии отражают законы музыки и речи.
Эвритмия интерпретирует то или иное произведение в соответствии с собственной языковой символикой движений, отличной от общепринятой, например в хореографии.

Как писал в 1917 году Андрей Белый в знаменитой "Глоссолалии": "...эвритмия - искусство познаний; здесь мысль льется в сердце; а сердце крылами-руками без слов говорит...".

"По словам основателя эвритмии Р.Штайнера, правильно понять этот вид искусства можно лишь в том случае, если мы исходим из того, что человек сотворен из сил вселенной. Эвритмические движения не придуманы произвольно, они являются выражением высших, всеобъемлющих законов движения, пронизывающих все наше существо и определенным образом концентрирующихся в человеческом организме.

Эвритмия не есть обычная тренировка тела вроде спорта, целью которого является прежде всего укрепление телесного в человеке. Но это и не танец, который, будучи исполненным религиозного смысла в древние времена, в своих сегодняшних формах является выражением отдельных душевных переживаний и субъективных эмоций. Эвритмия ставит субъективное на службу объективному, стремясь в движении сделать видимой высшую закономерность. Благодаря этому, посредством последовательных упражнений, она постепенно развивает в нас гармонию и примиряет противоположности.

Телесному движению предшествует внутреннее движение, движение души, в основе которого лежит мысль, т.е. духовное. Все движения, которые мы способны производить своим телом, предстают как бы увеличенными движениями речевых органов, выражающих мысли посредством звуков. Ведь если мы хотим что-либо сильнее подчеркнуть или выразить, то зачастую тоже сопровождаем сказанное движениями рук, ног, головы и называем это 'языком жестов'. Искусство эвритмии находится в самой тесной связи со словом, звуком речи и музыкальным звуком. Р. Штайнер обозначил его как 'видимая речь'. Весь человек становится тут инструментом речи и вместе с тем духа.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, затронем здесь только один аспект эвритмии - но, возможно, самый существенный в ней - как танец может формировать и исцелять психические процессы. Причем танец будем рассматривать в самом широком смысле - как любую ритмическую импровизацию. Декламация ритмизованной прозы (стихов) или пение песен, танцующая походка, "крылатые качели" и т.д., и т.п. - всё это подпадает под категорию танцев.

Ритмическая импровизация напоминает очень широкий класс процессов. Любая устойчивая система всегда совершает колебания около равновесного состояния. И любой циклический процесс от звука и волн на воде до смены дня и ночи и времен года - тоже варьирует свои фазы. Но это внешнее сходство. В неживой природе нет информационных связей и управления, т.е. интересующей нас виртуальной реальности.

Если взглянуть на схему отрицательной обратной связи, то в ней отчетливо выделяются два главных элемента: исполнительное устройство и устройство сверки данных о результатах действий с целевыми установками, в результате чего формируются команды на исполнение.

Смысл аретеи заключается в том, чтобы некая инициатива или идея проникла в это самое "устройство сверки" и смогла повлиять на обитающую там виртуальную реальность, а через неё - на исполнительное устройство, создав новый контур управления или исправив ошибку в уже имеющемся контуре.

Нужно признать, что проникнуть в "устройство сверки" непросто. Сложность в том, чтобы пробиться сквозь автоматизмы. Это как будто вы пришли в чужую фирму и начали раздавать указания её сотрудникам. Они и без вас знают, что им делать, и вы им только мешаете.

Если вы пытаетесь изменить свою жизнь, т.е. построить виртуальную реальность, управляющими событиями или собь, - то вы уподобляетесь новичку, пытающемуся выйти на рынок со своим замечательным товаром. Он наивно полагает, что рынок свободен и открыт для всех участников. Но это только видимость. На самом деле рынок поделен между местными акулами, и кошельки потенциальных покупателей уже аккуратно распределены по статьям доходов этих акул. Поэтому, как любил говаривать тургеневский Базаров, прежде чем строить, нужно сначала место расчистить.

В прошлом выпуске, говоря об аретеях, мы рассмотрели один из способов "расчистки места" или высвобождения ресурсов. Образно выражаясь, он состоял в том, чтобы столкнуть двух местных акул и, пользуясь возникшей неразберихой и междувластием, попытаться найти свой собственный шанс. Однако этот способ требует незаурядного ума, хорошего знания ситуации и связан с определенным риском. Акулы ведь могут договориться и стереть незадачливого махинатора в порошок.

Аретее танца более присуще другое средство завоевать место под солнцем. Суть его состоит в том, чтобы вписаться в существующий ритм взаимодействий на площадке рынка, выбрать в этом ритме благоприятную фазу и периодически воздействовать в этой фазе.

Клеточкой этого способа является присоединение к уже действующей мощной силе для того, чтобы навести её на нужную вам цель. Но это только один акт воздействия. Аретея танца работает с пульсирующими силами и выбирается та именно фаза, в которой они восприимчивы к вашим воздействиям.

Пока мы рассуждали на уровне абстракций, но вот вам конкретный работающий пример. Встречайте исполненный силы и могущества, но тем не менее милый и ручной "Танец мира и покоя".

Идея его проста - привязка к ритму, например, дыхания и поддержание внимания через счет. На вдох - имя очередного члена числового ряда. На выдох - формула внушения.

 

Итак, делаем быстрый вдох и говорим про себя "один", а затем медленно выдыхаем и беззвучно тянем "по-о-о-о", представляя состояние покоя и мира. Это можно делать везде - на прогулке, в переполненном автобусе, при ожидании разноса у начальства... Привязка к числовому ряду не даст вниманию ускользнуть в сторону.

И вот что замечательно - где-то к 50-70-му номеру у вас происходят качественные перемены в самочувствии: руки-ноги тяжелеют, заботы испаряются и наступает натуральная расслабуха. Только в этот момент начинаешь понимать, насколько же в обычном состоянии давят на тебя незаметные стрессы и опутывают веревки мышечных зажимов. Попробуйте - и убедитесь сами.

Пройдя эту несложную процедуру, вы сумели пробиться в виртуальную реальность самообраза вашего тела. Ваше сознание приобрело пусть крохотную, но всё же власть над подсознанием. Но это ещё не танец. Ритм есть, а импровизации мы пока не достигли. Это как ударные в музыке оркестра, задающие такт.

Что дает импровизация? - Ощущение свободы, что само по себе заслуживает признания.

Импровизация присуща власти, обладающей свободой маневра. Импровизируя, вы получаете возможность выражать свою самость, что очень важно для самоуважения, внутренней устойчивости, последовательности в действиях.

Это один аспект - самоподкрепление виртуальной реальности.

Важен и внешний аспект импровизации. Это способность гибко реагировать на нестандартные ситуации и за счет этого извлекать дополнительные преимущества. Что весьма существенно в соревновательной, конкурентной средах и, особенно, в среде враждебной, не прощающей ошибок.

А вот прошедший сквозь века совет Бальтасара Грасиана: "Оставлять резерв. Залог победы. Не все выкладывает, не всю силу пускает в ход. Даже знания оставляют про запас - тем удвоишь им цену... Резерв в бою важней, чем удальство: он и отвагу придает, и уверенность... В этом смысле верен удивительный парадокс: "Половина больше целого".

Короче, проникнуть через ритм во власть - половина дела. Чтобы власть удержать, быть готовым к неожиданностям и чтобы свободно выражать себя в этой власти, нужно через импровизацию освоить допустимые границы этой власти.

В нашем примере с "Танцем мира и покоя" импровизация может состоять в том, чтобы менять формулы счета и самовнушения, связывать внушение не с выдохом, а со вдохом и т.п. Так вы определите приемлемые для себя пути не только к расслаблению, но и к целевой мобилизации, к излечению от недугов и т.п.

Впрочем всё рассказывать - слишком скучно. ;0) Предлагаю обмен: пишите мне о своем опыте - и я в привате поделюсь с вами своим.

Для интересующихся этим направлением - ссылки на Центр интегративных психотехнологий Александра Гиршона http://www.psitren.nm.ru/ и Центр антропософской медицины http://www.anthroposmed.com.ua/

* * *

Кому понравилась аретея танца - вот вам еще забавная танцующая игрушка (Dancer, 119 Кб):

http://zarealie.googlepages.com/DANCER.ZIP

* * *

NB! Компактное описание феномена - на страничке http://zarealie.googlepages.com/v18a.htm 

Вот и всё пока... Вопросы и замечания feod@narod.ru

Известные феномены и комментарии к ним на
http://zarealie.googlepages.com/

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 


В избранное