Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Похищенная в Йемене гражданка Таджикистана вызволена из плена



Похищенная в Йемене гражданка Таджикистана вызволена из плена
2015-02-11 16:18 ИА Фергана.Ру

Гулрухсор Рофиева
Работавшая в Йемене медсестрой гражданка Таджикистана Гулрухсор Рофиева 10 февраля была вызволена из плена, в который попала в конце октября 2014 года.

В интервью «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода) 39-летняя Гулрухсор Рофиева рассказала, что работала в йеменской провинции Мариб пять лет и хотела возвращаться на родину, билеты стоимостью $1200 были уже на руках. Но в свой последний рабочий день она была похищена.

На работу в госпиталь она, как и ее коллеги, ходила пешком. В день похищения, когда до госпиталя оставалось пять минут ходьбы, перед ней внезапно затормозила машина, из которой выскочили шесть человек. Они затолкали женщину в машину.

«Я кричала, цеплялась за дверь машины, а они ударили меня по рукам, затолкали в машину и ударили автоматом по голове. Я потеряла сознание. Когда пришла в себя, был уже час дня, а меня похитили приблизительно в 7.30. Я начала звать на помощь, плакала, но меня снова ударили и сказали, что если буду кричать, то меня убьют. Отобрали телефон, другие вещи», - вспоминает медсестра.

По ее словам, похитители решили, что она работает врачом, а значит богата: «Говорили, что я получаю заработную плату в пять тысяч долларов». Гулрухсор уверяла их, что она всего лишь медсестра, и ни о каких больших деньгах не может быть и речи, но женщине не верили и били ее.

«Меня мучили. Ноги и руки сковали цепями, не давали еду, иногда не разрешали ходить в туалет, воды не давали. Мужчины били меня. Каждую неделю они меняли место моего пребывания, держали меня в не обустроенных помещениях, приковывали цепью. Я плакала, звала на помощь, они били меня, мучили, били шлангом. Я заболела, была даже мысль перерезать себе вены и умереть, выпить таблетки и умереть», - рассказывает бывшая пленница.

По ее словам, женщины, с которыми ей пришлось общаться, находясь в плену, относились к ней хорошо.

«Когда я начинала плакать, они тоже вместе со мной плакали. Когда видела их детей, то вспоминала своих детей, и опять начинала плакать. Они мне говорили, что ничего не могут сделать, все решают мужчины. Я просила их дать мне телефон, чтобы я смогла позвонить, но мне отказывали - они боялись, говорили, что по телефону могут определить мое местонахождение и предпринять попытку освободить меня», - вспоминает Гулрухсор.

Похитители сначала заявили, что хотят получить за нее выкуп, затем решили обменять ее на одного из своих братьев, который уже пять лет сидит в тюрьме.

«Девятого февраля приблизительно в десять часов ночи мне сообщили, что их брат освобожден из тюрьмы. Сказали, что боятся отправлять меня ночью, пообещав отпустить на следующее утро. Сегодня [10 февраля] пришла женщина и сказала, что я еду домой. Меня привели в определенное место, где оставили, - продолжает Гулрухсор. - Я даже не верила, что меня освободят, что я останусь здоровой. Меня постоянно избивали, я даже думала, что меня убьют».

Рофиева сообщила, что за все пять лет работы «ничего плохого от йменцев не видела. Но теперь все. Хочу быть рядом со своими детьми и родителями. Когда читала намаз, всегда молилась, чтобы вернуться на родину, чтобы умереть около своих родных, а не на чужбине».

По возвращении Гулрухсор прошла медицинское обследование в госпитале города Мариб. Она благодарит всех, кто принимал непосредственное участие в ее освобождении: руководство госпиталя, местные власти, министерство иностранных дел Таджикистана, средства массовой информации и ряд людей. Вскоре она будет дома.

Как передает РИА Новости со ссылкой на AFP, Рофиева была освобождена без какого-либо выкупа: по сведениям йеменских СМИ, таджикистанку отпустили после переговоров с похитившими ее представителями местного племени.

Международное информационное агентство «Фергана»



Верховный суд РФ признал законным запрет на ношение религиозной одежды в школах Мордовии
2015-02-11 17:52 ИА Фергана.Ру

Хиджаб в школах
Верховный суд Российской Федерации признал законными требования к внешнему виду школьников, утвержденные постановлением правительства республики Мордовия и запрещающие, в частности, ношение в образовательных учреждениях региона религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов, сообщает Интерфакс. Решение это вынесено в ответ на апелляционную жалобу заявителей на решение Верховного суда Мордовии, которое, как считали заявители, нарушает право на свободу вероисповедания и противоречит закону «Об образовании», где говорится об общедоступности образования.

Как рассказала одна из заявительниц, «в саранских школах с маленьких девочек срывают платки, их выгоняют с линеек, родителей и даже детей привлекают к дисциплинарной ответственности».

Заметим, что не во всех субъектах федерации РФ действует запрет на ношение хиджабов и другой религиозной одежды в школах. Так, президент Чечни Рамзан Кадыров осенью 2014 года подтвердил, что в Чечне хиджаб разрешен. По его словам, хиджаб носит каждая порядочная мусульманка, но в республике никому не позволят скрывать лицо и укутывать подбородки.

Хиджаб не запрещен и в школах Татарстана: глава Минобрнауки республики Энгель Фаттахов заявлял, что «если есть такие традиции (ношение хиджаба) – пусть ходят». В Татарстане общий вид одежды обучающихся, ее цвет и фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими).

Ранее глава Центрального духовного управления мусульман Мордовии муфтий Фагим Шафиев говорил, что после запрета носить в школах платки к нему поступило множество обращений от обеспокоенных родителей, и поэтому он направил письмо в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку постановлению мордовского правительства.

Под запрет республиканского правительства Мордовии попали не только религиозная одежда, но и мини-юбки, джинсы, глубокое декольте, пирсинг, школьницам запрещено красить волосы в яркие цвета и демонстрировать религиозную атрибутику.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Журналист Хайрулло Хамидов досрочно освобожден из заключения
2015-02-11 21:01 ИА Фергана.Ру

Хайрулло Хамидов
Хайрулло Хамидов
В Узбекистане из заключения досрочно освобожден журналист Хайрулло Хамидов. Он в числе группы других граждан пять лет назад был осужден судом Ташкентской области по уголовным делам за участие в незаконных общественных объединениях или религиозных организациях.

11 февраля 2015 года в городе Чирчик Ташкентской области состоялся суд, который вынес решение об освобождении Хамидова. Как сообщили «Фергане» журналисты радио «Озодлик» (Узбекская служба Радио Свобода), поговорившие по телефону с освобожденным, Хайрулло Хамидов заявил, что был освобожден после указа о помиловании, изданном президентом страны Исламом Каримовым.

Заместитель главного редактора спортивной газеты «Чемпион», ранее основатель популярной просветительской радиопрограммы «Холислик сари» («По пути к просвещению») и издатель религиозной газеты «Одамлар орасида» («Среди людей») Хайрулла Хамидов был приговорен в мае 2010 года к шести годам лишения свободы в колонии общего режима. Обвиняемые А.Каюмов и М.Каюмов получили по 4 года лишения свободы в колонии общего режима. Еще 13 человек, проходивших по делу, были приговорены к трем годам условно или к различным штрафам и освобождены в зале суда.

Хайрулло Хамидов сообщил журналистам, что в будущем он предпочтет больше заниматься спортивной журналистикой, чем религиозной деятельностью.

Хайрулло Хамидов

Информация о том, что Хайрулло Хамидов уже находится дома со своими родными, была моментально распространена по социальным сетям вместе с этой фотографией.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Журналист и религиовед Хайрулло Хамидов досрочно освобожден из заключения
2015-02-11 21:01 ИА Фергана.Ру

Хайрулло Хамидов
Хайрулло Хамидов
В Узбекистане из заключения досрочно освобожден известный журналист и религиозный просветитель Хайрулло Хамидов. Он в числе группы других граждан пять лет назад был осужден судом Ташкентской области по уголовным делам за участие в незаконных общественных объединениях или религиозных организациях.

11 февраля 2015 года в городе Чирчик Ташкентской области состоялся суд, который вынес решение об освобождении Хамидова. Как сообщили «Фергане» журналисты радио «Озодлик» (Узбекская служба Радио Свобода), поговорившие по телефону с освобожденным, Хайрулло Хамидов заявил, что был освобожден на основании указа о помиловании, изданного президентом страны Исламом Каримовым.

Заместитель главного редактора спортивной газеты «Чемпион», ранее основатель популярной просветительской радиопрограммы «Холислик сари» («На пути к искренности») и издатель религиозной газеты «Одамлар орасида» («Среди людей») Хайрулла Хамидов был приговорен в мае 2010 года к шести годам лишения свободы в колонии общего режима. Обвиняемые А.Каюмов и М.Каюмов получили по 4 года лишения свободы в колонии общего режима. Еще 13 человек, проходивших по делу, были приговорены к трем годам условно или к различным штрафам и освобождены в зале суда.

Хайрулло Хамидов сообщил журналистам, что в будущем он предпочтет больше заниматься спортивной журналистикой, чем религиозной деятельностью.

Хайрулло Хамидов

Информация о том, что Хайрулло Хамидов уже находится дома со своими родными, была моментально распространена по социальным сетям вместе с этой фотографией.

Международное информационное агентство «Фергана»



Рашод Камалов: Просто авторитетный имам или главный «исламист» Кыргызстана?
2015-02-12 04:02 Шохрух Саипов, Даниил Кислов

Фото © «Фергана». Другие источники указаны под снимками.

На юге Кыргызстана арестован относительно молодой, но авторитетный имам Рашод Камалов, сын местного влиятельного богослова, застреленного бакиевскими спецслужбами восемь лет назад. Власти утверждают, что собрали веские доказательства того, что Камалов отправлял людей на войну в Сирию, «зомбируя» прихожан своей пропагандой. Адвокаты заявляют о невиновности подзащитного и о неправомочности действий милиции. Разобраться в ситуации нелегко, но очевидно одно: в погоне за успехами в «борьбе с экстремизмом» органы следствия и суда по-прежнему начисто забывают о правах граждан и о необходимости соблюдения всех процедур.

* * *

Вечером в среду, 11 февраля, суд рассмотрел вопрос о мере пресечения в отношении 37-летнего Рашода Камалова (в другом написании Камолова) - имама мечети «Ас-Сарахсий» в Кара-Суйском районе Ошской области Кыргызстана, задержанного двумя днями ранее по обвинению в призыве к созданию халифата и экстремистских высказываниях, касающихся войны в Сирии. Решением суда Камалов был заключен под стражу на два месяца. Об этом «Фергане» сообщила адвокат подозреваемого Назгуль Суйунбаева.

«Рашод Камалов обвиняется по статьям 299 (возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды) и 299-1 (организованная деятельность, направленная на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды) Уголовного Кодекса Кыргызской Республики. Заседание прошло в УВД города Ош. Это неправильно. Судья пришел, вынес постановление и ушел. Они даже не придали значения тому факту, что мы имеем право выразить недоверие судье. Мы будем обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях», - проинформировал журналистов адвокат.

По словам заместителя начальника 10 управления МВД Киргизии Раима Салимова, с заявлением на имама мечети «Ах-Сарахсий» Камалова в милицию обратились десять жителей Кара-Суйского района. Они утверждают, что имам данной мечети занимался вербовкой их детей для участия в военных действиях в Сирии.


Заседание суда по делу Рашода Камолова прошло в одном из кабинетов Управления внутренних дел города Ош. В целях обеспечения безопасности территорию УВД загодя оцепили сотрудники правоохранительных органов и спецназа.

«Сегодня много тех, кто обратился с заявлением, что имам данной мечети отправлял их детей в Сирию. Но большая часть из них боится писать заявление, пока обратилось всего десять человек. Кроме того, выявлены соучастники, которые помогали имаму в этом деле. На Камалова есть показания именно из Кара-Суу и других мест, где он вел свои действия, что после прихода к нему в мечеть люди практически становились «зомби», - сказал Раим Салимов на пресс конференции 11 февраля.

В тот же день, когда Камалов был задержан, сотрудники 10-го управления МВД и его подразделений в Ошской области провели обыски по 22 адресам, где проживали подозреваемые в причастности к экстремистской и террористической деятельности.

«Дома у Рашода Камалова были изъяты DVD-диски, флеш-карты, некоторые журналы. Все эти вещи, изъятые листовки и литература на данный момент направлены на теологическую экспертизу. По получению теологической экспертизы будет рассматриваться вопрос очень многих людей о привлечении их к уголовной ответственности. Также сейчас выясняется, кем работает Камалов в мечети. Раньше местные жители называли его своим имамом, позже говорил, что он не имам. Во время проверки было выяснено, что в удостоверении написано, что [все-таки] он имам», - проинформировал журналистов заместитель начальника 10 ГУ МВД КР Раим Салимов.


Раим Салимов

По словам Раима Салимова, во время задержания Камалова по месту его проживания был зафиксирован факт скопления агрессивно настроенных жителей в количестве свыше 500 человек. При проведении санкционированного обыска в доме задержанного они попытались воспрепятствовать сотрудникам правопорядка и органам следствия. Но провокационных действий удалось избежать.

Сразу после пресс конференции Салимова адвокаты имама Рашода Камалова тоже провели свой брифинг для журналистов. Они утверждают, что результаты теологической (религиоведческой) экспертизы найденных при обыске книг получены незаконным путем. Органы следствия нарушили элементарную процедуру - передали материалы на экспертизу организации, которая проводить такой анализ не имеет никаких оснований.


Защитники Рашода Камалова

«При задержании у Камалова был изъят диск, якобы содержащий экстремистские идеи. Заключение экспертизы было получено незаконным путем и не у той организации. Экспертизу проводил Государственный комитет по делам религий, который не имеет полномочий давать такое заключение», - заявили адвокаты. Согласно действующему законодательству, подобную работу должен проводить Центр судебных экспертиз.


Центральная мечеть «Ас-Сарахсий». Фото из архива АКИpress. 11 февраля разные источники сообщали, что около 200 человек вышло на митинг в Кара-Суу в поддержку Рашада Камалова. Однако это информация не подтвердилась ни от людей в близком окружении Камалова, ни из правоохранительных органов.

Кто такой Рашод Камалов

Рашод Камалов - этнический узбек, сын известного религиозного деятеля Мухаммадрафика (Рафика-кори) Камалова. Рафик Камалов и его без вести пропавший родственник Абдували-кори Мирзаев, по мнению авторитетного французского исламоведа профессора Стефана Дюдуаньона, были (до их устранения) ведущими фигурами в так называемом «реформистском исламе» в постсоветской Центральной Азии.

Камалова-старшего с начала 2006 года подозревали в содействии террористам, вызывали на допросы, однако, впоследствии отпускали, вероятно, за отсутствием достаточных оснований для ареста. В августе 2006 года Мухаммадрафик Камалов был застрелен спецназом при пересечении военного блокпоста. Как позже заявили власти, это убийство произошло во время совместной «антиисламистской» спецоперации узбекских и киргизских спецслужб в Ошской области.

Мухаммадрафик Камалов
Мухаммадрафик Камалов. Фото Д.Кислов, 2006 г.

Однако первоначально, опасаясь массовых акций протеста, Служба национальной безопасности Кыргызстана сделала заявление о том, что, вероятно, «влиятельный религиозный деятель был взят в заложники уничтоженными террористами, которые преследовали цель воспользоваться им в качестве живого щита, а в случае гибели использовать его имя для нагнетания ситуации, провоцирования столкновения верующих мусульман с органами власти и, в конечном итоге, добиться дестабилизации обстановки в регионе».

Через несколько месяцев о богослове Камалове был снят любительский видеофильм, сразу разошедшийся массовым тиражом, а тогдашний Омбудсмен страны Турсунбай Бакир уулу заявил, что гибель имама кара-суйской мечети не была рядовым событием или простой случайностью. «Вполне вероятно, что М.Камалова застрелили, не пытаясь даже арестовать, и, наверное, не без подсказки со стороны коллег из узбекских спецслужб. Таким образом убрали человека, который давно действовал на нервы официальному Ташкенту».

Камалова-старшего ликвидировали в тяжелые для страны времена правления президента Курманбека Бакиева. Однако, кажется, что сегодня растущий авторитет Камалова-младшего среди многочисленных прихожан его мечети не дает покоя уже и новым властям страны.

Рашод Камалов
Рашод Камалов. Фото «Азаттык», 2011 г.

В начале 2011 года Рашод Камалов, ставший к тому времени настоятелем кара-суйской мечети вместо своего отца, был арестован по подозрению в мошенничестве. Впрочем, суд признал его невиновным и отпустил через месяц, о чем сам Камалов рассказывал в интервью радио «Азаттык» (Киргизская служба Радио Свобода). «Суд установил, что выдвинутое против меня обвинение в мошенничестве лишено всякого основания и выпустил на свободу. Я ничего подобного не совершал. Следствие интересовалось моей работой в качестве имама в мечети», - рассказывал он.

Камалов заявил также, что основания для следствия были сфабрикованы, чтобы дискредитировать его, как имама.

Разобраться в ситуации вокруг семьи Камаловых нелегко. Здесь необходима и консультация религиоведов, и правоведов. Да и, разумеется, просто профессионализм и непредвзятость органов следствия и суда. Однако пока очевидно одно: в погоне за успехами в «борьбе с экстремизмом» органы правопорядка начисто забывают о правах граждан и о необходимости соблюдения всех процедур следствия. Все более «модная» ныне тема борьбы с «исламским государством» дает возможность властям любых стран с легкостью расправляться с неугодными, обвиняя их в столь очевидно опасном для общества религиозном экстремизме, невзирая на протесты общественности и правозащитников. Кажется, нечто подобное происходит и на юге современного, «демократически обновленного» Кыргызстана.

Шохрух Саипов, Даниил Кислов

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное