← Декабрь 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
24
|
|||
25
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии
Туркменбаши умер, но дело его живет26.12.2006 01:08 msk Фергана.Ру На сегодняшнем заседании депутатам Халк маслахаты (Народного совета) Туркмении предстоит определить дату выборов нового главы государства. Состоящий из двух с половиной тысяч депутатов, высший представительный орган власти страны во вторник впервые соберется без своего бессменного руководителя Сапармурата Ниязова. Однако тень одного из экстравагантнейших диктаторов современности продолжает накрывать туркменское общество густой тенью неразвенчанного культа личности, а пресса пухнет от обилия чрезвычайно стойких идеологем большевистско-азиатской закваски. Вчерашний номер главной газеты страны «Нейтральный Туркменистан» (N313 от 25 декабря 2006 года) предлагает своему читателю дежурный «джентльменский» набор текстов. Именно так провожали в последний путь Сталина, Мао, Брежнева. «Наш туркменский народ, вся мировая общественность понесла тяжелую утрату. Ушел от нас Великий сын родного туркменского народа, основатель независимого нейтрального Туркменского государства - первый и бессменный Президент Туркменистана Великий Сапармурат Туркменбаши». Так начинается нескончаемый поток соболезнований, направленных туркменскими официальными лицами и лидерами зарубежных стран в адрес временно исполняющего обязанности президента Туркменистана Г.Бердымухаммедова.
Рыдают кухарки и молочницы, бьют себя в грудь знатные хлеборобы комбайнеры, слова бессильны передать всю горечь скорби и печали коллектива концерна «Туркменмашынгурлушык». Все обращения в верности делу Туркменбаши направлены на имя бывшего личного врача С.Ниязова – временно исполняющего обязанности главы государства Гурбангулы Бердымухаммедова. Может, ему и быть следующим президентом?.. * * * Узбекистан: Смерть главы Ургутского района заставила президента обратить внимание на проблему с газоснабжением Самаркандской области26.12.2006 10:29 msk Соб. инф. (Самарканд) Этой зимой практически во все дома жителей Самарканда наконец-то начал поступать природный газ. «В прошлом году здесь, в центре города, газом из трубы даже не пахло», - говорит парикмахер из салона красоты, расположенного недалеко от центральной улицы Мустакиллик (бывшей Ленина). Согласно официальным данным, в прошлом году из-за перебоев с подачей природного газа страдали тридцать процентов населения Самарканда. Даже хокиму (мэру) пришлось спасаться от холодов, переехав на зимовку из центра в другую, более благополучную часть города. Результат не заставил себя ждать: полностью была пересмотрена система обеспечения Самарканда природным газом, а начальник управления «Горгаз» попал под следствие и был осужден. Согласно судебному решению, ему назначен срок восемь лет лишения свободы за ряд преступлений, в том числе – за незаконное присвоение денег в особо крупных размерах. Если городскому населению, можно сказать, повезло, то ситуация в сельских районах почти не изменилась. Более того, хоким Ургутского района Самаркандской области Холмухаммад Нуруллаев стал жертвой зимы-2006. Как установило следствие, он погиб от угарного газа, выделявшегося при использовании не соответствующей нормам стандарта печки, которая была произведена на узбекско-иранском совместном предприятии, расположенном в Самаркандской области. Как отметил продавец хозяйственного магазина, в прошлом занимавшийся реализацией таких печей, угарный газ образуется из-за резкого повышения давления газа в трубах или неправильной установки дымоходов. «У нас ведь газовики без предупреждений то повышают давление, то вообще могут отключить и снова неожиданно подать газ в трубы, - рассказывает источник. - И если при использовании печки-«буржуйки» при таких перепадах может произойти несчастный случай, то в горелке иранской печки подача газа будет автоматически перекрыта до тех пор, пока ее снова не включат». По словам источника в Самарканде, смерть хокима крупного, граничащего с Таджикистаном района удивила президента Узбекистана Ислама Каримова. Он не поверил, что человек такого ранга может умереть от угара газом. И командировал в Самарканд замминистра министерства внутренних дел вместе с председателем службы национальной безопасности Узбекистана Рустамом Иноятовым. В день приезда высокопоставленных чиновников были парализованы все самаркандские дороги, вплоть до магистральной, соединяющей Самарканд с приграничным с Таджикистаном городом Ургут. Сразу после отъезда руководящих чинов МВД и СНБ в республиканских СМИ появились рекламные ролики, призывающие не использовать продукцию того самого узбекско-иранского СП, производящего злополучные печки. А между тем, это совместное предприятие ранее широко рекламировало свою продукцию по различным телеканалам. - Это самое СП было когда-то создано при поддержке высокопоставленных чиновников. В семьях простых граждан из-за некачественных печей также происходили трагедии, - с горечью рассказывает один из жителей Самарканда. - Я помню, как однажды в районе трикотажной фабрики от угара погибла семья молодоженов. У одного популярного самаркандского певца по той же причине погиб сын. Но тогда почему-то не осмелились запретить производство этих печей, а теперь вот спохватились… Да что говорить, так происходит и в других сферах. Из-за сиюминутных выгод чиновников своей жизнью расплачиваются простые люди. - Если бы обеспечение населения природным газом было стабильным, то, конечно, можно было бы избежать многих трагедий, – рассказывает журналист, несколько лет занимавшийся данной проблемой. - Сейчас города и села Самаркандской области напоминают осажденную фашистами местность: то света нет, то давление газа прыгает, о центральных отопительных системах вообще можно и не вспоминать. Народ, не получающий качественных услуг, не платит за них, чем пользуются чиновники, называя отказ населения платить причиной всех проблем. С разрушением старой системы ничего нового в этой отрасли не придумали, поэтому даже в высотных домах, создавая угрозу своей жизни, люди ставят «буржуйки» или другие газовые отопительные приборы. Вот вам и яблоко раздора: пожарники запрещают использовать в домах печки, котельные не работают из-за низкого давления газа, а чиновники не могут отказаться от своих же ставленников. Простому народу же, как бы утешая, рекомендуют вспомнить, как жили предки, когда газа не было вообще. Вот и приходится потребителям выбирать из всех зол наименьшее, - сетует журналист. Населению из-за невысоких доходов приходится выбирать наиболее доступные по цене обогревательные приборы, пусть даже выполненные и кустарным способом. К примеру, некоторые ремесленники предлагают приспособление под названием «сапог». Он стоит всего несколько тысяч узбекских сумов ($1=1240 сумов) и может обогревать большие комнаты даже при низком давлении газа. Не утратили своей популярности и печки-«буржуйки» - от чугунных до более дешевых, сделанных из тонких металлических листов и работающих на дровах. Так что для современной молодежи, ранее только на картинах художников видевшей дровяные базары древнего Самарканда, художественные образы становятся явью, когда вместе с родителями девчонки и мальчишки едут за дровами в Тайлякский, Ургутский или Самаркандский район. Средняя цена дров - 80-90 долларов США за тележку, в зависимости от породы дерева и от погоды. А вот статистические данные о газификации территории Самаркандской области радуют глаз. С ними можно ознакомиться прямо при входе в административное здание «СамОблГаза». Посетитель сразу может себе уяснить, в Самаркандской области газифицировано девяносто процентов всех домов. Хотя на деле всего тридцать процентов труб используются круглогодично, по остальным газ поступает только в теплое время года. Кто-то улучшение в Самарканде ситуации с газом связывает с прошлогодними акциями недовольства населения, кто-то - с критическими выступлениями в прессе, а некоторые говорят - «Выборы на носу». Но расслабляться самаркандцам не дают: с газом положение улучшилось, зато электричество стали отключать почти каждый день. Когда журналисты стали интересоваться этой проблемой, узнали любопытный факт: если начальник «Горгаза» Мусурмон Жалматов осужден на восемь лет лишения свободы, то начальник «СамОблГаза» Шавкат Усманов отправлен руководить… «Электросетями» Самаркандской области. Принципы управления, надо полагать, у Усманова остались прежними, а значит, стоит ожидать, что и ситуация с подачей электроэнергии в дома самаркандцев будет идентична «газовой». Что, кстати, уже демонстрируется. * * * В Душанбе прошла конференция «Россия и Средняя Азия: исторический диалог и взаимодействие культур»26.12.2006 10:43 msk Виктор Дубовицкий (Душанбе) 20 декабря 2006 года в Душанбе состоялась республиканская научно-теоретическая конференция «Россия и Средняя Азия: исторический диалог и взаимодействие культур», посвященная 160-летию со дня рождения Н.П.Остроумова. Николай Петрович Остроумов (1846-1930 гг.) - известный русский историк, этнограф, археолог, журналист, организатор системы народного образования в Средней Азии. Выпускник Казанской духовной православной академии, где он был учеником знаменитых русских востоковедов Н.И.Ильминского и Г.С.Каблукова. В 1877 г. Н.П.Остроумов был приглашен администрацией Туркестанского генерал-губернаторства в Ташкент для организации системы народного образования в крае, где работал вплоть до 1917 г. на должностях: инспектора народных училищ, директора учительской семинарии и мужской классической гимназии. С 1883 по 1917 г. Остроумов является также редактором «Туркестанской туземной газеты» - первого периодического издания на языке народов Средней Азии, сыгравшего важную роль в становлении системы СМИ региона. В 1886 г. Н.П.Остроумов, являясь представителем Императорской археологической комиссии в Средней Азии, а также действительным членом Русского Археологического Общества, проводит первые археологические раскопки в регионе и его находки демонстрируются в музее Туркестанского отдела Русского Географического Общества. Н.П.Остроумов известен также как этнограф народов Средней Азии, автор ряда основополагающих этнологических работ по материальной и духовной культуре таджиков, узбеков, киргизов. Особняком стоят работы Н.Остроумова по исламоведению. Современники высоко оценивают их, называя ученого «лучшим знатоком ислама в Туркестане». Отмечая большой вклад Н.П.Остроумова в научное исследование Средней Азии, В.В.Бартольд с полным основанием считает его «патриархом туркестановедения». На конференции, собравшей ученых-историков, культурологов и религиоведов Российско-таджикского (славянского) университета, Душанбинского государственного педагогического университета, института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан, а также из Ташкентской православной духовной семинарии, было представлено девятнадцать докладов, посвященных особенностям становления и развития цивилизационного диалога между Россией и средней Азией; научным исследованиям, как элементу культурного обмена; деятельности научных обществ России по исследованию территории и населения Средней Азии; роли системы «русско-туземного» образования в Средней Азии в культурном обмене; становлению системы среднеазиатской прессы и полиграфии; месту Русской Православной Церкви в цивилизационном и культурном обмене. «На примере Николая Петровича Остроумова мы видим новый тип миссионера - не привычного для современного человека образа крестящего крестом и мечом бедных дикарей в глубинах джунглей и на тропических островах, а с любовью и смирением десятилетиями несущего свет христианского вероучения и русской культуры народам Азии», - подчеркнул в своем докладе «Научное наследие Н.П.Остроумова: от забвения к справедливой оценке» доктор исторических наук В.В. Дубовицкий. - «Он действительно был миссионером в высшем смысле этого слова: выполнял трудную и благородную миссию взаимодействия культур!» Большой интерес у участников конференции вызвало выступление проректора по учебной части Ташкентской Православной Духовной семинарии, иерея о. Сергия (Стаценко) на тему «Основные принципы добрососедского существования Православной Церкви и ислама на территории Средней Азии, как образец к конструктивному взаимодействию конфессий», где он на многочисленных исторических примерах апостольских времен, средневековья, XIX- XX веков и современности продемонстрировал реальную веротерпимость и даже нередко взаимодействие конфессиональных структур во многих социальных, культурных и политических вопросах. Одним из таких примеров, характерных для территории современного Узбекистана, автор назвал совместную работу по противодействию деятельности нетрадиционных конфессий, тоталитарных сект. Вопросам сохранения традиций русской культуры в контексте культуры таджикской после развала Советского Союза был посвящен доклад кандидата философских наук Т.К.Саидовой «Об особенностях сохранения традиций национальной культуры». По ее мнению, с развалом СССР в 1991 г. в условиях начавшейся гражданской войны многие русские стали испытывать дискомфорт от проживания вне пределов исторической родины, поэтому выехали за пределы Таджикистана. И действительно, если ранее в Таджикистане проживало большое количество русских, а в больших городах, таких как Душанбе их было свыше 51%, то в настоящее время во всей республике русские составляют менее 1%(45-50тыс. из общего 7-миллионного населения). По мнению Т. К. Саидовой, распространение русской культуры в Таджикистане было обусловлено несколькими факторами: - русская культура была культурой более развитого и крупного государства; - русская культура давала возможность повышения и приобретения необходимой квалификации. Благодаря знанию русского языка люди часто имели возможность для служебного роста; - приобщение к русской культуре обеспечивало выход на культуру других народов Советского Союза; - все большее количество русских переезжали в Таджикистан на постоянное место работы и жительство. В настоящее время, вместе с тем, что резко сократилась общая численность этноса, русские рассредоточены по многим городам, а не проживают компактно, что значительно усложняет сохранение культуры. Многие из перечисленных факторов, которые играли положительную роль в распространении русской культуры, в настоящее время потеряли свою актуальность, а потому не находят у местного населения должной поддержки. «В случае существования небольших групп людей иной культуры, проживающих в окружении представителей другой культуры, свою культурную среду сохранить весьма сложно. В этом случае теряется естественная среда воспроизводства культуры, что связано с изменением характера трудовой деятельности, с географическими условиями, потерей актуальности некоторых традиций. Проблема еще больше усугубляется, когда национальное меньшинство живет рассредоточено. Именно с такой ситуацией в настоящее время мы имеем дело в Таджикистане. Поскольку русские, или точнее - русскоговорящие, не проживают компактно, то им практически невозможно организоваться в какое- либо неформальное объединение. Такая ситуация создает атмосферу некомфортного проживания, которая толкает оставшихся людей на отчаянную попытку выехать за пределы Таджикистана и не связывать свое будущее с проживанием в республике». По мнению Т.К.Саидовой, в деле сохранения в стране русской культуры особое внимание следует обратить на школу, как на один из главных ее институтов. Положительный опыт по сохранению традиций русской культуры и их трансляции имеют школы №№ 20, 21, 14,и 6 города Душанбе. Так, например школа №20 им. А. С. Пушкина, ежегодно проводит пушкинские вечера, посвященные памяти поэта, на которых ученики не только читают его стихи, но и представляют костюмы того времени, бытовые сценки, что способствует более глубокому проникновению в эпоху. Подобные мероприятия проводят и другие названные школы. Помимо школ культура меж поколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний обеспечивается и в системе высшего образования. Это прежде всего относится к Российско-таджикскому (славянскому) университету(РТСУ) - единственному в республике российско-таджикскому вузу, созданному в 1996 г. Целью организации этого университета было создание благоприятных условий для получения русскоязычным населением высшего образования на родном языке. С целью знакомства студентов с родной культурой и сохранения ее традиций, здесь ежегодно устраивается праздник «Масленицы». Между факультетами устраивается конкурс на лучшие блины, исполнение частушек и соломенное чучело Масленицы. Знания о данном празднике ежегодно дополняются, что расширяет кругозор всех студентов. Студенты, принадлежащие к русской культуре, испытывают истинную радость и комфортность от того, что не являются оторванными от своей культуры. Приглашение на праздник гостей из Посольства России в Таджикистане и других дипломатических миссий, аккредитованных в стране, способствует повышению статуса проводимого мероприятия. Большой вклад в сохранение и популяризацию русской культуры в стране вносит и самодеятельный ансамбль университета «Славяне», имеющего в своем репертуаре в основном русские народные песни. В целях полного знакомства с народными традициями члены ансамбля выступают в народных костюмах. Существующие социально- политические реалии, выраженные в продолжающихся и все расширяющихся связях между Таджикистаном и Россией, делают русскую культуру необходимым их элементом, а поддержание ее развития в республике - насущной необходимостью. Несколько научных докладов было посвящено истории дипломатических, научных и культурных связей России и Средней Азии в XVII- XIX веках. Так доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории РТСУ С.Р.Мухитдинов рассказал о роли русских исследователей в изучении и издании средневековых таджикско-персидских рукописей в конце XIX- нач. XX вв. По мнению организаторов конференции, проведение республиканского научного форума, посвященного исследованию многообразного процесса межцивилизационного диалога славяно-православного и мусульманского мира, участников которого в конце XIX-нач. XX в. был Н.П.Остроумов, поможет ввести в научный оборот ценные, но незаслуженно забытые материалы по целому ряду общественных наук, а также привлечь внимание общественности Таджикистана к вкладу российской науки в изучении региона. В заключении, подводя итоги конференции, ее участники приняли резолюцию о продолжении практики проведения конференций по проблемам исторического диалога и взаимодействия культур, а также решение обратиться к Правительственной комиссии России по делам соотечественников за рубежом с целью получения средств для публикации и переиздания работ Н.П.Остроумова, посвященных проблемам изучения русского языка в Средней Азии и внедрения образования на русском языке в регионе, поскольку данные мероприятия вписываются в концепцию проведения мероприятий в рамках «Года русского языка в мире» (2007 г.) * * * Об авторе: Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук, живет в городе Душанбе, Таджикистан. * * * Туркменский «Сталин» и «хрущевы»: Новые власти столкнулись с необходимостью модификации унаследованной от Ниязова политической системы26.12.2006 23:50 msk С.Шерматова
Туркмения как реликт тоталитарной сталинской системы - таков тезис большинства публикаций, посвященных событиям, связанным со смертью лидера республики. Даже когда авторы не проводили прямых аналогий типа «Туркменбаши - Сталин», они все равно «сбивались» на ту же «колею» исторических сравнений. Если следовать этой логике, после «Сталина» к руководству республикой должны прийти «хрущевы».
Сталинщина? Ожидание хрущевской оттепели в этой стране может затянуться. Прежде всего, потому что режим, созданный Ниязовым, все же не похож на сталинский. Туркменбаши опирался не столько на государственные структуры (которые при нем по-настоящему и не сформировались), сколько на узкий круг приближенных, контролировавших (согласно указаниям хозяина) всю страну. И если искать исторические аналогии подобной системы, то, скорее, нужно обратиться к временам опричнины царя Ивана Грозного.
В руках ниязовских «опричников» - министров, глав администраций - была жизнь и судьба простых смертных. Но и сами они, входя в круг избранных, не были гарантированы от проявлений крутого нрава хозяина. «Доверенные» люди периодически сменялись: по обвинению в коррупции (или других грехах) шли под суд. К системе чисток, как известно, прибегал и Сталин. Туркменбаши, меняя окружение, не давал «опричникам» обрастать связями, сбиваться в группы, и предотвращал, таким образом,
малейшую возможность дворцовых переворотов. По этой причине никаких групп влияния в окружении президента быть не могло. И если советская система предполагала коллективного «вождя» (например, политбюро, пусть даже решающее слово в нем принадлежало одному человеку), соратников, которые разделяли с вождем ответственность за принятые решения, то ничего подобного в Туркмении при Ниязове не существовало.
В туркменском дворце нет своих маленковых, берия, хрущевых, являвшихся частью политической системы, и потому после смерти хозяина реальная власть вполне логично оказалась в руках наиболее доверенного «опричника» (опричников). При таких преемниках никакого аналога хрущевской оттепели произойти не может. Либерализация? Для либерализации режима необходимы, прежде всего, носители новой идеологии. Ими являются оппозиционеры, противники Ниязова, но шансов на участие в политическом процессе у них почти не осталось. Перед оппозицией закрыты границы. Одной из европейских авиакомпаний, услугами которой планировали воспользоваться оппозиционеры, было отказано в осуществлении рейса в Ашхабад. Что примечательно, в поддержку противников Ниязова не высказались европейские и американские политики, и мимо внимания международного сообщества прошли нарушения пунктов Конституции, касающихся временной передачи власти (арест спикера парламента, который обязан замещать президента на срок, необходимый для подготовки выборов). Создается ощущение, что на Западе будут воздерживаться от резких оценок с тем, чтобы не сжечь за собой мосты, когда придет время договариваться с новыми властями. Интерес иностранных государств к Туркмении очевиден, если учесть, что судьба маршрутов газопроводов, привлекательных для Европейского Союза или США, но существующих пока на бумаге, будет зависеть от решения новых властей. Потому, видимо, и избран наиболее прагматичный выжидательный подход. Тем более, что Туркменистан пока соответствует двум выдвинутым потребителями энергоресурсов требованиям: стабильность и бесперебойная подача газа. В Ашхабаде царит порядок, а что касается поставок газа, то исполняющий обязанности президента Г.Бердымухаммедов в специальном заявлении пообещал выполнять все международные обязательства. Однако в формулу поддержания стабильности никак не вписывается включение в политический процесс оппозиции, уже пообещавшей переплавить памятники Ниязову. Возвращение противников режима не выгодно не только внутренним игрокам, делящим власть, но и внешним (по крайней мере, на данный момент). Демократизация в Центральной Азии, как показывает пример Киргизии, сопровождается определенной дестабилизацией. Свержение атрибутов культа личности (пусть даже большая часть населения не верила в величие вождя) стало бы для нынешней Туркмении неизмеримо большим потрясением, чем разоблачение сталинизма. Культ личности Сталина расценивался в документах XX съезда КПСС как отход от «правильной» коммунистической идеологии: «вера правильная, но были допущены отход и искажение генеральной линии партии». В туркменской ситуации, появись «Хрущев», подобных аргументов у него в руках бы не оказалось. Саму суть идеологии составляли личность вождя, его идеи, выраженные в главной книге - «Рухнама». От какой «генеральной линии» отошел Ниязов, если он сам является создателем идеологии «Золотого века», возвеличивающего туркмен как одну из древнейших наций, внесших неоценимый вклад в развитие человечества? Другой немаловажный вопрос встал бы перед туркменским «Хрущевым»: с каких позиций нужно критиковать культ личности Ниязова? С позиций демократических ценностей? Но они непонятны абсолютному большинству населения. Кроме того, свергнув одни символы, «хрущевы» мгновенно оказались бы перед необходимостью создания новых… А Никите Сергеевичу в этом смысле было намного проще, ведь идеологическую (государственную) символику, созданную при Ленине, менять не пришлось. Значит ли это то, что государство Туркменбаши сохранится в неизменном виде? Модификация Скорее всего, нет. Новые власти уже столкнулись с необходимостью модифицировать доставшуюся им политическую систему. Связано это, прежде всего, с необходимостью выборов нового президента. Как известно, Туркмения в первый и единственный раз на всенародном голосовании избирала президента в 1992 году. Действующая Конституция и избирательное законодательство не прописывает процедур избрания президента. Поэтому на заседании Халк маслахаты (Народный Совет, высший представительный орган страны), были внесены изменения в эти документы. Также на заседании Народного Совета были определены кандидаты на высший государственный пост. И хотя существуют серьезные подозрения, что все процессы контролирует жесткая рука (предполагают, рука начальника личной охраны Ниязова Акмурада Реджепова), тем не менее, процесс пошел. Туркмения, в которой избирают президента (а выборы назначены на 11 февраля будущего года), да еще из нескольких кандидатур, это - уже не совсем страна Туркменбаши. Как известно, Сапармурад Ниязов в 1992 году вообще не имел соперников на выборах. Конечно, республика (учитывая ее известное прошлое и абсолютное отсутствие гражданского общества), будет оставаться страной с сильной авторитарной властью, сохранит относительную закрытость (чему способствуют запасы энергоносителей). Но атрибуты культа личности будут постепенно утрачиваться, поскольку поддерживать их мог только сам автор или его наследник, связанный с ним родственными узами. Поэтому вполне вероятно появление на площадях и улицах Ашхабада и других портретов. Очевидно: эпоха режима абсолютной личной власти ушла вместе с ее создателем. И туркменская политическая система, не спеша, начнет дрейф, приобретая схожесть с авторитарными режимами соседних Узбекистана и Таджикистана. * * * ОБ АВТОРЕ: Санобар Шерматова - эксперт по Центральной Азии, независимый журналист, член экспертного совета РИА Новости. Статья написана специально для ИА "Фергана.Ру". |
В избранное | ||