Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети


Герменевтика XXI века

Почему стоит говорить о герменевтике XXI века?

"Герменевтика" происходит от имени греческого бога Гермеса, который согласно древнегреческой мифологии истолковывал людям волю богов.

Возникла в Греции в V в. до н.э. у софистов как искусство толкования текстов Гомера, учителя нации тех времен. С распространением христианства и необходимостью перевода священных текстов стала частью теологии.
Как наука об интерпретации, понимании и коммуникации ведет начало от работ Фридриха Шлейермахера (конец XVIII в.).  100 лет спустя Вильгельм Дильтей поместил герменевтику в фундамент гуманитарного знания (знания о культуре). А еще через 100 лет Мартин Хайдеггер провозгласил герменевтику основой бытия разума.

В XXI веке распространение электронных сред коммуникации, учебы и работы ставят проблему понимания особенно остро - оснащенность привлекаемыми знаниями (через мгновенную почту, поисковые системы, виртуальные библиотеки) стала в тысячи раз больше, а способность к эффективному усвоению не только не возросла, но даже ухудшилась в силу информационных перегрузок и мозаичности знаний.
Ширится пропасть: общаемся больше, аргументированнее, богаче, а получаем в итоге взаимное отчуждение, изоляцию концепций и
нулевой практический выход. Герменевтика как никогда ранее поможет в наведении мостов между разными точками зрения, между словом и делом.

Каковы принципы герменевтики?

Несмотря на долгую историю развития, теоретический багаж герменевтики невелик и может быть сведен к трем фундаментальным принципам:
 
1. "Герменевтический круг" Шлейермахера

Понимание целого складывается из понимания отдельных его частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого.

2. Бесконечность интерпретации

Множество смыслов, приписываемых тексту, бесконечно.

3. Интенциональность сознания

Смысл осознается и всегда несет в себе некие замыслы - коммуникативные, деятельные...

 
Эти принципы составляют бесценное наследие герменевтики, заслуживающее популяризации. В самом деле, сколько споров и разнотолков утратили основу, если бы собеседники признали, что любой текст, знак, образ допускает множество толкований и что смысл обретается в определенной системе взглядов. С другой стороны, сколько разговоров привели бы к полезным выводам, если бы их участники учитывали не только идеи, но и замыслы, с которыми эти идеи выдвигаются и отстаиваются.
 
В чем смысл коммуникации с точки зрения автора сообщения?

Стремление принести пользу обществу и добиться общественного признания - одна из базовых потребностей личности. Именно она побуждает участников дискуссий выносить на обсуждение плоды своих размышлений.
Однако чтобы плод принес пользу и был по достоинству оценен сообществом, он должен созреть. Автор стремится быстрее донести свое открытие до аудитории, но вынужден совершенствовать форму и аргументацию, откладывая сообщение. Совершенству нет предела, и потому акт сообщения это всегда остановка внутренней работы и переход к работе с оппонентами - актам группового мышления: умножения идеи (мозговой штурм), проверки аргументации, шлифовки формы, упаковки идеи в базы знаний и планы совместных действий.
Только в дружеской среде переход от индивидуальной к групповой работе происходит без осложнений. Обычно же автору приходится сражаться с драконом неприятия и рубить 3 его головы: 1) показать, что он свой для оппонентов  - так же разумен и логичен, разделяет те же нормы и идеалы, 2) суметь объясниться на понятном им языке и 3) доказать, что его открытие не ошибка и не банальность.
 

В чем смысл коммуникации с точки зрения оппонентов?

Оппоненты так же, как и автор, стремятся через открытие новых идей принести пользу обществу и добиться общественного признания,  но ситуация для них полярна: авторство принадлежит не им, в проблемную ситуацию приходится вникать на ходу и так же моментально оценивать зрелость идеи (автор же мог ее вынашивать годами).
 
Только сообщения хорошо знакомых авторов  становятся сразу понятны. Обычно же оппонентам приходится отражать интервенцию дракона невежества и рубить 3 его головы: 1)  поражать попытки ревизовать знания, 2) изменить язык общения, а также 3) навязать обсуждение ошибочных, посторонних или банальных идей. Если идея автора полезна и хорошо обоснована, то дракончик невежества его маленький и после небольшой потасовки достигается взаимопонимание. Иначе дракон изгоняется вместе с автором.
 
Обычно оппоненты отчуждены от автора, и ситуация общения сводится к экзамену. Но возможен и другой вариант - начало групповой работы с момента знакомства. Тогда авторство на умноженную идею принадлежит всем участникам; новые проблемные ситуации генерируются и осмысливаются наравне - и автором, и оппонентами; зрелость новых идей также определяется в ходе коллективного обсуждения.
 
Ключевым в выборе между экзаменом или сотворчеством является вопрос авторства. Пока он весьма чувствителен и нуждается в особом согласовании, но в перспективе Интернет изменит отношение к авторству на более открытое к сотворчеству.

Канон и органон коммуникации

Для упорядочения знаний о принципах речевого поведения, способствующих лучшему взаимопониманию, можно воспользоваться понятиями канона и органона.

Канон = система самосогласованных правил для безусловного выполнения.

Органон = концепция, обосновывающая необходимость и достаточность канона как средства решения определенного круга проблем, а также определяющая эффективные технологии использования его правил.

Эти два понятия создают вместе замкнутую смысловую структуру (в духе Шлейермахера), наподобие того как сочетаются инструмент и технология его применения, закон и прецеденты-комментарии к нему, норма права и правоприменитель.
 

КАНОН СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Для автора сообщения:
 
  1. Сформулируйте основную идею сообщения, в чем ее новизна, какие новые понятия в связи с этим вводятся.
  2. В каких  проблемных ситуациях эта идея может пригодиться; обобщите решения, использующие вашу идею, в виде принципов.
  3. Рассмотрите примеры, показывающие ценность идеи и области ее применения.
  4. Оцените богатство идеи как произведение числа новых понятий на число принципов и на число существенных примеров. Исходя из конкретного содержания идеи, оцените ее общественное значение.

Для оппонента:
 
  1. Переформулируйте идею автора на удобном вам языке. Согласен ли автор с этой формулировкой? Почему автор придерживается собственной формулировки и какие латентные знания могут быть выявлены в связи с этим?
  2. Какие вариации идеи возможны? Имеет ли идея перспективу развития?
  3. Какие ошибки, неточности, упущения видны вам с вашей позиции?
  4. В чем подлинное значение идеи и как она может быть включена в ваши знания и планы по  теме, затронутой в сообщении?
 

Эти правила нуждаются в пояснениях, чем и занимается органон.

Почему для автора выбраны 4 правила и в чем их самосогласованность?
 
Эти правила фиксируют способы действий в отношении 4 фундаментальных фаз мышления:
 
Понятие - базовая форма логического мышления, общее представление о сути идеи, зафиксированное и организованное термином или системой терминов.
 
Принцип - базовая форма организации деятельности, правило поведения и (или) восприятия.
 
Пример - результат эксперимента с идеей и принципом, базовая форма эмпирической проверки знания.
 
Оценка -  способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта; высшая форма логического мышления. Выбранный в каноне внутренний метод оценки характеризует, насколько полно автор осмыслил и развернул открытую им идею.
 
Самосогласованность правил состоит в том, что каждое из них подготавливает последующее, а то в свою очередь служит проверке и
уточнению предыдущего. Тем самым выполнение правил носит характер циклических дополнений и уточнений основных компонентов идеи - понятий, принципов, примеров и оценок.
 
Почему для оппонента выбраны 4 правила и в чем их самосогласованность?
 
Эти правила фиксируют способы действий в отношении 4 фундаментальных фаз коммуникации как распределенного мышления:
 
Понимание - перевод на внутренний язык и раскрытие смыслов, явленных в сообщении автора и за его пределами.
 
Сотворчество - мозговой штурм для умножения идеи и определения ее перспектив.
 
Критика - определение сильных и слабых сторон сгенерированного пула идей, устранение огрехов, доработка упущений.
 
Применение - перевод идей в практическое русло: упаковка, рассылка, включение в планы.
 
Самосогласованность правил состоит в том, что каждое из них подготавливает последующее. Важен порядок следования: сначала понять, потом включиться в умножение идеи и только затем заняться критикой. Иначе, если начать с критики, возможности сотворчества будут урезаны или вовсе упущены.
 
Каковы эффективные технологии использования правил канона автором?
 
Технологии обычно укладываются в индивидуальный стиль творчества, не всегда осознанный и поддающийся изменениям. Но есть и общие находки, которые стоит испытать на собственном опыте:
щедро давать имена своим идеям
- так ими легче оперировать;
сбор и осмысление материалов по идеям, принципам и примерам вести параллельно
- так эффективность умственной работы удваивается;
использовать майевтические вопросники
для принудительной циклической прокачки идеи, принципов ее реализации и областей применения (вопросники Пойа, Чавчанидзе).
 
Каковы эффективные технологии использования правил канона оппонентом?
 
