Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости на личном сайте Валерия Левоневского


Имеют ли право таможенники не пускать белорусов на Родину

Вопрос: Являюсь гражданкой Республики Беларусь. Была в гостях в Польше. Прошла пограничный контроль на ж/д вокзале в г.Гродно. При прохождении таможенного контроля работники ГТК сказали, что у меня лишняя вещь для личного потребления, и я должна заплатить пошлину. Денег у меня нет. Таможенный инспектор сказал пограничникам, чтобы мне аннулировали въезд и отправили меня назад в Польшу.  Документально это никак не оформлено, нет какого -либо приказа или постановления о запрете мне на въезд в Республику Беларусь  по таким причинам. Права ли таможня и что делать в таких случаях?

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

Ответ: По этим причинам Вас не могут не пускать на Родину. В крайнем случае, если вы не можете заплатить пошлину, у Вас по протоколу  должны изъять вещь на хранение до одного месяца, а скоропортящиеся продукты на сутки. Затем вы можете их либо забрать, либо в течение месяца увезти по пути из Гродно в Польшу, получив их обратно при прохождении таможенного контроля в направлении Польши. Если Вы не забираете вещи, то они утилизируются или переходят в доход государства.

Так должно быть.

Но, как сообщил дежурный по Государственному пограничному комитету Республики Беларусь (тел) 328-54-06, такие случаи нередки и пограничники выполняют устные требования сотрудников таможни по временному запрету на въезд на территорию РБ ее гражданам. «Пусть едет обратно в Польшу и там продает свою куртку», - считает дежурный.

Трудно сказать, чем руководствуются органы ГТК и ГПК, дежурные обоих комитетов не назвали норму закона, позволяющего не пускать белорусов  в свою страну по экономическим соображениям.

С точки зрения международного права и Конституции Республики Беларусь, такие действия должностных лиц таможни являются грубейшим нарушением прав человека. Вам необходимо обратиться с жалобой в Генеральную прокуратуру, где подробно описать данный случай. Добивайтесь от прокурора возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц таможни по факту самоуправства и превышения власти и служебного положения. Кроме того,  своими действиями таможня понуждает Вас к занятию незарегистрированной предпринимательской деятельностью в Польше (продаже с рук вещей на территории Польши), бродяжничеству и другим противоправным действиям, т.к. для прибытия в Польшу необходимо иметь сумму около 60 долларов на человека в день. Билет туда-сюда стоит 7 долларов. Где вам взять деньги? На это и расчет. Про гродненскую таможню и искусственные проблемы на ней писали уже много. Но изменений в лучшую сторону пока не видно.

На таможне следует сделать следующее:

1.Спросить кто старший смены и потребовать его представиться (он обязан назвать свой номер). Заявить о своем несогласии с действиями таможни

2. Потребовать книгу отзывов и предложений, которая должна быть в зале таможенного досмотра и выдаваться по первому требованию. Сделайте там запись, опишите ситуацию, разборчиво укажите время и ваш адрес (индекс, республика, город, улица, дом), по которому Вам обязаны будут дать ответ. Можно указать и свой телефон.

3. Попросите присутствовать при этом сотрудников пограничной службы.

Кроме того, позвоните дежурному по ГТК РБ (Государственный Таможенный Комитет) и дежурному по ГПК РБ (Государственный Пограничный Комитет) и сообщите о случившемся. Помогут Вам они или нет, зависит от обстоятельств, но тут главное - зафиксировать факт запрета на въезд со стороны таможни. Им можно звонить  несколько раз по ходу развития событий, они дежурят круглосуточно. То же самое можно сделать  по телефону доверия этих служб. Данные телефоны имеются на стендах таможенного и пограничных залов, в бланке таможенной декларации, в интернет. Их можно уточнить и у самого таможенника, который обязан Вам их сообщить.

В настоящее время готовится обращение в соответствующие органы для проверки законности и обоснованности запрета въезда гражданам Республики Беларусь в свою страну по экономическим основаниям. Ответы будут опубликованы на сайте.

Совет из практики: Желательно, через гродненскую таможню ж/д вокзала следовать в компании хотя бы одного человека, т.к. неприятности от гродненских таможенников и возвраты в Польшу, чаще  происходят у одиноко следующих граждан.

Валерий Левоневский

Полезная информация:

Уважаемые граждане Республики Беларусь и гости нашей страны!

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь обращается к Вам и убедительно просит не оставлять без внимания:
- факты таможенных правонарушений и преступлений;
- неправомерные действия сотрудников таможенных органов при осуществлении процедуры таможенного контроля.
Ваша информация позволит своевременно пресечь и предупредить данные негативные проявления.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ОБРАЩЕНИЙ ГАРАНТИРОВАНА

Телефон доверия Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
(017) 218-92-92

e-mail: doverie@customs.gov.by

Адрес: 220007 г.Минск ул. Могилевская 45/1
«Доверие».

Ваше обращение будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-XІІІ “Об обращениях граждан” для письменных обращений граждан.

Источник: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, http://gtk.gov.by/ru/phone

СМИ о Гродненской таможне:

Было:

15 января 2004, 10:43, БДГ, http://bdg.by/news/news.htm?55491,1

Прямое железнодорожное сообщение Гродно-Белосток может быть ликвидировано

Руководство польской железной дороги намеревается закрыть прямое железнодорожное сообщение на линии “Гродно-Белосток”, введенное в декабре прошлого года. По неофициальной информации, причина тому - белорусские контрабандисты.

На протяжении месяца поезд “Гродно-Белосток” почти никогда не прибывал в Белосток вовремя, по расписанию, обозначенному в расписании польской железной дороги, сообщает Белорусская служба Ради Свобода. Дело в том, что этим поездом, весьма удобным для белорусских пассажиров, начали активно пользоваться наши “челноки”, нелегально перевозя алкоголь и сигареты. Перед таможенным контролем в Кузнице-Белостокской пассажиры при помощи специальных инструментов буквально разбирают вагоны и прячут эти товары в стенах, полу, под крышей, а потом, уже подъезжая к Белостоку, достают их обратно. В бюро информации польской железной дороги в Варшаве Радио Свобода сообщили, что никакого решения по ликвидации маршрута “Гродно-Белосток” пока нет, однако по неофициальной информации это должно произойти уже в феврале. Те, кто ездят в Польшу поездом из Бреста, знают, что там также белорусские “челноки” нередко разбирают вагоны, но, как сообщили корреспонденту Свободы в таможенном управлении в Бяла-Подляске, это никогда не становилось поводом для отмены железнодорожного сообщения. По словам Мажена Семенюка из таможенного управления, бывает, что поезда опаздывают, особенно те, что идут из Беларуси через Тересполь. В вагонах этих поездов часто провозятся подакцизные в Польше товары, в последнее время - много икон. Время от времени таможенникам приходится снимать внутреннюю обшивку. Чтобы не нарушать расписание, польские таможенники стараются работать в этих случаях быстро, нередко вызывают дополнительных сотрудников. Кстати, после присоединения Польши к ЕС в мае этого года табачные изделия подорожают здесь примерно вдвое. Тогда сигаретная контрабанда будет значительно более прибыльной, что, вероятно, подтолкнет контрабандистов к еще большей изобретательности.

Стало:

Вагончик тронется. Бедлам останется? (газета “Гродненская правда” 05.01.10, http://www.grodnonews.by/ru/0/2289/news)

Проблема пересечения белорусско-польской границы для гродненцев, что называется, «с бородой». К счастью, ушли в прошлое многокилометровые, на несколько суток, «челночные» очереди и по завязку загруженные тяжеленными баулами общественные транспортные средства. Но, увы, до цивилизованных поездок за границу нам еще далеко. Об этом «ГП» и написала в материале «Десять минут не ждут» (18.11. 2009). Полученные отклики подтверждают: до конца вопрос не решен.

Пассажиру не до жиру

В Барановичском отделении Белорусской железной дороги редакции «ГП» сообщили, что руководство Польских железных дорог с 13 декабря установило новое расписание, в котором предусмотрена подвязка поездов сообщением Гродно-Кузница под поезда, идущие на Белосток. Обратное отправление утреннего рейса с нашего вокзала смещено на час назад. Пассажир не только успевает пересесть, но и купить билет в железнодорожной кассе в любую точку Польши.

Казалось бы, нам остается только порадоваться решению поднятой проблемы. Если бы не тревожные отклики читателей. «График переделали. А вот в самом поезде разве можно ехать культурному человеку?!» – вопрошает пожилая женщина, которая иногда пользуется утренним рейсом при поездках к дочери в другой конец Польши. А одна из гродненок рассказала, как в морозный день возвращалась домой этим же поездом в насквозь промерзших вагонах. На замечания пассажиров машинист поезда ссылался на наших «сигаретников», которые прячут товар от таможенного досмотра, ничего не щадя в вагоне. Даже и систему отопления нарушили. В том, что нелегальный бизнес ни перед чем не останавливается, на днях имел возможность убедиться и корреспондент «ГП».

Не бей, «коробейник»
Наши местные «коробейники» на выезде в Польшу ведут себя в прямом смысле нецивилизованно. Прямо в комнате ожидания, уже после таможенного контроля, некоторые покупают в «шопе» не две пачки сигарет, как положено по норме вывоза за границу, а двадцать блоков на двоих ( как правило, работают в паре). Имея в запасе минут 20 до выхода к поезду, яростно рвут упаковку, оставляя после себя, без преувеличения, горы мусора. Часть сигарет со знанием дела прячется во всевозможные «схроны» на теле и в сумках. Часть пачек склеивают скотчем в плоские блоки и уже в поезде прячут под обивку, в том числе даже на потолке, в другие укромные места. При этом в ход идут отвертки, а в ряде случаев и без них вагон безжалостно ломается. Погоня за наживой превращает людей в охотников, которых абсолютно не заботит, во что превращается поезд.

Новичку, попавшему впервые в такой вагон в качестве пассажира, отправляющегося в Европу, просто режет глаза кощунство гродненских «коробейников», оставляющих после себя горы мусора и без сожаления портящих дорогостоящее оборудование. А каково увидеть такое иностранцу?

Видимо, необходим более строгий спрос и даже наказание таких пассажиров: и тогда, когда они в здании вокзала (пусть даже таможня пройдена, но ведь территория-то не ничейная) потрошат сигаретные блоки, оставляя после себя десятки килограммов макулатуры, и тогда, когда коверкают вагоны, пряча сигареты от польских таможенников.

В путь без совести?
На плохое поведение наших сограждан сетуют и в Госавтоинспекции. В ответе в редакцию заместителя начальника УГАИ УВД А. Ленца подчеркивается: на поступающие сообщения о нарушениях Правил дорожного движения и общественного порядка в районе КПП «Брузги» служба реагирует немедленно. По каждому сообщению осуществляется проверка и виновные привлекаются к ответственности. Но не все сообщения о нарушении ПДД на пограничном переходе находят свое подтверждение. Некоторые водители вызывают наряды ГАИ в надежде, что беспорядочное скопление автомобилей будет расставлено в очередь. «Таким гражданам хочется напомнить, что сотрудники ГАИ несут службу по охране общественного порядка и надзору за дорожным движением, прежде всего контролируя соблюдение водителями ПДД. Хамство и наглость некоторых водителей, выраженные в желании объехать очередь из автомобилей, остается на их совести», – подчеркивается в ответе Госавтоинспекции.

По информации ГАИ, с лета минувшего года количество автомобилей, пересекающих Государственную границу через пограничный переход «Брузги», снова пошло в рост, на дороге, непосредственно примыкающей к переходу, периодически возникают очереди. «Очереди «обнажили» во всей красе проблему, существующую повсеместно, а именно – низкую культуру некоторой части наших водителей. Госавтоинспекция не может, как ранее (до 2003 года, когда на вышеуказанном пограничном переходе располагался стационарный пост ГАИ), выполнять функции по запуску на территории перехода автомобилей и контролю за автомобильной очередью».

Правда, после анализа дорожной обстановки в первых числах ноября ГАИ все же были внесены изменения в организацию дорожного движения на участке автодороги, прилегающей к пограничному переходу. Нанесена новая дорожная разметка и установлены соответствующие дорожные знаки. Внесены изменения в графики работы нарядов ДПС. Это позволило несколько разрядить обстановку: сообщений о нарушениях ПДД возле пограничного перехода стало меньше. С начала декабря и до завершения рождественских праздников для обеспечения на пограничном переходе «Брузги» общественного порядка и надзора за дорожным движением к несению службы наряду с дорожной патрульно-постовой службой привлекаются подразделения милиции специального назначения.

Но что будет после праздников, когда уедут ДПС и ОМОН? Все вернется на круги своя? И порядок на подъездах к границе вновь будет на совести «челноков», которые , образно говоря, совесть оставляют дома?! Может быть, все же ответственным службам стоит заняться их воспитанием? Ведь речь идет о нарушении общественного порядка и уж тем более в том месте, не без оснований получившем название «ворот в Европу», которыми все больше пользуются добропорядочные соотечественники и зарубежные гости, в том числе такие желанные для нас туристы.

Елена Гузень, Светлана Мурина


В избранное