Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест)
Выпуск N3, 28/03/2000


РУКОВОДСТВО УЗБЕКИСТАНА ОТКАЗАЛОСЬ ОТ УЧАСТИЯ В УЧЕНИЯХ?

НЕГА сообщает, Независимая Газета (Москва), 28.03.2000, с. 5

СЕГОДНЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТАДЖИКИСТАНА начинаются военные маневры СНГ "Мирный щит Содружества". Согласно неофициальной информации, от участия в учениях отказалось руководство Вооруженных сил Узбекистана.


ПРЕМЬЕР ПОД ДВОЙНЫМ ОГНЕМ

Фарид Курбангалиев, Независимая газета (Москва), 28.03.2000, с. 5

Передел собственности в Павлодарской области стал причиной начала использования в борьбе за власть в Казахстане "черных" технологий

Между крупными казахстанскими кланами и группировками разгорелась острая схватка за контроль над важными промышленными объектами в Павлодарской области. Борьба ведется главным образом за угольные разрезы Экибастуза, местные энергетические объекты и Павлодарский нефтеперерабатывающий завод (ПНПЗ). Помимо принятых здесь в таких случаях методов закулисной войны, в данной "войне" противники стремятся дискредитировать друг друга путем использования в прессе разного рода политического компромата, что до сих пор было для Казахстана нехарактерным.

Вовлеченными в это противоборство, хотя и косвенно, оказались и иностранные компании, работающие в регионе, - РАО "ЕЭС России" и американская "Аксесс индастриз инк.", владеющие двумя соседними угольными разрезами Экибастуза - "Северным" и "Богатырем". Как известно, специалисты РАО "ЕЭС" сейчас работают над созданием Уральской топливно-энергетической компании ("УралТЭК"), в которую в дальнейшем должны войти, помимо указанных разрезов, крупнейшая в регионе Экибастузская ГРЭС-2 и линия электропередачи ВЭЛ-500 Экибастуз-Омск.

В самой же Павлодарской области эта схема, несмотря на ее подкрепление соответствующими казахстанско-российскими межправительственными документами, понимания не нашла. Скорее наоборот - личные интересы представителей местной элиты вступили в острое противоречие с идеей создания "Урал ТЭК". Объединение угольных разрезов Экибастуза с электростанциями Омской, Челябинской и Свердловской областей будет способствовать не только снижению себестоимости электроэнергии, но и появлению в регионе мощной транснациональной корпорации, способной успешно противостоять произволу местной власти.

Первым шагом РАО "ЕЭС" в этом направлении явилась передача руководства двумя уже упомянутыми угольными разрезами Экибастуза в одни руки - компании "Богатырь Аксесс Комир", дочерней структуры "Аксесс индастриз инк.". Экономическая целесообразность этого шага была очевидна: дела на "Богатыре" в последние три года, когда им управляли американцы, шли намного успешнее, чем на "Северном", которым от имени РАО управляла компания "Энергоуголь". Но данное решение сразу же вызвало резкое противодействие руководства Павлодарской области, которое, помимо прочего, даже инициировало процедуру банкротства ТОО "Разрез Северный", что поставило под угрозу реализацию всего проекта "Урал ТЭК". Обнаружились и противоречия между действиями и целями центральных и областных властей. В то время как официальная Астана стремится поощрить и привлечь иностранных инвесторов, областные акимы (главы администраций), похоже, заинтересованы лишь в "выжимании" из них максимальной прибыли, естественно, сверх условий, оговоренных контрактами с правительством.

И Павлодарская область, после прихода на должность ее акима Галымжана Жакиянова в ноябре 1997 года, стала "образцово-показательным" в этом отношении регионом. Жакиянов, в частности, добился того, что в нарушение подписанного контракта для компании "Богатырь Аксесс Комир" в 1998 году была в 200 раз поднята арендная плата за землю. Никакие апелляции и протесты инвесторов в адрес правительства в то время не возымели действия - интересы областного руководства совпадали с интересами тех кланов, которые в 1998 году контролировали кабинет министров.

В октябре прошлого года прежний кабинет министров ушел в отставку, и новое правительство страны, во главе с Касымжомартом Токаевым, имеющим репутацию человека далекого от межклановых разборок, одним из своих приоритетов провозгласило защиту интересов иностранных инвесторов. Прежде всего правительство привело ситуацию с "Аксесс индастриз инк." в соответствие с условиями подписанного ранее контракта, т.е. отменило в своем специальном постановлении 53 двухсоткратное повышение арендной платы за землю.

И вновь, как и в случае с РАО "ЕЭС России", "взбунтовалась" Павлодарская область. Кроме того, постановление 53 явилось как бы сигналом для всеобщей атаки на кабинет со стороны его многочисленных противников, в основном из среды местных "олигархов". Оппоненты Касымжомарта Токаева и его первого заместителя, курирующего индустрию, Данияла Ахметова посчитали, что постановление - явный "прокол" правительства и удобный повод для его дискредитации и отставки. В ход был запущен тезис о "лоббировании иностранных интересов в ущерб национальным", и быстро раскручена хорошо оплаченная антиправительственная кампания в прессе.

Но даже критики кабинета не могли отрицать того факта, что постановление 53 явилось еще одним реальным шагом к созданию "УралТЭК", а это предвещало возвращение ряда важных объектов истинным собственникам, т.е. россиянам и американцам. В первую очередь это касалось транспортной компании "Экибастузпромсервис", являющейся монополистом в обслуживании всех угольных разрезов бассейна. В свое время эта структура была в обход закона "приватизирована" близким к Жакиянову местным авторитетом Елтаем Арбиевым, который, спустя некоторое время, был назначен мэром города Экибастуза, не теряя при этом контроля за своим бизнесом. После выхода постановления 53 Арбиев, видимо, поняв, что "Экибастузпромсервису" приходит конец, демонстративно уходит в отставку, обвинив правительство в "игнорировании нужд жителей Экибастуза". И вновь, как и в 1998 году, интересы местной элиты временно совпали с интересами нескольких крупных финансово-промышленных объединений - в частности, группы, рассчитывающей получить контроль над ПНПЗ. Если верить сообщениям казахстанской прессы, ее возглавляет президент компании "Казахойл", бывший премьер-министр страны Нурлан Балгимбаев. Временный союз с этим и с другими враждебными Токаеву и Ахметову альянсами вновь помог акиму Жакиянову в его новой "войне" с непокорными инвесторами и теперь уже в противостоянии правительству страны.

В информационной борьбе против кабинета в стороне не остался даже главный, по сути, государственный телеканал страны - "Хабар", регулярно в последние недели выступающий с материалами, дискредитирующими как премьера, так и его заместителя. Более того, в эту кампанию включился и такой одиозный для Казахстана поставщик информации, как интернетовский сайт "Евразия", известный тем, что он контролируется и финансируется другим бывшим премьером страны, а ныне "оппозиционером

1" - Акежаном Кажегельдиным. Его соратники с помощью "Евразии" ведут свою пропаганду главным образом на Казахстан, распространяя в основном критикующие руководство страны материалы. Сайт пользуется в стране немалой популярностью, являясь, по сути, единственным доступным альтернативным источником информации. Но со временем здесь нередко стали появляться откровенно заказные материалы, направленные на дискредитацию тех или иных лиц либо организаций в Казахстане. Эти сообщения часто перепечатываются республиканскими СМИ, несмотря на то, что никто из редакторов открыто никогда не признается в симпатии к Кажегельдину или его сторонникам.

Использовали "Евразию" в данном конфликте и противники правительства - на сайте появились сообщения, будто бы "Аксесс индастриз инк." привел в Казахстан именно Кажегельдин и эта компания до сих пор финансирует его деятельность. Иными словами, авторы кажегельдинского сайта, получив заказ от противников Токаева, попытались опорочить иностранных инвесторов, обвинив их в связях с самим Кажегельдиным. Таких изощренных методов "черного PR" республика еще не знала. Но самое удивительное заключалось в том, что эту подачу подхватил официозный телеканал "Хабар", повторивший ее и распространивший по всей стране. Это означало только то, что клан, противодействующий Токаеву и вместе с тем недовольный его несговорчивостью, сумел "подмять" под себя и телеканал, который возглавляет дочь президента. "Павлодарская война", провинциальная, на первый взгляд, быстро приобрела общереспубликанский масштаб. И сейчас она вовлекает в себя не только правительство, республиканские СМИ, лидеров крупнейших олигархических объединений страны, но и уже оказывает непосредственное влияние на межгосударственные отношения Казахстана со своими главными внешнеэкономическими партнерами.


ИЗБРАН СПИКЕР ТАДЖИКСКОГО ПАРЛАМЕНТА

НЕГА сообщает, Независимая Газета (Москва), 28.03.2000, с. 5

Депутаты нижней палаты парламента Таджикистана избрали спикером 54-летнего уроженца восточного Гармского района Сайдулло Хайруллаева. Избраны также председатели парламентских комитетов и комиссий. На первом заседании парламента присутствовал президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Он выразил удовлетворение итогами прошедших в феврале парламентских выборов и профессиональным составом нижней палаты. По словам президента, "Таджикистан доказал перед мировым сообществом, что способен построить светское правовое государство".


ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИМИРЕНИЮ В ТАДЖИКИСТАНЕ

НЕГА сообщает, Независимая Газета (Москва), 28.03.2000, с. 5

Члены комиссии по национальному примирению в Таджикистане (КНП), созданной в 1997 г. в соответствии с Общим мирным соглашением, собрались на свое последнее заседание при участии глав миссий международных организаций, представителей контактной группы стран - гарантов выполнения соглашения, а также главы таджикского внешнеполитического ведомства Талбака Назарова. На этом собрании председатель КНП, один из лидеров оппозиции Саид Абдулло Нури подвел итоги деятельности комиссии. По его мнению, с установлением относительной стабильности в республике КНП выполнила свою основную задачу. Среди нерешенных, но весьма актуальных проблем г-н Нури отметил вопросы возвращения таджикских беженцев, 108 тыс. из которых нашли приют в государствах СНГ и еще 1 тыс. на территории Пакистана. Саид Абдулло Нури выразил также недовольство оставшимися проблемами, решение которых предусмотрено Общим соглашением, - реинтеграция бывших бойцов формирований ОТО в силовые структуры, амнистия, предоставление оппозиции 30% в правительственных структурах.


НАЗНАЧЕН КОМАНДУЮЩИЙ ВНУТРЕННИМИ ВОЙСКАМИ ТАДЖИКИСТАНА

НЕГА сообщает, Независимая Газета (Москва), 28.03.2000, с. 5

Хабибулло Юсуфов назначен командующим внутренними войсками МВД Таджикистана. Соответствующий указ подписал президент республики Эмомали Рахмонов. Шермахмада Шоева глава государства назначил своим советником по связям с парламентом. Одновременно Эмомали Рахмонов отстранил от постов своих советников, избранных недавно депутатами парламента, в частности, по вопросам кадровой политики, информации, культуре и связям с общественностью.


ПЛАТЕЖНЫЙ СОЮЗ В СНГ - ПЕРВЫЕ РЕАЛЬНЫЕ ШАГИ

Нигматжан Исингарин, Российская газета (Москва), прил. "Бизнес в России" N11, март 2000, с. 7

Пока государства-партнеры заняты поиском путей реализации условий для свободной торговли, вне общего внимания остается проблема свободных и эффективных платежно-расчетных отношений между операторами государств Содружества. Сохраняется высокий (по оценкам специалистов, до 80 процентов) уровень бартера как во внутригосударственной, так и в межгосударственной торговле со всеми негативными и криминализованными последствиями.

Основным платежным средством и ценовой основой торговли остается американский доллар. Платежи идут с большими задержками. Из года в год растет объем неплатежей в государствах. Все эти проблемы существуют с самого начала формирования самостоятельных финансово-экономических и бюджетно-валютных систем суверенных государств, а ряд из них уходят корнями в реформы периода перестройки.

Стремясь решить эти проблемы, государства-участники Содружества приняли решение о создании Платежного союза. Его целью ставилось обеспечение бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы. Однако создание эффективного многостороннего механизма платежно-расчетных отношений стран СНГ осложнялось неоднородностью их экономического развития, разнобоем хозяйственной конъюнктуры, асинхронностью экономических процессов, "мягкостью" национальных валют, неразвитостью валютных рынков, недостоверностью валютных курсов. Препятствиями для реализации соглашения также явились: различия в системах учета и отчетности, принятых в государствах СНГ; "разномастные" местные рейтинги банков и отсутствие единого для пространства СНГ банковского рейтинга. Требуются адекватная интеграция договорных отношений, единообразные правила, регулирующие порядок проведения межбанковских расчетов и их соответствие международным правилам.

Финансы - основа Платежного союза

В качестве первоочередных необходимы следующие меры:

- подписание на двусторонней основе соглашений о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал; выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления их в силу;

- либерализация национальных валютных систем путем осуществления их внутренней конвертируемости, отмены ограничений на использование валюты партнеров по Таможенному союзу в текущих платежах; введение единого обменного курса по текущим операциям платежного баланса;

- допуск банков-нерезидентов на свои внутренние валютные рынки; отмена ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками;

- проведение работ по присоединению к 8-й статье Устава Международного валютного фонда:

- формирование механизма согласования валютных курсов национальных валют; совместное регулирование валютных курсов национальных валют путем использования плавающих курсов в установленных пределах колебаний (коридорах) от центрального паритета, определяемого на основе котировок валют на валютных рынках.

Главы правительств и руководители Центральных (национальных) банков подписали в феврале 1999 года Протокол о мерах по обеспечению взаимодействия валютно-финансовоых систем в целях создания благоприятных условий для развития взаимной торговли государств-участников Договора от 29 марта 1996 года, в котором нашли отражения наши предложения и реализация которых рассчитана на 2 года.

Общая платежная система должна будет обслуживать расчеты по товарообороту в межгосударственных и предпринимательских сферах, неторговым операциям, а также по государственным, банковским и коммерческим кредитам, обменным валютным операциям. Создание такой системы требует унификации нормативной правовой базы платежно-расчетных отношений и применения технически совместимых средств для их осуществления. В каждом государстве необходимо организовать единый национальный расчетный центр, информация из которых должна поступать в общий центр межгосударственных расчетов или в один из национальных центров, который будет отвечать за межгосударственные расчеты.

Кроме того, необходима значительная подготовительная работа по переходу всех стран-участниц на международные стандарты бухгалтерского учета и статистической отчетности, создание единой нормативной базы функционирования национальных расчетных центров.

Какой проект выбрать?

Предпринимались и другие попытки создания общей платежной системы стран СНГ. Одной из них является проект трансграничных платежей стран СНГ, разрабатываемый экспертами Евросоюза в рамках программы ТАСИС, в основу которого положена европейская система платежей "Таргет". Он предполагает параллельное развитие национальных платежных систем путем внедрения в национальные системы единых программ и технических стандартов европейской платежной системы и последующее их взаимодействие для осуществления межгосударственных расчетов. Исполнительным органом данной системы планируется сделать Межгосударственный банк СНГ (МГБ), который, не являясь операционным центром, будет осуществлять общую координацию деятельности данной системы. Обладая функциями исполнительного органа, Межгосбанк СНГ будет решать вопросы установления стоимости услуг по переводу денег, определять время расчета и участников платежной системы, обеспечивать техническую идентичность национальных платежных систем, согласовывать порядок осуществления валютообменных операций, разрабатывать правила и порядок осуществления аудиторских проверок. Предлагаемый проект привлекателен тем, что, во-первых, все национальные центральные банки в нем будут находиться на одном уровне, и, во-вторых, финансирование внедрения в национальные системы единых программ и технических стандартов европейской платежной системы будет осуществляться по линии ТАСИС, то есть в виде техпомощи стран ЕС.

Межгосбанк СНГ предлагает свой, несколько модернизированный проект, отличающийся от проекта ТАСИС тем, что помимо координирующих функций он будет и операционным центром, то есть в МГБ будет создан шлюзовой терминал, где будет собираться вся информация о межгосударственных расчетах. Однако для этого Межгосбанку необходимо создать такой расчетный центр, который должен быть технически адаптирован с национальными расчетными системами стран СНГ.

Казахстанская модель - базовая

Анализ состояния национальных платежных отношений в странах СНГ показывает их достаточно низкую техническую оснащенность и наличие многоуровневых платежных схем, не связанных между собой. Практически ни в одной стране СНГ не функционирует единая платежная система, и имеется очень малый опыт работы системы валовых расчетов в режиме реального времени. Так, в России существует многоуровневая платежная система с использованием устаревших форм передачи информации - авизо, более прогрессивные формы применяются в основном на региональном уровне. В Белоруссии имеется определенный опыт работы системы валовых платежей, однако данная система не охватывает всю внутриреспубликанскую платежную систему.

Разработанная и действующая в Казахстане национальная платежная система выгодно отличается от платежных систем других стран СНГ и может быть предложена в качестве базовой для разработки общей платежно-расчетной системы сначала стран Таможенного союза, а затем и всего Содружества. По действующей с 1996 года системе внутриреспубликанские платежи осуществляются в системе валовых (крупных) платежей (СКП), работающей в режиме реального времени, и в системе розничных платежей (СРП), работающей в клиринговом режиме. Клиент банка - отправитель денег сам решает, в какой системе осуществлять платеж. Обслуживание в СКП стоит дороже, но оправдано тем, что платеж осуществляется в режиме реального времени, то есть практически мгновенно. В системе СРП платежи накапливаются в течение одного операционного дня, в конце которого осуществляется зачет платежных обязательств участников в организованной для этого Клиринговой палате, что позволяет сократить потребность в финансовых средствах примерно в пять раз. То есть если ежедневно в республике осуществляются платежи на сумму 10 миллиардов тенге, то при использовании зачетных схем фактическая потребность в деньгах снижается до 2 миллиардов тенге.

Устаревшие формы передачи информации заменены электронными, что исключает подделку банковских документов и снижает возможность совершения криминальных действий в банковской сфере. Передача платежных документов, извещений, выписок со счета и другой информации обеспечивается по системе SWIFT с использованием соответствующих форматов или при помощи телексной связи с использованием телексных ключей.

Существующая в Казахстане платежная система совместима со всеми международными платежными системами. Ее техническое и программное обеспечение постоянно обновляется, идет поиск и внедрение новых усовершенствованных технологий.

Изучив проекты ТАСИСа и Межгосбанка СНГ по созданию системы трансграничных платежей, а также работу казахстанской национальной платежной системы, аппарат Интеграционного комитета с участием специалистов Национального банка Республики Казахстан разработал проект создания общей платежно-расчетной системы государств-участников Таможенного союза на базе казахстанской Межбанковской системы перевода денег (МСПД).

Работа по созданию такой системы будет проводиться в несколько этапов.

Первый этап (подготовительный) - включает разработку пилотного проекта и отработку на его основе механизма создания общей платежно-расчетной системы. В этих целях один или несколько банков стран Таможенного союза будут подключены к казахстанской платежной системе. Эти банки откроют счета в тенге в Национальном банке Республики Казахстан и получат разрешение на подключение к МСПД. После подключения к МСПД они смогут проводить платежи в тенге в любой из банков Республики Казахстан в режиме реального времени, а также участвовать в торгах на валютной бирже и рынке ценных бумаг, то есть будут допущены на национальный валютный рынок.

Второй этап (создание мультивалютной платежной системы)- предполагает с учетом опыта работы пилотного проекта создать дополнительные модули МСПД - НВ (национальные валюты других стран Таможенного союза) в национальных банках с использованием технического и программного обеспечения Казахстанского центра межбанковских расчетов.

Для исключения потерь при пересчете стоимости контракта из одной валюты в другую (СКВ или национальную валюту) стороны согласуют механизм установления обменных курсов национальных валют и устранят использование множественности обменного курса своих валют.

Пользователи общей межгосударственной платежной системы получат возможность проводить платежи между собой в реальном режиме времени во всех валютах, используемых в системе.

На третьем этапе для организации системы межбанковских расчетов и снижения потребности в денежных ресурсах необходимо создание клирингового центра, основной задачей которого будет проведение ежедневных межбанковских зачетов. Межгосударственный центр будет функционировать по аналогии с казахстанской Клиринговой палатой, осуществляющей ежедневный внутриреспубликанский межбанковский зачет.

Для организации системы зачетов взаимных требований между хозяйствующими субъектами стран Таможенного союза необходимо расширить функциональные задачи Межгосударственного клирингового центра. Необходимо с привлечением национальных статистических агентств и налоговых органов стран Таможенного союза создание базы данных по внутренней дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов стран Таможенного союза.

Предлагается восстановить ведение карточек по неоплаченным платежный требованиям-поручениям. Поскольку поставщик более заинтересован в получении средств от покупателя, задержек в выставлении платежных документов с его стороны практически не будет. Наличие выставленных требований вкупе с активной работой Клиринговой палаты позволит более эффективно гасить взаимные долги.

Предполагается также разработка механизма продажи долгов на основе организации работы региональных долговых площадок.

В Республике Казахстан Южно-Казахстанский фондовый центр уже ввел в действие "долговую площадку". В настоящее время идет наполнение торговой системы объемом и ассортиментом выставленных долгов для проведения торгов и заключения сделок. В перспективе намечается осуществление совместной работы с рядом областей Российской Федерации.

Интеграционный комитет предлагает

В последующем предполагается: совершенствование платежно-расчетной системы за счет широкого вовлечения в платежную систему различных финансовых инструментов и платежных документов (векселя, чеки, карточки и т.д.);

использование краткосрочных кредитов типа "овердрафт", для организации чего предполагается разработка механизма и условий их выдачи, а также создания для этих целей денежных резервных счетов всех национальных валют, из средств которых будут выдаваться такие кредиты;

разработка механизма и условий по эмиссии долговых и платежных обязательств (векселей) для использования их в качестве платежного средства при взаиморасчетах государств Таможенного союза, а также хозяйствующих субъектов сторон;

вовлечение ценных бумаг в платежно-расчетную систему стран Таможенного союза для погашения взаимных задолженностей или в качестве залога при заимствовании средств для завершения межбанковских расчетов;

введение международного финансового лизинга и факторинга, а также проведение технических и организационных работ по усовершенствованию общей платежной системы и повышению ее эффективности.

Для получения практической информации и принятия согласованного решения по отработке механизма функционирования общей платежно-расчетной системы стран Таможенного союза на базе казахстанской Межбанковской системы перевода денег (МСПД) по предложению Национального банка Кыргызской Республики Интеграционным комитетом совместно с Национальным банком Республики Казахстан проводится работа по подготовке и проведению рабочего совещания с участием представителей национальных (центральных) банков стран Таможенного союза. На данном совещании, которое намечено на конец марта, предполагается обсудить технические возможности и принципы работы МСПД Казахстана, а также правовую основу включения банков-нерезидентов в платежную систему этой республики.

Предложенная Интеграционным комитетом система: во-первых, при положительных результатах использования партнерами по Таможенному союзу может быть перенесена на все Содружество; во-вторых, может быть адаптирована с теми проектами, которые предлагают ТАСИС и Межгосбанк "СНГ, в одну общую платежно-расчетную систему, вобравшую в себя эффективные моменты различных разработок.

Нигматжан ИСИНГАРИН, председатель Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.


ПРЕЗИДЕНТ КИРГИЗИИ АСКАР АКАЕВ: РАЗВИТИЕ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ - ЗАДАЧА ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ

Красная звезда (Москва), 25.03.2000, с. 3

В сложной современной военно-политической обстановке практически всем участникам Содружества приходится принимать эффективные меры, направленные на обеспечение безопасности своих государств. В этом отношении Кыргызстан не является исключением. Прошлогодние события на юге республики показали, что и нам необходимо в значительной степени совершенствовать свою систему национальной безопасности, составной частью которой являются вооруженные силы. Один из уроков, которые мы извлекли из тех событий, - необходимость укрепления и совершенствования нашей армии.

В комплексе тех задач, которые приходится решать в связи с проводимым реформированием вооруженных сил, вопросы становления, дальнейшего развития противовоздушной обороны являются первоочередными. Мы хорошо понимаем, что сложные и ответственные задачи, связанные с функционированием системы ПВО, Кыргызстан сможет эффективно решить только в тесном взаимодействии с аналогичными структурами других государств - участников СНГ. Понимание этого способствовало нашему вхождению в Объединенную систему ПВО. В феврале 1995 года. когда было подписано соответствующее соглашение, не все было понятно до конца, особенно в части, касающейся механизма его реализации. Но теперь, по прошествии пяти лет, стало ясно, что соглашение о создании Объединенной системы ПВО не осталось на бумаге, наполнилось конкретным содержанием и является хорошей основой для совместных действий государств - участников СНГ в этом направлении.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Кыргызстан уже в значительной степени сумел решить многие проблемы, которые были связаны с восстановлением своей системы противовоздушной обороны. При этом мы отдаем себе отчет в том, что решающую роль в этом процессе играла и будет играть помощь, получаемая от Российской Федерации. Конечно, мы гордимся достигнутыми результатами. Но в то же время есть также и понимание того, что впереди нас ждет большая, сложная и ответственная работа. Говоря о ее перспективах, хотел бы особо отметить наше намерение и дальше развивать сотрудничество в этом направлении с Россией.


НИ ДНА, НИ ПОКРЫШКИ

Вячеслав Ширяев, Новые известия (Москва), 25.03.2000, с. 2

Глава Туркмении Сапармурат Ниязов, избегающий, как правило, резких оценок на публике, не выдержал. Обсуждая в среду с президентом компании "Шелл интернэшнл" Дином Мегатом одну из своих любимых тем - проект транскаспийского газопровода, - он заявил, что предложения по дальнейшему его развитию "не учитывают наши национальные и экономические интересы и составлены таким образом, чтобы его затянуть". Поэтому, по его словам, существуют большие сомнения в скором начале строительства трубопровода.

Туркменскому лидеру есть от чего метать громы и молнии. Газопровод планировалось ввести в эксплуатацию в конце 2002 года. Однако проект продолжает буксовать, и теперь никто не может с уверенностью говорить не только о конкретных сроках, но и о его перспективах вообще.

В последнее время главным препятствием на пути строительства трубопровода в Турцию по дну Каспийского моря был вопрос о квоте на прокачку азербайджанского газа. Баку настаивал на предоставлении ему в газопроводе общей мощностью 30 млрд. куб. метров доли в объеме 15 млрд. куб. метров, тогда как Ашхабад соглашался только на 5 млрд. куб. метров. По этой причине Гейдар Алиев и Сапармурат Ниязов обменялись взаимными уколами. В частности, азербайджанская сторона фактически обвинила Туркмению и пророссийских настроениях. Ашхабад в свою очередь высказал упрек по поводу отказа Азербайджана и США от прежних договоренностей, в которых ни о какой квоте для Баку не упоминалось.

Тем не менее две недели назад квотный камень преткновения был сдвинут с места. В телефонном разговоре с президентом Туркмении глава Азербайджана согласился с туркменскими условиями. Примечательно, что это произошло накануне переговоров между Туркменией и "Газпромом" о возможности закупки Россией 50 млрд. куб. метров туркменского газа в год в течение 30 лет. Казалось, проект наконец-то вышел на "зеленую улицу". Но, как скоро выяснилось, это не так.

На прошлой неделе руководители консорциума по строительству газопровода представили Сапармурату Ниязову предложения по реализации проекта. Но эти предложения оказались настолько расплывчатыми и неконкретными, что вызвали лишь раздражение туркменской стороны. Как отметил туркменский президент, в поведении западных партнеров постоянно наблюдается отход от заранее согласованных условий и сроков, а также внесение в проект новых элементов, которые создают барьеры на пути его реализации. В связи с этим на встрече с представителем компании "Шелл интернэшнл" он заявил, что Туркмения, учитывая сложившуюся ситуацию, вынуждена изменить стратегию развития своего нефтегазового комплекса на ближайшие десятилетия.

Этот поворот заключается в том, что Туркмения начинает все больше переориентировать свои газовые проекты на Россию и Иран. Во всяком случае состоявшиеся две недели назад переговоры в Москве о возможности заключения с "Газпромом" долгосрочного контракта на поставки в Россию крупных поставок газа туркменская сторона оценила позитивно. Как заявил в этой связи министр нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркмении Реджепбай Оразов, в перспективе "Газпром" может выступить не только покупателем туркменского газа, но и партнером Ашхабада по поставкам топлива в Турцию и Европу по газопроводу Средняя Азия - Центр. Одновременно с этим Туркмения рассматривает возможность строительства газопровода Серахс - Мешхед, что позволит ей ежегодно экспортировать в северные районы Ирана от 50 до 60 млрд. куб. метров газа.


ОСОБЕННОСТИ ТАЛИБАНОВСКОГО ДЖИХАДА

Джавохир Кабилов, Спецназ в России, N3, март 2000.

В начале марта на средних радиочастотах начала широкое вещание талибановская радиостанция "Садои Шариат". Это - яростная и непримиримая идеологическая дубина вырезана из самых твердых пород ненависти к русским и России. На семи языках по всему миру раздаются призывы уничтожить нас, как бешеных псов, врагов ислама. Сегодня в повышенную боевую готовность приведены российские пограничники на афгано-таджикской границе: началось новое наступление талибов, которые продвинулись в сторону Пянджского, Кумсангирского и Московского районов Таджикистана и находятся всего в пятидесяти километрах от бывшей территории СССР. http://www.ferghana.ru/news/kirgizia.html


АРЕСТЫ ОППОЗИЦИОНЕРОВ, КАК СИМВОЛ БЕСКОНЕЧНОСТИ ВЛАСТИ

Ярослав Разумов, "Панорама" 24 марта 2000 года

События последнего времени в Киргизии стали знаковыми при определении сегодняшней ситуации, а главное - будущего региона.

Силовые акции в отношении оппозиции, арест ее лидера - то, что никого бы не удивило, произойди в Узбекистане или Туркменистане, произошли в республике, традиционно пользовавшейся репутацией самой "продвинутой" на пути демократизации в Средней Азии.

В определенной мере политическая интрига в Киргизии развивалась по тем же сценариям, что и в других республиках региона, да и вообще СНГ, где самые активные оппоненты политическим режимам вышли не из изначально враждебных власти левых партий (они-то, как правило, оказываются очень бедны на серьезных лидеров), а из людей, интегрированных во властные структуры и даже высоко в них поднявшихся. Бывший премьер-министр Украины, министр иностранных дел Туркмении, шеф спецслужб Грузии... Теперь к этому списку фрондирующих экс-чиновников, падших с политических олимпов, прибавился и бывший мэр Бишкека Феликс Кулов.

Почти везде главным оружием оппозиционеров является апелляция к необходимости демократизации режимов независимо от того, насколько склонны к этой демократизации были они сами в пору нахождения у власти. В ответ практически везде власти организуют жесткое давление на оппонентов, при этом оппозиционные неофиты обычно подвергаются более последователь ному и серьезному прессингу, нежели традиционные, "природные" бунтари.

Очевидно, только история сможет дать более-менее объективный ответ на вопрос о том, насколько искренними были поборники демократии, насколько реально отличались они от своих оппонентов. Пока же ситуация дает основания для оценок двух типов: эмоционально-обличительных (в чей адрес - властей или высокопоставленных в недавнем прошлом оппозиционеров, зависит от источников финансирования экспертов) и аналитических достаточно общего плана: те силы, которые пришли к власти в постсоветских республиках в ходе распада СССР, не смогли сохранить внутреннее единства, расколовшись на более мелкие фракции, начавшие бороться друг с другом. Причем механизм многих из этих режимов, при всех их отличиях, таков, что не может быть последнего раскола и последнего "падшего ангела": эти расколы внутри правящих элит будут периодически воспроизводиться вновь и вновь, по мере усиления внешних давлений или утраты и без того небольших возможностей эффективно бороться с экономическими и социальными проблемами.

Любопытно, что среди четырех среднеазиатских республик бывшего СССР единственный пример попытки наладить диалог власти и оппозиции дает сегодня Таджикистан. Именно опыт крайней формы раскола и политического соперничества в виде долгой гражданской войны научил политиков в этой республике необходимости поиска компромисса, хотя, конечно, нельзя сбрасывать со счетов в этом случае внешнее влияние, как и то, что окончательно оптимистические выводы по поводу будущего Таджикистана делать еще рано.

Что касается Киргизии, то при взгляде на происходящее там в последние недели неизбежно возникает ряд вопросов. Начиная с прошлого года само понятие "Центральноазиатский регион" ассоциируется с понятиями "баткенский конфликт", "экстремисты". Летом и осенью 1999 года киргизские Вооруженные Силы показали себя не самым эффектным образом, столкнувшись с не очень-то крупными силами противника. Сейчас политологи едва ли не всего СНГ и Запада гадают, насколько вероятно повторение подобного конфликта, а вооруженные силы и спецслужбы стран региона и России готовятся едва ли не к отражению массированного наступления экстремистов со стороны киргизских гор, когда сойдет снег. Логично предположить, что в столь сложный момент основные политические силы в стране, даже если они оппоненты друг другу, отложат жесткое противостояние до лучших времен. Понятно, что конфронтация в такой период выгодна только внешнему врагу. Тем более, что в регионе есть примеры того, как разные, соперничающие за верховную власть силы умеряют перед похожей проблемой свои амбиции. Но в Бишкеке поступают иначе. Очевидно, что из этого может быть лишь три вывода: либо официальные власти чувствуют себя достаточно уверенными и сильными; либо реальная опасность от экстремистов не столь высока, как это декларируется в последнее время; либо все происходящее не что иное, как близорукость инстинкта самосохранения.


ООН УЙД╗Т ИЗ ТАДЖИКИСТАНА?

Экспресс-Хроника (Москва), 25.03.2000, с. 1

ДУШАНБЕ. После оказания помощи Таджикистану в трудный переходный период, который последовал за годами войны, настало время вывести миссию ООН из страны, отмечается в обнародованном 20 марта докладе генерального секретаря ООН Кофи Аннана Совету Безопасности ООН.

Роль ООН в Таджикистане, говорится в документе, была чрезвычайно важной благодаря активному участию организации в заключении мирного соглашения между властью и оппозицией и в обеспечении его выполнения, а также благодаря наблюдению за первыми в стране многопартийными выборами, состоявшимися 27 февраля. "В трудных, а порой и опасных условиях миссия выполнила поставленные перед ней задачи", - утверждает г-н Аннан. Отметив, что Таджикистан сейчас находится "на пути к национальному примирению и демократии", генеральный секретарь заявил, что намерен рекомендовать вывести из страны миссию, мандат которой истекает 15 мая.


Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news /kirgizia.html
http://www.ferghana.ru
ferghana@ferghana.ru


http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное