← Апрель 2000 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
8
|
9
|
||||
10
|
12
|
15
|
16
|
|||
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Служба Рассылок Городского Кота
Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru
(дайджест) "ГАЗПРОМ" ВОЗВРАЩАЕТСЯ В КАЗАХСТАН Независимая газета (Москва), 22.04.2000, с. 3 Правительство Казахстана достигло принципиальной договоренности с ОАО "Газпром" о его возвращении на казахстанский рынок газа. Об этом заявил вчера во время встречи с председателем Госдумы России Геннадием Селезневым в Астане премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев. Возвращение "Газпрома" в республику премьер-министр Казахстана назвал "очень важным". Он сообщил, что в настоящее время правительство Казахстана договаривается с бельгийской компанией Tractebel о ее уходе с казахстанского рынка. По его словам, бельгийская компания не выполнила инвестиционных обязательств. ДЕТИ НЕ ПАСЫНКИ, ЕСЛИ РОДИНА НЕ МАЧЕХА Юрий Киринициянов, Российская газета (Москва), 22.04.2000, с. 4 Скоро Казахстан отметит первое десятилетие своего суверенитета. По подсчетам известного ученого-статистика Т. Жумасултанова, который долгие годы возглавлял Центральное статистическое управление Казахской ССР, а позже был председателем Госкомстата Казахстана, за 1991 - 1997 годы страна потеряла полтора миллиона человек. И еще полмиллиона за 1997 - 1998 годы. Как видим, темпы эмиграции не замедлились. По разным оценкам, за эти годы Казахстан не досчитался полутора миллионов этнических россиян. Даже казахи оставляют свою родину ( 150,6 тысячи - в 1997 году и 170,7 тысячи - в 1998). Впрочем, это уже другая история. Любопытно, но в последних статистических сборниках население по национальному признаку вообще не "разбивается". Нечем хвастаться... Так или иначе, "фактор эмиграции" еще долгие годы будет омрачать отношения двух государств. КОРРУПЦИИ НЕТ, НО ИЗЖИТЬ ЕЕ НЕОБХОДИМО Ирина Джобенадзе, Время МН (Москва), 22.04.2000, с. 1 Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией. Предупредил об этом за два дня на республиканском совещании работников правоохранительных органов. На совещании президент заявил: "Мы не коррумпированная страна, но обсудить положение дел по борьбе с преступностью и коррупцией крайне необходимо". И тем не менее приведенные им в докладе факты находятся в заметном противоречии с официальным оптимизмом. "Повсеместно идет возрождение преступных традиций и обычаев, профессионализация и специализация преступного мира. Основным источником дохода у многих граждан становится преступный бизнес. В Казахстане появились "воры в законе", которые распределяют сферы влияния между преступными группировками. Процветает наркобизнес, контрабанда спирта, торговля ворованными машинами, проституция стала обыденным явлением". "Сегодня ни для кого не секрет, что таможенные органы Казахстана - самая коррумпированная среди правоохранительных органов структура". "В следственной работе применение незаконных методов стало массовым явлением. Арсенал применяемых пыток может удивить самых отъявленных садистов..." В подписанном президентом указе говорится о ликвидации государственной комиссии по борьбе с коррупцией с передачей се функций сразу трем ведомствам: государственно-правовому отделу администрации президента, совету безопасности и агентству по госслужбе. У семи нянек, как известно, дитя без глазу. И рассчитывать на победу вряд ли реалистично. ОТВЕТНЫЙ ХОД ОЛБРАЙТ Санобар Шерматова, Московские новости, N15, 18-24.04.2000, с.11 ГОССЕКРЕТАРЬ США ПЫТАЕТСЯ ВОССТАНОВИТЬ АМЕРИКАНСКОЕ ВЛИЯНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ ЭФФЕКТИВНЫХ ШАГОВ КРЕМЛЯ Первый визит госсекретаря США в страны Центральной Азии сопровождается неожиданными событиями. В Казахстане и Киргизии оппозиция активно обвиняет власти в нарушении норм демократии и прав человека. Мадлен Олбрайт чуть не попала "под горячую руку": в Алма-Ате оппозиционные движения и партии уже готовились встретить ее пикетами, осуждающими применяемый США двойной стандарт. Антиамериканские настроения наблюдаются в Казахстане впервые. Активисты казахской оппозиции объясняют неожиданный поворот в настроениях тем обстоятельством, что США ставят политические интересы выше интересов демократии, и дружба с Нурсултаном Назарбаевым для вашингтонской администрации важнее требований соблюдать демократические принципы. Однако Олбрайт в Алма-Ату не поехала, а оппозиционные лидеры смогли высказать свои претензии на личной встрече с госсекретарем США в столице республики Астане. Олбрайт дипломатично признала "определенные достижения в плане демократического развития Казахстана", чего ее собеседники категорически не хотят признавать. В то же время госсекретарь США обратила внимание на отчет ОБСЕ о парламентских выборах осенью прошлого года. Как известно, эта европейская организация оценила выборы в Казахстане как несоответствующие демократическим стандартам. В отличие от казахских, киргизские оппозиционеры на визит Олбрайт в Бишкек возлагали некоторые надежды. В киргизской столице пронесся слух, что госсекретарь США поставила условием своего визита освобождение лидера партии "Ар-Намыс" ("Достоинство") Феликса Кулова. Бывший вице-президент, бывший министр национальной безопасности и бывший мэр столицы Кулов был заключен под страху 22 марта нынешнего года по обвинению в превышении служебных полномочий в те годы, когда он занимал государственные должности. Он проиграл парламентские выборы, проходившие в феврале - марте, после чего его сторонники вышли на улицы с требованием пересмотреть результаты выборов и наказать виновных в фальсификации. ОБСЕ признала эти выборы не соответствующими демократическим стандартам, а американская администрация впервые жестко покритиковала власти Киргизии. Освобождения Кулова не произошло, а Олбрайт провела 16 апреля переговоры с президентом Аскаром Акаевым. После переговоров она заявила журналистам, что в разговоре с президентом высказала свое мнение по поводу ареста Кулова. По мнению Олбрайт, громадная ошибка - рассматривать политических оппонентов в качестве обвиняемых в криминальных преступлениях. В свою очередь, президент Киргизии заявил, что он воспринимает критику ОБСЕ. Если критику властей отнести к "кнуту", то "пряником" можно посчитать обещания Олбрайт оказать финансовую помощь республикам Центральной Азии в борьбе против наркоторговли, контрабанды оружия, терроризма, угрожающих безопасности этих стран. Госсекретарь США заявила, что ее страна выделит по 3 млн. долларов Казахстану, Киргизии и Узбекистану на эти цели. Это действительно существенная помощь республикам, испытывающим финансовые затруднения. Решение совпало по времени с заявлением Вашингтона о намерении выделить 37 млн. долларов странам, входящим в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), и Армении. Неожиданным можно считать и решение американской администрации о признании ГУУАМ в качестве международной организации. Как шаг в этом же направлении надо рассматривать и заявление Олбрайт о необходимости увеличить финансовую помощь Украине. После распада СССР Вашингтон оказывает немалую финансовую помощь новым независимым государствам, причем ключевыми точками на постсоветском пространстве выделены Украина, Казахстан, Узбекистан и страны Закавказья. Однако разгадку нынешней активности американской дипломатии наблюдатели связывают с избранием президентом России Владимира Путина. Кремль считает стратегической задачей укрепление своих позиций на постсоветском пространстве, что противоречит американским интересам. Россия, в понимании американских властей, должна развиваться самостоятельно, а ее соседи с помощью США должны обрести тот уровень независимости, который даст возможность стать самодостаточными государствами. Но реально этот рецепт пока не действует: одни государства, такие, как Украина, Молдавия, Белоруссия, Армения, нуждаются в российских энергоносителях, другие -Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан - в российском оружии и помощи против терроризма. Владимир Путин в бытность премьером, а затем и.о. президента, эффективно выступил на политической сцене СНГ, играя на экономической заинтересованности соседей в сотрудничестве с Россией. Нынешний визит Мадлен Олбрайт на Украину и в страны Центральной Азии - ответный ход. С приходом в Кремль нового хозяина начинается новый раунд увлекательной игры между Москвой и Вашингтоном за влияние на постсоветском пространстве. КАЗАХСКИЙ СУД Континент (Москва), N16, апрель 2000, с.2 В Усть-Каменогорске - центре Восточно-Казахстанской области - продолжается суд над группой российских граждан. Они обвиняются в попытке создания независимой Республики Русский Алтай. Во второй день судебного процесса из зала был удален российский консул, что еще больше обострило атмосферу вокруг суда. Судья распорядилась вывести консула после того, как он отказался переместиться из-за стола, за которым сидят адвокаты обвиняемых, в общий зал. Владимир Нестоянов сослался при этом на международную Консульскую конвенцию, согласно которой он вправе не только находиться рядом с адвокатами, но и общаться с обвиняемыми гражданами России в любое время. По словам Нестоянова, разбирательство невозможно полноценно проводить в столь тесном помещении следственного изолятора Усть-Каменогорской тюрьмы, которое выделили казахстанские власти. При этом представителю посольства России не только не созданы условия для работы, но и нарушена его дипломатическая неприкосновенность. Кроме того, Владимир Нестоянов выразил протест против запрета казахстанских властей на участие в процессе российских адвокатов. Суд мотивирует это отсутствием соответствующего соглашения между Казахстаном и Россией. СТРАННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Виталий Хлюпин, кандидат политических наук. Континент (Москва), N16, апрель 2000, с.12 Мифы и политика, как ни странно, весьма часто соседствуют друг с другом. Интеграция на постсоветском пространстве оказалась весьма противоречивым политическим явлением, где подлинная стратегическая задача и осуществляемый реально курс причудливо переплетаются с декларациями о честном и взаимовыгодном партнерстве. Давно назрел вопрос о пересмотре политики "интеграционных страданий", когда руководство России шло на поводу не совсем искренних союзников. Яркий пример тому - отношения с Казахстаном. В Казахстане много и часто пишут о том, как Россия эгоистично "выдавила" Казахстан из рублевой зоны. Хотя президент Н. Назарбаев рисует несколько иную картину. На одной из страниц книги "На пороге XXI века" он пишет: "Я старался сохранить рублевую зону..." Двумя абзацами ниже: "Я подписал (в 1992 году) совершенно секретный указ о начале подготовки казахстанской валюты. От всех участников были получены расписки о неразглашении тайны..." Еще двумя абзацами ниже: "...англичане взялись выполнить наш заказ (на изготовление первой партии национальной валюты)... об этом никто не знал". Открываем следующую страницу: "В 1992 году на всякий случай было отпечатано 20 процентов обменной (казахстанской) валюты. Никто об этом не узнал". Хронологическое примечание: Россия ввела свою валюту, положив тем самым конец единой рублевой зоне, 26 июля 1993 года, спустя как минимум полгода после "совершенно секретных" приготовлений казахстанской стороны. После этого 20 августа 1993 года Н.Назарбаев и Б. Ельцин в Москве подписали-таки совместное заявление о "сохранении рублевой зоны". Более того, 12 октября 1993 года Верховный совет Казахстана "рублевый договор" ратифицировал. Однако читаем дальше Назарбаева: "Мы нашли семь миллионов долларов и оплатили расходы по изготовлению оставшегося объема тенге. Наняли четыре самолета Ил-76... Это была секретная операция. В документах значилось: оборудование для строящейся резиденции главы государства.... 12 ноября я назначил день ввода валюты... мобилизовал всех руководителей КНБ для проведения операции". Назарбаева буквально распирает от гордости за собственную прозорливость и хитрость: "Самое тяжелое - развезти деньги по всем районам, по всем банкам. Это было сделано за 8 дней. Наверное, в мире не было прецедента столь быстрой и удачной операции по вводу новой валюты..." Экономическое сотрудничество России и Казахстана начиналось в исключительно розовых тонах. Не успели государства провозгласить независимость, как начался процесс интеграции. Уже 17 января 1992 года в Москве на правительственном уровне было подписано "Соглашение о снятии ограничений в хозяйственной деятельности". Дальше интеграция на уровне подписания договоров и соглашений приняла лавинообразный характер. За первые шесть лет независимости было принято 132 только крупных документа, углубляющих двусторонние связи в экономической области. В 1995 году Казахстан присоединился к Таможенному союзу России и Белоруссии. Впервые, казалось бы, межгосударственная интеграция в рамках СНГ стала наполняться реальным содержанием. Предусматривался комплекс мер, призванных существенно облегчить экономическое сотрудничество, фактически вводимый порядок упрощенного таможенного досмотра означал полную формализацию данной процедуры. С учетом огромного грузооборота и пассажирского потока между республиками данное решение отвечало интересам подавляющего большинства граждан. Поначалу так и было. Но уже в 1997 году без согласования с партнерами по союзу, но и не выходя из него, Назарбаев в одностороннем порядке ужесточает таможенный режим своей страны. С 15 мая 1997 года все граждане стран СНГ (включая и страны - члены Таможенного союза, к которому к тому времени присоединилась Киргизия) стали в обязательном порядке подвергаться таможенному досмотру при въезде и выезде в Казахстан. Что самое любопытное - на граждан Казахстана данные правила не распространялись. Алма-Ата объяснила введение новых правил благим желанием "пресечь незаконное перемещение через границы страны валюты, наркотиков, оружия и прочих запрещенных к вывозу, ввозу и транзиту предметов". Список запрещенных предметов был расширен, объем разрешенной к вывозу валюты ограничен. На законное недоумение - неужели среди граждан самого Казахстана не может быть нарушителей таможенных правил? - ответа не последовало. Жертвами нового постановления стали главным образом многочисленные русские и русскоязычные переселенцы из Казахстана, которые, распродав имущество и не приняв гражданства, попадались на таможне в качестве нарушителей. Отвергая критику в свой адрес, власти Казахстана либо уходили от ответа, либо пеняли на неповоротливость и бюрократизм механизма союзной интеграции. В начале 1999 года казахстанские власти в нарушение всех договоренностей о Таможенном союзе фактически объявили своим соседям форменную экономическую войну. Причем сделано это было совершенно сознательно, с попытками просчитать заранее собственную выгоду. В качестве обоснования фигурировала благая цель - защита отечественного производителя. Немаловажна и другая проблема. В соответствии с межправительственным соглашением от 29 июля 1993 года Казахстан официально признал свой долг России по кредитам, выделенным Центробанком РФ Национальному банку Казахстана, в размере 1 миллиарда 250 миллионов долларов. Сумма астрономическая, Плюс в том же году Казахстан получил еще дополнительный кредит на сумму 68 миллионов долларов. К началу 1997 года с учетом процентов общий государственный долг Казахстана России равнялся 1 миллиарду 696 миллионам долларов (по другим данным - 1,8 млрд долларов плюс 223 млн долларов долга РАО "ЕЭС России"). Параллельно и Россия задолжала Казахстану значительную, но меньшую сумму - 480 миллионов долларов за аренду Байконура, других полигонов и уголь Экибастуза. Весь 1996 год шли весьма сложные переговоры. Казахстан настаивал на срочной выплате российского долга в валюте, Россия предлагала погасить байконурскую задолженность списанием равной суммы с казахстанского долга. Путем тяжелейших переговоров правительству Казахстана удалось уломать россиян на нулевой вариант: байконурский долг был списан за сумму, втрое его превышающую. И уже в следующем году Н. Назарбаев выставил претензии России. Оказывается, теперь уже Россия должна Казахстану немалую сумму (536 млн долларов), и опять за Байконур, полигоны и уголь. ВЕДУЩИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ УРАНА СКУПАЮТ В КАЗАХСТАНЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ Сергей Борисов, Общая газета (Москва), N16, 20-26.04.2000, с.8 "Бетпакдала такая голая, что стыдно лошади смотреть в глаза", - писал поэт. Но так уж распорядилась природа: именно в этих трудных для жизни местах таятся огромные богатства - урановое сырье. Общие разведанные запасы только одной Чу-Сарысуйской провинции оцениваются специалистами почти в миллион тонн, что превышает запасы урана США, Канады и Австралии вместе взятых. В прошлом году в Казахстане было произведено только 1,5 тысячи тонн уранового концентрата, что далеко не соответствует возможностям предприятий. Но, судя по всему, урановая отрасль приобретает второе дыхание - сюда пришел иностранный капитал. Первой застолбила место на перспективнейшем месторождении Мынкудук французская фирма "Кожема". Еще в 1996-м было объявлено о создании совместного французско-казахстанского предприятия "Катко". Но только на днях французы и Агентство по инвестициям Казахстана подписали контракт на недропользование двух участков сроком на 25 лет. Один из них называется Торткудук, что в переводе с казахского означает "четыре колодца". Французы намерены построить завод производительностью от 500 до 1000 тонн урана в год. Предполагаемые затраты - 40 миллионов долларов. На подходе очередной крупный контракт - с одним из законодателей на мировом рынке топливно-ядерных услуг фирмой "Комеко". Эксперты прогнозируют повышение в ближайшие десятилетия спроса на уран. Крупные ядерно-энергетические программы планируют Китай, Индия, Иран. Учитывая, что из 400 известных урановых месторождений в мире осталось меньше сорока, национальная компания "Казатомпром" имеет хорошие шансы войти в элиту уранового бизнеса. "КОЛОБКИ" - МАНКУРТЫ К.Н.Б., Завтра (Москва), N16, апрель 2000, с.6 В Казахстане идет судебный процесс, цель которого - бросить за решетку тамошних русских людей, поднявших голос против оголтелого назарбаевского национализма, Наши братья лишены адвокатов, забыты российскими властями, но главный позор заключается в том, что репрессии против них, служа казахскому хану, наряду с местными гонителями подло творят и выходцы из России, предатели, русских людей и русского дела. "Коллаборационисты" - этим длинным трудновыговариваемым словом бойцы французского Сопротивления называли пособников нацистских оккупантов. "Колобки" - краткая русская производная от зубодробительного французского термина. За насмешливой округлостью этого словечка скрыт горький и страшноватый смысл. Так активисты русских общественных организаций в Казахстане называют тех, кто, будучи по имени, записи в паспорте и языку русским, активно сотрудничает с режимом Н.Назарбаева и сознательно работает против русских соотечественников. Антирусский характер государственности, при ханжеских разглагольствованиях о "межнациональном согласии", является визитной карточкой этого режима. Понятие "независимость" означает независимость от России - и не более, причем любой ценой: даже ценой здравого смысла и деловой выгоды. В результате такой политики Казахстан к 2000 году полностью утратил какую-либо фактическую независимость: политическую, экономическую, финансовую. Это - не государство, а типичная колония, которой пока что позволено управлять туземной администрации. Впрочем, похоже, позволено ненадолго: правящий туземный клан коррумпирован настолько, что не может гарантировать даже соблюдение собственных законов. Инофирмы, владеющие 98 процентами казахстанской промышленности, накануне выборов в парламент 1999 года пошли на беспрецедентный в истории международных отношений шаг, профинансировав создание и избирательную кампанию так называемой "Гражданской партии". Иными словами, получив всю полноту экономической власти, иностранный капитал создал инструмент для непосредственного влияния на политическую ситуацию внутри "независимого" Казахстана. В формировании организационных структур "Гражданской партии" приняли активнейшее участие "колобки", особенно - из бывших комсомольских и партийных работников. В частности, главой Восточно-Казахстанской организации "Гражданской партии" стал профессиональный комсомольский, а затем - партийный работник, последний секретарь по идеологии последнего состава обкома КПСС Восточно-Казахстанской области Олег Петько. Примечательно: на юбилейных торжествах, посвященных 80-летию ВЛКСМ, О. Петько публично поклялся никогда более не вступать ни в какую политическую партию. Но что значат публичные клятвы при "колобковом" сознании! Давно замечено: в этнократическом обществе "некоренной" чиновник неизмеримо опаснее "коренного". Не принадлежащий "титульной нации" чиновник готов на все, даже на сознательную работу против собственного народа, лишь бы удержаться у обустроенной и хорошо оплачиваемой кормушки. Именно поэтому не казах Каирбек Сулейманов, а его предшественник на посту министра внутренних дел В.Шумов, чисто русский по паспортным данным, опережая своим рвением казахстанское законодательство, еще в августе 1992 года установил три группы знаний казахского языка. Не сдавшие зачет по языку сотруднику системы МВД направлялись на повторную служебную аттестацию. Это распоряжение г-на министра обернулось настоящим погромом всей системы МВД Казахстана: в течение относительно короткого времени республику покинул целый слой профессионалов: оперативников, следователей. На место выбывших профессионалов принималась казахская молодежь - сплошь без всякого образования. Не советник Н.Назарбаева Султан Сартаев, знаменитый своим категоричным заявлением: "Здесь (в Казахстане. - Прим. К.Н.Б.) проживает только один народ - казахи!", а чисто русская по национальности зам.председателя Верховного совета Казахстана З.Федотова стала самым яростным пропагандистом авторитарной этнократической конституции образца 1995 года. Не функционер партии "Алаш", а русский, глава Семипалатинской администрации В.Чернов, опять-таки угодливо опережая законодательные акты, еще в 1991 году издал распоряжение, согласно которому первоочередному увольнению по сокращению штатов подлежали лица, не владеющие казахским языком. Не активисты ультранационалистических казахских партий, а чисто русская по составу коллегия администрации города Ермак (Павлодарская обл.) в 1992 году разогнала учредительный съезд Республиканского общественного славянского движения "Лад". Эта же администрация "благословила" переименование г.Ермак в Аксу. Эта же администрация снесла в переименованном Ермаке памятник Ермаку Тимофеевичу. Когда местные казахи на пустом постаменте памятника Ермаку водрузили православный крест, по распоряжению все той же администрации он был сдернут бульдозером. Не казахский националист - русский, аким (мэр) города Усть-Каменогорска (Восточный Казахстан) А.Лукин запретил в 1998 году проведение крестного хода на Пасху по улицам города. Этот реестр стыда и позора можно продолжать и продолжать. "Колобки" используются во всех сферах, где необходимо создание дискомфорта для русского населения путем подавления национального самосознания. Но главная и самая отвратительная область приложения труда "колобков" - законообразное подавление русских общественных организаций. Русские, активно служащие в антирусски ориентированных картельных органах, - прекрасная и надежная опора режима. "Колобкам" поручают наиболее ответственные и, как следствие, - наиболее грязные дела. "Колобки" придают всем преступлениям режима видимость интернациональности и даже некоторой "естественности". Особо стоит выделить четыре направления "колобковой" деятельности: создание подставных псевдорусских и псевдоказачьих организаций; внедрение провокаторов в русские и казачьи организации с целью их раскола и дискредитации наиболее авторитетных лидеров; осуществление долговременных многоходовых провокаций с целью уничтожения целых организаций и движений; обеспечение всего перечисленного по линии правоохранительных органов с целью придания провокациям "этнической нейтральности": русские подавляют русских. Почти три года назарбаевский режим вел "войну провокаций" против семиреченских казаков. Эта война закончилась победой в 1994 году, когда из Казахстана были удалены наиболее активные казаки - участники атаманского правления семиреков, и пост войскового атамана был надежно закреплен за угодным режиму г-ном Овсянниковым, которого Н.Назарбаев на сессиях "Ассамблеи народов Казахстана" называл не иначе, как "мой атаман". Аналогичная война против уральских казаков после смерти дальновидного и осторожного войскового атамана Качалина закончилась тем, что отцы-атаманы Уральского казачества поднесли г-ну Назарбаеву коня и шашку. ГОСДУМЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ОТКОМАНДИРОВАТЬ В АСТАНУ ДВОИХ КОММУНИСТОВ. ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФРАКЦИИ Лариса Айдинова, Век (Москва), N16, 21-27.04.2000, с.5 Вряд ли японский архитектор Кисе Курокава знал известные стихи Маяковского, но построить на месте областного Целинограда "Город сад" (главным образом для чиновников) ему определенно удалось. Правда, зелени в Астане, новой столице Казахстана, пока немного, но подвесные зимние сады проектировщики обещают уже в ближайшем будущем. А если без иронии, то облик столицы республики восхищает, а вот подход к валютным операциям поначалу обескураживает, Поздно вечером в Астане вы не сможете поужинать за рубли или доллары: к оплате принимаются только тенге и уговоры бесполезны, Впрочем, серьезное отношение к национальной валюте говорит о серьезности намерений власти построить сильное самостоятельное государство. А поменять рубли, доллары и немецкие марки можно в любом банке. Днем. "В определенной мере историческим" назвал визит официальной делегации Госдумы в Казахстан председатель ГД Геннадий Селезнев, Как ни странно, но до сего дня парламентарии двух стран не имели двусторонних контактов и встречались лишь на Межпарламентской ассамблее стран СНГ в Санкт-Петербурге. "Прервать затянувшуюся паузу и постараться наверстать упущенное" призвал коллег спикер Госдумы. "Нам есть что обсуждать", - поддержал его председатель Мажелиса Жармахан Туякбаев, особо отметив, что, возможно, теперь "чаяния и надежды, связанные с избранием Владимира Путина президентом, оправдаются и Россия займет на мировой арене то место, которое и должна занимать". У парламентов двух стран много общего. Например, "восточная, по словам депутата Серика Абдрахманова, специфика" законотворчества. Оказывается, и в Казахстане, и в России законодательные инициативы, касающиеся расходования бюджетных средств, надо согласовывать с правительством. Есть общее в избирательном законодательстве - смешанные выборы. Правда, казахские парламентарии в этом смысле абсолютные новички: лишь в прошлом году здесь прошли выборы по партийным спискам и созданные в Мажилисе фракции, группы не имеют не только влияния, но и представления о том, как делить власть с комитетами. Особые проблемы у коммунистов. Им не хватает двоих депутатов для создания фракции. "Если нужны невозвращенцы, можем поспособствовать", - откликнулся депутат от ОВР Борис Пастухов. Шутку оценили, но разговор вышел за рамки парламентской тематики, так как проблемы на бывшем постсоветском пространстве, к сожалению, только прибавляются, что подтвердилось в ходе встреч членов нашей делегации с президентом, премьер-министром, министрами и депутатами двух палат казахстанского парламента, "Покрутив по всем частям света головами, мы убедились, что нам никуда не деться друг от друга. Эффективное взаимодействие стран СНГ и Общий рынок должны наконец заработать на пользу нашим странам и народам", - заметил на встрече Геннадий Селезнев, признав, что парламентариям давно пора всерьез заняться сближением и гармонизацией законодательств стран - бывших республик СССР. Характерный пример такой разбалансированности привел Борис Пастухов, Перспективная идея создания совместного - России, Украины и Казахстана - концерна по переработке ядерного топлива провалилась из-за отсутствия для подобного рода предложений правовой базы. Время уходит, а вместе с ним и рынок. В данном случае к французам. Впрочем есть и другие не менее важные для России проблемы, как двустороннего, так и геополитического характера. ВЕСЕННЕЕ НАСТУПЛЕНИЕ ВАХХАБИТОВ Шамсуддин Мамаев, Коммерсантъ-Власть (Москва), N15, 18.04.2000, с.32-33 Летом прошлого года чеченские боевики вторглись в Дагестан. Началась вторая чеченская война. Нынешним летом Россия может оказаться втянутой в новую войну с исламистами. На этот раз в Средней Азии. Эту неделю Мадлен Олбрайт встретила в Средней Азии. До нее в регионе уже побывали директор ЦРУ Джордж Тенет и глава ФБР Луис Фри. Оба посетили Ташкент и Астану, но так и не заехали в Бишкек, хотя именно Киргизия считается витриной западной демократии в регионе. Дело в том, что сейчас Вашингтон куда больше беспокоят вопросы безопасности Средней Азии, чем вопросы ее демократического обустройства. Визиты глав американских спецслужб в Ташкент прошли в атмосфере предельной секретности. По сведениям "Власти", предметом переговоров было сотрудничество спецслужб США и Узбекистана в "горячем" регионе с целью противостоять экспансии ваххабизма. Американцы выразили готовность предоставлять узбекским коллегам спутниковую развединформацию и спецоборудование в обмен на оперативные данные. Причины такого интереса американцев к Узбекистану связаны с событиями, ожидающимися здесь в ближайшее время. О них сообщил месяц назад, после переговоров в Астане, генеральный секретарь ОБСЕ Ян Кубиш. По его словам, базирующиеся в Афганистане отряды узбекских фундаменталистов могут уже в этом году начать вторжение в Среднюю Азию. Цель - Ферганская долина Узбекистана. Летом прошлого года боевики уже провели разведку боем, пытаясь прорваться в Фергану через территорию Киргизии. Киргизские силовики продемонстрировали полную беспомощность. Боевики разбили отправленный против них спецназ и взяли в плен командующего внутренними войсками Киргизии. Тогда в Киргизии многие вспомнили об отставном генерале Феликсе Кулове, лидере оппозиционной партии "Ар-Намыс" ("Достоинство"). Он рассказал журналистам много интересного. Например, о том, как, будучи главой МНБ, дважды - осенью 1997-го и весной 1998-го - предотвращал попытки вторжения ваххабитов, за что был приговорен ими к смертной казни. И о том, что киргизские силовики "завалили" его план создания объединенного штаба (спецподразделения нацбезопасности, МВД, МЧС, Минобороны) под единым командованием. Упомянул Кулов и о том, что Ташкент поддерживал его куда охотнее, чем Бишкек. Эти откровения вызвали интерес не только в Киргизии и Узбекистане. В декабре 1999 года Кулова пригласили в Вашингтон, где с ним встретились представители Госдепартамента, члены комитета по иностранным делам сената и комитета по безопасности и сотрудничеству в Европе конгресса США. Все они интересовались его оценками политической ситуации в Киргизии. В этом году в Киргизии должны состояться президентские выборы. И неудивительно, что в Бишкеке этот визит Кулова расценили как намерение США ввести в игру "запасного игрока". Окружение президента Акаева опасалось, что Запад будет настоятельно рекомендовать принять к исполнению "план Кулова". А потом "спаситель Отчизны" вполне может стать новым президентом. Но и это еще не все. Главное для киргизских властей в том, что "план Кулова" предполагает жесткий силовой отпор моджахедам и совпадает с курсом Ташкента. Узбекистан летом прошлого года требовал от Киргизии максимально решительных действий против боевиков и выступал категорически против попыток переговоров с ними. Между тем в Бишкеке явно не желали и не желают ввязываться в войну с узбекскими фундаменталистами. Во-первых, это может осложнить межнациональные отношения в самой республике (летом 1990 года в Ошской области Киргизии произошли столкновения киргизов с компактно проживающими там узбеками). Во-вторых, Киргизия на самом деле моджахедам не нужна. "Наше оружие направлено только против диктатора Каримова и его окружения. Наше требование к Киргизии было и остается неизменным: не препятствовать возвращению узбекских моджахедов на родину", - говорится в их листовках. Выполнить требования боевиков Бишкек тогда не мог и вряд ли сможет на сей раз. Это означало бы открытый конфликт уже с Ташкентом. Однако нынешние власти Киргизии настроены на максимально возможный нейтралитет в конфликте, который они склонны считать "внутриузбекским". Однако похоже, что такая позиция не устраивает не только Ташкент, но и Вашингтон. Хотя интересы американского бизнеса в Средней Азии сосредоточены преимущественно в богатых нефтью и газом Казахстане и Туркмении, политики в последнее время отдают явное предпочтение налаживанию отношений с Узбекистаном. Как заметил Збигнев Бжезинский, именно Узбекистан является главным кандидатом на роль регионального лидера. Считая политику Казахстана неизбежно пророссийской, он призвал Запад поддержать амбиции Ташкента. Год назад, 26 апреля, в Вашингтоне, в ходе празднования 50-летия НАТО, состоялась встреча глав государств кавказско-центральноазиатского региона с американскими идеологами проекта "нового Шелкового пути" - сенатором Сэмом Браунбеком, советником по национальной безопасности президента США Самюэлем Бергером, а также с бывшими высокопоставленными чиновниками администрации Александром Хейгом и Збигневом Бжезинским. Проект поддержали практически все присутствующие главы государств. Однако первым в его поддержку выступил Ислам Каримов. Не упоминая Россию, он бичевал имперские повадки "неких стран, питающих ностальгию по СССР и нацеленных на срыв связей региона с Западом". И особо отметил противодействие Москвы всем планам строительства обходных транспортных путей на Запад. Выступление Каримова произвело впечатление программного. Тем более что незадолго до встречи в Вашингтоне Ташкент (вместе с Тбилиси и Баку) приостановил свое членство в Договоре о коллективной безопасности с Москвой. Однако прошлогоднее наступление боевиков застало Ташкент врасплох. Узбекские власти поняли, что несколько погорячились со сменой ориентиров. В случае крупномасштабного конфликта с фундаменталистами рассчитывать на прямую военную помощь Запада не придется. А вот Россия, после дагестанских событий отправившая армию в Чечню, может принять участие в войне против исламских боевиков в Средней Азии. "Для российских силовиков это вполне естественная реакция: события в Киргизии, на Северном Кавказе, в Армении, Афганистане, Таджикистане, Косово - звенья одной цепи", - заявил первый замсекретаря Совбеза РФ Владислав Шерстюк в ноябре прошлого года. Неудивительно, что прошлой осенью Узбекистан де-факто возобновил свое участие в Договоре о коллективной безопасности СНГ. А весной принял самое активное участие в совместных военных учениях России, Таджикистана, Казахстана и Киргизии "Южный щит Содружества-2000". Более того, второй этап учений проходил на узбекской территории. Очередной разворот Ташкента обеспокоил США. И в регион отправились эмиссары Вашингтона с целью убедить узбекские власти в том, что "заграница им поможет" в противоборстве с ваххабитами. Тем более, что перспектива превращения Узбекистана в фундаменталистскую базу пугает США не меньше, чем Ташкент или Москву. В такой ситуации наиболее серьезным аргументом, который убедил бы узбекские власти в правильности выбора, сделанного год назад в Вашингтоне, стало бы создание при посредничестве и помощи США единого антифундаменталистского фронта на маршруте "нового Шелкового пути". Однако арест Кулова путает карты. Он воспринимается не столько во внутриполитическом контексте борьбы за власть в Киргизии, сколько как внешнеполитический жест Бишкека - отказ от активного участия в борьбе с ваххабитами. Кстати, осенью прошлого года, после того как боевики покинули Киргизию, часть из них оказалась на территории Узбекистана, устроив там ряд диверсий. Узбекские спецслужбы считают, что они совершили марш-бросок через Киргизию, то есть фактически обвиняют Бишкек в попустительстве боевикам. Вмешательство Мадлен Олбрайт вряд ли спасет ситуацию. Она может добиться освобождения Кулова, но вряд ли сможет убедить киргизские власти принять "план Кулова" и, став "щитом" для Узбекистана, ввязаться в "чужую" войну с малопредсказуемыми последствиями. Таким образом, грядущая вооруженная экспансия ваххабитов ставит Узбекистан и Запад в весьма неловкое положение - первый должен просить помощи Москвы, а второй вынужден с этим мириться. К тому же эта угроза заставила Ислама Каримова отдать приказ закрыть до этого совершенно прозрачные границы с соседями, и это сразу ухудшило его отношения с Казахстаном и Киргизией. Каримов предпочел переговорам с соседями одностороннюю демаркацию ряда участков границы. А это, в свою очередь, спровоцировало несколько пограничных конфликтов. Так что у Москвы сейчас появляется шанс оживить не только военные, но и политические механизмы Содружества, выступив в роли посредника между Узбекистаном и его соседями. АМЕРИКАНСКИЕ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ В ОХРАНЕ ГРАНИЦ В УЗБЕКИСТАНЕ Распространено Офисом международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov Во время своего визита в Ташкент 18 апреля Государственный секретарь США Маделен Олбрайт объявила о том, что США и Узбекистан будут расширять свое сотрудничество в целях укрепления безопасности на границах в Центральной Азии. В тот же день Государственный департамент США распространил справку, в которой излагаются детали этих программ. Государственный секретарь США Олбрайт объявила о том, что правительства Соединенных Штатов Америки и Узбекистана будут расширять свое сотрудничество в целях укрепления безопасности на границах в Центральной Азии. США при наличии соответствующих средств намерены предоставить Узбекистану помощь в техническом оснащении и обучении в объеме около 3 млн. долларов для содействия борьбе с терроризмом и незаконной торговлей оружием массового уничтожения (ОМУ), обычными вооружениями и наркотиками. Эта деятельность представляет серьезную угрозу для суверенитета и территориальной целостности всех государств Центральной Азии и препятствует развитию законной торговли и коммерции в регионе. Такую помощь планируется предоставить по линии следующих американских программ: - Борьба с терроризмом и наркобизнесом - Государственный департамент США: Программа помощи в борьбе с терроризмом (ПБТ): В рамках ПБТ планируется организовать в Узбекистане такие дополнительные курсы обучения, как: кризисное управление на высоком уровне; - Организация охраны аэропортов; пограничное патрулирование в сельской местности. По завершении этих учебных программ ПБТ проведет обучение приблизительно 110 представителей Узбекистана, израсходовав на это около 2 млн. долларов. Представители Узбекистана будут также включены в число участников региональной Конференции по борьбе с терроризмом, которую проводит в Вашингтоне в июне 2000 года Бюро по борьбе с терроризмом. - Государственный департамент США: Бюро по международным вопросам борьбы с наркобизнесом и правоприменения/обучение методам борьбы с наркобизнесом и правоприменения. Программа предусматривает проведение 21 курса обучения методам право применения внутри страны, а также возможную организацию еще 15 учебных курсов и выделение дополнительных вакантных мест в Международной академии право применения (МАПП) в Будапеште для представителей Узбекистана. В марте 2000 года было подписано двустороннее соглашение о выделении 300 тыс. долларов на приобретение высоко проходимых транспортных средств и запасных частей к ним для Таможенной службы Узбекистана и 180 тыс. долларов на техническое дооснащение патрульной службы. - Нераспространение - Государственный департамент США: Экспортный контроль в ННГ в целях борьбы с распространением ОМУ/помощь в охране границ. Предполагаемая помощь включает в себя обучение применению морского права и содействие в техническом оснащении в целях укрепления границы с Афганистаном; техническое оснащение для правоприменения и пресечения, а также обучение методам борьбы с международной торговлей ОМУ. Предполагаемая помощь включает в себя создание выделенной линии связи для содействия обмену информацией по проблемам охраны границ и межнациональным угрозам между Узбекистаном и его соседями. - Программа борьбы с распространением ОМУ Министерства обороны США и ФБР: США планируют провести дополнительное обучение методам правоприменения по отношению к нелегальным торговцам оружием в целях задержания, запрещения и предотвращения возможного распространения и приобретения оружия массового уничтожения (ОМУ) организованными преступными группами и отдельными гражданами в СНГ. - Программа борьбы с распространением ОМУ Министерства обороны США и Таможенной службы США (ТС). По условиям соглашения о борьбе с распространением ОМУ, подписанного США и Узбекистаном в 1997 году, на 2000 финансовый год США планируют предоставить дополнительное обучение и оборудование в целях улучшения пограничной инфраструктуры Узбекистана и его способности предотвращать контрабанду и незаконную торговлю оружием. - Другие смежные программы: - Вышеуказанные направления деятельности дополняет ряд других американских программ помощи, включая совместную программу сокращения угрозы/программу оборонных и военных контактов Министерства обороны США (в рамках которой планируются обмены с акцентированием внимания на вопросах охраны границ); программу "Партнерство во имя мира" (акцентирующую внимание на способности к взаимодействию с НАТО и предоставлении оборудования двойного применения, также укрепляющей потенциал пограничной службы), и программу международного военного образования и подготовки (акцентирующую внимание на изучении английского языка и других видах обучения). АМЕРИКАНСКАЯ ПОМОЩЬ УЗБЕКИСТАНУ В ОБЛАСТИ ДЕМОКРАТИИ Распространено Офисом международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov 18 апреля Государственный департамент распространил следующую справку о помощи США Узбекистану в области демократии: В ходе своего визита в Узбекистан 17-19 апреля Госсекретарь Олбрайт объявила о ряде финансируемых США инициатив, призванных поддержать в Узбекистане демократию, права человека и развитие гражданского общества: - Интернет: доступ и обучение. Эта программа, осуществляемая Советом по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС), обеспечивает доступ в Интернет и обучение пользованию Интернетом журналистов, предпринимателей, выпускников обменных программ и других лиц. - Правительство США будет финансировать в Узбекистане три новых Интернет-центра в дополнение к действующему в Ташкенте. Три новых центра будут расположены в Фергане, Нукусе и Самарканде. - Поддержка, которую оказывало правительство США ранее действовавшим при его финансировании центрам (в том числе в Университете мировой экономики и дипломатии), была прекращена ввиду попыток правительства Узбекистана контролировать трафик в Интернете. Доступ новых центров к Интернету будет обеспечиваться с помощью спутника через посольство США. - Программы обменов. Мы продолжаем делать инвестиции в новое поколение лидеров. С 1992 года по программам, финансируемым правительством США, в Соединенных Штатах побывало свыше 1700 граждан Узбекистана. - В этом году примерно 200 представителей Узбекистана примут участие в финансируемых правительством США программах академических и профессиональных обменов. Сюда относятся программы, осуществляемые Бюро Государственного департамента по вопросам образования и культуры, учебные программы Агентства США по международному развитию, реализуемую Министерством торговли программу специализированного обучения со стажировкой в американских компаниях (САБИТ) и программу стипендий Кокрана Министерства сельского хозяйства США. - Независимые средства массовой информации. Правительство США предоставляет независимым газетам, телекомпаниям и радиостанциям малые гранты и техническую помощь. Такая помощь включает в себя ограниченные бесплатные поставки оборудования, а также учебные семинары и материалы по таким темам, как менеджмент в СМИ, формирование доходов от рекламы и совершенствование производственных навыков. При поддержке АМР США американская неправительственная организация (НПО) "Интерньюс" содействует развитию независимых региональных и национальных телесетей, а также ассоциации независимых вещателей. - Поддержка развития НПО. Правительство США предоставляет малые гранты и техническую помощь широкому кругу НПО в Узбекистане, помогая им эффективнее работать на местном уровне и повышая их способность защищать интересы своих членов перед должностными лицами местных органов власти. - Поддержка правозащитных НПО. Правительство США увеличит поддержку, оказываемую правозащитным НПО в Узбекистане, обращая особое внимание на развитие их организационного потенциала и навыков по защите прав человека. - Судебная и правовая реформа. Реализуемая Американской ассоциацией адвокатов при поддержке АМР США Правовая инициатива для Центральной и Восточной Европы способствует становлению независимых объединений судебных работников, судей и адвокатов, а также разработке кодекса судебной и адвокатской этики. |
Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news
/kirgizia.html http://www.ferghana.ru ferghana@ferghana.ru |
http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru |
В избранное | ||