Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Традиционная Культура 14.03.2001


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 

Новости узла "Русская традиционная культура"

14.03.2001

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ г. ДУШАНБЕ
3-6 МАЯ 2001 г.
Музыка и этика.


Akhiaq u Musigi в культурах Средней Азии.


Поле и пути исследования.
Жан Дюринг, Национальный Центр Научного Исследования (Страсбург)
Музыкальная инициатива в Средней Азии.


Введение.
Этический термин не передаёт идею akhiaq, которая лежит в основе темы настоящего коллоквиума. Эта арабская концепция, которая сохраняет своё звучание в языках Средней Азии, есть совокупность характера, темперамента и настроения субъекта, имеет моральные ценности, которые возвышают его и определяют этическое поведение.
Также в греческом “etnos” скрывает значение характера и темперамента. Таким образом, этический термин или “akhiaq” будет рассматриваться здесь в своей двойной полярности: 
1. Этос, как антропологическая рамка, охватывающая нравы, поведения и обычая.
2. Этос, как внутренняя и субъективная сторона морали, которая охватывает собственно культуру, формирование характера, духовное настроение. Значит речь пойдёт не о том, чтобы духовно выяснить возвышенные намерения, которые узаконивают музыкальное искусство (или, по крайней мере, его идеальные представления), а, чтобы погрузить в человеческое, выделить психологию, склад ума, отношения, которые характеризуют тех, кто освещает себя в музыке в недрах традиционной культуры.

I Музыка как выражение Добра. Этика и музыка в рамках традиции.

Общее окружение.

Космология.
Этические концепции всеобщей гармонии: Греция, зороастрийская и мусульманская гностика, Индия, Китай. Христианские и Буддисткие образы (представления).
(В Античных культурах значение музыки заимствует своё благородство в том, что она представляет порядок мира: musika mundana. Для “Ikhwan as safa”; гностиков XI века, вера в гармонию сфер была одной из столпов (опор) веры. Природа – добра, а, следовательно, музыка, как её отражение, - тоже добра по своей природе.

№ Отношения к Природе и её этический масштаб в музыке аналитических и шаманских культур. (В некоторых культурах Средней Азии музыка поддерживает привилегированное отношение с природным или сверхъестественным окружением. Речь идёт о том, чтобы узнать: выводить ли отношение вопрос о доброте или красоте, или, как в культурах религий священного Писания, может ли музыка приобретать положительный или отрицательный характер, небесный или дьявольский).


Антропология.
№ Основополагающие моральные (нравственные) ценности в культуре азиатских стран и их соответствие в музыкальных традициях. (В частности, вспоминаются древние тексты на пехлеви, затем на персидском и, наконец, на гагатайском. Кроме того, некоторые классики, как “Кавус-намэ” или более поздний “Behjat ol-ruh”: свидетельствуют о том, что музыкальные круги заботились об этической систематизации. Возможно, что, как другие гильдии ремесленников, они владели своей “adob” и своей деонтологией.
Источники такого рода можно найти в древней арабской литературе, например, “Kitab abad al-Ghina”).

№ Моральный посыл и свойства музыки: между пищей и врачеванием души.

№ Свойства музыки, как узаконивание музыкального мира музыка часто наделена свойствами и особенностями не только существ, наделённых разумом, но и грудных детей и животных. Что остаётся отыскать в текстах и что остаётся в наше время от этих идей. (Речь идёт о том, чтобы разобраться в терапевтических свойствах музыки и речи, которая её сопровождает).

Этический посыл.
№ Ценности моральный план в традиционной музыкальной практике. (Персидская пословица говорит: стать музыкантом легко, а стать человеком трудно. Каковы человеческие ценности, развитые в речи и в традиционной практике? Не этот ли этический фон определяет специфику традиционного искусства? С другой стороны, не являются ли эти ценности самим условием эффективности передачи традиций).
(Некоторые народы, как древние арабы, придумывали музыку лишь в ассоциации с поэзией. Очевидно, поэзия это вектор идей и ценностей, которые имеет музыка для её проникновения в сознание слушателей).

Чистое и Нечистое.
Религиозный закон и мистическая точка зрения.

Моральное отклонение музыки и суждения религий священного Писания. Одухотворение музыки: суфисткая точка зрения. (Для древних персов всё красивое не может быть плохим: Красивое есть чувственный образ настоящего. С исламом красивое становится ловушкой, иллюзией. Спор защитниками и клеветниками музыки известен, как и расхождения, которые лежат в основе строгих позиций докторов Священного Писания. Менее известно, что в исламе эти позиции отвечают как культурным критериям, так и просто моральным. Устои законного (пристойного) и незаконного (непристойного) требуют серьёзного рассмотрения в свете филологических и этнологических данных. Позиция современных теологов в отношении музыки подвергает сомнению эти критерии. Как бы то ни было, суфисты и мистики сделали суждение теологов очень относительным. Покритиковав их на их же почве (хадисы), они использовали разумные аргументы, затем отказались от полемики, привлекая, наоборот, образность незаконного (недозволенного, порочного): музыку, вино, человеческую красоту, идолопоклонство. Мы обрели Магов).


Достоверность (правдивость, подлинность).
№ Моральные условия достоверности артиста. (Достоверность можно понимать по-разному: преданность формам традиции приводит к некому одобрению её ценностей, а, значит, стиранию сюжета. Но достоверность гарантируется также личным действием артиста. Тогда речь идёт о том, чтобы переступить видимые нормы, но опираясь на человеческие ценности. Таким образом, от преданности этосу традиции переходят, через соответствие, к этике, и оттуда, к настоящему моральному требованию. По Конфуцию древние мелодии могут быть созданы только святыми и передаваться только мудрецами. Не в силах достичь этого нарушения норм, музыканты имеют тенденцию, больше, чем другие артисты и творцы, использовать искусственные средства. Трансгрессия (нарушение), отступления от правила и нормы кажутся присущими музыкантам).

№ Моральные условия достоверности трансмиссии: отношение учитель-ученик. (Музыка – это искусство исполнения, ставящие лицом к лицу активных, пассивных, участвующих действующих лиц: музыканта и его публику. Традиция определяет этические правила этой игры: отношение к власти, отношение к деньгам, сценическое поведение, приличие (благопристойность) и т.д. Во многих случаях эти правила усваиваются в начале в личном отношении, ставящем лицом к лицу учителя и ученика. Без перехода через обучения у учителя, нравственное формирование, так же как и музыкальное, рискует быть не полным. Речь идёт о том, чтобы снова поставить здесь вопрос о свойствах традиционной педагогики, как в плане приобретения знания, так и в плане формирования личности и передачи ценностей).

№ Инициативный аспект музыкальной трансмисии:
(Из всех искусств, музыка и поэзия перекраивают сферу инициативных знаний, т.е. таких, которые проходят через интенсивный личный опыт (в более или менее стандартных формах), и которые открываются на масштабы или поля прочных знаний большинства людей. В Центральной Азии часто случается, что призвание музыканта, как и призвание шамана, сообщается снами, видениями, приобретение какой-либо власти, опыта или просто поведения. Часто существует связь между достижением или сохранением власти и соблюдением строгих правил, которые могли бы определить элементы этики. Между музыкальным и шаманским призванием очень тесная связь. Оба навлекают обязанности и определяют этику.)

Эстетика, этос и этика.
№ Дух музыки: моральное настроение и эстетическое. Hai, dard, ilham, tarab, shawq, deshq, т.д.
№ Этическая ценность в западной музыке.
(Многие музыкальные традиции нацелены на специфическое аффективное или умственное расположение, которое сообщается этосом или духом. В Иране “hai” (восторженность), в трансоксинии- боль(dard), у арабов “tarab” (энтузиазм, восторг), для суфистов – вдохновение или намерение (ilham, niyyat). Этос и этика соединяются тогда, служа эстетике. Чтобы отвечать эстетическим требованиям, присущим его музыкальной культуре, музыкант не может довольствоваться имитацией, он должен выразить чувства. Тогда думают о том, что (страдал в своей жизни) он должен был страдать в своей жизни для того, чтобы суметь выразить горе, чтобы выразить любовь (deshq), он должен был познать восторг (hai), чтобы передать его слушателю или что он всегда должен быть в положительном духовном расположении (hai, shawq), чтобы служить музыке, как это ожидают.
В Европе такой подход характеризует предвестников романтизма: для Руссо музыка основывается на сочувствии (сострадании), коммуникативном и моральном расположении. Речь идёт прежде всего о том, чтобы определить эти аффективные и познающие поля со всеми нюансами, которые их различают: этический певец, играющий на лютне, классический учитель, от одной культуры к другой, не являются одними и теми же персонажами. Затем можно спросить себя о соответствии (уместности, существенность) такого типа речи: идёт ли речь об артисте, испытывающем лично все действующие аффекты или просто овладевшим музыкальной формой, усвоившем стиль со всеми его тонкостями? Наконец, пытаясь воспроизвести знаки страсти и аффекта, музыкант, не переживает ли он их в конечном счёте, не идентифицируется ли с ними? Именно так об этом говорят в Иране: Не человек делает музыку, а музыка делает человека).

№ Хорошая музыка, красивая музыка: переход этики в эстетику.

№ Выше Доброго и Красивого: требование превзойти (возвыситься) и творить в современном подходе.

Эстетика становится философским вопросом лишь позже в Европе, тогда, когда искусства и музыка отрываются от своей функциональности, чтобы достичь некоторой автономности. До этого эстетический спор не выходил за рамки системы Изящных Искусств: ставят вопросы о вкусах, о хорошем вкусе и его коммуникабельности, о правильном использовании искусства, о его критериях, между разумом и чувством. С традиционной точки зрения хорошая музыка это та, которая соответствует неким канонам, которые определены как финал, мыслимый или возвышенный. Имеют в виду то, что является хорошим или похвальным, правильным или справедливым (точным), а не красивым само по себе. Потому музыка обретает свою ценность лишь как представление космического или микрокосмического порядка. Именно учитывая эти метафизические и моральные суждения, могла развиваться философия Красивого на Западе, а позже – феноменология эстетического восприятия.
Было бы интересно знать, как воспроизводятся отношения между метафизическим и эстетическим порядком на современном Востоке. Знать, ставится ли вопрос иначе, или он ещё не поставлен, или наоборот, решён ли он уже давно).

II. К реставрации ценностей. Этика и музыка в современной эре.

Обязанности и право.
№ Отказ от традиции. Моральные обязанности и право по отношению к традиционному достоянию. Как сохранить дух и ценности традиционной музыки?

№ Соблюдение прав: право учителя, право авторов, профессиональные секреты. (отказ от традиции принадлежит ли он тому, кто его получил или принял? Является ли музыкант обладателем своего искусства, свободен ли он распоряжаться им по своему усмотрению, или он является его выразителем со всеми обязанностями верности, которое это накладывает? Традиционно или в качестве вознаграждения за знания накладывается обязанность его передавать?
В то же время, учитель должен учитывать заслугу и способности ученика: Не передавать свою науку тому, кто не оценит её по праву или кто будет плохо её использовать. С этой точки зрения отношения расходятся: некоторые дают, другие прячут. Появление средств массовой информации меняет правила игры. Так, требование сохранности проходят через требования пропаганды. Тогда встают другие проблемы.)

№ Вопрос достоверности по отношению к средствам информации и к современным методам обучения.
(С появлением опосредованности, процессы трансмиссии уже не те самые: более не учат в присутствии учителя, а при помощи простого звукового источника. Это не только разные познавательные процессы (как в переходе от устной передачи к письменной), но все музыкальные моменты, которые передаются от лица к лицу, теряются. При отсутствии учителя, который воплощает или выражает ценности, в конечном счёте меняется весь дух музыки. Тот, кто получил образование от учителя, кто относится к какой-то школе, прочен, как дуб, говорит Рави Шанкар. Тот, кто готовился сам, имеет все недостатки самоучки и особенно он не прошёл этап смирения и восприимчивости, который требует тесную связь между учеником и преподавателем. Нужно ли идти против течения или склоняться перед требованием времени. Процесс опосредования, так же, как и технические средства передачи, могут ли они интегрировать традицию? Следует этим представителем ответить на вопросы и подумать о том, чтобы адаптировать дух традиции к этим новым требованиям).

Юридические рамки и моральное право.
№ Современный спор о законности музыки в мусульманском мире. (Речь идёт о рассмотрении способов убеждения самых строгих верующих священников в том, что музыка вообще не попадает в категорию незаконного (порочного). С этой точки зрения, официальная позиция часто более умеренна, чем позиция местных властей. Из-за незнания текстов и споров, музыка остаётся часто предметом осуждения и ненависти мыслителей).

№ Машина Worid music и этические вопросы, поставленные медиатизацией, глобализацией. (С одной стороны, различим моральные права: можно ли использовать по-своему элементы традиций, анонимные, но уважаемые, для массового производства спорного качества? Достаточен ли тот факт, что артисты получают вознаграждение? Известно, что за гуманистическим и либеральным фасадом Worid music скрываются фантастические финансовые ставки. Для артиста вопрос скорее в следующем: могу ли я или должен ли я отвечать на подобные просьбы? Противиться или позволить, плыть по течению или нет? Что здесь выигрывают? Что теряют? Может быть, дело просто в новой форме компромисса, как это существовало раньше, когда музыканты стояли на службе у меценатов. В конечном счёте, музыкальные традиции выработаны и выжили в смешении, самоделках, компромиссах, хитростях…


III. Анекдоты, опыт и уроки.
№ Неформальное заседание, где каждый участник или свободный слушатель расскажет анекдоты или об опыте, которые проиллюстрируют этику традиционных артистов.
(Вопрос этики в музыкальном искусстве не ставится абстрактно, а возникает в свете личного опыта. Всех, кто посещал традиционные круги, конечно, много могут рассказать. Эти анекдоты часто более красноречивы, чем утомительный анализ).

IV. Концерты.
№ Открыты доля всей публики Душанбе. Объединяют бардов, классических и народных музыкантов, таджикских, иранских и узбекских.

Traduit pas 
Simonova Olga
Переведено: Симонова О.

По всем вопросам обращаться:
Проф. Жан Дюринг
Телефон: 131-41-13, 56-51-33
Адрес: Узбекистан, г. Ташкент-31, 200031
Ул. Ахунбабаева, 25
Посольство Франции в Узбекистане.
Адрес электронной почты: DURINGJ@yahoo.com


Присылайте Ваши новости.


Продолжает работать дискуссионная почтовая рассылка
"Русская традиционная культура"
Писать в нее можно на адрес rustradition@yahoogroups.com
Подписаться на рассылку узла можно, отправив пустое письмо на адрес
rustradition-subscribe@yahoogroups.com
Прекратить подписку, отправив пустое письмо на адрес
rustradition-unsubscribe@yahoogroups.com
Если что-то не получается, пишите.


Администратор рассылки Александр Костин
E-mail: rustradition-owner@yahoogroups.com
http://ru.narod.ru "Русская традиционная культура"

P.S. Вам нужен бесплатный почтовый ящик ?
За его использование Вам будут платить.
http://www.themail.com/ref.htm?ref=118194

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное