Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вестник Прогрессивного Рока

  Все выпуски  

Вестник Прогрессивного Рока


PROGRESSOR

ВЕСТНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА
ВЫПУСК N 3-с/2013 | Март 2013


Онлайновые версии материалов находятся здесь, здесь, здесь, здесь и здесь


Обзор интересных альбомов прогрессивного рока и металла 2012 года. Часть 1.

Однажды, давным-давно, известный польский писатель Станислав Лем обнаружил, что у него скопилось много идей и сюжетов, и он не представляет себе, когда он будет писать по ним книги. В результате Лем придумал новый жанр - рецензии и предисловия к несуществующим книгам. Так появилась «Абсолютная пустота» (рецензии) и «Мнимая величина» (предисловия). Так и у меня скопилось много впечатлений от громадного количества прослушанных альбомов, но вот рецензировать каждый из них их не было ни времени, ни желания. А поделиться впечатлениями хочется, поэтому в обзоре я описываю не столько сам альбом, сколько свои впечатления и информацию об исполнителе. Конечно, многих альбомов я не касался по причине отсутствия не только впечатлений, но и интереса к ним. Частенько бывало, что даже не дослушивал альбом до конца, настолько он был неинтересен. Но вот на самые-самые, на мой взгляд, альбомы, я все же кое-что написал. И начну я с эпидемии, случившейся в прошедшем году у ветеранов прог сцены. Имя ей Ностальгия.


Ian Anderson - 2012 – “Thick as a Brick”

Очень похоже на то, что дело было так. Совершенно случайно, может быть мельком, заслуженный ветеран прог-рока Ян Андерсон увидел на полке свой старый знаменитый альбом, взял его в руки, погладил и … тут-то его «эпидемия Ностальгия» и прихлопнула. Он встрепенулся, как старый боевой конь при звуке трубы, и тут же загорелся желанием написать продолжение, даже толком не понимая, зачем это нужно. Я тоже, как и многие, был удивлён, что Ян выпустил альбом под своим именем, а не под брендом Jethro Tull. Но оказалось, что по музыке этот альбом ближе к сольному творчеству Андерсона с некоторыми вкраплениями JT. Сам Андерсон объясняет это так: «Мне показалось, что правильно будет выпустить пластинку только под моим собственным именем, чтобы не вредить бренду Jethro Tull. Едва ли эта запись будет иметь большой коммерческий успех.» Опасения понятны, года не те, не попрыгаешь с флейтой по сцене, как в былые времена, нет того заводного огонька в музыке. Но думается мне, не только в этом причина, учитывая то, что в списке музыкантов отсутствует Мартин Барре. Хоть альбом и получился вполне приличным, впечатления от него примерно такие же как и от других альбомов-продолжений знаменитых музыкантов, выпущенных в последние годы - слушать можно, но делать этих продолжений не стоило. Да и всё последние творения Андерсона, как сольные, так и с Jethro Tull, по настроению больше напоминают ворчание усталого рокера.


Steve Hackett – 2012 – «Genesis Revisited II»

У Стива Хакета это уже второй случай «болезни». Последний раз это случилось в 1996 году, но сейчас, видать особенно сильно, раз он выпустил аж двойной альбом. Альбом 1996 года включал в себя чуть больше половины классических композиций Genesis периода 1971-77, и я не сказал бы, что это был удачный эксперимент. Это же альбом очень даже неплох. Все вещи, кроме одной, классика раннего Genesis. Правда всё было исполнено без особых изменений, но другими музыкантами и вставлены музыкальные фрагменты акустической гитары.


The Keith Emerson Band – 2012 – «Three Fates Project»

Ещё один «заболевший» ветеран, Кит Эмерсон решил заново переписать некоторые вещи периода расцвета ELP, а именно с альбома «Trilogy», ну и ту самую композицию Tarcus, добавив несколько других, свежих композиций. А вот все партии клавишных доверил исполнить Мюнхенскому симфоническому оркестру. Подобное исполнение бывает удачным, а бывает - нет. В данном случае и то и другое. Всё достаточно интересно, но вот невозможно избавиться от того, что в голове звучат пассажи самого Эмерсона на Moog-е и других аналоговых синтезаторах. В общем, оценивайте сами, а я послушал пару раз и хватит.


Rick Wakeman – 2012 – «Journey to the Centre of the Earth»

Следующий в списке Рик Вейкман. Но здесь несколько другая картина. У Рика была мечта написать музыку по мотивам своей любимой книги, что он и сделал в 1973 году. А дальше начались мытарства с поиском лэйбла и, самое главное, финансов для записи в студии. Как известно, финансов не нашлось, и только с помощью своих друзей оркестраторов удалось организовать небольшой концертный тур и записать материал вживую с концерта в Королевском Альберт холле. Однако из-за ограниченного времени звучания винила, 54 минуты материала были урезаны до 36. Но, не смотря на это, альбом был распродан тиражом 14 миллионов. В 1999 году Вэйкман написал продолжение истории. И, казалось, окончательно забыл. В 2009 году, как рассказал сам Рик, он обнаружил в одной из старых коробок партитуру полного варианта Путешествия. До этого у него не возникало мыслей что-либо восстанавливать, так как он считал, что этот материал был интересен только для своего времени. Но, обнаружив ноты, он решился. В результате 3-х летней работы был записан полный студийный вариант «Путешествия к центру Земли». Признаюсь, я с некоторой опаской начал его слушать, но всё оказалось прекрасно. Альбом слушается отлично и сегодня. Из всего обилия творчества Вэйкмана как раз мне больше всего запомнился именно этот альбом и «Артур…», и была некоторая досада, что альбом не записан в студии. Поговорка «Лучше поздно, чем никогда» здесь очень даже к месту.


Flying Colors – 2012 – «Flying Colors»

Этот альбом имеет косвенное отношение к прогрессив року и металлу. Дело в том, он громыхнул настолько сильно, что не упомянуть его просто нельзя. А косвенное отношение к прогрессив року, потому, что, хоть это и хард рок, проект организован бывшим прог металлистом, а ныне свободным художником, играющим где угодно и как угодно Майклом Портным и гитаристом Стивом Морсом, имеющем последние 16 лет постоянную прописку в Deep Purple. Каждый привёл своего музыканта, Майкл - Нила Морса, куда ж без своего закадычного друга, Стив - басиста из своей группы Дейва Лару, ну и попеть пригласили Кейси Макферсона из альт-роковой группы Alpha Rav. Давно я не слышал в хард роке что-то более чем просто хорошее, а этот альбом получился просто убийственным, да и классический прогрессив всё же присутствует: в последней 12-ти минутной композиции.


Обзор интересных альбомов прогрессивного рока и металла 2012 года. Часть 2.

Neal Morse – 2012 – «Momentum»

Производительность Нила иной раз поражает. Кроме этого альбома и участия в Flying Colors он ухитрился записать альбом каверов, и ещё Нил и те же со-товарищи под вывеской Prog World Orchestra с известными приглашенными личностями выпустили рождественский альбом. Что же касается «Momentum», то альбом получился очень целостным и интересным во всех отношениях, ровным и без метаний из стороны в сторону.


Hidden Lands – 2012 – «In Our Nature»

Когда я начал прослушивать этот альбом, у меня закрались смутные подозрения, что это всё очень похоже на одну группу, которая в своё время очень меня заинтересовала своей оригинальностью, просто подобное никто не играл в прогрессив роке. Я кинулся искать состав группы и ахнул, ну конечно, это же Violent Silence в том же составе, кроме барабанщика. Сначала не понял, зачем надо было переименовывать группу, но после внимательного прослушивания стало понятно, что несмотря на похожий саунд, всё по-другому. Музыка значительно мягче, лиричней и в то же время сложней по размеру и структуре. Очень интересный альбом.


Anathema – 2012 – «Weather Systems»

Известная британская группа выпустила очередной альбом. Вообще-то пост-рок с прогрессивным началом больше на любителя, но слушается очень неплохо, несмотря на некоторую депрессивность. Я не был ранее знаком с этой группой. По информации, которую я прочитал, они начинали с дум металла. Сейчас этого и в помине нет. Чем-то они напоминают мне норвежцев White Willow, такой же холодный саунд, характерный для Скандинавии. Если бы я не знал, что группа британская, так бы и решил.


Arjen Anthony Lucassen – 2012 – «Lost in the New Real»

Арджен почти никогда не занимался сольными альбомами, последний был в 1994. Да и зачем, если все его проекты и так практически были сольными. Но вот проект Ayreon закончен, по крайней мере, пока. Проект Guilt Machine отложен в сторону, так как не был оценён в полной мере. Star One, полузабытый проект десятилетней давности, был извлечён из старого сундука на свет божий для контраста с предыдущим: не оценили. Guilt Machine - нате, получите, тупой, прямолинейный и чугунный в своей тяжести новый альбом Star One. Только вот тупой и прямолинейный он не получился, разучился Лукассен так писать. Даже чугунный металл у него экстравагантный и эксклюзивный. Выплеснул он этак лишнюю злость, успокоился, почесал в затылках, да и вспомнил, а с чего это я давненько не писал альбомов под своим именем? И тема подходящая есть. Взял и написал… ну совсем не то, что делал раньше, но всё припомнил, кроме металла. И хард-рок, и поп-рок, и поп, и… всего понемногу. Публика обомлела. И тут же, под шумок, подали свой голос злопыхатели и завистники. Но не получилось у них, альбом, в большинстве, был принят хорошо. А почему? Да потому, что Арджен Лукассен в очередной раз показал многогранность своего таланта.


Ambeon – 2012 – “Fate of a Dreamer”

Вообще-то это расширенное переиздание альбома 2001 года. Тогда почему я включил его в обзор 2012-13? Во-первых, Arjen Anthony Lucassen ни до, ни после не делал ничего подобного. Во-вторых, второй диск альбома содержит 14 песен (не издававшихся ранее) акустических версий альбома и несколько других композиций. Они были записаны на репетициях перед концертами, которые так и не состоялись. И в-третьих, ну просто я фанат творчества Лукассена. Для тех, кто не в курсе как возник этот проект. В 2000 году Арджен написал музыку для инструментального альбома по мотивам мелодий своего проекта Ayreon. И тут к нему попала демо запись 14-летней певицы Астрид ван дер Веен. Ему так понравился голос Астрид, что он пригласил её в проект соавтором, Астрид писала тексты песен. Название проекта составили из слов «ambient» и «Ayreon», что очень точно отражает стилистику музыки.


РЕЦЕНЗИИ


Thieves’ Kitchen – 2013 – «One for Sorrow, Two for Joy»



Tracks Listing 

1. One for Sorrow, Two for Joy (0:16)
2. Deor (7:51)
3. Hypatia (8:56)
4. A Fool's Journey (8:19)
5. Germander Speedwell (14:32)
6. The Weaver (4:33)
7. Of Sparks and Spires (12:49)

Musicians

Amy Darby (Vocals)
Phil Mercy (Guitars)
Thomas Johnson (Keyboards, ex-Anglagard)
With:
Paul Mallyon (Drums, Sanguine Hum)
Brad Waissman (Bass, Sanguine Hum)
Anna Holmgren (Flute, of Anglagard)




Как же долго ждали этого альбома. Были, конечно, и объективные причины, Фил Мерси повредил руку, Томас Джонсон вернулся на родину в Швецию, сделав проблематичным выступления группы в живую. Глядя на всё это, Марк Робофам и Энди Бонхем решили не тратить время попусту и ушли.

Но дело всё в том, что для такой группы как Thieves Kitchen непростительно так редко выпускать альбомы. Их музыка как наркотик, только распробовал, понял, и всё, ты «подсаживаешься» прочно и надолго. Я до сих пор помню, когда ко мне попали сразу оба их первых альбома, я даже не сразу понял, что это. Но вот когда понял, я не мог оторваться 2-3 недели, заслушав их «до дыр», с каждым разом открывая для себя что-то новое. Я уже не говорю о следующем альбоме, уже с Эми на вокале. Я уже был готов ко всему, но и этот, третий альбом, сразил меня наповал. Я до сих пор их периодически слушаю.

И вот наконец-то. Он появился. Где-то зашевелились полузабытые ощущения от первых альбомов, а где-то неудовлетворённость предыдущим «The Water Road». Всё же прошло пять лет, как у меня будет восприниматься новый альбом?

Но ничего страшного не случилось. Однако пришлось начинать всё с начала. Это оказалось даже здорово, открывать для себя группу заново, даже если кажется, что ты её знаешь. Вроде бы тот же Thieves Kitchen, да не совсем. Похожие впечатления, как и от предыдущих альбомов, чем больше слушаешь, тем шире открывается палитра музыкального полотна, начинаешь чувствовать всё больше и больше нюансов. И тут я понял, что я пропал. Опять то же самое, что было со мной после того, как я только познакомился с Thieves Kitchen.

Говорят, что нет худа без добра. Действительно, надолго затянувшаяся пауза с выпуском альбома частично компенсирована почти идеальной продуманностью каждого фрагмента. Господа музыканты, играющие депрессивный и унылый рок, металл и что-то там ещё, вот вам пример как можно точно соблюсти в музыке баланс между скорбью, грустью и радостью, оптимизмом. Этот баланс создают две составляющие. С одной стороны это оптимистическая и сдержано-радостная гитара Фила Мерси, а с другой - клавишные Томаса Джонсона, по-скандинавски холодноватые, но вставленные в нужные места, особенно меллотрон. Существует большое количество современных программ, которые очень точно имитируют звук живых скрипок, при желании можно пригласить и музыкантов-скрипачей, но именно меллотрон, с его специфическим звуком, создаёт именно тот привкус, тот фон, которого иногда не хватает в тех или иных композициях других групп.

Повнимательней вслушайтесь, как поёт Эми. Этот грустноватый, на первый взгляд, даже немного монотонный вокал таит в себе такое количество эмоций, что она, кажется, с трудом их удерживает. А иначе они, как водопад, очень больно могут накрыть вас с головой.

Иной раз кажется, что всё же не хватает Марка Робофама с его сложным до изощрённости ритмическим рисунком. Плохо это или хорошо, определить сложно. Приглашённый барабанщик Paul Mallyon сыграл очень чётко и понятно, но я бы предпочёл нечто среднее между ним и Марком.

Клавишных стало меньше, это, видимо, последствия работы группы с Томасом Джонсоном на расстоянии, но это не портит общую атмосферу альбома. А флейтистка Анна Холмгрен из Anglagard, к тому же, украсила некоторые места в альбоме.

Анализировать каждую песню в альбоме я не буду, да и не вижу смысла, его надо слушать, слушать от начала до конца. В целом, это довольно эмоциональный альбом Thieves’ Kitchen немного напоминает их первые два в новом качестве и с вокалом AmyDarby. В конце, всё же, очень хочется крикнуть: - Ребята! Не держите нас долго на голодном пайке.


Diablo Swing Orchestra – 2009 – “Sing-along Songs for the Damned & Delirious”


Avant-garde Operatic Metal∙ Sweden

Tracks Listing 

1. A Tapdancer's Dilemma 
2. A Rancid Romance
3. Lucy Fears the Morning Star 
4. Bedlam Sticks 
5. New World Widows 
6. Siberian Love Affairs 
7. Vodka Inferno 
8. Memoirs of a Roadkill
9. Ricerca Dell'anima
10. Stratosphere Serenade

Musicians 

- Daniel Hakansson / vocals & guitar
- Annlouice Loegdlund / vocals
- Pontus Mantefors / guitar
- Andy Johansson / bass
- Johannes Bergion / cello
- AndreasHalvardsson / drums



Поклонники, да и просто эмоциональные фанаты этой группы не скупились в эпитетах, вроде «Гениальность сверхгениальности». Но я решил отвлечься от подобного, попытаться трезво оценить альбом и… у меня не получилось однозначно оценить в ту или иную сторону. Вплоть до того, что я даже не разобрался, понравился он мне или нет. Вот так, промучавшись некоторое время, послушав альбом уже раза три и даже, на всякий случай, переслушав их предыдущий альбом, чтобы сравнить и освежить впечатления, так и не пришел к определённому выводу. И решил так: напишу-ка я два варианта рецензии.

Вариант 1, оптимистичный.

Ну и наделала же шороху эта группа. Все в очередной раз ошарашены. Металла вам захотелось? А какого? Хотите свинг-металл? Пожалуйста - A Tapdancer's Dilemma. Металл-танго? A Rancid Romance. А металл-марш? И это есть: Vodka Inferno. Даже бардовские аккорды, исполненные в металле есть: Memoirs of a Roadkill. Ну итд и тп. Слушать это интересно, потому что не знаешь, что они выдадут в следующей песне. После прослушивания этого альбома слов не остаётся, только эмоции. Как так можно намешать металл со стилями, к року отношения не имеющие? Ну, никаким боком, вроде. А оказывается, можно.

Вариант 2, диссидентский.

Все долго ждали этого альбома и, наконец, вот он, получите. Я послушал, посидел, подумал и… ничего не понял. Послушал ещё раз. А далее как у Жванецкого: “… и главное, немой вопрос в глазах. Моргал, моргал, вопрос не исчезает…”. Всё качнулось ещё больше к Avant-garde. Проэксперементировали со всем, чем можно, не относящимся к року, разве что не хватало песен народов севера. Слушая альбом в очередной раз после небольшого перерыва, меня не покидало ощущение, что чего-то не хватает. И самое интересное, что чем больше раз слушаешь, тем больше надоедает. Что-то я не припомню, чтобы такое бы со мной, когда я неоднократно слушал их первый альбом. На первом альбоме всё звучало свежо, весело, красиво поданные аранжировки, неожиданные вставки. Всё это создавало игривое, дурашливое настроение. Здесь всё по-другому, сухо, технично. И не могу отделаться от досады, ну, не зацепил он меня, хоть тресни. Сказать, что альбом плохой, не могу, так как он, в общем-то, хороший. А сказать, что понравился, это покривить душой. Такая вот странная дилемма.


