Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Российские пограничники прибыли в Ош и сняли дом (обновлено)


Кыргызстан: Российские пограничники прибыли в Ош и сняли дом (обновлено)
2010-09-30 11:29 ИА Фергана.Ру

Как мы уже сообщали, на юг Кыргызстана, в город Ош, на помощь спецслужбам Киргизии направлена группа из 40 военнослужащих пограничных войск ФСБ России. По данным «Ферганы.Ру», они уже прибыли в южную столицу Кыргызстана.

Штаб российских пограничников в Оше
Штаб российских пограничников в Оше. Россияне расположились прямо в центре Оша, недалеко от областной библиотеки. «Они арендовали здесь частный дом, говорят, что за 2 тысячи долларов в месяц. Привели дом и окружающую территорию в порядок. Теперь хотя бы в этом районе чувствуешь себя спокойнее...», - рассказывает нам один из жителей Оша.

Штаб российских пограничников в Оше
Именно на заборе этого дома ранее красовалась надпись "Узбеки - прочь", сделанная на двух языках (см. Галерею "Ферганы.Ру"). Поможет ли присутствие российских пограничников обеспечить безопасность узбекского этнического меньшинства ан юге Кыргызстана, пока неизвестно

По данным российской газеты «Коммерсантъ», пограничников выделили из состава группы шестидесяти российских советников, постоянно базирующихся под Бишкеком еще с 1999 года.

Решение об отправке российских чекистов-пограничников в Ош было принято после переговоров главы погранвойск России Проничева с командующим погранвойсками Кыргызстана Закиром Тиленовым. Беспокойство обеих сторон вызывает возросшая в последнее время активность транснациональных преступных группировок в приграничных районах страны. Однако чем конкретно будут заниматься российские пограничники в Оше, пока неизвестно.

Соб. инф. Фото © «Фергана.Ру»

Россия: Как быть и жить с «понаехавшими»?
2010-10-01 01:46 Михаил Калишевский

Фото © Сергея Мухамедова. Снимки сделаны в Москве 9 сентября 2010 года. Публикуются с любезного разрешения автора. Оригинал - здесь.

Утром 9 сентября 2010 года мне довелось оказаться в районе Проспекта мира. Необычное началось еще на выходе из московского метро: персонажи явно «мигрантской» наружности, а также женщины в национальных, по-моему, татарских нарядах, бойко торговали нарезанными на прямоугольники обоями. Но самое удивительное пришлось увидеть на улице, вернее, на улицах, которые были сплошь забиты тысячами и тысячами людей той же самой наружности, многие в характерных вязаных шапочках и с бородищами «а ля бин Ладен». При этом людские массы расположились даже на трамвайных путях, подстелив под себя те самые нарезанные обои.

Да, такой Москвы я раньше никогда не видел, да и на Москву это было, в общем-то, не похоже, скорее, на Дамаск (про Ташкент не скажу – не бывал, а в Дамаске бывал). И тут до меня дошло – сегодня же первый день праздника Ураза Байрам (Ид аль-Фитр), праздника разговения после священного постного месяца Рамадан. А нарезанные обои (по 10 рублей за штуку) – всего лишь «заменитель» обязательных молитвенных ковриков. Все стало понятно – просто верующие пришли отметить праздник к «старой» соборной мечети, и именно поэтому заполонили собой все прилежащие улицы. Причем настолько, что когда мне понадобилось перейти улицу, то пришлось аккуратно пробираться между сидящими прямо на проезжей части, стараясь не наступить на края «ковриков», на которых они сидели. Впрочем, я никого не побеспокоил настолько, чтобы вызвать неудовольствие и, тем более, агрессию – напротив, люди были явно настроены благодушно и празднично.

Молитва мусульман в Москве
Молитва мусульман в Москве. Фото © Сергея Мухамедова

Контрасты толерантности

Благодушие благодушием, однако, увиденное вызвало у меня целую цепь воспоминаний, аллюзий и ассоциаций, которые, откровенно говоря, благодушными, увы, не назовешь. Ну, прежде всего, сразу вспомнились наши родные власти, как столичного, так и самого высокого федерального уровня, с их трогательной заботой о дачниках, больных детях, свободном прогуливании граждан и безопасности дорожного движения. Еще одно очевидное свидетельство того, что данная трогательная забота распространяется только на Триумфальную площадь во время манифестаций «несогласных», я думаю, благодушия в настроении москвичей, в том числе и по отношению к самим «мигрантам», отнюдь не прибавило. Что, кстати, немедленно отразилось, в частности, в Интернете. Впрочем, претензии, собственно, к верующим мусульманам, заполнившим прилежащие к мечети районы, скорее всего, предъявить нельзя – насколько мне известно, никаких экцессов не было. Возможно, претензии могли быть у дворников, но так как они в большинстве своем являются единоверцами и соплеменниками собравшихся, то и у них претензий, скорее всего, тоже не было.

Вопрос юристу
По контрасту с увиденным в Москве, где, как мы еще раз убедились, мусульмане имеют возможность отправлять свои религиозные обряды с наивысшей степенью публичности, мне сразу вспомнился другой Рамадан – в Катаре, где я побывал несколько лет назад в составе группы журналистов. По случаю поста все заведения общепита там были закрыты от восхода до заката, а потому пищу нам пришлось принимать сухим пайком в автобусе, да еще с задернутыми занавесками на окнах – дабы не оскорбить чувства правоверных. А для того, чтобы покурить, приходилось едва ли не зарываться в барханы. Про то, чтобы выпить, скажем, пива я уже и не говорю. При этом, когда один из наших журналистов на встрече с министром туризма Катара (членом правящей династии Аль-Тани) спросил, почему бы не разрешить иностранным туристам-немусульманам во время Рамадана питаться и выпивать хотя бы в гостиничных кафе и ресторанах, то он был оборван в самой резкой форме – дескать, не рыпайся, а соблюдай наши законы и обычаи, не то худо будет.

Там же, в Катаре, мне удалось взять интервью у одного из руководителей небезызвестной телекомпании «Аль-Джазира». В ответ на мой вопрос, почему в исламских странах запрещено проповедовать христианство, скажем, на улицах, в то время, как, например, в Лондоне можно безнаказанно орать, что «Ислам - будущее Британии!», этот господин (палестинец по происхождению) разозлился до чрезвычайности и начал просто вопить: «Вы что, хотите превратить мусульман в христиан? Ислам - конечная религия, уже вобравшая в себя и Моисея, и Иисуса. Для мусульманина стать христианином - шаг назад, деградация, предательство своей бессмертной души!» И так далее, и тому подобное, вообще казалось, что он меня сейчас зарежет.

Молитва мусульман в Москве
Молитва мусульман в Москве. Фото © Сергея Мухамедова

Я это все к тому, что между, условно говоря, мусульманским «Востоком» и христианским «Западом» существует явный дисбаланс толерантности. И это в условиях, когда огромные массы эмигрантов, обладающих менталитетом, мягко говоря, не способствующим адаптации и интеграции в новую среду обитания, перемещаются с «Востока» на «Запад», воспроизводят там социально-культурные уклады своей исторической родины и создают замкнутые сообщества, слабо или совсем не связанные с жизнью окружающего общества. В конечном итоге в силу демографических причин и повышенной социо-культурной «пассионарности» пришельцев это угрожает самой цивилизационной идентичности принимающих иммигрантов стран, в первую очередь, в Западной Европе. Приходится эту самую идентичность защищать. Отсюда законодательные запреты на ношение женских нарядов, закрывающих лицо, во Франции и Бельгии, референдум, налагающий вето на строительство новых минаретов в Швейцарии, дискуссии по этому поводу в Германии, Дании, Нидерландах и так далее. И, естественно, рост популярности крайне правых сил и ксенофобских настроений даже в таких сверхтолерантных государствах как Швеция, о чем красноречиво свидетельствуют результаты последних парламентских выборов.

«Понаехали тут!»

Приезжих, прибывших вроде бы на время, но оставшихся навсегда, недолюбливают везде. Особенно если это приезжие иноязычные, инокультурные и иноверные. А потому вопль-стон «Понаехали тут!» является едва ли не более интернациональным, чем бессмертный лозунг «Пролетарии всех стран объединяйтесь!».

Везде, даже в самых культурных и толерантных странах, значительная часть местных обывателей склонна обвинять именно приезжих во многих, если не во всех бедах своей страны, таких, например, как рост преступности, наркоторговля, безработица, проституция и так далее, а также в том, что они ведут себя нагло, наплевательски относятся к обычаям и образу жизни страны пребывания, навязывают хозяевам свои порядки и тому подобное. Подобные обвинения могут быть справедливыми или несправедливыми, но именно они служат «идеологической» мотивацией всякого рода ксенофобских проявлений - вплоть до самых преступных и отвратительных.

Можно и нужно бороться с ксенофобией, расизмом и прочей гадостью прежде всего самыми жесткими средствами закона, и, естественно, внедрением в общество идеалов гуманизма, толерантности, равноправия и так далее. Можно и нужно разъяснять, например, тем же москвичам, что родители, бабушки и дедушки подавляющего большинства из них тоже в свое время «понаехали» в Москву. Я, например, очень горжусь тем, что являюсь москвичом в четвертом поколении, но помню, что прадед мой Антон Иеронимович Калишевский, известный библиограф и директор библиотеки Московского университета в 1908-25 годах, тоже был приезжим в далекие 80-е годы XIX века, когда он, молодой шляхтич с Волыни, приехал в Москву поступать в университет.

Приезжих будет еще больше

Однако все эти прекрасные идеи, неплохо усваиваемые массовым сознанием на уровне абстрактных понятий, моментально улетучиваются при первой встрече с тем же хамоватым рыночным торговцем из «понаехавших». Даже в странах, где пресловутая политкорректность, казалось бы, впитывается с молоком матери, растет ксенофобия, отчужденность и враждебность. Причем эта самая политкорректность зачастую служит лишь лицемерному замалчиванию проблемы, загоняет ее внутрь, что рано или поздно заканчивается всплеском самых безобразных проявлений человеческой натуры.

Молитва мусульман в Москве
Молитва мусульман в Москве. Фото © Сергея Мухамедова

Идеалы идеалами, но главное, что должно усвоить общество – мигрантов будет только больше и с этим придется жить, хочется этого кому-нибудь или нет. Мигрантов в России, в первую очередь в Москве и других крупных городах, будет еще больше не потому, что этого хотят сами мигранты, а потому, что в них нуждается российская экономика. А нуждается она в них в силу целого ряда причин, в первую очередь из-за сложной демографической ситуации, не позволяющей обеспечить народное хозяйство достаточным количеством рабочей силы. Тенденция такая же, как и в Западной Европе – рабочей силы не хватает потому, что низка рождаемость, и население стареет. А нехватка рабочей силы компенсируется за счет иммигрантов. При этом, как и в Западной Европе, иммигранты занимают наименее престижные рабочие места, которые уже не удовлетворяют «коренных».

Возьмем, например, Москву, где лавинообразный приток, в частности, рабочей силы из бывшей советской Средней Азии наиболее очевиден в городском коммунальном хозяйстве. Иногда кажется, что в столице не осталось русских дворников – сплошные таджики или узбеки. Другой пример – идиотский запрет «некоренным» торговать на рынках. Результат – «коренные» в торговцы не пошли, образовался «кадровый дефицит», который ликвидируется «традиционными» для России способами – с помощью фальшивых паспортов, взяток и так далее.

Еще одно объективное обстоятельство – люди всегда будут стремиться из тех мест, где жить плохо, в те места, где жить лучше. Например, миграция из центральнозиатских стран СНГ в Россию может прекратиться только тогда, когда там станет лучше, чем в России. Представить такое в обозримом будущем невозможно. Следовательно, все больше и больше таджиков, узбеков, киргизов будет ехать в Россию, оседать там, тянуть за собой чад и домочадцев, родственников и односельчан. И плодиться темпами, превышающими среднероссийские. И никакие депортации, никакие скинхеды с ДПНИ этого процесса не остановят.

Из этого, конечно, не следует, что не надо бороться, в частности, с нелегальной иммиграцией. Очень даже надо, однако, такая борьба может только несколько сдержать приток мигрантов, «цивилизовать» процесс и облегчить проведение осмысленной иммиграционной политики. Но не остановить его. Так что, повторю, с этим придется жить. Только вот вопрос: как жить?

Россия сегодня – это Франция вчера

Всем памятны бесчинства иммигрантской, в основном арабской, молодежи осенью-зимой 2005 года во Франции. Самое ужасное, что основную массу погромщиков составляли молодые люди, родившиеся уже во Франции, обладающие французскими паспортами и говорящие по-французски.

В 50-60-е годы прошлого века родители нынешних «французов» арабского происхождения, приезжавшие из бывших колоний, были счастливы от одного факта пребывания во Франции, а потому сохраняли полную лояльность французскому обществу. В силу малообразованности и низкой квалификации они были готовы работать на самых «грязных» работах, подвергаясь при этом всевозможной дискриминации и сверхэксплуатации. Селились они компактно в больших городах. Появились целые этнические кварталы с низкосортным жильем типа парижского района Сен-Дени, живущего своей особой, имеющей мало общего с остальной Францией жизнью.

За годы проживания во Франции первое поколение иммигрантов не меняло основанный на исламе образ жизни, свойственный ему еще на родине. Однако в окружении чужого мира выходцам из Магриба было трудно сохранять в чистом виде традиционную семью со всеми ее устоями. Размывание происходит прежде всего на лингвистическом уровне: дома дети говорят по-арабски, однако в школах и на улицах французский становится основным средством общения.

Но при всем том французские власти явно упустили момент для интеграции и адаптации нового поколения иммигрантов. Ведь для этого было необходимо значительно расширить доступ к французскому образованию, прежде всего начальному, что является необходимой основой для адаптации. Однако сделано было очень мало. Дети североафриканцев в большинстве воспитывались дома.

В итоге в иммигрантских семьях образовалась некая субкультура - сплав традиций Востока и Запада, причем сплав, далекий от гармонии. С малых лет дети понимают, что мир разделен для них на две части. В той его части, где говорят по-арабски, родной язык превращается в язык нищеты. Французский же, господствующий в другой части мира, становится не только языком школы, игр и общения, но и символом недостижимого благополучия и доминирующего социального устройства, которое, однако, игнорирует и отторгает иммигрантскую молодежь.

«Зависшая» между двумя культурами, она не испытывает не только счастья, но и простой лояльности в отношении окружающего общества. И поджигает автомобили. Весьма характерно, что, по опросам, 75% молодых магрибцев, признавая свою принадлежность к исламу условной (в плане жесткого соблюдения религиозных норм), основой своей самоидентификации считают именно ислам, а не французское гражданство. А ислам - неотъемлемая часть не только культуры, но и социально-политической жизни мусульман. Отсюда возможность превращения Франции, с учетом известных демографических и прочих тенденций, в страну, которую и Францией-то будет назвать трудно. Почти то же самое вполне может произойти с Германией и с целым рядом других западноевропейских стран. И не в таком уж далеком будущем.

Россия же переживает сейчас примерно то же самое, что и Европа 50-60-х годов: и у нас в бывшую «метрополию» устремились иммигранты из бывших «колоний». Роль главной «ударной силой» в гипотетических бунтах, если они, не дай бог, произойдут в России, будут играть прежде всего выходцы из Центральной Азии. Только не нынешние забитые узбекские строители или услужливые дворники-таджики, а их дети и внуки, выросшие в России в окружении русских.

Дело здесь вот в чем: как и у магрибинцев во Франции, изначально низкий уровень образования и квалификации среднеазиатов предопределяет социальную ущербность их стартовых позиций в России, а принадлежность к патриархальной исламской культуре сильно затрудняет их полноценную адаптацию в модернизированном обществе российских мегаполисов.

Молитва мусульман в Москве
Молитва мусульман в Москве. Фото © Сергея Мухамедова

Отчетливо наблюдается процесс замещения на наименее престижных рабочих местах центральноазиатскими мигрантами не только «коренных», но и мигрантов из других регионов бывшего СССР (украинцев, белорусов, молдаван, армян, грузин, азербайджанцев), начавших прибывать в Россию несколько раньше и к тому же изначально обладавших более высокой квалификацией и лучшим образованием, что позволило им занять более престижные социальные ниши. К тому же наличие давних и мощных диаспор у мигрантов с Кавказа, а также принадлежность украинцев, белорусов, молдаван, армян и грузин к европейско-христианскому цивилизационному ареалу, значительно облегчает их интеграцию в российское общество, а затем, возможно, и ассимиляцию.

А вот факторов, способных в ближайшее время предоставить хоть какие-то преимущества среднеазиатам, не появляется. И не появляются такие факторы опять же в силу ущербности стартовых позиций как на родине мигрантов, так и по прибытии их в Россию. Такой вот получается замкнутый круг.

России нужен свой «плавильный котел»

Итак, Россия имеет все шансы пойти по «французскому пути». Роль, аналогичная роли североафриканских сообществ, суждена сообществам среднеазиатских мигрантов.

Из всего вышесказанного совсем не следует, что нужно запретить иммиграцию из Средней Азии, а среднеазиатов выслать. Это невозможно, безнравственно и невыгодно. Безусловно, без полицейских мер не обойтись, прежде всего, мер по борьбе с нелегальной иммиграцией. Однако в тщательной проработке нуждается иммиграционная политика в целом. Необходимо придать ей «селективность», которая должна исходить из потребностей нашей экономики, уровня квалификации и адаптируемости иммиграционного контингента.

Без преувеличения огромное значение имеет беспощадная борьба с дискриминацией, которая по своей жестокости во много раз превышает уровень дискриминации арабов во Франции 50-60-х годов. Дискриминация грозит воспроизводством все новых поколений социальных изгоев, ненавидящих все вокруг. Такие изгои не появятся еще и в том случае, если уже сейчас предпринять ряд неотложных мер в области образования, профессиональной ориентации, социальной реабилитации, направленных на адаптацию мигрантов и главное - их детей.

Введение в московских школах специальных занятий для детей мигрантов, плохо владеющих русским – шаг очень верный. Неважно как назвать такой комплекс мер – ассимиляцией, интеграцией или как-нибудь еще. Дело не в терминах – необходим механизм наподобие американского «плавильного котла», когда каждый иммигрант вне зависимости от национальности и религии начинает осознавать себя прежде всего американцем.

Создавать такой механизм нужно уже сейчас, пока дети старательных дворников-таджиков либо еще не родились, либо еще не приехали в Россию, либо еще не пошли в российскую школу. И пока этнические кварталы в наших «спальных районах» еще только формируются. Иначе парижские события рано или поздно повторятся у нас, только с поправкой на неприглядные российские реалии.

Мусульмане на улицах Москвы
Фото © Сергея Мухамедова. «Фергана.Ру» благодарит автора за предоставленные изображения.

Пакистан заблокировал транзит грузов НАТО в Афганистан. На юге страны обстреляны 27 бензовозов сил коалиции
2010-10-01 10:04 ИА Фергана.Ру

30 сентября Пакистан перекрыл транзит топлива и продовольствия войскам НАТО в Афганистане. Как сообщает ИТАР-ТАСС, на такие меры власти пошли в ответ на гибель трех пакистанских солдат в ходе воздушного удара альянса на северо-западе страны.

В тот день авиация НАТО подвергла массированному ракетному обстрелу приграничный с Афганистаном пакистанский район Куррам. Удар должен был быть нанесен по позициям исламских экстремистов, однако из-за ошибочных разведданных вертолеты НАТО обстреляли блокпост пакистанской армии. Трое пограничников были убиты, еще трое получили ранения, передает Афганистан.Ру.

«Поставка грузов НАТО через территорию Пакистана в Афганистан временно приостановлена, - сообщил представитель минобороны Пакистана. - Мы собираемся провести тщательное расследование этого инцидента».

Как отмечает РБК, маршрут через Хайберский перевал транзитом через территорию Пакистана является основным наземным каналом материального снабжения американских и международных войск в Афганистане.

Между тем, поздно вечером того же дня на юге Пакистана в городе Шикарпур провинции Синдх были обстреляны 27 бензовозов с топливом для натовских сил в Афганистане. Как передает Радио Свобода, автомобили с цистернами были припаркованы у терминала, когда неизвестные открыли по ним огонь. Водители срочно покинули горящие машины. Жертв и пострадавших нет.

Международные правозащитные организации призывают ОБСЕ обратить внимание на тяжелые условия работы правозащитников в Средней Азии
2010-10-01 11:02 ИА Фергана.Ру

Международное Партнерство по правам человека (Брюссель), Болгарский Хельсинкский комитет (София), Civil Rights Defenders (Стокгольм), Московская Хельсинкская Группа (Москва), Нидерландский Хельсинкский Комитет (Гаага), Норвежкий Хельсинкский Комитет (Осло) и Польский Хельсинкский Фонд по правам человека (Варшава) выступили с совместным заявлением о положении правозащитников в Средней Азии. Заявление приурочено к Варшавской сессии по человеческому измерению ОБСЕ, которая состоится 3-4 октября 2010 года.

В заявлении говорится, что правозащитники в Средней Азии «исполняют ключевую функцию в выявлении нарушений прав человека и в привлечении виновных к ответственности. Однако их деятельность имеет цену. Их запугивают, им угрожают, их публично осуждают, против них выдвигают обвинения по политическим мотивам, их сажают в тюрьму, они подвергаются пытками и жестокому обращению, они вынуждены покинуть свою страну. Их родственников и знакомых также притесняют».

По мнению правозащитных организаций, сегодня особенно важно, чтобы правозащитники правозащитники региона получали полную поддержку от международного сообщества, поскольку уважение прав человека является одним из основных принципов ОБСЕ. В заявлении говорится, что защита правозащитников должна стать приоритетной темой на декабрьском саммите ОБСЕ в Астане (Казахстан).

В заявлении перечисляются проблемы, с которыми сталкиваются правозащитники в Средней Азии. Так, после июньских событий в Кыргызстане правозащитников стали запугивать, публично обвинять и подвергать преследованию из-за попыток задокументировать происходящее. Правозащитники киргизской национальности обвинялись в «предательстве киргизского народа», если защищали права этнических узбеков. В заявлении напоминают о пожизненном приговоре, вынесенном директору правозащитной организации «Воздух» Азимжану Аскарову, об отъезде главы НПО «Граждане против Коррупции» Толекан Исмаиловой, покинувшей страну из-за угроз в ее адрес.

В заявлении напоминают о нарушениях, допущенных в деле Евгения Жовтиса, директора-основателя Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности. Жовтис отбывает наказание в тюремной колонии в Усть-Каменогорске на северо-востоке Казахстана.

В заявлении говорится, что независимые правозащитные группы в Туркменистане не могут действовать открыто, а те люди, которые обладают достаточной смелостью, чтобы участвовать в мероприятиях в сфере прав человека, находятся под слежкой национальных служб безопасности и рискуют оказаться объектом запугивания, допроса, запрета выезда за границу и других карательных мер. Правозащитники напоминают, что «как минимум, два человека сейчас находятся в тюрьме за их законную деятельность в области прав человека»: Аннакурбан Аманклычев и Сапардурды Хаджиев, которые были связаны с базирующимся в Болгарии Туркменским Хельсинским Фондом, были приговорены к семи годам тюремного заключения по сфабрикованному обвинению в нелегальном владении огнестрельным оружием.

Туркменская правозащитника Огулсапар Мурадова умерла в заключении вскоре после суда в 2006 году. По словам родстенников, на теле О.Мурадовой были видны следы пыток, но расследование ее смерти до сих пор не проведено.

В докладе напоминают о запугивании летом 2010 года родственников Фарида Тухбатуллина, который бежал из Туркменистана в Австрию в 2003 году и является главным редактором «Хроники Туркменистана».

Активист-эколог Андрей Затока был выдворен из Туркменистана вместе с женой в ноябре 2009 года (незадолго до этого Затока был приговорен к пяти годам тюрьмы по сфабрикованному обвинению). Затоку и его жену заставили отказаться от туркменского гражданства.

В Таджикистане статьи Уголовного Кодекса, запрещающие клевету и оскорбление, используются для того, чтобы подвергать судебному преследованию журналистов, пишущих критические статьи. Гражданские иски за клевету часто включают высокие требования о возмещении морального ущерба и используются чиновниками как средство предотвращения критики. С февраля 2010 года в Душанбе продолжаются слушания в районном суде по делу, возбужденному тремя высокопоставленными судьями против юриста Солиджона Джураева и трех независимых изданий «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон». Судьи посчитали, что в информации, которую распространил Джураев, оскорбляются их честь и достоинство. В качестве возмещения морального ущерба судьи запросили в общей сложности более 5 миллионов сомони (примерно 1 миллион евро). Джураев часто заявлял о сфабрикованности уголовных дел, нарушении прав ответчиков и использовании пыток.

В Узбекистане официально зарегистрированы только две правозащитные организации, одна из которых – «Эзгулик» - недавно сообщала об усиливающемся давлении. Многие правозащитники покинули страну из-за преследования, более десяти правозащитников были признаны виновными по сфабрикованным обвинениям и находятся в тюрьме. Для давления на правозащитников инициируются гражданские иски по обвинению их в клевете.

В заявлении международных правозащитных организаций упоминается Ганихон Маматханов, который защищал права фермеров и приговорен к пяти годам тюрьмы, Сурат Икрамов, глава Инициативной Группы Независимых Правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), против которого заведено дело по обвинению в распространении клеветы и порочащей информации. От С.Икрамова требуют 15 миллионов сомов (7.5 тысяч евро) (28 сентября суд признал С.Икрамова виновным – ред.).

Правозащитные организации, подписавшие заявление, дают рекомендации государствам-участникам ОБСЕ. Так, на саммите в Астане необходимо подтвердить, что необходимо уважать права людей и неправительственных правозащитных организаций. Улучшить и усилить защиту правозащитников, назначить спецпредставителя ОБСЕ, который бы занимался защитой правозащитников, развивать возможности ОБСЕ для скорой реакции в случаях, когда правозащитники срочно нуждаются в помощи; усилить сотрудничество среди государств-участников, чтобы поощрять независимость судей, прокуроров и правоохранительных органов в регионе ОБСЕ.

От властей Кыргызстана правозащитники требуют пересмотреть дело Азимжана Аскарова и его соответчиков; защитить правозащитников, их родственников и адвокатов; Аскаров должен быть освобожден в ожидании пересмотра его дела.

Власти Казахстана должны пересмотреть дело Евгения Жовтиса с полным учетом всех фактов и соблюдением его прав, освободив Жовтиса от отбывания текущего наказания на время пересмотра дела.

Власти Туркменистана должны обеспечить нормальную работу активистам гражданского общества, не запугивать их и не притеснять их родственников и знакомых; освободить Аннакурбана Аманклычева и Сапардурды Хаджиева из тюрьмы, а пока они остаются там, обеспечить гуманное отношение к ним; начать тщательное и независимое расследование обстоятельств смерти Огулсапар Мурадовой и объявить его результаты.

Власти Таджикистана должны отменить статьи Уголовного Кодекса, которые криминализируют клевету и оскорбление; воздерживаться от практики использования исков ради запугивания журналистов и правозащитников; убедиться, что суммы, которые требуют для возмещения морального ущерба, разумны и отвечают возможностям ответчика.

Власти Узбекистана должны освободить правозащитников, которые посажены в тюрьму по политически мотивированным обвинениям; следить, чтобы гражданские иски за клевету не использовались для наказания правозащитников.

ООН: Производство опия в 2010 году в Афганистане сократилось вдвое, наркотики подорожают
2010-10-01 11:15 ИА Фергана.Ру

Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН) представило новый доклад о результатах мониторинга производства опия в Афганистане. По данным ООН, в 2010 году на афганских полях будет собрано примерно 3600 тонн опийного мака, что на 48 процентов меньше, чем в прошлом году. Неурожай вызван плохой погодой, инфицированием растений на полях в провинциях Гильменд и Кандагар. С каждого гектара в этом году собрано в среднем 29 килограмм опиума, в то время как раньше урожай мог доходить и до 56 килограмм с гектара.

Однако, как отметил исполнительный директор УНПООН Ю.Федотов, неурожай мака приводит к подорожанию наркотика на рынке, а это, в свою очередь, снова сделает рынок опиума привлекательным для фермеров. Раньше фермеры отказывались от выращивания мака, поскольку это было не так выгодно. Однако сейчас, в неурожайный год, доходы «опиумных» фермеров возросли на 36 процентов: с гектара можно получить 4900 долларов.

В докладе отмечается, что в южных и западных провинциях Афганистана – там, где талибы ведут активные действия против местных властей и международных сил, - фермеры продолжают выращивать мак. В то же время 24 провинции, подконтрольные правительству, считаются свободными от маковых посевов. По мнению Ю.Федотова, это подтверждает тесную связь между выращиванием опийного мака и отсутствием безопасности в Афганистане.

Вести из Оша: Пострадавшие отказываются от ссуд на строительство жилья, не желая зависеть от государства
2010-10-01 11:49 ИА Фергана.Ру

На юге Кыргызстана усиленными темпами идет строительство временных пристанищ и многоэтажных домов для местных жителей, утративших свое жилье в ходе трагических событий в июне 2010 года. По крайней мере, о «темпах» докладывают местные власти. По данным чиновников, в городе Ош и Ошской области завершается заливка фундаментов 595 домов, а в 136 домах возводятся стены, начали заливать фундаменты в 584 домах.

Погорельцы живут в палатках
Несмотря на приближение холодов, ошские погорельцы до сих живут в палатках, выданных им Управлением Верховного Комиссара ООН по беженцам. Фото © «Фергана.Ру», сентябрь 2010 года.

Как сообщает источник «Ферганы.Ру» в городе Ош, в качестве временного жилья строятся двухкомнатные домики. «На многих улицах расчищены места под стройку, лежат стройматериалы, почти везде уже залит или доращен фундамент, а во многих дворах уже и стены кладут. Обещают за октябрь построить», - рассказывает человек, побывавший в наиболее пострадавших в июне микрорайоне «Черемушки», на улицах Навои, Мажиримтал и других. - «Пока еще толком не решен вопрос с отоплением временного жилья: то ли кирпичные печки поставят, то ли «буржуйки». Но о том, чем и на что дома будут отапливать, разговора пока нет».

По данным «Ферганы.Ру», строительство временного жилья в Оше финансируют различные международные организации — ACTED, UNDP, Save the Children и другие. Причем к строительству домов международными организациями привлечены, в основном, узбеки, город тоже убирают они. «От мэрии, по-моему, на уборке заняты киргизы, но их почти не видно», - делится своими наблюдениями наш собеседник.

УВКБ ООН пообещало до начала зимнего сезона построить в Оше и области 900 домов, в Джалал-Абаде и области - 450 домов, и предоставить жилье и материалы пострадавшему населению бесплатно и безвозмездно, без каких-либо ссуд.

Государство же планирует оплатить многоэтажные дома, два из них уже строятся, как сообщил Deutche Welle вице-премьер-министр республики, возглавляющий государственную дирекцию по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад Жанторо Сатыбалдиев. «Хотим построить где-то 350 квартир в Оше и 80 квартир в Джалал-Абаде. Из них 75 квартир в Оше и 40 квартир в Джалал-Абаде мы планируем сдать уже до конца этого года», - рассказал чиновник. При этом он отметил, что в эти квартиры будут заселяться как узбеки, так и киргизы - «пострадавшие с обеих сторон».

Ранее Сатыбалдиев заявлял, что государство не в состоянии построить для пострадавших бесплатные дома, так как «этого не позволяет образовавшийся огромный дефицит в республиканском бюджете». Однако на днях Азиатский банк развития (АБР) принял решение предоставить Кыргызстану помощь в виде $100 млн. (по другим данным – 70 млн.), $30 млн. из которых должны пойти на строительство постоянного жилья для семей, чьи дома были разрушены в ходе июньского конфликта. Возможно, благодаря АБР люди смогут получить бесплатное жилье.

Что касается ссуд в размере до 200 тысяч сомов ($4255), которые власти планировали выдавать пострадавшим, то несмотря на то, что они беспроцентные, выдаются на двадцать лет с отсрочкой на три года, узбеки не торопятся их брать. По данным замглавы дирекции по восстановлению Оша и Джалал-Абада Каданбая Бактыгулова на 29 сентября, ссуду оформили всего 107 семей.

«Кредиты размером 100, 150, 175 и 200 тысяч сомов выделяются пострадавшим в зависимости от степени разрушения их домов», - цитирует Бактыгулова 24.kg. - «Деньги выделяются частями, первый транш составляет 50 тысяч сомов. Тринадцать семей получили и второй транш, забрав весь кредит». При этом он отметил, что люди охотнее берут единовременную безвозмездную помощь в размере 50 тысяч сомов ($1063).

Если жилые дома худо-бедно, но восстанавливают, то до помощи пострадавшим бизнесменам дело пока не дошло. Только 22 сентября, то есть, спустя три с половиной месяца после погромов в Оше заработали комиссии по определению ущерба предпринимателей, пострадавших в результате июньских событий. Прием заявлений от пострадавших предпринимателей пока будет осуществляться до 10 октября 2010 г.
«Большинство узбеков, с которыми я разговаривал, отказались от ссуды - они же все без работы, боятся, что через три года нечем будет отдавать», - рассказывает источник «Ферганы.Ру» в Оше. - «На 200 тысяч сомов нормальный дом все равно не построишь, даже на пару приличных комнат раза в два больше нужно. А еще их удерживает то, что этот же строящийся дом государство возьмет у них в залог. Компенсацию в 50 тысяч некоторые взяли, но тоже после долгих сомнений - боялись, что из-за этого международные организации откажутся им помогать. Но все же предпочли взять и эту крохотную сумму, только чтобы не зависеть потом от государства».

По словам Бактыгулова, единовременное пособие в 50 тысяч сомов на общую сумму 17,2 миллиона сомов ($365 тысяч) получили 344 семьи. Небольшое число получателей чиновник объяснил тем, что не все пострадавшие дома еще обследованы должным образом, а многим людям приходится восстанавливать утраченные в ходе июньских погромов документы.

Что же касается восстановления спокойствия в регионе, то, судя по последним сообщениям из Оша, это произойдет не скоро.

Безнаказанные пытки, издевательства и унижения продолжаются

В интервью 24.kg начальник УВД южной столицы Памирбек Асанов рассказал, что население живет в напряжении, болезненно реагирует на любой выстрел, стало более чувствительным к слухам провокационного характера. В связи с обострением ситуации в соседнем Таджикистане в городе усилены патрули, установлено шесть блокпостов, где досматриваются транспорт и граждане.

Источник «Ферганы.Ру» в Оше отмечает, что в отношениях между узбекской и киргизской частями населения Оша сохраняются напряженность и недоверие.

Смерть узбекам
Такие надписи до сих пор красубтся на стенах некоторых домов в Оше. Фото сделано 21 сентября 2010 года по адресу ул. Карасуйская, д. 2

«Проезжая, например, по улице Навои, где, в основном, живут узбеки, сидящие в машине киргизы нередко демонстрируют свое отношение к местным жителям - показывают неприличные жесты, матерятся, плюют и тому подобное, - рассказывает источник. - Несколько дней назад на улице Маджиримтал была избита беременная женщина, по городу разъезжали несколько машин с молодыми парнями, которые выкрикивали в адрес узбеков ругательства и угрозы. Людей продолжают обирать: практически невозможно бесплатно получить справку о том, что «не участвовал в июньских событиях» (а без нее не выпускают из города) - только за деньги. Причем заставляют брать такую справку только узбеков».

Вопиющие факты представил 30 сентября правозащитный центр «Граждане против коррупции»: в Оше подсудимых, проходящих по делам об ошских событиях, избивают прямо в зале суда, на глазах у судей, прокуроров и судебных исполнителей. Один из этих диких случаев произошел в здании Карасуйского районного суда — того самого, где на днях были осуждены несколько этнических узбеков: одни за то, что в неурочное время прокричали азан и призывали к межэтническому столкновению, другие — за то, что оставили на воротах частного дома надпись «SOS», который суд расценил как сигнал к действию для вооруженных сил Узбекистана.

По данным правозащитников, 15 сентября в Карасуйском районном суде в течение десяти минут избивали подсудимых Садыкжанова и Хайдарова - в присутствии сотрудников милиции, судьи Байбосунова и 20 судебных исполнителей. Во время избиения были слышны националистические выкрики. Родственники подсудимых потребовали от председателя Карасуйского районного суда Койчубека Жоборова и работников прокуратуры прекратить избиение, однако меры приняты не были. На просьбы подсудимых зафиксировать полученные телесные повреждения сотрудники СИЗО ответили отказом.

Правозащитники отмечают, что «грубейшие нарушения всех норм судопроизводства: избиения подсудимых в ходе судебного процесса, нанесение им травм с молчаливого согласия судей, прокуроров, судебных исполнителей, угрозы, нападения на адвокатов, свидетелей защиты, - стали нормой в судебной практике на юге Кыргызстана и не вызывают тревогу и принятие соответствующих действий со стороны руководителей соответствующих органов и в целом руководства страны».

Похоже, руководство Киргизии, занятое предвыборной кампанией и выбиванием помощи мирового сообщества, не хочет отвлекаться на беззаконие, творящееся на юге страны, или не в состоянии приструнить ошские власти. А значит, опасения местного населения по поводу повторения июньской трагедии небеспочвенны. И, возможно, многие из тех узбеков, кто решил взять единовременное пособие в 50 тысяч сомов, потратят их не на восстановление утраченного жилья или имущества, а на организацию своего выезда из страны.


В избранное