Если переформулировка идеи вызывает затруднение, то естественно обратиться за помощью к автору, ведь он гораздо больше размышлял над нею. Вопросы - мощное средство актуализации способностей и знаний автора, как заметил еще Сократ.
Для варьирования идеи полезен генератор обходных стратегий http://www.futura.ru/index.php3?idart=114 , но главное в общении - создание атмосферы свободного поиска, когда доброжелательно фиксируются все идеи, какими бы странными ни казались.
При систематизации идей удобны морфологические таблицы Цвикки, а для сопоставления и оценки - программы экспертных оценок (Мицар, Мыслитель, Император и др.)

Упаковка идеи проводится в двух направлениях:
1). Герменевтика истины. Суть ее в том, чтобы в концепции (или даже некой идее), отстаиваемой собеседником, найти такую интерпретацию, такую сферу приложения, в которой она отвечала бы критериям истины. Именно так можно выходить на взаимоприемлемое понимание.
2). Герменевтика пользы. Когда собеседники договариваются о неких общих для них смыслах, то они не останавливаются на этом, а изобретают практические приложения этих смыслов - в коммуникации ли, в расширении поиска новых истин ли, в выходе на практические модели ли, в создании бизнес-планов ли, и т.д. и т.п.
 
Эти канон и органон созданы в результате дискуссий на форумах relcom.sci.philosophy и fido7.su.philosophy при активном участии
В.Губина, М.Грачева, В.Лапенкова, Ю.Феодоритова. Редакция Ю.Феодоритова. 2008-10-17
 

Если вы разделяете идеи герменевтики, то поделитесь своими наблюдениями.
Пишите ваши соображения...

mailto:feod@narod.ru 

До новых встреч!
Юлий Феодоритов

P.S. Для людей инициативных и предприимчивых рекомендую статью партнёра нашей рассылки 


Вышел в свет - "Сборник уникальных идей и секретных технологий" (более 2200 идей)

Источник: www.tehnoidei.ru

Задержите на минутку свое внимание!

Наверняка, вы искали в сети нужную вам информацию - различные технологии, идеи домашнего бизнеса и т.п. НО, в большинстве случаев данная информация не имела НИКАКОЙ практической пользы, представляла из себя сборник "надерганных" из интернета картинок и текстов...

Отделяем "Зерна от Плёвел".

По сфере своей деятельности (частный предприниматель) меня очень интересуют различные технологии народных умельцев, идеи домашнего бизнеса. 6 лет назад я добывал такую информацию общаясь со специалистами на заводах, фабриках и просто домашних умельцев, обмениваясь опытом с другими ЧП-шниками...

5 лет назад я подключился к всемирной сети интернет, на голову посыпались сотни различных предложений огранизовать бизнес, тысячи различных технологий... Многие из этих идей были откровенной ерундой и халтурой (при том, что некоторые из даже стоили немалых денег), а некоторые идеи были весьма ценными.

Чтобы хоть как то упорядочить свои мысли и гигабайты полученной информации на своем компьютере, я начал день за днем кропотливо сортировать все интересные, ценные, работающие технологии и идеи, отделяя "зерна от плевел", каждый день пополняю свою информационную копилку все больше и больше....

За 5 лет работы в сети, я отобрал более 2 тысяч РАБОТАЮЩИХ технологий и идей домашнего бизнеса....

Да-да, я не ошибся в цифрах, именно такой, ценной и реально работающей, информационной базой я на данный момент обладаю.... И каждый день в копилочку капают все новые и новые идеи...

С каждым днем, становилось все труднее добраться до нужной мне информации, тысячи файлов, сотни папок... Чтобы упорядочить это все, было принято решение написать удобную, симпатичную и функциональную оболочку, чтобы добраться до нужной информации можно было за несколько кликов...

Сказано сделано - оболочка готова:

Не за себя обидно, за людей...

Как уже упоминалось ранее, я много раз натыкался на предложения купить идеи и технологии. Очень часто нарываясь на "лохотронщиков" и обманщиков, мне было обидно из-за себя и за других людей.

И каждый раз у меня появлялось все больше желания сделать свой собственный сайт, где будет предлагаться только проверенная и качественная информация. Знакомые дизайнеры и программисты есть, почему бы и нет? Да и родственники подогревали мое желание сделать своий виртуальный офис, когда увидели мою инфо-базу.

Сказано - сделано! :)

За более подробной информацией заходите на сайт www.tehnoidei.ru

--------------------------------------------------------

- Ставки на спорт. Секреты уникальных технологий или 32 способа, как выиграть наверняка.

- ИДЕИ ДОМАШНЕГО БИЗНЕСА И СЕКРЕТЫ НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ. На этом сайте, Вы найдёте огромное количество идей, методик, технологий, ноу-хау и изобретений о которых мало кто знает, а те кто знает, предпочитает молчать. Все самые последние технологии, которые можно разработать самостоятельно в домашних условиях, представлены на http://www.tehnoidei.com.ru.



 

 

 


В избранное