Diablo Swing Orchestra – 2012



Tracks Listing 

1. Voodoo Mon Amour
2. Guerilla Laments
3. Kevlar Sweethearts
4. How To Organize a Lynch Mob
5. Black Box Messiah
6. Exit Strategy of a Wrecking Ball
7. Aurora
8. Mass Rapture
9. Honey Trap Aftermath
10. Of Kali Ma Calibre
11. Justice For Saint Mary

Musicians

Daniel Hakansson- vocals & guitars
Pontus Mantefors- guitars, vocals, synthesizers & effects 
Annlouice Loegdlund- lead vocals
Andy Johansson- bass
Johannes Bergion- cello & backing vocals
Daniel Hedin- trombone & backing vocals
Martin Isaksson- trumpet & backing vocals
Petter Karlsson- drums




Ох и богато же было последнее десятилетие на различного рода экспериментаторов. Что только не придумывали, чтобы удивить. Джаз-металл, фанк-металл, я даже наткнулся, не поверите, на американца японского происхождения, играющего вместе с группой, металл на японском трехструнном народном инструменте сямисан. Вернемся к вопросу об удивительном.

Так вот, ДСО в очередной раз удивили. Прогулка по всевозможным музыкальным стилям продолжается. Если на первом альбоме это было не так явно выражено, игрался металл на основе свинга (надо же как-то оправдывать название) и не только, то на втором альбоме фантазия у них разыгралась не на шутку. Из-за этого я даже неоднозначно воспринял этот альбом. И вот третий альбом.

В одной из рецензий я прочитал фразу «Скольжение по гладкой поверхности металла». Это очень точно отражает общую картину этого альбома. Если раньше можно было втиснуть все в рамки авангардного металла, то этот альбом классифицировать сложно, да и, наверное, не нужно. Он просто (в очередной раз) не похож на предыдущие. Прежде всего, расширился состав. Была принята в ряды DSO духовая группа: Daniel Hedin- trombone, Martin Isaksson- trumpet, что придало ансамблю очередное разнообразие в саунде.

По традиции альбом открывает свинг-металл, мощный. Заводной и ироничный (см. название песни). Вот тут-то и пригодились духовые, они ведут все сольные партии. А дальше пошло «скольжение» по стилям.

Фламенко (Guerilla Laments), опять духовые ведут мелодию.

Джазово-симфонически-металличекая, да ещё и мелодически красивая Kevlar Sweethearts.

Ну а Black Box Messiah это явная пародия на J-rock (японский рок).

Exit Strategy of a Wrecking Ball начинается вроде бы как обычный металл и вдруг… бах, что-то похожее на fusion с духовыми и виолончелью, только всё звучит так, как бы его пародийно сыграли металлисты. И это ещё не всё, припев-то классика. Такой вот винегрет, и главное звучит всё органично. Здесь на вокале показал себя Daniel Hakansson.

А дальше ещё более неожиданно - опера. Композиция Aurora. Тут блеснула своим голосом Annlouice Loegdlund. А конец композиции украшен мелодией на восточной манер.

Тяжелая, как свинец, Mass Rapture сделана с опять с восточными напевами.

В одной из рецензий я прочитал, что Honey Trap Aftermath очень напоминает песню Майкла Джексона Blood on the Dance Floor. Действительно, в этом что-то есть, только всё исполнено в духе DSO. Вот вам, пожалуйста, ироничный поп-металл.

Of Kali Ma Calibre. Какой же буйной фантазией надо обладать, чтобы сыграть патриотический марш в спид-металле (в припеве), тяжелом, давящем почти физически, а высокий голос Annlouice Loegdlund его только усиливает. Напрашивается мысль, а когда они начнут пародировать дэт-металл и что из этого выйдет?

Композицию Justice For Saint Mary описывать не буду - её надо слушать, она, пожалуй, лучшая на альбоме.

Слушая альбом, так и представляешь себя на качелях или карусели, где захватывает дух от удовольствия.


Николай "Берендей" Веремеев (Prognroller)

[ на начало ]



В избранное