Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Диалоги об авторской песне. 23 декабря 1999 г.

Андрей Земсков

Беспредельная Весна

Как на сколе льда сидит черный гриф,
Сиплым голосом материт Весну.
Как мою ладонь жжет каленый гриф.
Пой до одури, дурак, приструнив струну,
Да хмельной отвар пей до донышка, -
Может, что-нибудь и пригрезится.
Покати шаром - красным солнышком,
Завернись клубком - белым месяцем,
Беспредельная Весна!

Сведены счета, взведены курки.
В полынье - полынь. Головам пустым
Отдавая честь, раздавай долги.
Вместо Вечного Огня - только Вечный Дым...
А на посту солдат спит кошмарным сном:
По нему опять пушки бьют "отбой".
Связки связаны в горле злым узлом,
Не до песен им теперь. А ты возьми да спой,
Беспредельная Весна!

март 1995

Эта песня не случайно появилась в сегодняшнем выпуске рассылки. Дело в том, что 19 декабря в Иркутске прошел концерт Андрея Земскова, и я до сих пор нахожусь под впечатлением от него.

Вот что говорит об этой песне сам автор:

"Она была написана той самой беспредельной весной, когда вовсю шла бойня в Чечне. Песня-антипод "Весенний беспредел" появилась весной, когда началась бомбежка Югославии. Это совсем разные песни, но обе - против войны, против тоталитарного режима, называющего себя "демократическим".

Когда я первый раз, еще не слышав этой песни, увидел ее название, "беспредельная весна" представлялась примерно так, как в стихотворениях классиков: с гор бегут потоки воды, заливая все вокруг, пробивается зеленая трава, воздух настолько свеж, что кажется, задохнешься от избытка кислорода... А "беспредельная" эта весна потому, что нет ей конца и края. Но, оказывается, есть еще и другое значение слова "беспредельная"...

На концерте мне еще раз удалось убедиться, как сильно восприятие песни зависит от ее исполнения. Андрей Земсков - великолепный исполнитель. Обладая сильным голосом и достаточно неплохо владея гитарой, он наполняет песню какой-то внутренней энергией, которая потоками устремляется в зал. Естественно, сильнее всего это ощущается именно на концертах. Лично я совершенно не мог слушать Андрея Земскова на кассете. В Иркутске уже, кажется, начиная с весны шел шепоток: "А ты слышал Андрея Земскова? Да что ты - это же гениальнейший автор". Поддавшись общим настроениям, купил кассету. Послушал несколько раз - нормальные песни, ничего особенного. Может быть, виновато качество кассеты (точнее, его отсутствие), может быть, что-то другое... Но только сейчас, после концерта, я понимаю, как был не прав, приняв Андрея Земского за незаурядного автора, которые периодически появляются на сцене, и так же быстро исчезают.

Андрей буквально "прошибал" зал своими песнями. По энергетике это можно было сравнить с хорошими рок концертами. Зал, в начале скованный и холодный, к середине концерта уже, как любят выражаться, "сливался в едином порыве". Было такое ощущение, что вот этот человек, который стоит на сцене, управляя какими-то неведомыми силами, подчиняет зал своей воле. После первой части концерта я встал со своего места и почувствовал, что меня буквально шатает. Давно я не испытывал такого ощущения.

Впрочем, не все песни такие "энергетические". Есть и лирические, спокойные, и веселые - иногда, может быть, не очень серьезные, но от этого не менее привлекательные. Например, песня под названием "Злободневная":

В сентябре желтеет пресса,
Доллар падает с деревьев
И уходят комсомольцы
На гражданскую войну.

 Я сижу в пустом подъезде
 На холодной батарее.
 За окном сияет солнце,
 Согревая всю страну.

Ни проблем ему, ни горя,
Что отняли газ и воду.
Все нормально, все в порядке, -
Не болела б голова.

 Ну, а ты живешь у моря,
 Ходишь утром на работу,
 Чертишь ручкою в тетрадке
 Неприличные слова.

Сообщает пресса: дышит
Еле-еле мегаполис.
Мол, пора расставить точки,
Мол, кранты грядут стране.

 А мне до фени, что он пишет,
 Твой "Московский Комсомолец", -
 Важно только, что по почте
 Ты напишешь лично мне.

За окном пенсионеры
Хлеба требуют и зрелищ,
Митингуют, чтоб отрекся
От престола царь Борис.

 Этот край ни высшей мерой,
 Ни аршином не измеришь.
 Так что "Сникерс" пусть утрется
 И грызет наш "Барбарис"!

Без вина и без закуски
Я сижу на батарее.
Снова б выпало рождаться -
Укатил бы под Рязань.

 Я, увы, не "новый русский", -
 Мне бы в старые евреи
 Записаться, - но гражданство
 Очень жалко обрезать...

сентябрь 1998

Впрочем, дело не только в исполнении. Тексты песен тоже стоят многого. Один знакомый человек назвал песни Земскова "качественными", и я, пожалуй, с ним соглашусь. Действительно, сейчас все чаще попадаются авторы, которые не очень-то задумываются о тексте песни, придерживаясь принципа "Главное - чтобы мелодия была хорошая". Чем-то такой подход напоминает нашу эстраду, которую народ справедливо обозвал "попсой". Для авторской же песни всегда первичным считался именно текст. Например, следующую песню Андрея Земскова я считаю одним из лучших посвящений Высоцкому:

Вот опять поэта кличут бардом
За его простой гитарный строй.
Он свой путь заканчивает стартом,
А стартует с финишной прямой, -
И сладкоголосая эстрада
С хриплым его криком - на ножах.
Жизнь, как скоростная автострада,
Проверяет нас на виражах.

Все не так, - поется в песне старой,
Только струны все - одна к одной.
Вот шагает он, поэт с гитарой,
Запрещенный и полублатной,
Мимо скверов и трибун спортивных,
Где его афишам места нет,
Мимо зданий административных.
Время, где твой черный пистолет?
Или даже пули тебе жалко?
Ствол миниатюрен и ребрист,
Выстрелит беззвучно...Зажигалка!
"Прикурите, гражданин артист!"


Он обиду, будто бы гранату
Без чеки, сожмет: "Физкульт-привет!"
И по осевой, как по канату,
Полетит в авто на красный свет.
А гаишник-Время - тот, в стакан кир
Наливая, будет говорить:
"Нынче барда тормознул с Таганки...
Ох, и дал ему я прикурить!.."
Все не так, конечно же, как надо,
Кодексам и визам вопреки.
И шумит в Москве Олимпиада,
И следят с Олимпа старики:
Всем раздали сестрам по серьгам ли?
На сто первый - и дела с концом!
А на скользкой сцене стонет Гамлет
С черным ибрагимовским лицом, -
И нелепа мысль о лицедействе
Там, где фарс с трагедией "на ты".
Но нарушен распорядок действий,
И сметает занавес цветы...

Где бродили сплетни по базарам:
Мол, сидел, мол, снова водку пьет,
Мол, жена - француженка недаром,
Мол, не даром - за деньгу поет, -
Там от Магадана до Парижа
Из раскрытых форточек неслись
Песни, что бывали к жизни ближе,
Чем сама расхристанная жизнь.

Стерта позолота, смыта сажа, -
Воинский салют, земной поклон.
Дальше будет только распродажа,
Бизнес предприимчивых времен.
Изваянье - Командор, Икар ли:
За спиной гитара, словно нимб,
Кони-крылья, - золоченый карлик
Саваном спеленутый, над ним...


Улеглись молва и кривотолки:
Хочешь - пей, а хочешь - песни пой.
Но опять из плена рвутся волки,
Сыновья опять уходят в бой!
Пусто место не бывает свято.
И кричит он, крик свой унося:
Я вернусь! Мы встретимся, ребята!
Место встречи изменить нельзя.

июнь 1999

Впрочем, один только текст не может передать все настроение этой песни, да и не только этой. Поэтому я придерживаюсь мнения, что в авторской песне текст и музыка неразделимы. Точнее, разделить то их можно, но восприниматься тогда они уже будут как что-то абсолютно другое.

Мне кажется, что время "самодеятельных песен", когда все, кому не лень, брали в руки гитару и шли на сцену, прошло. Начинается время профессиональной авторской песни. Профессиональной - не в смысле зарабатывания песней на жизнь, хотя некоторые люди сейчас живут за счет концертов, а в смысле отношения к написанию и исполнению песен. И Андрей Земсков - один из таких профессионалов. Поэтому если где-нибудь вы увидите афишу, извещающую о том, что в ближайшее время в вашем городе состоится концерт Андрея Земскова, обязательно сходите. Это стоит того.


Напоминаю, что архив рассылки находится по адресу dialogs.da.ru

Пишите: polnolunie@mail.ru
Внимание! Если вы не хотите, чтобы ваше письмо попало в рассылку, обязательно указывайте это. То же касается и почтового адреса.

С уважением, Антон Сафин



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное