← Июль 2000 → | ||||||
2
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
||||||
10
|
13
|
15
|
||||
17
|
22
|
23
|
||||
24
|
25
|
30
|
||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Служба Рассылок Городского Кота
Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru
(дайджест) В КИРГИЗИИ СОВЕРШЕНО НАПАДЕНИЕ НА ПОГРАНЗАСТАВУ Lenta.Ru, 07.07.2000 В среду было совершено вооруженное нападение на погранзаству в Баткенской области на юге Киргизии. Об этом сообщили источники в силовых структурах республики. Официальных подтверждений нападения на пограничный пост на киргизско-таджикской границе пока нет. Поздно вечером в среду военнослужащие расположенной в районе Ходжи-Ачкана киргизской погранзаставы по рации связались с Баткенским погранотрядом. Они сообщили, что ведут бой и просят помощи, однако затем связь прервалась и до сих пор не восстановлена. По сообщению радиостанции "Эхо Москвы", в Баткенскую область вылетело руководство погранвойск Киргизии. ЕВРОПА ОБЕСПОКОЕНА УГРОЗАМИ, ИСХОДЯЩИМИ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Юрий Егоров, Независимая газета (Москва), 07.07.2000, с. 5 Посетивший Ташкент с однодневным визитом Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон разминулся с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, который в это время направился в столицу Таджикистана для участия в очередном саммите "Шанхайской пятерки". Узбекистан - активный участник ряда программ НАТО, направленных на осуществление политического и военного сотрудничества, особенно в сфере обеспечения безопасности. Предлагаемые области сотрудничества с НАТО включают в себя среди прочего чрезвычайно гражданское планирование, урегулирование кризисов, научное сотрудничество, оперативную совместимость вооруженных сил. Утверждения, что из-за удаленности Центральной Азии она не имеет столь серьезного значения для НАТО, как другие партнеры из Центральной и Восточной Европы, опровергаются, в частности, самим фактом визита Джорджа Робертсона в Узбекистан и другие государства региона. По свидетельству экспертов Североатлантического альянса, терроризм, незаконный оборот наркотиков, экстремизм являются теми угрозами, которые представляют серьезную опасность и для Европы, а брожение в Центрально-азиатском регионе может поставить под угрозу стабильность и безопасность на всем Евроатлантическом пространстве. Именно об этом и шел разговор г-на Робертсона с премьер-министром Узбекистана Уткиром Султановым. Генсек НАТО имел также беседу с министром обороны Узбекистана генералом Агзамовым и министром по чрезвычайным ситуациям г-ном Косимовым. Обсуждались вопросы, связанные с дальнейшим расширением сотрудничества, в частности, повышением уровней связи в рамках программы "Партнерство ради мира". Разумеется, встреча с руководителем НАТО для президента Узбекистана была бы весьма важна, но перевесила необходимость принятия участия в саммите "Шанхайской пятерки" в Душанбе. Ислам Каримов счел более важным для себя в этот день находиться ближе к главам России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана и с ними вести переговоры о весьма важных для Узбекистана вопросах, связанных с региональной безопасностью, в том числе с международным терроризмом, религиозным и политическим экстремизмом, сепаратизмом, а также совместной борьбы с наркобизнесом и незаконной торговлей оружия. Обозреватели в Ташкенте отмечают, что участие в саммите Узбекистана - а он не является членом "Шанхайской пятерки", но представлен в ней в качестве наблюдателя - не только расширяет круг этой организации, но и обеспечивает эффективное решение существующих региональных проблем. Все узбекские газеты, публикуя отчеты о саммите в Душанбе, подчеркивают, что президент России Владимир Путин особо отметил, что вовлечение Узбекистана в "пятерку" - событие особое, что без участия этой страны сегодня невозможно решить ни одной проблемы региона. А такой важнейшей проблемой участники саммита называют международный терроризм, называя его опасностью глобальной. Потому-то все без исключения на саммите поддержали инициативу Ислама Каримова о создании при структурах ООН Международного центра борьбы с терроризмом, идеи, которую узбекский президент вынашивает уже не один год. На пресс-конференции участников саммита президент Узбекистана обратил внимание на то, что деятельность этой организации отныне не станет ограничиваться решением возникших проблем на пограничных территориях. Теперь она будет иметь свою позицию по вопросам обеспечения безопасности всего региона, и в этом вопросе взгляды Узбекистана и всех стран - участниц данной структуры совпадают полностью. Ислам Каримов вновь озвучил свой давнишний тезис о том, что угроза безопасности региону в основном исходит из Афганистана, и "Шанхайский форум" будет приветствовать любые предложения и конкретные действия, направленные на урегулирование ситуации в этой стране. НИЯЗОВ ПРИНИМАЛ У СЕБЯ ЛИДЕРА "ШАНХАЙСКОГО ФОРУМА" Михаил Переплеснин, Егор Яшин, Независимая газета (Москва), 07.07.2000, с. 5 Туркменский президент в отличие от своего узбекского коллеги не стал участвовать в качестве наблюдателя проходившего в Душанбе саммита глав государств так называемой Шанхайской пятерки. Причина известна: нейтральный статус Туркменистана позволяет руководству страны дистанцироваться от разного рода альянсов и "клубов по интересам", участие в которых может повлечь принятие на себя коллективных обязательств, плохо совмещаемых с принципом невмешательства в дела других государств. Все, что связано с нейтралитетом, для Туркмении сейчас особенно важно. И минувшие годы независимости показали, что такая позиция имеет право на существование. Симптоматично, что прибывший в Ашхабад прямо из Душанбе председатель КНР явно не скрывал своего удовлетворения относительно того, что говорить ему здесь пришлось о вещах, куда более приятных, чем угрозы терроризма и экстремизма. Конечно же, Туркмению тоже волнуют эти вопросы, но страна предпочитает решать их самостоятельно и с помощью нейтралитета. Главное внимание на переговорах руководителей двух стран уделялось экономическому взаимодействию. Знакомые друг с другом еще с визита восьмилетней давности Ниязова в Пекин собеседники постарались подвести некоторые итоги развития двусторонних связей именно за этот период. Они отдали должное нарастающей динамике товарооборота, достигшего в прошлом году 20 млн. долл., а также хорошему взаимодействию в нефтегазовом комплексе. Специалисты из КНР давно работают над восстановлением нефтяных скважин в Туркменистане, а местные нефтяники широко используют не только китайские технологии, но и закупают все больше техники и оборудования именно в этой стране. В то же время Сапармурат Ниязов и Цзян Цзэминь перечислили немало отраслей и сфер, где, по их мнению, сотрудничество сторон могло бы быть гораздо более интенсивным. Прежде всего речь идет о разведке и добыче углеводородного сырья. В свое время Туркменистан предлагал России в лице "Газпрома" полный карт-бланш на проведение геологоразведочных работ и добычу газа и нефти в зоне правобережья Амударьи. Россияне этим предложением в силу разных причин не воспользовались. И вот сегодня на перспективных нефте- и газоносных площадях с успехом работают китайские специалисты. Разумеется, в этой связи два лидера не могли не обсудить перспективы прокладки из Амударьинского бассейна газопровода Туркменистан - Китай - Япония. Кстати, к данному проекту, давно разрабатываемому туркменскими специалистами, большой интерес проявляют солидные японские корпорации. Чтобы еще больше укрепить свое экономическое присутствие в Туркмении, китайское правительство решило выделить Ашхабаду льготный кредит на 100 млн. юаней (55,5 млн. долл.). Соглашение о предоставлении кредита было подписано по итогам вчерашних ашхабадских переговоров. Предполагается, что полученные средства будут использованы на закупку в Китае нефтяного и газового оборудования. Нынешний визит в Ашхабад председателя КНР был первым официальным посещением Туркмении главой Китая. В то же время Сапармурат Ниязов уже успел дважды нанести визиты в Китайскую Народную Республику и потому встречал гостя как старого друга. По заведенной Туркменбаши традиции особо почетным гостям он дарит чистокровных ахалтекинских коней, порода которых считается самой древней в культурном коневодстве. Цзян Цзэминя ждал именно такой уникальный дар. Расчувствовавшись, высокий гость произнес немало комплиментов как в адрес туркменского народа, вырастившего подобных чудо-скакунов, так и в адрес самого Туркменбаши, высоко оценив его заслуги в достижении нейтралитета. По словам Цзян Цзэминя, "у наших государств много общего - мы придерживаемся принципа: самостоятельно определять путь развития, не копируя чужие модели, и наряду с поэтапными экономическими реформами большое внимание уделяем сфере духовной культуры". Руководитель Китая также дал высокую оценку внешнеполитическому курсу Туркменистана и, в частности, особо отметил усилия Ашхабада по налаживанию процесса внутриафганского урегулирования. В свою очередь, Сапармурат Ниязов поблагодарил гостя за поддержку туркменского нейтралитета и экономическое содействие. ЛИДЕРЫ ЮЖНЫХ СТРАН СНГ СТРЕМЯТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС В СВОИХ ЦЕЛЯХ Александр Умнов, Независимая газета (Москва), 07.07.2000, с. 5 Первый в истории визит генсека Организации североатлантического договора в Центральную Азию - недвусмысленное указание на то, что более полувека противостоявший СССР блок может, не довольствуясь своим расширением на восток, в недалеком будущем попытаться охватить и бывший советский юг. Как со стороны НАТО, так и Москвы существует большой соблазн рассматривать это как своеобразное продолжение холодной войны, в котором одна сторона стремится максимально ослабить другую. Но, на мой взгляд, хотя процесс может восприниматься и часто воспринимается именно так, его основа принципиально иная. Как известно, распад советской империи сопровождался и сопровождается центробежными тенденциями во многих бывших советских республиках. Яркий тому пример в самой России - Чечня. Однако и в других ставших суверенными государствами вчерашних частях СССР ситуация весьма взрывоопасна. Пытаясь укрепить территориальную целостность и получить такой объем экономической помощи (который Россия обеспечить сегодня просто не в состоянии), некоторые из них с надеждой смотрят в сторону Запада вообще и НАТО в частности. Конечно, в тенденции к расширению проявляется и чисто эгоистическое стремление не только сохранить, но и укрепить свое влияние. Но чем бы лидеры НАТО ни руководствовались, объективно самая эффективная на сегодня международная военная организация может сыграть в современном мире важную стабилизирующую роль. Поэтому проблема заключается не в связях Южного Кавказа и Центральной Азии с НАТО - (организации, к которой, как заявил президент Путин, при определенных условиях может присоединиться и сама Россия), а в том, способна ли она на постсоветском пространстве действовать столь же эффективно и не так конфронтационно, как в Европе. Ведь здесь НАТО придется иметь дело не с европейской, а принципиально иной пробуждающейся после долгой спячки цивилизацией с особыми законами, социальными структурами и представлениями о справедливости. Не так давно США, столкнувшись с подобными проблемами, были вынуждены быстро вывести своих солдат и из Ливана, и из Сомали. Не ждет ли подобное фиаско и натовцев на бывшем советском юге? Более того, не стимулирует ли их присутствие, а тем более участие здесь взрыв антизападных и антиевропейских настроений? Вот серьезнейшая проблема, над которой следует хорошо подумать сегодня. МОСКВА И ПЕКИН ОСВАИВАЮТ ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ Аркадий Дубнов, Время новостей (Москва), 06.07.2000, С. 1 Со вчерашнего дня "шанхайскую пятерку" следует называть "шанхайским форумом". Такое пожелание высказали по итогам саммита в Душанбе сами участники этой неформальной структуры, образованной в 1996 году в главном экономическом центре Китая. "Пятерочное" определение группы теперь. после подключения к ней Узбекистана. теряет смысл. Однако и "шестеркой" она еще не стала: приглашенный в качестве гостя узбекский лидер Ислам Каримов не подписывал вчера итоговую душанбинскую декларацию. Характер создаваемой структуры витиевато определил председатель КНР Цзян Цзэминь: "Организация нового типа, основанная на несоюзнических, но и неконфронтационных отношениях". Что это значит, лучше всего иллюстрирует принятая декларация. Десятистраничный документ изобилует интересными формулировками. Стороны "выступают против вмешательства во внутренние дела других государств, в том числе под предлогом "гуманитарной интервенции" и "защиты прав человека". Участники выражают поддержку "стремлениям и усилиям КНР по сохранению единства внутри страны в соответствии с принципом "одного Китая", а также "позиции РФ по урегулированию ситуации в Чеченской республике". Само упоминание таких важных для каждой страны внутренних проблем говорит о том, что организация далеко вышла за рамки первоначальной задачи - решения пограничных вопросов. Члены "пятерки" намеренно подчеркивают изменение ее качества. Владимир Путин отметил, что "шанхайский форум внес солидный вклад в формирование многополярного мира". Сегодня это стало основной задачей, главным образом, для Москвы и Пекина, которых волнует общая проблема - говоря языком времен Мао Цзэдуна: противостояние "мировому гегемонизму". Но если тогда Пекин усматривал это "зло" в политике как Москвы, так и Вашингтона, то теперь остаются "гегемонизм" только американский. Отдельный пункт декларации посвящен проблеме сохранения советско-американского Договора по ПРО 1972 года и поддержке усилий России в этом направлении. В декларации поддержаны протесты Китая против включения Тайваня в систему региональной ПРО "любым государством в любой форме". Под определением "любого государства" прозрачно читаются США. Любопытно, что именно в эти дни вояж по центрально-азиатским столицам совершает генсек НАТО Джордж Робертсон, которому некоторые из авторов документов душанбинского саммита, возможно, предложат собственную интерпретацию. Сам г-н Робертсон, как раз вчера выступивший с лекцией в Ташкентском университете, заметил, что "отношения между Россией и Китаем - это их дело, но это уже пробовали раньше, и не всегда это работало". Генсек НАТО призвал страны Центральной Азии к более тесной кооперации с Западом, чтобы противостоять возможным угрозам стабильности. Примечательно, что намечавшаяся встреча г-на Робертсона с президентом Каримовым не состоялась как раз потому, что узбекский лидер полетел к Путину в Душанбе. Так или иначе, но Душанбе-2000 стал очередным этапом современного российского "завоевания Центральной Азии". (Весь материал - http://www.ferghana.ru/news03/097.html) РОБЕРТСОН ПРОДОЛЖАЕТ РАСШИРЯТЬСЯ НА ВОСТОК. ИЗ УЗБЕКИСТАНА ОН ПЕРЕЕЗЖАЕТ В КИРГИЗИЮ Гульфира Черногаева, Юрий Чубченко, Коммерсантъ (Москва), 06.07.2000, с. 8 Активизация военно-политического сотрудничества в Центральной Азии, о которой договорились на саммите в Москве лидеры государств Содружества, вызвала обеспокоенность на Западе. Цель продолжающегося визита генсека Североатлантического альянса Джорджа Робертсона - выяснить, чем эта активизация грозит НАТО. Робертсон уже провел переговоры с лидерами Казахстана и Узбекистана. На очереди - Киргизия. Формальный повод визита - обсуждение сотрудничества в рамках программы "Партнерство во имя мира". На самом деле Запад крайне встревожен милитаризацией СНГ, программы военно-политического и военно-технического сотрудничества в котором занимают все больше места. На июньском саммите СНГ в Москве Россия достаточно ясно дала понять, что эти направления внутри Содружества будут ключевыми. В первую очередь это касается Центральной Азии. Частые контакты российского президента с лидерами государств региона демонстрируют особый интерес Москвы к южным рубежам СНГ. Столь активные военные приготовления России и государств региона к отражению угрозы терроризма заставляют натовских генералов думать, только ли против международного терроризма намерены бороться Россия и ее союзники. Правда, генсек НАТО, прибыв в Казахстан, заявил, что "НАТО больше не рассматривает Россию как угрозу". Но усиление России в регионе натовцам явно не по вкусу: два года назад Центральная Азия стала "зоной ответственности НАТО", о чем Робертсон не замедлил напомнить по прибытии в Узбекистан. "Центральная Азия включена в круг первостепенных для НАТО вопросов на предстоящие годы",- сказал он на встрече с высшими офицерами узбекской армии. Сами военные после встреч с Робертсоном подтвердили: "Североатлантический альянс довольно нервно реагирует на возможную стратегическую переориентацию стран Центральной Азии с НАТО на Россию". (Дело в том, что первоначально в регионе многого ждали от программы "Партнерство во имя мира". Но НАТО ограничивалось в основном обещаниями, и взоры центрально-азиатских лидеров вновь обратились к России.) В рамках НАТО создается специальная группа, которая будет следить за событиями в регионе. "Неправильно полагать, что из-за своей удаленности Центральная Азия не имеет столь серьезного значения для НАТО, как партнеры из Центральной и Восточной Европы",- заявил Робертсон в Ташкенте. Джордж Робертсон приехал не с пустыми руками. Казахстану он пообещал $450 тыс. на ликвидацию последствий атомных испытаний на Семипалатинском полигоне. Узбекским пограничникам американцы уже подарили партию "джипов", горные части получили рации и другое снаряжение для действий на Памире. Генсек альянса пообещал активизировать участие в совместных проектах с Узбекистаном и Киргизией. Только в Киргизии свыше 100 таких проектов, реализуемых в рамках натовской программы "Партнерство во имя мира". Судя про всему, натовцы решили противопоставить российской концепции объединения союзников в борьбе с терроризмом новые возможности программы "Партнерство во имя мира". В Астане, Ташкенте и Бишкеке Робертсон не уставал хвалить эту программу, подчеркивая, что в ее рамках "НАТО может оказать содействие в совершенствовании военно-гражданского сотрудничества, реагирования на бедствия и катастрофы, а также механизмов урегулирования кризисов". Одновременно генсек альянса намекал своим собеседникам, что НАТО "готово проконсультироваться с любым партнером в случае, если тот усматривает угрозу политической независимости или безопасности". Видимо, это делалось на тот случай, если кто-то опять предпочтет сотрудничеству с Россией партнерство с НАТО. ЗАВЕРШИЛСЯ ВИЗИТ В УЗБЕКИСТАН ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ НАТО Д.РОБЕРТСОНА Информационное Агентство "Кабар" (Бишкек), 06.07.2000 Завершился визит Генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона в Узбекистан. В ходе визита состоялась его встреча с премьер-министром Узбекистана Уткиром Султановым, где были обсуждены вопросы безопасности на региональном и евроатлантическом уровне, дальнейшего сотрудничества и, прежде всего, борьбы с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. В завершение беседы генеральный секретарь НАТО сделал заявление представителям СМИ. Он отметил, что НАТО придает важное значение укреплению взаимоотношениий с Узбекистаном и другими странами Центральной Азии. "Глобальная безопасность и, прежде всего, угроза терроризма - это наша общая проблема и в этом направлении у нас есть возможность сотрудничать с Узбекистаном", сказал Д. Робертсон. По его словам, основными направлениями, развития являются миротворчество, оперативная совместимость, борьбы с международным терроризмом, программа НАТО во имя науки. Лорд Робертсон встретился также с министром обороны Юрием Агзамовым, с которым были всесторонне обсуждены проблемы военно-стратегического партнерства, участия Узбекистана в миротворческих программах. Глава североатлантического альянса выступил также с лекцией перед студентами Ташкентского университета мировой экономики и дипломатии. Начало сотрудничество Узбекистана с НАТО было положено в 1994 году, когда наша страна начала участвовать в программе "Партнерство во имя мира". ВСТРЕЧА НА ГЕРОИНОВОМ ПОЛЕ Александр Будберг, Московский комсомолец, 06.07.2000, с. 1,3 Когда в 1996 году только было объявлено о создании шанхайской пятерки - региональном союзе Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, -было решено, что каждый год саммиты глав этих стран будут проходить в разных государствах. Причем очередность встреч определялась по алфавиту. Но порядок этих встреч сбился, и тем не менее Таджикистан, как и предполагалось, замыкает первый пятилетний цикл. Еще год назад в Бишкеке российские чиновники думали, как найти повод, чтобы вообще перенести встречу из Душанбе. Дело в том, что проводить встречу в этом городе казалось невозможным. Говорят, что еще полгода назад машины с автоматчиками, с тонированными стеклами и без номеров носились по городу без всяких правил. Обыкновенных водителей, которые создавали помеху движению, бойцы разных полевых командиров выволакивали из машин и избивали на глазах у милиции. Но сейчас ситуация изменилась. Говорят, что объясняется это тем, что клан президента Рахмонова окончательно закрепился у власти и уже может достаточно жестко разбираться даже с самыми крупными полевыми командирами. Действительно, опасения, что условия для саммита будут чрезвычайно тяжелыми, вовсе не оправдались. На огромной правительственной резиденции, которая так и называется - правительственная дача, за последний год выстроено несколько "новотурецких дворцов", а советские отремонтированы. Сделано это все с непреходящей роскошью - с мрамором, хрустальными люстрами, коврами. В туалетных комнатах в плитку вмонтированы крупные куски настоящего янтаря, правда, туалетной бумаги при этом нет. Кортежи автомобилей состоят из роскошных "мерсов" и джипов охраны. Они не уступают лучшим мировым образцам, и наверняка такого нет во многих странах СНГ. Учитывая, что Таджикистан - одна из беднейших республик Союза, более того, только что закончилась гражданская война, объяснить такое "богатство" можно только одним: Таджикистан постепенно превращается в крупнейшего производителя и транспортировщика героина в Россию и Европу. Вполголоса об этом говорят многие местные журналисты. Вполголоса - потому, что в республике уже погибло 44 представителя прессы. Малейшее подозрение в том, что человек полез "не в те дела", кончается летальным исходом. По оценкам и местных, и российских специалистов, сейчас существует по крайней мере восемь отлаженных каналов переправки героина через Киргизию и Южный Урал в европейскую часть России и дальше. Поставлено это практически на промышленную основу и является главным достоянием республики. Впрочем, все эти проблемы, достаточно понятные для бедной страны, только что пережившей страшную гражданскую войну, на саммите "пятерки" по сути не обсуждались. Очевидно, что для России было несколько главных целей. Во-первых, показать американцам, что мы продолжаем развивать отношения с Китаем и что позиции Москвы и Пекина в отношении развертывания американской системы ПРО - абсолютно одинаковы. Вообще, любая встреча руководителей России и Китая безусловно заставляет поднапрячься и Токио, и Вашингтон. Что в разворачивающемся "противоракетном торге" может быть вполне выгодно. Вторая важнейшая проблема - это сколачивание реального военного союза против исламских экстремистов. Россия уже определила для себя, что для нее главной геополитической опасностью является агрессия исламских экстремистов с юга. По сути все режимы среднеазиатских стран (возможно, кроме правительства Туркмен-баши) являются естественными союзниками России в этом вопросе. Им не выжить в одиночку. Поэтому вопросы военно-технического сотрудничества (тут Китай выносится несколько за скобки) являются чрезвычайно важными для всех остальных участников шанхайской пятерки. Не зря наблюдателем, но участвующим во всех переговорах, стал президент Узбекистана Каримов. Именно Каримов занимает наиболее жесткую позицию в отношении афганских талибов и может являться главным военным союзником России в регионе. Общее направление российской политики достаточно ясно - лучше всего встретить противника максимально далеко от своих рубежей. По сути 201-я дивизия ведет непрерывные военные действия, и ведет их достаточно успешно. (Весь материал -) ПРОГУЛКИ ПО АЗИИ Светлана Бабаева, Известия (Москва), 06.07.2000, с. 3 ...Милиционеры вяло охраняли периметр аэропорта. Он был обнесен бетонным забором, в котором с завидной регулярностью попадались дыры в человеческий рост. Недаром службы охраны глав государств, съезжавшихся в Душанбе на "шанхайскую пятерку", несколько дней методично прочесывали территорию аэропорта с собаками. Женщины в шароварах старательно дометали листья, успевшие упасть на тротуар, который был уже подготовлен к встрече почетных гостей. Всех шестерых глав государств (России, Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана и приглашенного в качестве гостя "пятерки" президента Узбекистана), видимо из соображений безопасности и в целях усиления сотрудничества между странами, поселили в одном комплексе правительственных зданий. Комплекс напоминал санаторий для старых большевиков, правда, корпуса были новые или тщательно отремонтированные. Китайская делегация - по праву первых прибывших и самых многочисленных - заняла один из самых больших корпусов. Зато российская делегация получила "коттедж" под номером один. Ранним утром в день саммита "шанхайской пятерки" в аллеях правительственного комплекса можно было наблюдать президентов, прогуливавшихся со своими министрами. Владимир Путин гулял с Игорем Ивановым - глава МИД докладывал об итогах состоявшегося накануне заседания глав внешнеполитических ведомств "пятерки". Утром перед заседанием Путин успел встретиться с китайским лидером Цзян Цзэминем и обменяться с ним пониманием восточной мудрости. По уже сложившейся традиции в начале встречи китайский лидер перешел на русский язык, заговорил про "молодого, энергичного президента". В ответ Путин заметил, что молодость это недостаток, который быстро проходит. На это китайский лидер ответил, что не всякий, избавляясь от молодости, обретает мудрость, имея в виду, видимо, что Путин часть зрелой мудрости уже обрел... Нынешний саммит, который длился всего несколько часов, имел три отличительные черты. Первое - впервые форум проходил в формате "пять плюс один" - гостем был президент Узбекистана, без которого, как сказали участники саммита, весьма затруднительно обсуждать вопросы региональной безопасности. В дипломатических кругах поговаривают также, что интерес к "шанхайским встречам" проявляли уже Индия и особенно Иран. Второе - договоренность разработать конкретную правовую базу под совместные действия спецслужб и правоохранительных органов. Сегодня проблема упирается в то, что отношения между странами регулируются двусторонними соглашениями. Соответственно весьма проблематично провести операцию по захвату наркоторговцев с участием, например, России, Китая и Казахстана. Тем не менее в подписанном вчера документе содержится ряд любопытных моментов. Прежде всего - жесткость, с которой все страны "пятерки" заявили, что "выступают против вмешательства во внутренние дела других государств, в том числе под предлогом "гуманитарной интервенции" и "защиты прав человека". А ниже уточняется: "стороны выражают поддержку позиции России по урегулированию ситуации в Чечне. При этом по инициативе узбекского лидера Ислама Каримова в итоговую декларацию саммита было включено предложение к ООН начать разрабатывать глобальные механизмы противодействия международному терроризму. Опасения лидеров "пятерки" понятны: в неофициальных беседах они признавались, что выбитые из Чечни террористы расползаются по всему Центрально-Азиатскому региону. |
Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news
/kirgizia.html http://www.ferghana.ru ferghana@ferghana.ru |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||