Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Зарубежная пресса о России

  Все выпуски  

Иран: Готов торговаться



Иран: Готов торговаться
2012-03-02 08:19 xpressa1233
С санкциями со стороны США и ЕС в отношении Ирана, мир медленно, но верно продвигается к потенциальной катастрофической войны в самом сердце Ближнего Востока.  Между тем, Израиль предлагает упреждающий удар, если санкции не дадут эффекта для сдерживания ядерной программы Ирана. Тегеран пообещал принять ответные меры на международном уровне, если он подпадает под атаку. Однако, решив снять экономическую блокаду и предпринимая попытку избежать потенциального конфликта, Иран показал возрастающий интерес к возрождению переговоров. Мало того, что Иран приветствовал последовательные раунды по посещению ядерных объектов комиссиями МАГАТЭ, он также проявил интерес к участию в содержательных переговорах с Турцией и Россией, выступающих в качестве основных собеседников. Настало время для Запада пересмотреть свои санкции и разработать реальную стратегию, которая наконец, даст истинной дипломатии шанс. Это может быть наша последняя возможность избежать трагедии.  Наказание для иранского среднего класса  Экономические санкции нацелены на основные статьи экспорта Ирана, а именно на нефть и газ, а также на «замораживания» Центрального банка Ирана в мировой финансовой системе. Это сделало чрезвычайно трудным для Тегерана участвовать в крупномасштабных долларовых международных сделках, заставляя страну полагаться на громоздкие и зачастую ненадежные сторонние финансовые учреждения, чтобы осуществлять крупные торговые сделки. Санкции оказали «каскадный эффект» на международную торговлю Ирана с транзакционными издержками растущими по экспоненте, а поток импорта, попал под огромное давление. Около четверти экономики Ирана зависит от экспорта нефти, а государственный бюджет в значительной степени связан с нефтяными доходами.  Под растущим давлением со стороны США, наиболее важный региональный торговый партнер Ирана Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), также частично разорвали финансовые отношения с Тегераном, чем осложнили для Ирана ввоз важнейших сырьевых товаров, особенно продовольствия. Что еще хуже, ЕС ввел санкции в отношении важнейших портов иранского оператора «Tidewater Middle East», который отвечает за большую часть внешней торговли Ирана. Эти шаги были четко определены, как направленные на то, чтобы задушить иранскую экономику, что выходит далеко за пределы ядерного вопроса. Кроме того, Иран находится в периоде разгара беспрецедентного «отката» в области государственного субсидирования, что оказывает значительное инфляционное давление на цены на основные сырьевые товары. Инфляция уже достигла двузначной цифры, а многомиллиардные кампании в производственном секторе пытаются получить доступ к промежуточному и высокотехнологичному импорту из-за границы, особенно из стран Западе. В результате, промышленный сектор и реальный сектор ощущают на себе всю тяжесть ужесточения экономической блокады. От режима санкций страдает иранский средний класс – исторически сложившаяся сила, стремящаяся к стабильности и демократической политике, который все больше ожесточает свое мнение о Западе. Как только внешнее давление усилится, все больше сегментов общества сплотятся вокруг власти. Для многих иранцев, администрация Обамы явно отступила от своего первоначального обещания по сближению. Санкции являются прямым предательством обещаний президента Обамы о взаимном уважении, стабильных и дружеских отношений с народом Ирана. После трех лет пустых слов и неискреннего Персидского новогоднего поздравления, иранский народ теперь имеет мало доверия в отношении правительства США. Экономическая Блокада Наиболее уязвимым является валютный рынок, где субъективные чувства имеют решающее значение для определения валютных курсов. На фоне спекулятивного безумия, страха ужесточение финансовых санкций - валютный дефицит отказал сильное давление на иранский риал. В течение месяца, валюта Иран потеряла более 40 процентов своей стоимости, заставляя иранский центральный банк ужесточить денежно-кредитную политику, применить меры контроля капитала, а также «вводить» в экономику нефтедоллары из резервов, чтобы предотвратить растущую волатильность на валютном рынке. Фактически, правительство участвовало в беспрецедентном применении суровых мер в отношении черного рынка иностранной валюты и применило строгие шаги, чтобы отрегулировать потоки долларов. Иран имеет около $ 104 миллиардов долларов в иностранной валюте и золотых резервах, что дает определенный запас прочности, своего рода «подушку безопасности» этой стране, способную застраховать её от валютных потрясений. Тем не менее, санкции распространяются на значительный объем запасов Ирана, которые распределены по крупным западным финансовым учреждениям, особенно в Европе. Таким образом, Иран был вынужден поместить большую часть своих золотовалютных резервов в азиатские и латиноамериканские банки. Для поддерживать нормального уровня валютных запасов Иран должен полагаться на своих основных азиатских нефтяных партнеров. Тем не менее, санкции были связаны с интенсивными дипломатическими усилиями, чтобы убедить крупнейших азиатских торговых партнеров Ирана - в том числе Южную Корею, Японию, Китай, Турцию и Индию – разорвать их договора по импорту нефти. Стратегия Запада преследует две цели. Запад сплотился в поддержке крупных арабских нефтедобывающих стран, таких как Саудовская Аравия и ОАЭ, чтобы исключить любые фактические и перспективные дефициты в поставках нефти, если  и когда экспорт Ирана на международных рынках уменьшится. Кроме того, оказывая давление на азиатских нефтяных партнеров Ирана, Запад пытается ограничить круг клиентов Ирана. Южная Корея и Япония - основные американские союзники – дали предварительное согласие сократить импорт иранской нефти, в то время как Индия и Китай, пользуясь ситуацией, вынуждают Иран делать скидки и практически заставляют его покупать индийские и китайские товары в обмен на нефть. Относительно крупная и сложная экономика Ирана нуждается в существенных долларовых запасах для поддержания её доступа к мировым рынкам сбыта. Однако не ясно, каким образом Иран будет продолжать показывать «финансовую плавучесть», если ее валютные резервы не будут регулярно пополняться нефтедолларами. Таким образом, становится понятно, почему Иран охарактеризовал санкции как «объявление экономической войны». Он пригрозил закрыть Ормузский пролив, если такие меры по-прежнему будут душить ее хрупкую (но плавучую) экономику. Экономическая устойчивость Ирана Сила Ирана – это его активное сальдо торгового баланса, низкий государственный долг и относительно крупная экономика (17 -ая по величине в мире), которая весьма эффективно использовала высокие цены на нефть в последние годы. Имея низкий уровень государственного долга и здоровый торговый баланс  Иран, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, Иран может продолжать выпускать облигации и полагаться на внешнее финансирование для удовлетворения своих потребностей. Кроме того, растущая геополитическая неопределенность и растущий спрос на нефть оказали повышательное давление на цены на нефть. Таким образом, Иран все еще ​​может сохранить свой «​​экономический импульс», если он будет поддерживать относительно стабильный уровень торговли нефтью с альтернативными клиентами после введения эмбарго ЕС, который вступает в силу в июне 2012 года. Несмотря на санкции, Иран по-прежнему экспортирует более 70 процентов своей нефти, так что режим все равно будет обладать достаточным количеством средств в ближайшие месяцы. На самом деле, Иран уже пригрозил, чтобы упредить эмбарго ЕС, отрезав поставки нефти в Европу. Среди ведущих европейских клиентов Ирана числятся Италия, Греция и Испания - наиболее неустойчивые экономики на континенте, так что любые упреждающие меры со стороны Ирана нанесли бы огромный удар по экономике ЕС. Шок от сокращения предложения может еще больше подорвать доверие рынка по отношению к проблемным членам Еврозоны, что повлечет снижение кредитных рейтингов и повышению стоимости кредитных ресурсов. В конечном счете, санкций будет не достаточно, чтобы подорвать режим. Санкции могли бы в лучшем случае поразить около 10 процентов экономики Ирана, но режим будет иметь все необходимые средства для преследования своих ядерные амбиции. Правительство сформировало бюджет в размере 443 млрд. долларов на 2012 год и планирует более чем в два раза увеличить свои военные расходы в ближайшие месяцы. Санкции ведут к обнищанию и радикализации большой части  (более умеренной) иранского населения, в то время как ослабляются доводы прагматиков, которые настаивают на развитии дипломатии с Западом. Однако они (санкции) не могут ни подорвать экономику Ирана в краткосрочной перспективе, ни остановить ядерную программу страны в долгосрочной. Импульс разрушения Иран находится не только в экономической блокаде. Существует уже и тень войны, которая ведется против Ирана, а западные и израильские учреждения продолжают целенаправленные акции против ученых Ирана, ядерных установок и военных учреждений. Также существует убедительные доказательства того, что иностранные агентства, такие как израильский «Моссад» поддерживают внутренние сепаратистские движения в Иране. Напряженность в отношениях возрастает  и между основными участниками отношений, а именно между Ираном, США и Израилем, и это может породить войну, если переговоры по ядерной программе Ирана не будут возобновлены. Кроме того, Иран и Соединенные Штаты стоят перед важными внутренними выборами, в результате чего президент Обама и иранские политики проводят более жесткую линию поведения по иранской ядерной программе. Прагматизм и дипломатия могут оказаться под угрозой, если переговорный процесс не будет возрожден, что потребует политической воли с обеих сторон. Исторически сложилось, что европейцы действовали в качестве важного посредника между Ираном и Соединенными Штатами. Тем не менее, политический ландшафт в крупнейших европейских столицах быстро меняется. После ливийской операции основные европейские лидеры, от президента Франции Николя Саркози до канцлера Германии Ангелы Меркель, принимают воинственную позицию по Ирану. Восстановление нарушенного доверия между Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Ираном будет иметь ключевое значение для решения остающихся вопросов по ядерной программе Ирана. Тем не менее, отъезд бывшего директора МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи (Mohamed El-Baradei) спровоцировал рост напряженности между Ираном и этим техническим органом. После выхода спорного доклада МАГАТЭ в ноябре 2011 года, который в значительной степени был основан на перефразированных западных отчетах разведки, Иран демонстрирует серьезные сомнения по поводу нейтральности нового главы МАГАТЭ Юкия Амано (Yukiya Amano). На самом деле, Ирану, возможно, потребуется предпринять ряд мер по укреплению доверия со стороны МАГАТЭ, которое должно способствовать укреплению доверия и взаимодействия между Тегераном и Западом. Возрождение переговоров В связи с тем, что связи между Ираном и Западом весьма сильно нарушены, бремя возрождения переговоров легло на плечи таких стран, как Турция и Россия, которые поддерживают тесные связи с персидским соседом. Россия и Турция имеют прямую заинтересованность в стабильности Ирана, так как любой конфликт между Западом и Ираном может поставить под угрозу региональную безопасность и отрицательно повлияют на их значительные торговые связи с Тегераном. Хотя Россия отвергает любую западную военную авантюру вблизи её границ, быстро развивающаяся экономика Турции сильно зависит от иранского экспорта энергоносителей. Любой конфликт в Иране может также угрожают национальной безопасности Турции и разрушить её надежды на членство в ЕС. Таким образом, ставки достаточно высоки для России и Турции, чтобы направлять растущую напряженность в направлении переговоров. С 2011 года вместе с  нападением на посольство Великобритании  разрушились иранские каналы связи с Западом. Москва и Анкара - последний значимый мост между Ираном и Западом. Иран, кажется, заинтересован в возвращении за стол переговоров, демонстрируя это через главных иранских чиновников, которые постоянно посещают Москву и Анкару, чтобы заложить основу для переговоров.  Иранская экономика испытывает давление, а военные возможности Тегерана ограничены. Если Иран закроет Ормузский пролив, он не только вызовет на себя ярость со стороны армады западных флотов, но это также поставит под угрозу связи Тегерана с соседними арабскими странами, а также с Китаем, который считает, что стабильные поставки нефти в Персидском заливе имеют  решающее значение для ее энергетической безопасности. Прагматики активно выступают за дипломатическое решение данной проблемы. И президент Ирана Махмуд Ахмадинежад и министр иностранных дел Али Акбар Салехи недавно подтвердили заинтересованность своей страны в возрождении переговоров с так называемой организацией «P5+1», состоящей из Германии и пяти постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Чтобы доказать свою искренность, иранское руководство в прошлом месяце приветствовало технический визит представителей МАГАТЭ. Обе стороны охарактеризовали посещение как очень конструктивное, со взаимным соглашением с тем, чтобы последующий визит МАГАТЭ состоялся как можно скорее. Иран уже завершил работу над содержанием своего ответа на запрос ЕС по поводу переговоров по ядерной проблеме, и есть вероятность того, что иранский ядерный чиновник Ферейдун Аббаси-Давани (Fereydoon Abbasi-Davani) присоединится к главному переговорщику Ирана Саиду Джалили (Saeed Jalili) в ходе предстоящих переговоров. До сих пор, Стамбул является перспективной площадкой для переговоров. Иран может также позволить МАГАТЭ получить доступ к ключевым ядерным объектам в Куме. Иран отверг любые требования о приостановлении обогащения урана, но существует высокая вероятность того, что страна  согласится на конкретные меры по укреплению доверия в рамках плана России «шаг за шагом», при котором прозрачность Ирана на каждом этапе переговоров вызывает соответствующий откат в санкциях. К тактической и стратегической перекалибровке Санкции, особенно в случае с Ираном, ничего не дают, но наказывают невинное большинство, сильно озлобляя и радикализируя общество, добавляя очков сторонникам жесткой линии. Экономика Ирана является слишком большой, чтобы быть искалеченной без риска глобальных воздействий на энергетический сектор, а иранский ядерный комплекс просто слишком продвинут, чтобы быть быстро демонтированным.  Недавние анонсы Ирана относительно крупнейших ядерных достижений, в частности, установка коренных топливных стержней, являются ярким свидетельством прогресса Ирана в исследованиях ядерного топливного цикла. Иран будет в состоянии выдерживать суровые санкции, потому что режим еще имеет миллиарды долларов, чтобы поддержать своих военных и развивать свою ядерную программу. Поэтому, крайне важно для Запада дать шанс дипломатии и откалибровать свой бесполезный акцент на санкции. Переговоры, как предполагается,  не  урегулируют нерешенные идеологические и стратегические разногласия, но они являются важным и необходимым шагом в укреплении доверия и преодолении глубокого чувства недоверия.  Война – немыслимая, ужасная альтернатива. Если бы Запад приветствовал Тегеранскую декларацию 2010 года, мы были бы на втором годе  укрепления доверия, диалога и переговоров по существу, к настоящему времени. Тем не менее, надежда еще есть. Прагматики Ирана ощущают актуальность данного вопроса, в то время как собеседники, такие как  неустанно стремятся избежать катастрофы. Статус-кво просто нежизнеспособен. И если президент Обама хочет войти в историю как один из лучших зарубежных президентов в истории, то он должен выйти за пределы внутреннего политического давления и вместо этого сосредоточиться на более широком взгляде. Иран показал свою заинтересованность в возрождении переговоров, а Турция и Россия поддерживают такой шаг.  Сейчас ход за Обамой.  

В избранное