Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пустые места группы "Аквариум" (156)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 Пустые места группы "Аквариум"

156-й выпуск, 24 августа 2001

КОНЦЕРТЫ Аквариума

06 сентября,
четверг - г. Вильнюс
14 сентября,
пятница - г. Москва, клуб "16 тонн"

НОВОСТИ

* AQUARIUM - 20TH CENTURY MIX дополнен еще 12 позициями. В ознакомительных :) целях вы, как обычно, можете скачать соответствующие MP3:

Annie Lennox No More I Love You's  
Rolling stones waiting on the friend  
Paul Simon Mother and Child Reunion paul simon
BOWIE/Queen Under Pressure  
Jethro Tull Life Is A Long Song  
Brian Ferry These Foolish Things  
Red Hot Chili Peppers Blood Sugar Sex Magik  
Donovan Mercy brother sun sister moon
REM Imitation Of Life reveal
Elliott Smith X O Waltz xo
Melanie Ring A Living Bell gather me
Beck O Maria mutations

* Евгений Федоров, Александр Воронов ("Tequilajazzz"), Олег Сакмаров и Олег Шавкунов ("Аквариум") приняли участие в записи нового концертного альбома Вячеслава Бутусова "Тихие игры". Альбом содержит лучшие песни музыканта, сыгранные на российских гастролях за последние полгода, доработанные в студийных условиях на питерской студии "Добролет". Собственно, для этой "доработки" и были приглашены музыканты. Однако в основном их мастерство понадобилось в записи бонус-треков, нескольких песен, которые не исполнялись на концертах в силу того, что не приспособлены к сольному, акустическому исполнению.
Вот что рассказывает по этому поводу скромный Ай-Ай-Ай (Федоров): "Что касается меня, то все, в общем-то, выглядит весьма прозаично. Дело в том, что я люблю зайти в студию "Добролет" по делу и без дела, поболтать-покурить. В очередной такой заход и попросил меня Слава поиграть на синтезаторе немного. Я и поиграл - исполнил совсем небольшую партию. Относительно Сашки то же самое, только он посерьезнее участвовал - целую песню пробарабанил!" В записи использовались самые разные (в основном, акустические) инструменты, причем среди них такие, как трехладовая деревянная гармошка и перкуссия ручной работы из Африки. Таким образом, без экспериментов не обошлось и насей раз, что не замедлило сказаться на общей атмосфере "Тихих игр". Сам же Бутусов ненадолго уехал в отпуск, чтобы по возвращении вплотную заняться выходом альбома. (gromko.ru)

СПЛЕТНЯ

Газета "Подробности" от 23 августа
Раздел "Шоу-Бизнес" стр. 12


Гребенщиков дружит с привидением.
Этим летом Борис Гребенщиков ездит на свою дачу, которая находится на окраине одной из деревень под Питером. Именно там БГ написал альбом "Навигатор" и некоторые песни "Снежного Льва". "Прежний хозяин избы спился, - рассказывает Борис Борисович, - Духи местности привыкли к его пьянству, и когда я вошел с ними в контакт, стали мне диктовать песни в его стиле". Забора на участке Гребенщикова нет. Где кончаются его поля и начинаются колхозные - музыкант не знает, поэтому в шутку называет все поля своими. Избу музыканта периодически обворовывают. Поскольку кресла и кровать неподъемные, воры выносят только одеяла. Поэтому каждый раз БГ приезжает на дачу с постельным бельем. Как признался музыкант, все в округе знают, чья это изба, и поэтому обворовывать ее приезжает молодежь даже из соседних деревень.

ВОРОХ ГАЗЕТ

Владислав Бачуров, FUZZ №23, 1995

Самый быстрый самолет 

Мне нравятся новые песни Бориса Гребенщикова. У него всегда сохраняется свой стиль полета: самый быстрый, самый легкий. Постоянно поддерживая свой воздушный образ песням о летчиках, самолетах и прочих летающих объектах, БГ лишается приземленности, он приветливо смотрит на нас с неба, а мы машем ему рукой. 

И можно было бы искать перепевы старого, попрекать и за излишнюю частушечность и за относительную музыкальную неизобретательность, но АКВАРИУМ находится на такой недостижимой высоте, что значимость и глобальность придает вес всему, что делает Борис Гребенщиков. И некоторая тяжеловесность новой лирики — следствие времени, сейчас гораздо менее обыденного, но и менее романтичного. Приятные мелодии, вызывающий массу чувств и возможностей толкований текст, часто ироничный, иногда точный, а иногда и натужный — это боязнь быть пойманным, идентифицированным. И внешняя дисгармония текста только создает ощущение случайности.
Интерес вызывает все, что связано с творчеством Бориса Гребенщикова: удачны или нет его проекты — это все имеет значение, должно иметь значение для любого, живущего в нашей стране, если только он не последний козел. Сейчас, по-моему, Гребенщикова пытаются упростить, а он, впитав в себя все, что только возможно, переносит это в песни. И как опыт театральных постановок и капустников подарил "Треугольник", так и прогулки по Парижу с его белым "Мерседесом", промчавшимся мимо, породили какие-то гибридные русско-европейские песни. И самое странное, что это и песни нашего времени, но одновременно и песни без времени, песни на все времена. Это и песни этой страны, и в то же время это все гораздо шире, объемнее.
Богемный образ жизни, дающий те привилегии, о которых Борис всю жизнь мечтал, не позволяет работать с той максимальной отдачей, которая бы полностью удовлетворяла: то элементы прошлого дилетантизма придают искренность, но не выдерживают музыкальную форму, а то отточенная аранжировка придает законченность, но делает ее пустой и холодной, как пустыня. 

ВДОХНОВЕНИЕ МОЕ ХОДИТ ГОЛОЕ В ЛЕСУ 
Странное дело: один пыжится, старается, из кожи лезет, уж и поклонников куча, фанов армия, другой — и так, и сяк пытается, и богаты, и здоровы, но что-то держит ту дверку, за которой свет и совершенство, все они с этой стороны и никогда не пролезут туда, куда Борис Гребенщиков проходит небрежно, может, даже как-то нехотя. Совершенно не понимаю, почему ему удается между делом создать то, что всем остальным вместе взятым в силу узости своей и рок-н-ролльной кондовости и не представить. Как одним небрежно брошенным словом можно выразить то, над чем наш бедный рок-н-ролл рубится, ломает копья и производит впечатление совершенно недоразвитого. 

В НАШЕМ ПОЛКУ ВСЕ КАМИКАДЗЕ... 
Когда советская власть еще несколько лет назад предлагала молодым, независимым и талантливым людям такой способ самовыражения как рок-н-ролл, тогда альтернатива была проста: ты "наш" или нет, ты бодрила-комсомолец или "слегка пьян". Появись "гребенщиков" сегодня, когда для него открыты все пути, кем бы он стал? Министром иностранных дел, депутатом, директором банка, руководителем службы безопасности? И пел бы дома в кругу друзей свои песни, рассматривая их как забаву, коей не следует посвящать много времени, отрываясь от важных дел? Или же он, как отстраненный созерцатель, так и не смог бы быть служащим... Правда, формированию такого явления, как БГ, помогла Советская власть, заставляющая людей порядочных находить творческие возможности существования вне той системы. Сейчас же мало кто из талантливых молодых людей будет десять лет вынашивать альбом, пытаясь существовать домашними концертами и случайными приработками, сейчас легко можно реализоваться в любой другой области — так кто из молодых готов пострадать немного ради такого пустого ныне звука как... 
"Мается-мается
Все грешат,
Никто не кается"
"Я вышел духовный.
А вернулся мирской.
И мог бы пропасть,
ан нет, не пропал". 
Гребенщиков всегда интересен своей непредсказуемостью, своим движением "вперед-назад". И, наверное, уже сложно разобраться, что хорошо, а что — плохо. Если веришь — верь, а если нет, то и не поймешь. 

МУМИИ ВСЕХ МОИХ БЛИЗКИХ ДРУЗЕЙ 
Как-то БГ сказал, что АКВАРИУМ — это музыка для группы, а БГ БЭНД — группа для музыки. Сейчас это снова АКВАРИУМ. Несложные, но безответственные наблюдения позволяют вычислить некую систему в упоминании названия группы: если есть Титов в группе — группа называется АКВАРИУМ, нет Титова — БГ или БГ БЭНД.
Первый показ новой программы в Петербурге состоялся 1 марта в ДК Ленсовета. Группа называлась БГ (Титова не было). Но после концерта Борис сказал, что это программа "нового акустического АКВАРИУМА". 
Fuzz: Новый акустический АКВАРИУМ? Именно АКВАРИУМ? 
Борис Гребенщиков: Но новый лишь в том смысле, что новые песни. И это будет называться АКВАРИУМ, мы долго думали и решили, что это будет АКВАРИУМ, и нет смысла разделять. 

ПЕСНИ ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ ПЕРЕХОДОВ 
Честно говоря, казалось, что недостаток репетиций БГ пытался компенсировать ласковостью и жалостливостью. Этот настрой настолько близок музыке подземных переходов метро, что порой становилось даже неудобно. И хотя песни мне понравились, но поддостало нытье и особенно частушки. Мне кажется, что не стоит Борис Борисычу переквалифицироваться в куплетисты (см. Джерома К. Джерома). Также в первый раз в новых песнях отчетливо прослушивались "Русская Нирвана-2, вариант грустный" и парочка блюзов "Козлы-2" и "Козлы-3". В текстах же много забавного. Особенно заслуживает внимания возвращение БГ к похоронно-кладбищенской теме. Когда-то давно он написал: "На кладбище грязь, полшестого..." Сейчас — по-другому. 

СПИНОЗА ПРОТИВ ГРЕБЕНЩИКОВА 
Спиноза, "Этика": Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни". 
БГ: "Моя смерть ездит в черной машине с голубым огоньком".
Вообще я заметил, что у БГ есть вполне определенное состояние для написания хороших песен, поскольку тогда все в них в меру. Как только делается крен в сторону искусственного усложнения текста образами и символами, получается нечто неповоротливо-монстрообразное. Текст живет своей жизнью, музыка — своей. Это чувствуется интуитивно. 

ДАЙТЕ МНЕ ХОЛСТ... 
В марте открылась совместная художественная выставка Бориса Гребенщикова и Виктора Тихомирова. Экспансия совместной живописи навеяла мысли нерадостные: вдруг Борис пошлет музыку на фиг и захочет стать модным художником? Посмотрев его картины, успокоился. Хотя баловство малевания "вождей мирового пролетариата" по-детски симпатично. Я бы какую-нибудь и дома повесил — пусть висит! 

МИТЬКИ И ДЭВИД БОУИ 
Борис Гребенщиков как художник близок митькам, так что в этом вопросе он радикально расходится с Дэвидом Боуи. также устраивающим свои выставки. Правда, Дэвид Боуи как антимитек тяготеет не к ласковой и душевной живописи, а к коллажам. Что особенно заметно в его видеоклипах. Гребенщиков же признался, что настолько "ничего не понимает в видео", что клип "Московская Октябрьская" получился "чудовищный", а по поводу какого-то приза, где-то врученного сему произведению, сказал: "Дурной вкус тех, кто присуждал". Нельзя не признать мудрость БГ.
Кстати, первый раз новая программа была показана Борисом 6 января в Москве на закрытии в галерее "Рама-Арт" выставки Тихомирова-Гребенщикова. 

ПИСЬМО ИЗ МОСКВЫ 
Приведу отрывок из письма Нади Беркенгейм про московский концерт на крохотной сцене полуподвального зальчика в галерее "Рама-Арт": "...После вступительной фразы о том. что "песни к картинам никакого отношения не имеют" — сорок минут поражающих своей безысходностью песен. Некоторые из текстов настолько нетрадиционны для Бориса, что даже привыкшая к неожиданностям публика впала в состояние всеобщего оцепенения... К окончанию концерта на сцену смотреть стало больно. Всегда обаятельный, непроницаемый, выдержанный, слегка ироничный БГ выглядел человеком, безмерно уставшим от жизни — "может, слишком много брал, да груза не снесть..." Насторожило и появление в словах совсем не свойственных для Бориса символов, причиняющих как душевную, так и физическую боль. Что это — мазохизм, самоуничтожение или единственный правильный метод работы в данной реальности?!..." 

КРЕСТЬЯНСКИЙ "СЕРЖАНТ ПЕППЕР" 
"Мне нож по сердцу там, где хорошо, Я дома там, где херово" 
Fuzz: Большинство новых песен написано в деревне. Это деревня такие печальные настроения навеяла? 
БГ: Это Россия их навеяла, а потом случилась Чечня, которая все и подтвердила. Такой крестьянский "Сержант Пеппер", в том смысле, что большая часть песен не от моего лица. С точки зрения такого нормального человека, который просто русский пропойца в глубине души, который все знает. Не то, чтобы это так придумано — они так появились. Эти песни — целиком порождение теперешней России, не имеющие ни к чему другому никакого отношения. 
Fuzz: Некоторые песни похожи на старые. 
БГ: Когда они написались, Тит говорил: "Ну, это же один в один..." 
Fuzz: "Козлы", например. 
БГ: Это какая. "Таможенный Блюз"? Я боюсь, что у меня все блюзы похожи на "Козлов". 
Fuzz: А сейчас это изменяется, или как получилось, так и ладно?
БГ: Так это единственная возможность — дать песне развиваться, как есть. Когда был написан "Дубровский", первая мысль была: как сделать так, чтобы она не была похожа на "Летчика". Он был "Летчик"один в один. 

ПАМЯТИ МАЙКА 
На концерте памяти Майка в ностальгическом зале на Рубинштейна вернувшийся с гастролей БГ спел "Пригородный Блюз" так, что я уже не помню, кто и что пел после него.

НОВЫЙ СКРИПАЧ 
"Но не купишь судьбы в магазине" 
Появление весной на первом концерте "Цикл Циклона" в ДК Ленсовета в составе группы двух скрипачей — Андрея Решетина и неизвестного скромного музыканта — требовало разъяснения. Старые любители АКВАРИУМА порадовались возвращению скрипки: виолончель Гаккеля, скрипка Куссуля, скрипка Рюши — долгое время во многом определяли звук группы. Оказалось, Рюша вернулся лишь на один концерт поддержать приведенного им в группу Андрея Суротдинова, и пойманного, что называется, на встречном движении: Рюша из АКВАРИУМА — в музыку барокко, Суротдинов же слегка устал от старинной музыки и готов был вписаться куда угодно, лишь бы поиграть от души, Слава Богу, что скрипач из АКАДЕМИИ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ докатил до АКВАРИУМА. Судьба. 
Андрей Суротдинов: После 10-ти лет игры по нотам игра в АКВАРИУМЕ — это хорошая прочистка мозгов. 
Fuzz: В первый раз сложно было? 
Андрей: У меня такое же чувство возникло в Норильске, когда нас привели на лыжную базу, завели на гору, одели лыжи — и вперед! 
Fuzz: Но там помогал Рюша? 
Андрей: Да, он и привел меня. Но сейчас на концертах происходят какие-то вещи, которых я не знаю: Боря поет что-то из старого репертуара, я ни слов, ни музыки не знаю, но иногда наглею и начинаю что-то подпиливать на скрипочке, но все это часто мимо. Так что момент экстремальности остался. 
Fuzz: Какое главное отличие от игры а ансамбле камерной музыки? 
Андрей: Колоссальная свобода. Хотя среди музыкантов, которые занимались старинной музыкой, неформальность очень сильно развита. И тот стиль, которым мы занимались, это аутентизм, игра на инструментах, когда скрипки только похожи на скрипки, смычки только издалека похожи на смычки современные, а на самом деле это совершенно другие инструменты, как если сравнить рояль и клавесин. Среди специалистов была очень сильная оппозиция этому движению в начале-середине 80-х годов, хотя на Западе этот стиль уже разработан и существует, и нет причин доказывать право на его существование. А у нас была очень серьезная, очень жесткая борьба. 
Fuzz: А музыка АКВАРИУМА близка? 
Андрей: Да, эстетика очень интересная, потому что я необразованный с точки зрения рока человек, у меня были представления о нем чисто такие: PINK FLOYD, на концерте которого я был и уснул на втором отделении...
Fuzz: А наличие в музыке текста помогает или мешает? 
Андрей: Для меня как музыканта (музыка для меня была бессловесной, и музыкант — существо бессловесное), такое соседство со словом — для меня этот опыт очень интересен. Я живу сегодняшним днем: настолько мне все нравится. 

18 МАЯ, БКЗ "ОКТЯБРЬСКИЙ". ОЖИДАНИЕ 
БГ: Реальный показ новой программы с новым звуком. Название — "Центр Циклона" — чисто ориентировочное, чтобы люди могли понять, что мы будем играть не "Отход На Север", а что-то другое. 
Fuzz: Электричество или акустика? 
БГ: Стандартный АКВАРИУМ, который и не то, и не другое. 
Fuzz: Настроение? 
БГ: Когда программа оказалась сделана, оно стало немножко повеселее. В ДК Ленсовета была первая проба, было еще не совсем понятно. 

АНШЛАГ 
Опоздав на 15 минут, я был неприятно (приятно) удивлен тем, что концерт уже идет. Свободных мест не было. 

МОЛОДЫЕ И СТАРЫЕ РЕТРОГРАДЫ 
АКВАРИУМ, как мельник, должен жить в движении. И Борис всегда был велик именно в стремлении к новому. Сколько же музыкантов до сих пор поют своих "козлодоевых". Молодая волна поклонников АКВАРИУМА ждет не "Рок-Н-Ролл Мертв", как в былые годы, а хиты последних лет, но, как и старички, предпочитая песни знакомые песням новым. Борис же не желает жить в прошлом ("Living In The Past" — была такая пластинка" — отвечал он раньше на требования петь старые хиты, позднее ссылался на отсутствие памяти: "Склероз", ныне посетовал на тяжелую судьбу Ломоносова и Пушкина), потихоньку приучает к новой программе, и уже "Гарсон №2" выглядит совсем родным. 

ГРУППА 
АКВАРИУМ всегда классно играл акустику, и частенько не попадал в электричестве. Харизматичность Бориса в акустике более домашняя, что ли, нет того расстояния, которое отделяет его в электричестве.
Вписались в АКВАРИУМ и новый скрипач Андрей Суротдинов, и в качестве гостя Энтони Тислтуэйт.
Англичанин Энтони Тислтуэйт, бывший член WATERBOYS и SAW DOCTORS, записывался со многими известными музыкантами. Борису, видимо, нравится играть с музыкантом, записывавшимся с Донованом: на репетиции он вовсю распевал "Mellow Yellow". Саксофон Тислтуэйта оживил некоторую минорность новой программы. 
БГ: Хороший профессиональный английский музыкант. Мне вообще интересно как можно больше мостов навести между Британией и Россией, потому что мне кажется, что все это очень близко. Я думаю, и Британии будет веселее, и нам — уж точно. Он, в принципе, от нас ничем не отличается, хотя много где играл, и если баланс установится, то интересно посмотреть, что из этого может получиться. 

ПЕСНИ 
Песни все хорошие. 
"Сколько я ни пил, А все вина. как с куста" 

ЧТО МЫ СЛЫШАЛИ РАНЬШЕ 
Отчетливо прослушивалась "Sveet Jane". Приятно старым любителям Лу Рида и VELVET UNDEGROUND. 

ПОСЛЕ КОНЦЕРТА 
В ближайшем к "Октябрьскому" ларьке продавали "Кавказ". Как изменилось время: к наличию поздним вечером сего благородного напитка мы отнеслись строго наплевательски, а на этикетке значилось — "Кавказ", крепкий напиток". Наконец-то эту гадость перестали называть портвейном! 

НОВЫЙ АЛЬБОМ 
Слухи о грядущей поездке АКВАРИУМА в Англию записывать новый альбом обрастали какими-то невероятными подробностями. То "совершенно точно с ними будет играть" такой-то, сякой-то, и уж и суммы какие-то называют. Дело обычное. Но, услышав имя Джо Бойда, пришлось насторожиться: вроде как реально, чтобы человек типа Бойда, любителя той же музыки, что и БГ.
Джо Бойд — один из создателей своеобразной английской формы фолк-психоделии в конце 60-х. был продюсером лучших альбомов FAIRPORT CONVENTION, THE INCREDIBLE STRING BAND и всех трех пластинок Ника Дрейка. В 1972 году продюсировал первый фильм о жизни и творчестве Джимми Хендрикса. Несмотря на статус живой легенды 60-х, Бойд и позднее искал что-нибудь новое, что было бы неким продолжением той традиции, И в 80-х — это R.E.M. и 10 000 MANIACS. Кстати, он еще в 1980 году держал нос по ветру, будучи продюсером фильма о 2-ТОNЕ с участием MANIACS и SPECIALS. И уж совсем где-то рядом с нами его интерес к болгарскому фольклору. Джо Бойд был кем-то вроде исполнительного продюсера, увлеклась проектом и много помогала и Кейт Сен Джон, работавшая у Вэна Моррисона и недавно выпустившая сольный альбом.
Перед отъездом в Лондон всех волновал главный вопрос: А здесь новый альбом выйдет?
БГ: Его выпускать будет "Триарий". Мы делаем его для России, а записываем в Англии, чтобы попытаться достигнуть альбома русской музыки с нормальным качеством записи. 
Fuzz: А там он выйдет? 
БГ: Пока таких планов нет. В отличие от "Radio Silence", он рассчитан только на Россию. А если кто-то там его возьмет — отлично! 

НАВИГАТОР 
Наконец, он записан, найдено название. Конечно, "Цикл Циклона" для альбома звучит несколько претенциозно. "Навигатор" проще, хотя и непонятнее. Десять дней записи в студии "Livingston" оказались для музыкантов АКВАРИУМА десятью днями наслаждения от работы. Писались традиционно: максимально возможным количеством инструментов вместе прописывали основу во всех песнях, потом слоями накладывали струнные, духовые... Понятное дело, что АКВАРИУМ был готов к записи альбома, репетируя у себя на Пушкинской. записываясь и пробуя. Но, по словам Олега Сакмарова, "сама атмосфера Лондона и студии "Livingston" внесла серьезные коррективы". 
Fuzz: Что уже после записи показалось важным в этом альбоме?
Олег Сакмаров: Для нас этот альбом полон неожиданностей. 
Fuzz: Что за неожиданности? 
ОС: Он оказался неожиданным для нас. Он очень добротно записан. И внутренние акценты получились немного другие. 
Fuzz: А какой он по характеру, по настроению? Грустный? 
ОС: Нет, и это еще одна неожиданность: того душевного всплеска в нем нет, другой воздух в альбоме, и мне это нравится. По эмоциям это русский альбом, записанный в Лондоне. Он получился очень универсальным, одинаково слушается и там, и здесь. Сейчас мы испытываем большую радость, что работа сделана. Стесняться ее не приходится. И нет ощущения, что за что-то неудобно. Мне интересно слушать этот альбом. 

ВОЗВРАЩЕНИЕ 
27 июня в печальной памяти (по прошлогоднему организационному бардаку) в ДК Ленсовета АКВАРИУМ дал "традиционный летний концерт". Полная засада по звуку и некоторая вялость исполнения свидетельствовали об усталости группы. Хотелось бы и более дружеских отношений АКВАРИУМА со зрителями, больше общения, ведь нынешняя программа позволяет сократить расстояние. Честно говоря, у меня ностальгия не по старой группе, а по времени, когда мы все друзья, вместе слушающие музыку, а не "я — артист, ты поклонник". Ведь не "Рок-Н-Ролл Мертв" поет... 

ПЛАНЫ 
Fuzz: А что с обещанными "Greatest Hits"? 
БГ: Осенью начнем собирать. 
Fuzz: Что туда войдет? 
БГ: По идее, очень много вещей туда войдет, в зависимости от того, сколько времени у нас будет в студии. Тогда будем смотреть, потому что половину вещей надо переписать. Туда войдет "Дубровский", "Поезд В Огне". 
Fuzz: Большая чисть песен никуда не входила?
БГ: Я бы хотел, но не все реально. 
И невероятно сложно передать его лирику, все его образы. Когда-то он спел: "В этой жизни я не ошибаюсь". Да что все его ошибки перед той, что стоит за плечом. Да и что это за ошибки, когда любая другая группа полжизни отдаст за любую такую ошибку. Когда-то он спел: "И Начальник Заставы поймет меня, и Беспечный Рыбак простит". АКВАРИУМ сохранил свой стиль полета. А это уже очень много. 

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

18 августа 2001, г.Новосибирск, клуб "Шемрок"

Новосибирск, "Shamrock", 18 августаFrom: Евгения Баканова
To: Пустые Места <varyushkin@sama.ru
Sent: 21 августа 2001 8:41 AM
Subject: В этом омуте нечего слышать

Репортаж с пивом в горле

The Shamrock Irish Pub - таково название этого клуба. Небольшой зал, темное дерево и полированный металл, фотографии "звездных" гостей в рамочках по стенам, бар с загадочными латунными сосудами и поблескивающими темным стеклом бутылками из далеких стран, теплый ненавязчивый свет - одним словом, паб. Внимательные хозяева, а точнее хозяйки: "Здравствуйте. Очень приятно, что Вы пришли. Проходите, пожалуйста - вот Ваше место". 
Не буду говорить, сколько стоил входной билет - это того стоило! И не деньгами оценивается музыка. К тому же, желающие могли услышать Аквариум на следующий день на фестивале абсолютно бесплатно.

18 августа 2001 года. Невероятно жаркий для этих краев день. Горожане спасаются у реки, в скверах и парках, быстро добреют от неимоверного количества пива.
Концерт был назначен на 21.00. Меня предупредили, что обычно музыканты запаздывают. Однако уже в половине девятого, когда я входила в паб, звучали бонги и клавишные - шла настройка аппаратуры. Музыканты ходили по миниатюрной сцене, что-то распаковывали, подключали, настраивали. Вдруг на сцену вылетел Борис Борисович: "One, two, three, four" - "Тем, кто держит камни для долгого дня..." Как при этом каждый член группы успел оказаться на своем месте, для меня так и осталось загадкой, но "Партизан" они сыграли как надо. После этого БГ положил гитару, буркнул Гончарову: "Вот здесь подтяни", тыкая пальцем куда-то себе за спину, и опять стремительно исчез.
Стало ясно, что перед концертом к нему лучше не подходить.
Вслед за БГ исчезли остальные участники группы. Надолго. Очень. Почти на час. Только Индеец остался стоять у своих пультов. Публика (человек 30-40) обратилась за поддержкой к пиву, водке и салатам (да и я тоже взяла стаканчик - день ведь был очень жарким). А зря. Потому что, когда Аквариум вернулся на сцену, думаю, у половины салаты застряли в горле, таким мощным было начало. С места - в галоп. Как автоматная очередь.

ИВАН ЧАЙ. Не думала, что его можно играть настолько жестко.
ПАРТИЗАНЫ ПОЛНОЙ ЛУНЫ. БГ словно сжатая пружина.
Новосибирск, "Shamrock", 18 августаДЕРЕВО. Тут я подумала, что подборка песен довольно странная. И исполнение далеко не традиционно, не по текстам или аранжировке, а по некой внутренней энергии, настроению.
Все это идет безо всякого перерыва: звучит последний аккорд, и, не дожидаясь окончания аплодисментов, сразу - "one, two, three, four" ...
Но все-таки Борис Борисович гениально управляет аудиторией. Теперь, когда уже ОН был центром этого зала, он, кажется, первый раз вздохнул. Группа тоже слегка расслабилась. "Спасибо" - говорит БГ залу. "Нам-то, собственно, за что?" - думаю я. "Еще песня" - он уже начинает улыбаться.
ВЛЮБЛЕННЫЕ В БЕЛОМ КУПЕ. Звучит мягко, словно растекаясь по залу. 
ДВЕРИ ТРАВЫ. Такая знакомая и родная. Публика тихонько выскальзывает из-за столиков, подбираясь поближе к сцене, начинает подпевать и пританцовывать. 
БГ: "Спасибо. Полное ощущение, что мы играем на встрече однокашников. Очень приятно на самом деле. Мы бы с удовольствием играли танцы. Но поскольку мы играем НЕ ТАНЦЫ, мы сейчас подвергнем вас двум-трем песням из нового альбома. Кто не спрятался, я не виноват".
500. Действительно мощнейшая вещь. Такие вещи надо бы слушать, вжавшись в свой стул и зажмурив глаза. Но мне в очередной раз приходится скользить по залу с фотоаппаратом, явно мешая музыкантам вспышкой. (Уважаемый Аквариум, мне очень стыдно за это, правда)
ПРЕЙТИ ЭТУ РЕКУ ВБРОД. 
БГ: "А сейчас мы подвергнем вас еще более сложному испытанию".
НОГА СУДЬБЫ. Светлая и грустная.
И почти без перехода - БРАТ НИКОТИН. Аквариум опять создает напряжение в зале.
БГ: "Еще одна новая песня"
КАРДИОГРАММА. Нет, ошибаетесь, Борис Борисович. Мы ее уже знаем, мы уже поем ее вместе с Вами. Он это видит и улыбается.
ПОКА НЕСУТ САКЭ. Однако опять начинаются "танцы".
И опять из огня да в полымя - ТАМОЖЕННЫЙ БЛЮЗ. БГ достает губную гармошку. Группа выкладывается даже не на сто, а на всю тысячу процентов. Со всех льет пот. Похоже, что от этого у БГ линяет ремень от гитары, и рыжее пятно течет по белой рубашке.
НЕ СТОЙ НА ПУТИ У ВЫСОКИХ ЧУВСТВ. Вечная и добрая. Борис Борисович лукаво грозит пальцем: "Нет, не стой на пути...". А люди уже стоят почти вплотную к сцене.
БОЖЕ, ПОМИЛУЙ ПОЛЯРНИКОВ.
БГ: "И напоследок песня, которую вы еще не слышали. Мы сами пока еще не знаем, как ее играть".
СЛИШКОМ МНОГО ЛЮБВИ. Шквалом, взахлеб. Слова разбираются плохо. "Ладно, - думаю, - первый, но, дай Бог, не последний раз слышим. Потом со словами разберемся".
Полтора часа "официальной" части концерта закончились.
Появляются цветы. Но БГ вытирает пот, и Аквариум остается на сцене.
- А теперь мы уходим... - выдерживает паузу - и здесь появляется совсем другая команда, - он хитро улыбается, стоит и перебирает струны.
- Борис Борисыч, ты коньяк пьешь? - доносится из зала.
- Не... мне плохо от него будет завтра.
- А водку?
- Жизнь покажет, - хитро улыбается и перебирает струны, - А вот от пива не отказался бы.
Все это время команда отдыхает - буквально какую-то минуту-две. Через пять секунд появляется запотевший стакан темного пива. Не дожидаясь, пока осядет пена, БГ делает пару глотков, снова вытирает пот. Дед втыкает розу в саксофон. Суротдинов улыбается, как чеширский кот.
"Оne, two, three, four..." - и понеслись...
Еще полчаса волшебства. Спасибо.
Потом БГ ушел также внезапно, как и появился в начале. 
Новосибирск, "Shamrock", 18 августа- Все? - спрашиваю я у Индейца.
- Все.
- Совсем?
- Нет. Приходите завтра на фестиваль, - отвечает он, выдергивая очередной шнур из пульта. 
Конечно, команда устала. Они складывают инструменты, улыбаются в ответ на множество "спасибо", разговаривают, фотографируются с девушками и идут ужинать. А последний аккорд еще медленно оседает в прокуренном воздухе.
Где-то через полчаса БГ почти удается проскользнуть на улицу. Пара автографов, рукопожатия, снимок на память, и он все-таки уходит.
Я, наконец, допиваю свой стакан и выхожу из паба. Иду и думаю, что, понятное дело, программа построена на контрастах: новое и старое, совсем новое и совсем старое (старое, но не устаревшее, и очень любимое), сказочно мелодичное и забойное до жути. И что все это закручено в очень тугую спираль, которую Аквариум развернул перед нами за полтора часа и выложил на блюдечке - бери и радуйся. Только пиво свое сперва проглоти. 
Около часа ночи в городе гаснут все фонари. Где-то за Обью начинает ворчать гроза.
А в голове все еще что-то звучит. "Что-то хорошее..." Но теперь уже не разобрать.
PS Все трактовки, ощущения и ассоциации на совести автора.
Евгения Баканова, 21.08.2001

Фестиваль "Разная музыка-01", Новосибирск, 19.08.2001

From: Аквариум ВНЕ <http://aquariumweb.org>
To: Пустые Места <varyushkin@sama.ru
Sent: 20 августа 2001 8:41 AM
Subject: В этом омуте нечего слышать

В этом омуте нечего слышать

1. Стоп, машина 
2. Иван-чай 
3. Партизаны полной Луны 
4. Немного солнца в холодной воде (!) 
5. Аделаида 
6. 500 
7. Вброд 
8. Полярники 
9. Стучаться в двери травы 
10. Таможенный блюз 
11. Не стой на пути у высоких чувств 
12. Вавилон / Аристократ 
13. Десять стрел 

         Ведущий говорил: "Да, "Аквариум". Мне самому не верится..." И до сих пор не верится. Все было сыграно отчетливо и громко, спето с теми же интонациями, как на пленке, и все было правильно. А контакта не было. Можно было пить, можно пытаться петь, тянуться, чтобы увидеть - но почти сразу стало понятно, что через эту толпу не прорваться, что солист смертельно устал, и что никто здесь, включая музыкантов, не понимает, что происходит. Боря вел себя как звезда (не играть же при такой толпе камерный концерт), но это была НЕ ЕГО публика. 
        Неудачный свет. При отличной игре музыкантов - какие-то провалы в акустике на поле. А может быть, все проще - не было единого пространства, ощущения, что музыка происходит здесь и сейчас. 
        Словно ходишь с плеером по этому полю среди чужих и пьяных людей, и слушаешь то, что сто раз слышал (хотя были новые песни). А на сцене - Боря, как сияющая голограмма, как видеозапись "Аквариум в лучшие годы", как главная звезда фестиваля. 
        Как воздух от огня, вода от волны, сердце от крови... 

 

ЦИТАТА ПО ПОВОДУ

Из книги "Путешествие рок-дилетанта" Александра Житинского:

РД. Майк, нужно сознаться, что отношение к твоим песням складывалось у меня весьма непросто. В своих первых «дилетантских» статьях я еще пугался того мира, который возникал в них. Я тогда только созревал для восприятия АКВАРИУМА, а в твоих песнях все было настолько земным, приземленным даже, что мне казалось это мрачноватым и однобоким. Расскажи, как ты начинал, чего хотел, на какого слушателя рассчитывал...
Майк. Хочу заметить, что АКВАРИУМ тоже не в облаках витал. Он тоже с землей знаком. Мне всегда хотелось, чтобы люди, которые меня слушают, понимали бы, что вокруг происходит, что творится... Мне хотелось, чтобы они могли потанцевать под нашу музыку, а те, кто не любит танцевать (я сам не люблю танцевать), могли бы послушать с интересом, про что им поют. Не «Вернисаж», к примеру, а совсем другое, посодержательнее, что ли... 
РД. Ставил ли ты себе такую задачу: пусть они задумаются? 
Майк. Нет, никогда. Человек сам должен задумываться, подталкивать его к этому бесполезно.
РД. С самого начала ты выделялся весьма неординарными текстами, за что тебе частенько попадало в прессе. Как возникла эта поэтика, что в ней было от себя, а что от Боба Дилана, скажем?
Майк. Честно говоря, я сам не знаю. Я писал то, что мне хотелось, это из меня лилось. Как и сейчас, впрочем. Я никогда в жизни не писал коммерческих песен, кроме одной, за которую мне до сих пор стыдно. Это песня на антивоенную тему, которую нужно было написать для одного нашего фестиваля. Я ее написал за пятнадцать минут. «Хиросима Все Еще Пылает».
РД. Я ее совсем не помню, хотя и сидел в жюри.
Майк. И слава Богу! Мне до сих пор за нее стыдно, хотя я ее и не пел. Ее пел Александр Донских, он тогда с нами работал... Главное — это делать то, что хочется. Если ты начинаешь делать то, чего от тебя ждут — публика, начальство всякое, — ты проваливаешься сразу в полный рост. Главное, чтобы то, что ты делаешь, было более или менее искренно.
РД. Когда ты понял, что у тебя есть свой слушатель, который тебя понимает?
Майк. Могу назвать дату: двадцать пятое октября восьмидесятого года. Это был небольшой фестиваль в Москве, там были Макаревич, ПОСЛЕДНИЙ ШАНС, АКВАРИУМ. Я отыграл тогда минут двадцать пять, АКВАРИУМ мне помогал. Это был очень важный для меня концерт.
РД. А что ты тогда пел?
Майк. Всего не помню сейчас. Помню, что пел «Дрянь», «Пригородный Блюз», «Старые Раны»...
РД. И АКВАРИУМ тебе подыгрывал? Без Боба?
Майк. Почему? С ним. На басу тогда был Фан, гитарист был, по-моему, Кожевников, странный такой человек. Тогда у них был акустический состав, они не делали ничего электрического.

* * *

Боб и Майк в период записи альбома
«Все Братья — Сестры» 


РД. До какого-то времени ты ведь был в «аквариумской» тусовке?
Майк. Я бы никогда не назвал это тусовкой. Мы были знакомы много лет, я играл с АКВАРИУМОМ, мы друг другу помогали, как могли. Это были другие времена и обстоятельства. Хорошие времена были, славные времена...
РД. И вот тогда, после того успеха, и созрела мысль о ЗООПАРКЕ?
Майк. Я всегда хотел иметь свою группу. Мы с АКВАРИУМОМ делали мои песни, но я прекрасно понимал, что у них — свое, а у меня — свое. Я никогда не был членом группы АКВАРИУМ, об этом часто спрашивают. Я знал, что у них свое дело, а я там сбоку припека, седьмая спица в колесе... Я всегда хотел сделать свою группу, но не хотел, чтобы со мною работали какие-то очень профессиональные музыканты, которых я не знаю. Я хотел, чтобы это были люди, которым нравятся мои песни, которым нравлюсь я. В общем, чтобы это были не просто музыканты, а соратники. Не обязательно большие друзья, но соратники. Такую группу собрать очень трудно, но у меня как-то получилось.
РД. Ты много искал?
Майк. Да. Пробовали, собирались, искали. Фан помог мне подыскать лидер-гитариста и барабанщика, сейчас его с нами уже нет, а с Ильей мы познакомились еще раньше. Это было начало восемьдесят первого года, когда мы с Ильей нашли остальных.
РД. Тогда уже запахло рок-клубом, вскоре появились твои первые альбомы, которые стали событием. Юра Наумов, когда первый раз у меня появился, сказал, что для него твои песни стали определяющими.
Майк. Мне он тоже это говорил, и мне это приятно. Мне многие говорили, что мои альбомы были явлением в провинции.
РД. Я готов это подтвердить, моя почта в «Авроре» говорит о том же. Я сам, когда мне удалось получить в свою фонотеку все записи ЗООПАРКА, прослушал их внимательно и «въехал». Во всяком случае, сейчас я часто слушаю и «Уездный Город N», и «Белую Полосу», и сегодня я уже не написал бы того, что написал о тебе года четыре назад. Сегодня я сам удивляюсь, почему я принял АКВАРИУМ раньше, чем ЗООПАРК.
Майк. В принципе мы с Борисом делаем одно дело, хотя и идем разными путями. Мы говорили с Борькой совсем недавно. Он теперь у нас, как известно, православный, а я прямой безбожник. И Борис меня назвал очень верующим человеком. Он так и сказал: «Майк! Ты очень верующий человек. Ты сам об этом не знаешь». Я с ним не совсем в этом согласен, но в принципе мы пытаемся делать одно и то же.
РД. Мое давнее убеждение, что все хорошие люди делают одно и то же. Они могут думать, что Бог им помогает, могут его отрицать — какая разница?
Майк. Я Борьке сказал тогда гениальную, на мой взгляд, фразу Фрэнка Заппы: «Тот человек, у которого есть что-то в голове, в Боге не нуждается». Я разделяю эту мысль.
РД. Видимо, у Бога много имен. И это «что-то в голове», о чем сказал Заппа, вполне может быть одним из них.

 

ИНТЕРВЬЮ

Предисловие от ведущего рассылки.
Много раз приходилось убеждаться на собственном опыте, что различные интервью и новости - это зачастую выдумка или вольное изложение "фактов" того или иного журналиста. С его собственной точки зрения, которую не всегда почему-то хочется уважать :) Последний конкретный пример - это испорченный телефон по поводу "Радио Аквариум": множество сетевых и офф-лайновых так называемых средств массовой информации сообщили об этом, каждое добавив что-то от себя. Получился очень забавный (на этот раз) коктейль :)
Так что всё нижеследующее в этой рубрике читать с поправкой на вышесказанное :)

Из интервью радиостанции "Европа плюс Урал" (г. Оренбург), 24 июня 2000

- Если бы вы оказались не только артистом и исполнителем, но и директором какой-нибудь суперфирмы грамзаписи, с каким артистом вы в первую очередь подписали бы контракт? 

БГ: С огромным количеством людей. Из наших я бы взял "Тэкилу Джаз", взял бы "Deadушек", но внимательно бы следил за тем, чтобы они делали очень хорошие вещи, "Сплинов" бы я взял с удовольствием, да и "Чайфов" бы я взял. На самом деле их очень много. Пока еще из сотен молодых групп, которые так или иначе приходится слышать, ничего не появилось такого, за что мне хотелось бы с визгом схватиться. Но я понимаю: что-то на подходе. Должно быть. 

- Вы пели дуэтом со многими: с Макаревичем, с "Deadушками", с группой "Чайф", а если бы представилась возможность спеть дуэтом с кем-то из западных исполнителей? 

БГ: Мне доводилось петь... но это всегда в качестве развлечения, в качестве щекотания собственного самолюбия: вот какой я, с кем я спел! Приятно, но не больше. Интереснее петь не дуэтом, а самому или с "Аквариумом". Что, собственно, то же самое, потому что "Аквариум" - это моя семья. 

- А в этой семье как часто происходит смена составов? Или вы работаете тем же составом, который сложился первоначально? 

БГ: Нет, из первоначального состава люди в большинстве своем давно уже музыкой не занимаются. У нас не происходит смены состава, просто кто-то на сегодня занимается чем-то другим, кто-то появляется вместо него, но очень часто люди, которые какое-то время с нами играли, потом уходили, потом приходят опять. 

- Было ли у вас увлечение, кроме музыки, в детстве? 

БГ: А музыка никогда не была увлечением, музыка была естественной самой красивой вещью, которая у меня была и которая меня всему научила. Она даже не входила в жизнь, это само собой разумелось. А так я всем увлекался, всем чем можно: от математики до собирания марок, до футбола, хоккея, до чего угодно. Я всем занимался, и до сих пор это продолжается. 

- Кто бы из актеров отечественных или зарубежных мог бы вас сыграть в фильме "Группа "Аквариум" и ее жизнь"? 

БГ: Ну, я бы выбрал Брюса Уиллиса или Шона Коннери. 

- Как вы относитесь к попсе и как оцениваете победу Алсу на конкурсе "Евровидение-2000"? 

БГ: Музыка не бывает по заказу, если я это слушаю, мне надо, чтобы меня всего пробирало. Это может быть самая тихая, самая гармоничная мелодия или самый безобразный панк, но если он настоящий, то он настоящий. А поп-музыка пишется по заказу, исполняется по заказу. Если бы за это людям не платили деньги, то у нас не было бы попсы. Это то же самое, что и любовь. Мне хочется, чтобы меня любили искренне, а не за деньги. А по поводу Алсу... Я думаю, что нужно петь не в заказных конкурсах, где победа определяется влиянием той или иной мафии в той или иной среде. Она спела очень плохо, но остальные, которые там пели, они тоже спели чудовищно. 

- На ваш взгляд, без кого бы музыка в ХХ веке не стала такой, какая она есть? 

БГ: Для меня такими людьми являются "Битлз", но может быть потому, что они меня разбудили тогда. Я думал, что я один такой с придурью, но, услышав их, я понял, что я не один такой, что они такие же. После этого мне было наплевать на все. 

- Борис Борисович, а кого вы пригласите на пресс-конференцию, которая будет называться "50 лет в шоу-бизнесе: Борис Гребенщиков и группа "Аквариум"? 

БГ: Если бы такое было и я имел возможность приглашать, то пригласил бы тех, кто понимает, что шоу-бизнес - это худший враг музыки. У нас в стране возникла нездоровая ситуация. Когда все, что происходит в музыке, идет в основном из Москвы. В Москве собралось достаточное количество людей, которые музыку как таковую не любят. Мне приходится встречаться с такими людьми, и когда я вижу дядю, которому абсолютно все равно, что он делает, ему важно сделать на этом деньги, у меня это вызывает неприятное ощущение. В каждом городе есть люди, которым мы нравимся, которым хочется делать музыку, хочется, чтобы музыка существовала. А нам хочется ее играть. Но когда появляется московская большая тусовка, которая занята продажей и покупкой, и ей все равно, что покупать и продавать, - это называется шоу-бизнесом. И это вызывает у меня очень негативные чувства, поэтому нам приходится слушать так много картона. 

- Борис Борисович, если у человека прекрасный голос, если у него талант, как можно ему пробиться на большую сцену? 

БГ: Моя точка зрения: пробиваться никуда не надо. Если человек любит петь, то он будет петь, так или иначе. Если играть все время, каждый день или два раза в неделю по клубам бесплатно, ездить везде, то рано или поздно от человека будет никуда не деться. Все будут о нем знать, и все будут его любить. Когда у "Аквариума" было значительное имя, хотя еще и подпольное, я мотался по всей стране, меня кормили, поили, иногда оплачивали проезд. Ты ставишь цель и достигаешь ее сам. 

 

ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ

"Ленинградский университет" 5 декабря 1986г. 
ЕЩЕ РАЗ О «ГОЛЫХ КОРОЛЯХ»

НЕПОМЕРНОЕ восхваление, отсутствие объективной критики, (не ругани, доходящей до оскорблений личности и достоинства автора, а выявление сути, отделение плевел от зерен) дали печальный результат. В несколько лет мы получили «взрыв культуры» — феномены А. Пугачевой, А. Розенбаума, Б. Гребенщикова. Выстроенные в один ряд эти имена, безусловно, различны и разноплановы, но их суть одна — они заменители национальной русской культуры. И как будто о них еще в начале XX века писал А. Белый: «Нам грозит опасность «штемпелеванной культуры»... нам грозит фабричное производство мыслей».

Обратимся к творчеству Б. Гребенщикова, вот одна из его популярных песен:

«Широко трепещет туманная нива,
Вороны спускаются с гор,
И два тракториста, напившихся пива,
Идут отдыхать на бугор.
Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане
И этим сознанием горд.
Другой же играет порой на баяне
Сантану и «Уезе Рипорт»

Для чего потребовалось Гребенщикову создавать пейзаж, который мог бы возникнуть только в результате наркотических галлюцинаций? И единственно для того, чтобы показать еще глубже убогость двух простых советских людей — трактористов, которым нечего делать на поле, так как там нужен комбайн, ибо есть нива, а если она трепещет, то отдыхать на бугре в силу атмосферных явлений никак нельзя... И тогда, видимо, лелея Сартра, а не Л. Толстого или В. Астафьева, играя на русском национальном музыкальном инструменте Сантану, два тракториста явно идут не «на», а «за бугор».

Что это — шутка или сатира? Назовем все своими именами — это глумление над простым советским народом и в очень грубой форме. Вспомним В. Шукшина. Он не идеализировал так называемого простого человека, относился к нему критически и сатирически, но всегда с большой любовью и болью за его будущее. Шукшин кровно был связан с советским народом — его прошлым, настоящим и будущим. Заметим также, что в недавнем теле-ринге Б. Гребенщиков, пытаясь изобразить из себя пророка (что является особенностью и его интервью), явно увиливал от ответа и не захотел объяснить о чем, для чего и для кого он поет, более того — свое творчество он отнес к существующей якобы у нас рок-культуре. Что это за явление и откуда оно взялось?

Остановимся несколько подробнее на ее истоке — рок-музыке, ибо она усиленно пропагандируется и распространяется, превращается в этакий массовый психоз. О ее проблемах стало модно говорить, статьями о ней заполняются полосы даже «Ленинских искр», а в журнале «Аврора» введена целая рубрика «Записки рок-дилетанта». О явлении, претендующем в нашем городе на утверждение «рок-культуры», не должны рассуждать дилетанты. В этом случае пропадает, не раскрывается истинный смысл движения.

Рок был мягким, жестким, тяжелым, металлическим и, наконец, стал панк-роком. («Панк» — этим словом в Англии изначально называют проститутку обеих полов, а в позднем, современном американском употреблении это слово означает подонка). Цель и философию панк-рока его исследователь западный священник Жан-Попь Режимбаль видит в том, чтобы «привести аудиторию непосредственно к самоубийству, массовому насилию и систематическим преступлениям».

Фасады ленинградских домов, стены подъездов пестрят надписями «панк» и «АС/ДС» (видимо, в этом и проявляется рок-культура). Последняя надпись есть название одной из популярнейших панк-рок-групп на западе. О чем поет она? Приведем перевод куплета одной из популярных песен группы:

«Я убиваю детей,
Я люблю видеть их умирающими,
Я убиваю детей
И заставляю рыдать их матерей,
Я давлю их автомобилями,
Я хочу услышать их крик,
Я кормлю их отравленным леденцом. »

Комментарии излишни, увы, священник прав.

Приобщение к рок-музыке вредно и это, кстати, уже давно установлено на ее родине. Известный терапевт АДАМ Книст, отмечая девять физиологических и десять психических заболеваний, связанных с постоянным прослушиванием рок-музыки, пишет: «Рок не является безобидным времяпрепровождением, это наркотик, более смертоносный, чем героин, который отравляет жизнь нашей молодежи». На западе рок и его последствия исследуются врачами, психиатрами, криминалистами, наркологами, сексопатологами. Мы же ведем дискуссии о дутых проблемах на уровне «о вкусах не спорят», стремимся найти в рок-музыке то, чего изначально там нет. Во всем мире ширится движение анти-рока, там поняли его опасность. Франк Гарлон в своей книге «Большой бит» констатирует: «Так в двух странах, где рок-н-ролл наиболее популярен, США и Англии, не только наблюдается наиболее высокий уровень упадка среди молодежи, но также и наиболее быстрый рост числа преступлений, совершенных молодежью, рождений внебрачных детей, различного рода актов насилия, убийств и самоубийств». 

В то же время закономерен вопрос: что было противопоставлено рок-музыке? Иосиф Кобзон, одержимый идеей быть вечно молодым, а действительно молодым приходящийся дедушкой? Почему Ленконцерт предоставил для концертов группы Гребенщикова, призывающей: «Приди, стань травой и забудь свое имя» (трава — обозначение наркотика на арго), дворец спорта «Юбилейный», не разрешил в то же время Александру Черному, артисту с семнадцатилетним стажем сольные концерты русского романса?

В Ленинграде существует рок-клуб, где, как заявляет Б. Гребенщиков, он «играет в музыку», но почему-то из всех групп искусственно всячески рекламируется только «Аквариум», а о других в основном молчат. К примеру, одна из групп видит реальность положения рок-культуры и хочет его переосмыслить, найти выход, поет:

«Мы идем вместе с теми,
Кто днем мажорит на Невском,
А вечером слушает наши песни, 
И все это похоже на ходьбу на месте». 

Идти на месте здоровым молодым ребятам — противоестественно. Чтобы получать от этого удовлетворение, нужны и другая психология, и другие исторические, национальные и идеологические корни и традиции, которых в рок-музыке нет и быть не может. Рок есть средство воспевания и свободы любви и наркомании, и культа насилия и многого другого — есть средство воздействия на сознание. Суть рока раскрыл еще Мик Джггер из группы «Роллинг Стоунз», называющий себя «Люцифером рока»: «Наши усилия всегда направлены к тому, чтобы управлять мыслью и волей людей. Большая часть других групп занимается тем же». Положение знакомое и не новое, уже давно сформулированное на западе и известное нам: «Разложите молодежь — и вы победите нацию».

Искусство «от лукавого» было в нашей истории. Была «Бродячая собака» с ее скепсисом и утопичной идеей театрализованной жизни, превратившая 190-летие победы в войне 1812 года в полный фарс. Но даже из окна собачьего подвала русскую культуру, русскую действительность видели по-разному. 1910-е годы в оценке, к примеру, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой — «время упадка», а завсегдатаи «Бродячей собаки» — «последний акт трагедии — разрыва народа и интеллигенции». По-иному видела и А. А. Ахматова: «Это время Стравинского и Блока, Анны Павловой и Скрябина, Ростовцева и Шаляпина, Мейерхольда и Дягилева. Конечно, в это время, как и во всякое время, было много безвкусных людей (например Игорь Северянин) и дутых репутаций... По сравнению с аляповатым первым десятилетием, десятые годы собранное стройное время». Заметим, Ахматова не назвала ни одного завсегдатая «Бродячей собаки», она понимала, что их творчество преходяще и наносное, ибо было лишено народного духа, связи с многовековой русской культурой. 

В. ГРИБАНОВ. (Опечатки, написание названий и фамилий - сохранены.) 

 Включен 21 августа 2000 года

Сергей Варюшкин (ведущий рассылки), e-mail: varyushkin@mail.ru, ICQ 7837257
Гостевая книга "Пустых Мест"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное