Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети


Зачем он нужен, Интернет

Тихая охота

Блуждание по Сети очень часто напоминает "тихую охоту" грибников и ягодников. Студент ли ищет информацию для реферата, плейбой ли собирает пикантные картинки, меломан ли пополняет свои альбомы, компоман ли упивается техническими новинками и халявным софтом - все они реализуют по сути один и тот же тип веб-серфинга: поиск и сбор артефактов. Особенности этого способа существования в Сети мы здесь и обсудим.

Почти по Бабелю: Интернет представлялся ему бесконечным зеленым лугом,
по которому бродили боты и Плюшкины

Сбор грибов, ягод и орехов в народе принято называть "тихой охотой", но на самом деле страсть к тихой охоте - это проявление одного из древнейших инстинктов человеческого рода - инстинкта собирательства. С развитием общества инстинкт этот было совсем поугас - в городах собирать просто нечего, разве что пустые бутылки... ;о)

Но появление Сети дало ему феерическую вторую жизнь. Хорошо известно, насколько большую роль в жизни женщин играет шопинг. Слабый пол, обремененный домашними заботами, находят успокоение души, путешествуя около прилавков и сияющих витрин магазинов. Даже если кошелек пуст и купить что-либо нет никакой возможности, само созерцание товарных сокровищ, их примерка, ощупывание и дегустация позволяют забыть о всех тревогах и ощутить себя хозяйкой жизни. Так вот, Интернет - это всемирный транснациональный прилавок, в котором почти все предлагается безвозмездно, то есть даром. И блуждание в нем стало излюбленным шопингом для женщин и мужчин, детей и стариков, здоровых и инвалидов, нормальных и ненормальных...

Первоначально собирательство в Сети процветало в виде накопительства. Поскольку все было "на халяву", то все интересненькое моментально копировалось на жесткий диск компьютера, а поскольку "интересненькое" валилось буквально со всех сторон, то прочесть, просмотреть или прослушать его не было никакой возможности. В итоге компьютеры забивались гигабайтами информации, оставленной "на потом" или с ярлычком "авось когда пригодится".

Однако со временем пользователи стали испытывать синдром информационной перегрузки: знаний много, а счастья нет. Это состояние души замечательно описано у Н.В. Гоголя в "Мертвых душах". Помещик Плюшкин, страдавший манией накопительства, забил свой дом ненужными вещами настолько, что существовать там было просто невыносимо.

И чтобы освободиться от гнета старых знаний-обязательств, многие поступают так, как это принято в Италии. Там есть праздник, в который старую мебель выкидывают в окна, - на радость старьевщикам. Вот и пользователи Сети, чтобы не загружать себя лишней информацией, стирают почтовые сообщения и вести с форумов сразу же после прочтения (в Outlook Express для этого даже есть специальная настройка). Меняют у провайдера свой почтовый адрес, чтобы избавиться от спама и надоевших рассылок. Форматируют винчестер и начинают жизнь с чистого листа.

Поздравим их с облегченьицем, но нельзя же выплескивать из ванны вместе с грязной водой и плавающего в ней ребеночка... Как бы не пришлось потом кусать локти, сожалея о невозвратимо утраченной и ставшей вдруг такой необходимой информации.

Вот здесь самое время познакомиться с двумя классическими типами собирательства, отшлифованными многими тысячелетия и воплощенными в культурах оседлого земледелия и кочевого скотоводства.

Земледелец, а проще говоря фермер, не тащит все в дом, а распределяет собранный урожай по территории, размещая его с соответствующих овинах, амбарах и погребах. Запасы не тяготят его, поскольку они рассортированы, хорошо упакованы и ждут своего часа в отведенных им местах. (Заметим, что это отнюдь единственно человеческое изобретение - точно так же поступают белочки, хомячки, бурундучки и прочая живность северных лесов и полей). Этому типу собирательства для пользователей Сети соответствует ведение каталогизированных архивов и баз знаний, в которых скопированные единицы информации группируются по сходству.

Кочевник вынужден поступать иначе. Имущество он должен возить с собой, а потому все вещи у него легкие и многофункциональные. В поход берется только необходимое, а все остальное добывается и потребляется по пути. Причем сам путь кочевья выбирается таким, чтобы он давал и пищу, и кров, и развлечения. (И этот образ жизни распространен в природе - перелетные птицы, стада северных оленей, буйволы прерий, табуны антилоп и диких лошадей, косяки рыб, тучи саранчи - и прочая, прочая, прочая). Такого рода пользователи вместо создания коллекций и библиотек вовсю пользуются поисковыми сервисами, собирая нужную им информацию "на лету", как только в ней возникает потребность. На жестком диске у них хранится только концептуальная информация, составляющая их личный багаж, - планы работ, инструментарий, портфолио образцов и заделов, приятные в текущий момент компоненты комфортной среды (музыка, интерфейс, скринсейверы, игры...). Так называемые "тонкие клиенты" - как раз для таких мобильных пользователей.

А вы к какой группе относите себя? Или вас отличает нечто непохожее?

Ваши наблюдения пополнят золотой архив программы "Зареалье" - признаемся, что большинство ее участников принадлежат к потомкам земледельцев... ;о)

Для вопросов и замечаний... feod@narod.ru

До новых встреч!
Двуглавый Юл


В избранное