Мировой кризис вынуждает Россию отложить в долгий ящик и так уже
неоднократно откладываемые намерения по модернизации инфраструктуры. В
этом случае страна столкнется с опасностью новой эры застоя, которая
может уйти далеко за пределы финансового кризиса.
В таких
отраслях как транспорт и жилищное хозяйство, инфраструктура,
унаследованная еще от Советского Союза, уже разваливается. Аналитики
годами предупреждали, что период эксплуатации большинства дорог, мостов
и других систем постепенно истекает.
Кремль предвидел эту
ситуацию. В прошлом году премьер-министр России Владимир Путин
предложил амбициозный десятилетний план по выделению одного триллиона
рублей на модернизацию инфраструктуры. Но это было в то время, когда
цены на нефть были высокими, а иностранные кредиты дешевыми.
«Теперь
средств на развитие инфраструктуры не осталось», - заявил промышленный
аналитик из юридической фирмы «Бейкер и Маккензи» Игорь Горчаков. «Этот
сектор перестал быть приоритетным».
Аналитики и инвесторы
предупреждают, что последствия подобной политики могут быть ужасающими.
«Из-за этого ежегодно рост ВВП будет уменьшаться на 6% до тех пор, пока
не будет модернизирована вся инфраструктура. Поэтому когда мировая
экономика постепенно начнет выздоравливать, Россия будет топтаться на
одном месте», - заявил господин Горчаков.
Экономический тормоз.
Россияне
ежедневно сталкиваются с плохой работой инфраструктуры. Они
сталкиваются с ней в бесконечных дорожных пробках, во время отключения
летом горячей воды на несколько недель, при посадке на ухабистую
посадочную полосу в региональных аэропортах, где около половины всех
взлетно-посадочных полос остаются непокрытыми асфальтом.
То же
самое происходит и с российскими нефтяными месторождениями,
электроэнергетическими системами, портами и другими колесиками и
винтиками российской экономики. Это объясняет по меньшей мере некоторые
случаи взрывов газа и несчастные случаи на шахтах, которые захлестнули
Россию в последние годы.
«Инфраструктура стала одним из самых
главных тормозов экономического роста», - заявил на прошедшей недавно
деловой конференции заместитель губернатора второго по величине города
России, Санкт Петербурга, Юрий Молчанов.
«Даже когда ситуация
с бюджетом была благоприятной, не было достаточно денег для проведения
модернизации, потому что сумма необходимых инвестиций безгранична», -
заявил он.
Ситуация с бюджетом уже не благоприятная. В бюджете
этого года заложен дефицит в 8%, а по официальным прогнозам ВВП
сократится на 2,2%.
Затраты сократились.
Столкнувшись
со снижением ВВП и с 70%-ым падением цены на нефть, главной статьей
экспорта России, в настоящее время правительство разрабатывает новый
проект бюджета, в котором инфраструктура стоит на первом месте по
снижению затрат.
«У России достаточно средств только для того,
чтобы поддерживать свою банковскую систему и социальную сферу», -
заявил чиновник из правительства Путина, пожелавший остаться
неизвестным.
Государственный инвестиционный фонд, в который
поступали средства от продажи нефти в основном для модернизации
региональной инфраструктуры, сократился вдвое и составил в прошлом
месяце 64 миллиарда рублей (1,76 миллиарда долларов США).
Как
заявил во вторник заместитель премьер-министра Дмитрий Козак, даже
затраты на проведение зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, проект,
который считался священным еще год назад, сократятся на 15%.
В
отличие от России, США и многие европейские страны выделяют больше
средств на модернизацию инфраструктуры в попытке создать новые рабочие
места и поддержать такие секторы как строительство,
металлообрабатывающая, цементная промышленность и машиностроение.
Кризис в центре внимания.
Региональный
глава компании «Грузовики Вольво», которая обслуживает клиентах во всех
этих отраслях, заявил, что инвесторы считаются с затратами на
инфраструктуру прежде всего.
«Для того чтобы экономика
работала эффективно, существует один самый главный фактор:
продолжительное и даже пристальное внимание к инфраструктуре», - заявил
генеральный директор подразделения «Вольво» в России Ларс Корнелиуссон.
Но государство постепенно сместило приоритеты в пользу
антикризисных мер, таких как поддержка стоимости рубля, потратив на это
почти 200 миллиардов долларов США из федеральных резервов за последние
три месяца.
Частный капитал, который первоначально составлял
60% от инвестиций в инфраструктуру России, сейчас представлен только
несколькими партнерствами государственного и частного секторов.
Поэтому
период 6-типроцентного снижения роста ВВП за счет расходов на
инфраструктуру, скорее всего, продлится дольше, чем мировой финансовый
кризис. В зависимости от того, когда государство сможет начать
финансирование и гарантировать прибыль частным инвесторам и банкам,
этот период может продлиться от 5 до 25 лет.
«Это будет
продолжаться до тех пор, пока они могут мириться с экономическими
затратами», - заявил Пол Роджер из банка «Ренессанс Капитал».
Горчаков
выразился яснее. «Самолеты начнут падать чуть позже», - заявил он. «Но
скоро начнут лопаться водопроводные трубы с горячей водой. Только
задумайтесь об этом, их же в большинстве своем не ремонтировали еще со
времен Советского Союза».