Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети


Зачем он нужен, Интернет?
Цикл #
Метаморфозы ника

Провокации - злые и добрые…

В прошлом выпуске мы поговорили о сетевых никах и глубинном смысле, который многие с ними связывают. Теперь же речь пойдет о ярких проявлениях этого смысла и об испытаниях его качества - о провокациях…

Провокация – двигатель торговли. Любой хороший ритор знает, что когда аудитория скучает, ее нужно немного расшевелить: рассказать анекдот, пошутить, просто сделать что-то неожиданное. То же самое происходит в мире рекламы: большинство крупных компаний давно осознали необходимость как-то расшевелить своего потребителя.

Для начала давайте проясним само понятие провокации. В обыденном языке с ним обычно связывается негативный смысл - это слово воспринимается в ряду коварство-обман-махинации-шантаж. В сталинскую эпоху под провокаторами понимали агентов царской охранки или подстрекателей, действующих с предательской целью. Да и в наше время словари "провокацию" трактуют как "подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т.д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия".

Между тем не всё так мрачно. Истоки этого слова восходят к латинскому provocatio (вызов), и в римском праве оно означало средство защиты обвиняемого путем обращения к народу. Термин "провокация" используется в медицине для обозначения одного из методов диагностики. Метод провокации вполне законно существует в театральном искусстве, в прикладной социологии и даже в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), где провозглашается: "Вводите в отлаженные действия нарушения и пользуйтесь открывшимися преимуществами, - будьте провокативны!"

Более того, Илья Эренбург в 1921 году воспел Великого Провокатора в своей книге "Необычайные похождения Хулио Хуренито" вот такими словами: "Хулио Хуренито учил ненавидеть настоящее, и, чтобы эта ненависть была крепка и горяча, он приоткрыл пред нами, трижды изумленными, дверь, ведущую в великое и неминуемое завтра. Узнав о его делах, многие скажут, что он был лишь провокатором. Так называли его при жизни мудрые философы и веселые журналисты. Но Учитель, не отвергая почтенного прозвища, говорил им: "Провокатор -- это великая повитуха истории. Если вы не примете меня, провокатора с мирной улыбкой и с вечной ручкой в кармане, придет другой для кесарева сечения, и худо будет земле".

Вот и мы будем далее понимать провокацию как экспериментальную историю, зондирование естественного хода событий для его исследования, активизации и проявления сущностей. А вот дурной или хороший смысл приобретает провокация - это зависит от того, с какой целью она производится. Дружеская подначка в этом смысле - тоже провокация, но она служит веселому ободрению, и суть не что иное как проявление живого интереса. Что же в этом плохого? Или вспомним засаду на живца с подстраховкой в "Моменте истины" В.Богомолова. Контрразведчик Алехин там провоцировал нападение на себя и рисковал жизнью ради достижения момента истины. Так что провокация может быть и героической…

Но обратимся, наконец, к теме рассылки - разбору ситуаций, возникающих при тусовке на форумах в локальных сетях. Заметную роль там играют именно провокации. Примеры их мы будем разбирать в последующих выпусках, а пока в качестве иллюстрации приведу эпизод с попыткой организовать на форуме "Интеллект" в локальной сети коллективную сочинилку.

feod:

Когда чукча едет по холодной и пустынной тундре, он поет песню - о том, что видит и что приходит ему на ум - и в этом сокрыта величайшая мудрость Великого Народа Чукчей. Песня ведь не только строить и жить помогает, но, как в случае с чукчей, - и выживать.
Братья и сестры! А чем мы хуже чукчей? Не затянуть ли нам заунывную, а местами веселую песню о времени и о себе: Идея проста как валенок - каждый желающий добавляет в текст рифмованные строчки, а то и целые куплеты от себя или из любимых песен под настроение.

Для затравки, черкну пару строчек:

Тэнку о Митинке (знаменитый московский радиорынок)

Митинка дымом овеяна от шашлыков.
В толпах немало и умных, и ****ков.
Диски пиратские выгнали к входу в туннель.
Слеза ползет по щеке и виснет на кончике носа.

(в тот же день в ответ на это, полное глубоких чувств, тонких наблюдений и парадоксальных поэтических образов четверостишие поступила реплика)

Mike K:

Уезжал, вернулся, заглянул в ньюсы и …
"глаза мои оквадратились, челюсть отстегнулась и со звоном упала на пол"!!!
Интеллект!!!

А если сохранить этот "интеллектуальный" стиль, то вот:

"Где ты, где ты, где ты белая карета?" -
В стенах туалета человек кричит.
Но не слышат стены - трубы словно вены,
И бачок сливной, как сердце, бешено стучит.
А доктор едет, едет сквозь снежную равнину,
Порошок заветный людям он везет.
Человек и кошка порошок тот примут,
и печаль отступит и тоска пройдет.

(Если кто не в курсе - это "Ноль")

Мама-миа, я вообще-то "все ловлю на лету" и многое видел, но не до такой же степени… Ещё немного и дальше Кащенко…

feod:

Mike! Я смутно догадываюсь, что тебе не нравится название группы новостей и наполнение - ты много в жизни видел и из твоего опыта это ближе всего к Кащенко.
Итак! Тебе не нравится интеллект, и при этом слове рука тянется к кобуре. Так убери подписку на эту группу - и всего делов.
Или, напротив, ты обожаешь интеллект, и первым делом после долгого отсутствия бросился туда за новостями, чтобы набраться ума, но тебе не понравилось наполнение.
Смоделируем ситуацию: вот в группу ньюсов "интеллект", чтобы быть адекватными ее названию, мы приглашаем корифея математики, и он что-то нам говорит, допустим, о рядах Фибоначчи, связи их с "золотым сечением" и базовыми константами физики. В разгар уважительной беседы распахивается дверь, ведущая в соседний с читальней пивзал, и оттуда вваливается разгоряченный человечек, который, икая, громко орет "Ка-йк-ззлы-йк", потому что ему там что-то непонятно или не понравилось. Академик в шоке, библиотекарши в обмороке, а человечек, выразив себя и справив тем свою нужду, вновь удаляется в пивзал - ему как с гуся вода.

* * *

В этом эпизоде представлена 2-тактная схема провокации:

  1. новация вместе с разморозкой ситуации (удар, обнажающий сущность)

  2. контрудар, восстанавливающий статус кво, и заморозка ситуации.

Большинство тестовых и множество неудачных нововведений протекают по этой схеме. Но не всякие эксперименты заканчиваются так мирно. Есть провокации саморазвивающиеся и зачастую гибельно влияющие и на их инициаторов, и на окружение. Их мы рассмотрим в следующем выпуске на примере виртуальных банд.


Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов,
координатор исследовательской программы
"Зареалье"


В избранное