Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вестник Прогрессивного Рока

  Все выпуски  

Вестник Прогрессивного Рока


Информационный Канал Subscribe.Ru

PROGRESSOR

ВЕСТНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА


| ВЫПУСК N1/2004 | January, 2004

| General Reviews

Все рецензии: Василий Заворочаев (Москва), Jan 2004. Приводятся в оригинальном авторском изложении (стиле) с минимальными сокращениями.

| Peter Hammill (UK) - 2000 - "Non of the Above" *****1/2

Line-up:

  • Peter Hammill - most instruments & vocals
  • Stuart Gordon - violin and viola on 2, 5, & 8
  • Manny Elias - drums and percussion on 6
  • Holly and Beatrice Hammill - soprano vocalizes on 2 & 8

    Альбом:

    Любите ли вы шедевры? Вот, пожалуйста, ещё один для вашей коллекции. Можно сказать, что NONE OF THE ABOVE - это квинтэссенционный альбом творчества Хэммилла за последние лет пятнадцать, в котором можно обнаружить и мистическую таинственность THIS, и музыкальность THE ROARING FORTIES или FIRESHIPS, и даже драйв и некоторую агрессивность, свойственную таким программам, как IN A FOREIGN TOWN и той же THE ROARING FORTIES. Тем не менее, альбом содержит совершенно иной (и по мелодике, и по воздействию на сознательные и подсознательные ячейки восприятия слушателя) материал, полный глубокого философского смысла и, одновременно, основанный на удивительно красивой и искренней музыке, аранжированной, как правило, в очень медленно-плавном темпе, ну, и конечно, здесь же божественный вокал Питера Хэммилла! Поистине, его голос проникает просто в самые глубины души. Практически все композиции на NONE OF THE ABOVE балладного склада, но, разумеется, не того типа, что содержатся в сборниках хитов типа "Romantic Collection", а чрезвычайно пространственные, даже созерцательные, со сложными структурами и аранжировками. Базисными инструментами являются акустические гитары, фортепиано и "воздушные" клавишные, а электрогитары и ударных очень немного (лишь на некоторых вещах). Я бы назвал этот альбом во многом психоделическим, однако, говоря о психоделии, должен уточнить, что эта психоделия совсем иного рода, нежели исполняемая в далёкие 60е калифорнийскими группами, к примеру. Здесь каждый звук, каждая мелодия имеют смысл. Вообще, если рассматривать весь альбом в целом, то он чем-то напоминает "Божественную Комедию" великого Данте: здесь слушателя ожидает музыкально-аллегорическое путешествие из невесомости в рай, далее через "земные" и "чистилищные" пространства - в ад, и снова на землю. (Здесь я говорю о своих персональных впечатлениях.) Открывается NONE OF THE ABOVE воздушно-пространственной TOUCH AND GO: пожалуй, лучшего intro для альбома было невозможно придумать. Композиция звучит весьма умиротворённо, оптимистически и вдохновенно (а сам Питер Хэммилл, видимо, не умеет петь иначе, чем исключительно вдохновенно). Ну а следующий трэк можно смело назвать одной из самых замечательных и божественных композиций за всю историю творчества VDGG /PH. Называется NAMING THE ROSE, звучит она подобно Тибетскому Духовному Песнопению, одновременно таинственно и небесно-нежно, с удивительными хоровыми подпевками. В похожем ключе (только с немного тревожным настроением) и со столь же прекрасной работой хора исполнена и следующая вещь - HOW FAR I FELL - ещё один шедевр. Создаётся впечатление, будто она была записана в каком-то старом Готическом соборе при участии хора из тысячи ангелов! SOMEBODY BAD ENOUGH - несколько проще (небольшая передышка от возвышенности предыдущих композиций). Она словно "возвращает вас с небес в ваше родное кресло". Ну, а следующая далее TANGO FOR ONE - это, пожалуй, наиболее мелодичная и "земная" баллада на альбоме (в ней даже есть что-то от Танго), впрочем, снова очень красивая... А дальше начинаются зловещие аккорды ещё одного несомненного шедевра - LIKE VERONICA. С самого начала и до конца это впечатляющая композиция окутывает и пронизывает слушателя своей дьявольской мрачностью, пульсирующим ритмом бас гитары и визжащими "уколами" электрогитарных звуков, похожих на вырывающиеся из-под земли языки пламени. Но ещё более мрачной и даже жуткой я бы назвал следующий шедевр с альбома - IN A BOTTLE (ей больше бы подошло название "Молитва Смерти" или "После Апокалипсиса"), с совершенно жизнеотрицающими, "сатанинскими" оттенками музыки и голоса. Хэммилл умеет петь! То он спокойно-умиротворённый, то агрессивный, то волшебный, то грустный, то мрачный, то дьявольский, то ангельский - и, тем не менее, его вокал невозможно спутать ни с чьим! И хорошо, что есть ещё и восьмая заключительная композиция ASTART, иначе после прослушивания альбома особо чувствительный слушатель мог бы просто уйти в депрессию. Как и в случае с intro, более подходящей коды, чем ASTART для этого альбома придумать трудно. И по стилистике, и даже по мелодике она напоминает THE TALL SHIP с THE ROARING FORTIES, такая тихая и спокойная баллада, пожалуй, единственная на альбоме вещь, которая звучит "реально" (а не из "мира мистики и привидений"), оставляющая слушателя в нормальном оптимистическом состоянии. Итак, Peter Hammill в очередной раз подтвердил, что ныне он является наиболее стабильным и творческим ветераном Прогрессив-Рок сцены. А альбом NONE OF THE ABOVE необходим в коллекции не только фэнов PH/VDGG, но и всех любителей интеллектуальной музыки вообще.


    | Peter Hammill (UK) - 2001 - "What Now?" ****1/2

    Line-up:

  • Peter Hammill - most instruments & all vocals
  • Stuart Gordon - violin, viola on 1, 3, 5, & 7
  • David Jackson - saxophones, flute, & whistles on 3 & 6
  • Manny Elias - drums on 1, 5, 6, & 7

    Альбом:

    "What Now? Что же теперь?" - уже с обложки диска, как бы, вопрошает задумчивый профиль Питера Хэммилла. И в этом есть некоторый смысл: чувствуется, что на этом альбоме Артист находится в каком-то процессе поиска. Кто знает, может быть, и было бы здорово, если бы наш Маэстро продолжил линию двух предыдущих, великолепных альбомов (THIS и NONE OF THE ABOVE), однако, у него, видимо, есть на этот счёт собственное мнение: настоящий Артист не должен стоять на месте, он должен постоянно что-то менять, развиваться, в конце концов, удивлять слушателя! Не могу сказать, что на этом альбоме Хэммилл лично меня сильно удивил, но кое-что совершенно новое в его музыке просматривается, хотя, где-то и имеет место возвращение к хорошо забытому старому. К примеру, две-три песни в чём-то схожи с минималистической балладной стилистикой OVER, правда исполнены не в столь трогательном и драматичном ключе, да и специфика у WHAT NOW? несколько иная. Как бы то ни было, Хэммилл есть Хэммилл, и он всегда был верен своим, по-настоящему прогрессивным, принципам. Пусть порой, на наш слушательский взгляд, не всё у Питера получается удачно или идеально, но он всегда делал своё дело в высшей степени искренне, бескомпромиссно, невзирая на всякие модные направления, хит-парады и прочая. В целом альбом WHAT NOW достаточно ровный, без столь огромных диапазонов чувств и переходов от света к мраку, как на NONE OF THE ABOVE, а также более "стандартно-роковый". Трэки на альбоме, как правило, умиротворяющие, спокойные, содержат больше мажорных нот, чем минорных. Довольно резко со всем альбомом (как и "внутри себя самой") контрастирует первая вещь: HERE COMES THE TALKIES. Условно её можно разделить на три части - спокойные, в умеренном темпе аккордов фортепьяно первую и третью (с приятными скрипичными звуками), а также жёстко-агрессивную "хардовую" вторую часть (по структуре - почти как старая добрая Граафовская MAN-ERG 1971 года!) Только эпической, несмотря на три части и звучание почти в 10 минут, я бы её, всё-таки не назвал. Далее идут три недлинных полуакустических баллады, из которых с выгодной стороны отличается очень красивая, с необычной игрой на скрипке без смычка 4-я на альбоме композиция WENDI & THE LOST BOY. Очень здорово, правда совсем в ином - тягуче-пространственном ключе, подключается скрипка и в пятом трэке LUNATIC IN KNOTS. Сама же композиция исполнена в достаточно стандартном для Хэммилла последних пятнадцати лет "туманно-мрачноватом" стиле, с несколько напряжённым вокалом и густым звучанием полуакустических гитары и баса. (Плюс "витающая" где-то рядом не то солирующая, не то играющая и вовсе независимо от композиционного рисунка электрогитара). В более расслабленном настроении исполнена следующая вещь - 10-минутная EDGE OF THE ROAD, однако, несмотря на все старания саксофониста Дэвида Джексона и оригинальные оттенки фри-джаза, эта композиция, всё-таки, представляется мне несколько затянутой и не имеющей должного развития. Зато две последние композиции явились для меня подлинным сюрпризом: именно то, что я всегда в первую очередь ожидаю от Хэммилла! FED TO THE WOLVES с самого начала представляет собой лучший образец психоделико-апокалиптической музыки (эта вещь, возможно, очень бы подошла как саундтрэк к одному из фильмов Тарковского). Основным "строительным материалом" для неё являются постоянно повторяющиеся рифы искажённой гитары и совершенно дикие звуки электроскрипки. Создаётся впечатление какого-то жуткого хаоса - можно сказать, что здесь Хэммилл и Co повернули куда-то в сторону РИО. Ну а лучшим вариантом краткого описания последней композиции на альбоме - ENOUGH - наверное, послужит следующее. Представьте себе поющий о самых высоких материях Григорианский Хор под аккомпанемент музыки noise - получится примерно нечто подобное. Несмотря на, казалось бы, полную несовместимость этих двух музыкальных традиций, вещь получилась очень удачной и даже красивой. Впрочем, все эти описания мало что значат, если у музыки не будет слушателей, кем являются поклонники Прогрессивного Рока, которые, я в этом убеждён, получат немало приятных впечатлений от прослушивания сего альбома.


    | Gong (UK/France/USA) - 2000 - "Zero to Infinity" *****

    Line-up:

  • Didier Malherbe - Doudouk, sax, bamboo flute
  • Daevid Allen - Glissando & lead guitar, piano, vocals
  • Gilli Smyth - voices & whispers
  • Mike Howlett - bass & bass pedals
  • Chris Taylor - drums & percussion
  • Theo Travis - saxophones, flutes, keyboards, sampling

    Альбом:

    Всё-таки, как порой здорово обнаруживать, что воссоединяется кто-то из Ветеранов Прогрессива, в особенности, если они ещё и выпускают при этом сильный музыкальный материал, да ещё и играющий новыми для данного коллектива красками! В случае с последним пока альбомом великих Gong так и получилось. С одной стороны, ZERO TO INFINITY является, можно сказать, квинтэссенционным по отношению ко всему творчеству группы в прошлом. Здесь присутствует всё: "милая чокнутость" первых альбомов Gong, осмысленная психоделия на базе арт-рока и fusion, как в 1973-1974, звучание с мощным влиянием джаза, характерным для стиля группы в конце 70х, и даже элементы восточной музыки и эксперименты с современными стилями, типичные для альбомы SHAPESHIFTER (1992). Иначе говоря, "свою нишу" здесь найдёт почитатель любого периода в творчестве Gong. С другой стороны, как известно, новое - это хорошо забытое старое, а на альбоме ZERO TO INFINITY это самое старое не только хорошо забыто, но и не менее хорошо возвращено музыкантами к жизни, плюс введено немало новых инструментов, звуков, и мелодических находок. Очень радует и присутствие в строю таких старых и добрых бойцов, как Mike Howlett и Didier Malherbe, который вкупе с Theo Travis творит здесь настоящие "чудеса на духовых"! (Интересно, какой "салат" из всего этого получился бы, если бы в записи принял участие ещё и Steve Hillage?) Что касается непосредственно музыки, то, богатая разнообразием, она даёт слушателю самые разные впечатления. На альбоме 11 трэков, среди них 4 "чистых" или почти "чистых" (просто с вкраплениями бессловесного вокала Gilli Smyth) инструментальных пьесы, одна из которых: короткая FOOLFARE, в виде своеобразного intro, и три пролонгированные: INFINITEA, YONI ON MARS, THE INVISIBLE TEMPLE. От двух последних почитатели стилистики альбома YOU должны быть в диком восторге! (Мне эти две, кстати, тоже нравятся больше всех.) Немногим менее интересными, чем все остальные вещи, мне представляются WISE MAN IN YOUR HEART и DAMAGED MAN. Они несколько затянуты и не имеют при этом каких-либо особо интересных находок в мелодике или аранжировке. Зато схожая с ними по стилю MAGDALENE просто великолепна! (Какие там духовые!) Очень удачно вписываются в общую программную картину два джаз-фанковых номера - THE MAD MONK и BODILINGUS, одновременно позволяя слушателю немного прийти в себя после более тяжёлых для восприятия и сложных предыдущих треков. Особо выделяется красивая и нежная баллада (хоть и выполнена она в более ускоренном, нежели обычные баллады, темпе) TALI'S SONG. Не помню, чтобы когда-либо прежде Gong играли 100-процентный классический Арт-Рок, а в данном случае так оно и есть! Эта композиция мне больше всего напоминает I TALK TO THE WIND с первого альбома King Crimson - куда уж "артроковее"! Одним словом: альбом - супер! Умеренно сложный, он, несомненно, понравится сторонникам нестандартных форм в Прогрессиве, включая Артроково-Джазроковые направления, и даже некоторым любителям Нео Прога, не говоря уже о заядлых любителях самих Gong, а также Frank Zappa, ранних Pink Floyd, etc.


    | Arena (UK) - 2000 - "Immortal?" ****

    Альбом:

    Перед тем, как начать обзор данного альбома, мне хотелось бы сделать примечание. Если вы (пока) ещё не слышали ни одного альбома by Arena, но намерены начать знакомство с творчеством группы, то будьте осторожны! Я глубоко убежден, что не следует начинать именно с этого альбома, т.к. первая же вещь на диске может вас навсегда отпугнуть. Именно при помощи этой программы и началось моё знакомство с группой Arena, которая, по моему личному мнению, является группой в меру сильной, в меру интересной, в меру прогрессивной, выпускающей в достаточной мере красивую музыку, при этом делая аранжировки при высокой степени виртуозности, но не создавшей абсолютно ничего принципиально нового, с самого начала своего творческого пути эксплуатирующей наследие Genesis и последователей Genesis (в первую очередь Marillion). Ещё одним наиболее характерным признаком творчества группы является то обстоятельство, что на любом её альбоме наряду с порой просто великолепными композициями присутствуют совершенно невразумительные "проходные" вещи. Первые же звуки дебютного трека с этого альбома подействовали на меня отталкивающе, т.к. первым, о чём я подумал, было: "Что за Rammstein или Red Hot Chili Peppers, пытающиеся играть прогрессив-металл?!" Надо сказать, я две этих группы, как и подобные им, не переношу. К счастью, у меня хватило выдержки прослушать альбом до конца, и уже потом, спустя 3-4 последующих прослушивания, я уловил, что CHOOSEN одна из лучших вещей на альбоме. Просто смущают её ритм и речитатив вокалиста, особенно в самом начале. А вот вторая вещь WAITING FOR THE FLOOD действительно откровенно разочаровывает - типичная Американизированная баллада, как раз для поклонников Guns & Roses или Queensryche'97. Зато 3й и 4й треки радуют больше всего. Собственно, они продолжили ту Прог-металлическую линию, разработкой которой Arena занялась на предыдущем альбоме VISITOR. Именно композиции, созданные группой в подобном ключе, могут позволить надеяться на то, что группа способна не только играть "a-la ранний Marillion", но и создавать нечто своё, нечто оригинальное. К сожалению, во всей дискографии группы таких композиций не наберётся и десяти. Особенно хороша THE BUTTERFLY MAN, сделанная в лучших традициях King Diamond с одной стороны и современного Арт-Рока - с другой. В похожей манере создана и почти 20-минутная MOVIEDROME, претендующая на то, чтобы называться "эпиком", однако, несмотря на, казалось бы, свой "прогрессивный размер" и сложность аранжировок, она представляет собой симбиоз как очень удачных во всех отношениях кусков музыки, так и почти AOR-овых. Опытному меломану невозможно не почувствовать, что есть в этой длинной композиции надуманность и отсутствие подлинного вдохновения. Ещё и вокал подводит. На IMMORTAL? это откровенно слабое место. Самая броская вещь при первом прослушивании это, бесспорно, CLIMING THE NET - самая короткая на альбоме, с наиболее запоминающейся яркой мелодией, позаимствованной, мягко говоря, у. Смешайте мысленно такие хитовые, но далеко не самые удачные вещи Marillion как MARKET SQUARE HEROES и INCOMMUNICADO, и получится CLIMING THE NET. А венчает альбом простая баллада FRIDAY'S DREAM, как отдельное музыкальное произведение не представляющее собой ничего особенного, но как концовка - сойдет. В целом, альбом хороший, особенно понравится любителям утяжеленного Нео Прогрессива.


    | Arena (UK) - 2001 - "Contagion" **

    Альбом:

    Во многом этот альбом - бледная копия VISITOR, и кое-что здесь есть также и от IMMORTAL? Все, однако, опять-таки, весьма бледно и скучно. "Скучный" - это, пожалуй, лучшее общее определение для CONTAGION. Невыразительная и достаточно однообразная музыка, много песен с повторяющимися рефренами; совсем нет энергетики, вдохновенности; вокал вообще оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что многие вещи переходят одна в другую без пауз, создаётся впечатление, что это просто набор коротеньких песен. Чувствуется, что альбом, скорее всего, делался через силу, без особого удовольствия. Честно говоря, мне скучно обрисовывать его в деталях. Для серьёзного прослушивания этот альбом никак не подходит, разве что, как фоновая музыка, но для "фона", полагаю, почти у любого меломана имеется немало записей, зачем иметь ещё одну?


    [ на начало ]



  • http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное