Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вестник Прогрессивного Рока

  Все выпуски  

Вестник Прогрессивного Рока


PROGRESSOR

ВЕСТНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА



| ВЫПУСК N 1-2/2012 | Январь 2012

| Рецензии

Материалы на сайте: здесь и здесь.


| Gracious! (UK) – 1996 - "Echo"

Группа Gracious хорошо известна любителями прог-рока как одни из самых ярких и мощных дебютантов жанра 1970 года. Музыканты разошлись после второго альбома, и с тех пор лишь один басист Тим Уитли периодически «всплывал» в различных, в основном, непрогрессивных проектах. К сожалению, его воссоединение с оригинальным ударником Робертом Липсоном в 1996 году под старой и забытой вывеской Gracious не стало слишком заметным событием в мире рок-музыки, как оно бы того заслуживало: «Echo» был издан мизерным тиражом небольшой английской конторкой Centaur Discs. Новая версия ансамбля приняла форму трио, в котором лидирующие позиции занял клавишник-гитарист Сев Левкович, с которым Уитли играл еще в 1980-х. К счастью, собрались они не для того, чтобы высасывать соки из своего скромного наследия, а тем более, возвращаться к архаическому звуку 1970-х. Напротив, не возникает отдаленных ассоциаций не только со старой группой, но и с подавляющим количеством современных групп вообще. Ну а в контексте широко распространенного нео-прога стилистику ансамбля вообще можно назвать уникальной. Возможно, эти музыканты, сами того не ведая, вторглись на территорию такого необычного стиля, как «Пятый элемент», по терминологии В. Меньшикова. Пространство между длинными композициями заполняют инструментальные авторские прелюдии Левковича, каждая из которых названа одним из времен года: «Весна», «Лето» и т.д. Так случилось, что накануне я прослушивал одну из лучших работ группы Taylor’s Universe — «Once Again» и обнаружил много общего, особенно в ритм-секции и клавишных. В фактуре большинства композиций глубокий и тяжелый бас, монолитные и неспешные удары на барабанной установке, а также обволакивающие волны эмбиент-подобных клавишных наплывов. Получается очень красивое, монументальное полотно, хотя и без особых претензий на развитие. Прибавьте к этому необычный приглушенный вкрадчивый голос Левковича, местами напоминающий интонации Питера Хэммила. Конечно, у Gracious не случилось такой трансформации как у группы Робина Тэйлора, но сам подход к жанру арт-рока заслуживает внимания. Первая часть «Oil Presser...» больше смахивает на дум- или кафедрал-метал, чем на симфонический рок. Однако первое впечатление обманчиво: тяжелое и медленное вступление оборачивается некой разновидностью утяжеленного авангарда. Вторая часть служит антагонистом первой по настроению: хрустальное звучание клавишных аккордов создает удивительную гармонию и умиротворение. Соответственно своему названию, в музыке «Faith» правит бал монолитная, непоколебимая величественность, которая достигает апогея в раскатах соборного органа. «Mangroove» выделяется, главным образом, стильным ритмом расслабленного покачивания и является единственной джаз-роковой композицией на альбоме. Клавишные настроены на имитацию духовых. Особым украшением стало отличное соло на гитаре в конце, которое сыграл приглашенный музыкант Стюарт Тернер. Относительно слабой — простой и монотонной — оказалась пьеса «Cynic's Gate» — типичный помпезный хард-рок с простеньким мотивчиком на гитаре и фоновым женским вокалом. Неоригинально. «The Homecoming» возвращает нас к триумфальному настроению, чем близка к «Faith», а шум толпы только усиливает победоносное пришествие. Альбом завершается 14-минутной развернутой эпической композицией, одноименной с альбомом. В партиях гитары заметно влияние астрального симфонического рока 1970-х в стиле Camel и Pink Floyd, в клавишных же манера игры близка к Genesis. В остальном, это по-прежнему массивный, не слишком подвижный и экспрессивный, но задумчивый и мечтательный арт-рок на фундаменте прогрессив-электроники.


| Potemkine (France) – 1978 - "Nicolas II"

Сегодня, когда границы открыты на все четыре стороны, а возможности интернета позволяют превозмочь расстояние и сэкономить время, количество русских (не по национальности, а по культуре) в международных рок-проектах едва ли растет. Ансамбль Potemkine в этой связи вызывает особый интерес: его исполнители, похоже, являются потомками русских белоэмигрантов в третьем поколении. Состав образовали три брата по фамилии Губин: Чарльз (гитары), Мишель (клавишные) и Филипп (ударные, перкуссия). Хотя альбом «Николай II» — третий по счету в дискографии группы, но, несомненно, для меня он является самым лучшим и самым профессиональным у группы в целом. О последних годах и трагической судьбе последнего русского царя Николая Второго рассказано очень много, но впервые и, пожалуй, единожды эта тема рассматривается сквозь призму французского джаз-рока, а точнее, стиля цойль («Zeuhl» — нем.). Первоначально ансамбль находился под сильным влиянием группы Magma, а затем «потемкинцы» обрели собственный почерк в этой весьма замысловатой музыке и вплотную приблизились к прогрессивному джаз-року. Основным отличием от прочих ансамблей в этой нише стали высокоэнергичные гитарные пассажи, на фоне которых звучат клавишные джазовой «закваски» — электропианино, синтезатор и др. В течение 1977 – начала 1978 гг. музыканты активно гастролировали, а в августе 1978 года даже открывали концерты Джона Маклафлина и его группы Shakti. Кстати, гитарный гуру был в восторге от музыки Potemkine. Возможно, визит Л.И. Брежнева во Францию летом 1977 года напомнил о потерянной родине музыкантов и подсказал тему для грядущей пластинки «Николай II», запись которой завершилась в январе 1978. Очень интересна и сама обложка альбома, которую Филипп нарисовал в сюрреалистическом стиле, на которой изображены сам царь, музыканты, Аврора на горизонте, столпотворение, граммофон и другие символы-лица в различных комбинациях. Уже с первых нот вступительной композиции «Tango Panache» становится ясно, что стилистически музыка ансамбля гораздо ближе к року, чем многие другие представители цойля. На протяжении 6-минутного отрезка музыканты часто меняют и развивают темы, постоянно варьируют напор, а в ключевых местах блистают взрывными пассажами, перепрыгивая резко вверх нотного листа. Степенное эволюционирование и нежелание часто повторяться создает впечатление продуманного сюжета пьесы и, соответственно, ее прогрессивности. Последнее замечание касается почти всех композиций. В «Распутине» заметны мотивы русского песенно-танцевального фольклора, по крайней мере, образ юродивого старца из Тобольской губернии мне рисуется в чертах хитроумного, пронырливого плута. Впрочем, задорный мотив порой оборачивается мрачноватым минором, а в остальном участники ансамбля вдохновенно и ярко развивают тему. Перешагивая через фанковую «Theme Pour Un Swing Imaginaire», мы переходим к одной из лучших композиций «Фамильное сходство». В ней наиболее ярко проявляется «конек» группы: контраст между энергичным гитарным джаз-роком и задумчиво-созерцательным настроением, которое я бы назвал астральным; квазиоркестровое звучание синтезатора создает хорошее пространство для воображения. К концу альбома материал несколько усложняется. Так, например, в композиции «Ода Марсу» ритм становится резким, нервозным, и ощутимо влияние авангарда. Пьеса «К изображению», исполненная на обычном пианино, служит легкой передышкой к пожалуй, самой глубокой композиции «Волшебный амфитеатр», завершающей альбом. Пьеса начинается с волнообразных, «окутывающих», арпеджио на клавишных, которые вводят слушателя в своеобразный транс в преддверии чего-то таинственного. Словно Гарри Галлер из романа «Степной волк» Германа Гессе стоит перед загадочной вывеской «Магический театр. Вход не для всех». Напряжение усиливается, когда подключается хор – единственный случай использования вокала в данной программе. К концу пьесы музыканты срывают свои мистические декорации и завершают альбом любимым игровым джаз-роком. «Потемкинцы» разошлись на пике своей карьеры по причине гибели Чарльза Губина в автомобильной катастрофе в июне 1979 года. Лишившись родного брата и ключевого компонента своей музыки – электрогитары – Губины не смогли оправиться от трагедии, хотя и предпринимали попытки возвращения с четвертым братом Жилем (скрипка) и Пьером Бенишу (гитара). Впрочем, спросом такая музыка в 1980-х почти не пользовалась, а интерес к ней снизился до неприличия…


(C) Андрей ГАЕВСКИЙ (Рок Восточной Европы)



[ на начало ]
PROGROCKMUSEUM


В избранное