Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости на личном сайте Валерия Левоневского


В тюрьмах и колониях Беларуси будет общественный контроль

По мнению лидера стачкома предпринимателей, бывшего политзаключенного Валерия Левоневского, это важный шаг к прекращению нарушения закона в колониях и тюрьмах Беларуси администрациями учреждений. Одна из основных проблем осужденных к лишению свободы - это отсутствие огласки совершаемых в отношении них нарушений закона со стороны администраций ИУ (исправительных учреждений).

Необоснованная закрытость системы исполнения наказаний, жесткое пресечение любой попытки обжаловать действия администрации ИУ позволяет процветать преступности внутри самой колонии или тюрьмы. Сейчас эта завеса закрытости будет немного приподнята и у осужденных появится возможность хотя бы рассказать о тех нарушениях закона, с которыми они сталкиваются ежедневно в колониях. Это необходимо потому, что большинство людей, находящихся в тюрьмах и колониях Беларуси, это молодые люди, вина которых не доказана (отбывают срок по внутреннему убеждению суда) или совершившие незначительные правонарушения от безысходности, нищеты и безработицы.

Норма общественного контроля имеется в УИК (уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь) с 1999 года и прописана в ст. 21 УИК, из которой следует, что :

... « 1. На основании и в порядке, предусмотренном законодательством, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.
2. Общественные объединения принимают участие в исправлении осужденных, а также оказывают содействие в работе органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности.
3. В исправлении осужденных, а также в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, участвуют наблюдательные комиссии при местных исполнительных и распорядительных органах, а в отношении несовершеннолетних осужденных – и комиссии по делам несовершеннолетних. Порядок деятельности наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних определяется законодательством Республики Беларусь».


Эта статья закона была «мертвой» и не выполнялась, т.к. не был расписан порядок ее исполнения. Валерий Левоневский на протяжении нескольких лет вел переписку с различными государственными органами по этому вопросу, в том числе, и во время отбытия двух лет наказания в виде лишения свободы за «оскорбления Президента Республики Беларусь».

Переписка увенчалась первым успехом.

Статьей 6 Закона Республики Беларусь от 9 июня 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности» Совету Министров Республики Беларусь было поручено в трехмесячный срок определить основания и порядок осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

Совет Министров выполнил данное поручение 15.09.2006 и утвердил «Положения о порядке осуществления республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности», текст которого приводится ниже.

Бывший политзаключенный считает, что много основных прав осужденных, декларированных в уголовно исполнительном законодательстве Беларуси, в колониях не выполняется. Это происходит в связи с тем, что механизм их реализации не прописан в законе (на получение информации о своих правах и обязанностях, на вежливое обращение со стороны работников ИУ, на подачу жалоб и заявлений, на переписку, на охрану здоровья, на получение правовой помощи, на труд и получение достойной заработной платы, на охрану труда, на получение образования или специальности, на нормальное питание, на обеспечение вещевым довольствием, на пользование библиотекой и правовой литературой, на прослушивание радиопередач и просмотр телепередач, на свободу вероисповедания, на соблюдение санитарных и других норм) и намерен продолжать озвучивать проблемы осужденных и вносить предложения по их реализации в государственные органы.

В настоящее время в Правительстве Республики Беларусь рассматриваются предложения Валерия Левоневского, связанные с вещевым довольствием и питанием осужденных и по реализации права осужденных на подачу ими жалоб и заявлений.

«Проблемы нарушения закона и прав человека в исправительных учреждениях можно решить, придав их широкой огласке» - считает бывший узник совести.


Пресс-служба



Приложение :


 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
15.09.2006 № 1220



 
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности


 
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления республиканскими и местными общественными объединениями (далее – общественные объединения) контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности*, а также порядок участия общественных объединений в работе таких органов и учреждений.
______________________________
*Исправительные учреждения открытого типа, арестные дома, исправительные учреждения, уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов внутренних дел.

2. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется общественными объединениями в целях обеспечения предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь прав лиц, в отношении которых данными органами и учреждениями исполняются наказания и иные меры уголовной ответственности.
3. Общественные объединения принимают участие в исправлении осужденных, а также оказывают содействие в работе органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности.

 
ГЛАВА 2
СУБЪЕКТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


4. Контроль общественных объединений (далее – общественный контроль) за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется путем участия представителей общественных объединений в составе общественных наблюдательных комиссий (далее – комиссии). Правом осуществления общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, обладают только члены комиссий.
5. Систему комиссий образуют:
республиканская общественная наблюдательная комиссия при Министерстве юстиции, формируемая из представителей республиканских общественных объединений и осуществляющая свою деятельность на всей территории Республики Беларусь;
областные и Минская городская общественные наблюдательные комиссии при управлениях юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, формируемые из представителей местных общественных объединений и осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.
6. Членами комиссии могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет, являющиеся представителями зарегистрированных в установленном порядке общественных объединений, уставной целью или направлением деятельности которых является защита прав граждан, в том числе содействие защите прав осужденных к наказаниям и иным мерам уголовной ответственности.
Комиссии образуются в составе от трех до одиннадцати членов.
Кандидатура члена комиссии выдвигается высшим органом общественного объединения.
Общественное объединение, выдвинувшее кандидатуру члена комиссии, направляет в Министерство юстиции (управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) предложение об утверждении данной кандидатуры и представляет для утверждения характеристику и личный лист кандидата в члены комиссии по форме, утверждаемой этим Министерством.
Министерство юстиции (управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) в срок, не превышающий тридцати календарных дней, рассматривает предложение общественного объединения и принимает решение об утверждении кандидатуры члена комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры.
7. Полномочия члена комиссии приостанавливаются соответствующим органом юстиции при наличии одного из следующих обстоятельств:
вступление в законную силу решения суда о применении к члену комиссии административного ареста – на срок отбытия административного ареста;
применение к члену комиссии, подозреваемому в совершении преступления, в качестве меры пресечения заключения под стражу – до решения вопроса о привлечении в качестве обвиняемого;
привлечение члена комиссии в качестве обвиняемого – до прекращения уголовного дела за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, или за отсутствием в деянии состава преступления либо до вступления в законную силу оправдательного приговора суда в отношении члена комиссии;
признание члена комиссии безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.
В случаях, предусмотренных частью первой настоящего пункта, лицо, осуществляющее дознание, следователь, прокурор или суд незамедлительно направляют в Министерство юстиции (управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) информацию об обстоятельствах, служащих основанием для приостановления полномочий члена комиссии.
Полномочия члена комиссии соответствующим органом юстиции прекращаются на следующих основаниях:
обращение члена комиссии в Министерство юстиции (управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) с письменным заявлением о сложении своих полномочий;
вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии либо судебного решения о применении к нему принудительных мер безопасности и лечения;
вступление в законную силу решения суда о признании члена комиссии недееспособным или ограниченно дееспособным;
прекращение у члена комиссии гражданства Республики Беларусь;
смерть члена комиссии;
решение общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена комиссии, о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей;
ликвидация общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена комиссии;
в случае, предусмотренном частью третьей пункта 11 настоящего Положения.
8. Членами комиссий не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными, а также судьи и адвокаты.
Член комиссии не вправе осуществлять общественный контроль в отношении лица, находящегося в исправительном учреждении открытого типа, арестном доме, исправительном учреждении (далее – учреждение), если он является близким родственником указанного лица, а также потерпевшим, свидетелем, защитником или другим лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в учреждении.
9. Для посещения учреждения комиссия обращается с соответствующей письменной просьбой на имя начальника в управления Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел по области, по г. Минску и Минской области, где указывает цель посещения и количество членов комиссии (не более трех), которые будут участвовать в посещении.
Для посещения уголовно-исполнительной инспекции территориального органа внутренних дел комиссия обращается с письменной просьбой на имя начальника главного управления внутренних дел Минского горисполкома или управления внутренних дел облисполкома.
После получения разрешения на посещение учреждения или данной уголовно-исполнительной инспекции комиссия согласовывает дату и время посещения с начальником учреждения, а при посещении уголовно-исполнительной инспекции – с начальником территориального органа внутренних дел.
Непосредственный доступ членов комиссии на охраняемую территорию исправительных учреждений осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел.

 
ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ


10. Комиссия, а также ее члены вправе:
при наличии разрешения, полученного в порядке, установленном пунктом 9 настоящего Положения, посещать помещения органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, при условии соблюдения правил внутреннего распорядка указанных органов и учреждений;
беседовать с лицами, содержащимися в учреждениях, при наличии согласия указанных лиц в присутствии представителя администрации учреждения;
обращаться к начальнику учреждения либо его заместителю, а также к иным должностным лицам государственных органов, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов лиц, находящихся в учреждениях.
На период введения режима особого положения в исправительных учреждениях посещения комиссией указанных учреждений могут быть запрещены или ограничены.
11. При осуществлении контроля члены комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, а также подчиняться законным требованиям сотрудников таких органов и учреждений.
При осуществлении контроля членам комиссии запрещается:
препятствовать исполнению служебных обязанностей сотрудниками органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;
знакомиться с материалами оперативно-служебной деятельности, личными делами осужденных, иными документами, относящимися к исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности в отношении конкретных осужденных;
осуществлять доступ к комплексу инженерно-технических средств обеспечения охраны и надзора за осужденными в исправительных учреждениях;
передавать осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, корреспонденцию, денежные средства и иное имущество;
осуществлять кино-, фото-, видеосъемку и аудиозапись;
принимать от осужденных, отбывающих наказание в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, письменные обращения.
В случае нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, предоставления иностранному государству, иностранной или международной организации, средствам массовой информации заведомо ложных сведений о деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, совершения действий, дезорганизующих работу учреждений, подстрекательства осужденных к неповиновению законным требованиям сотрудников органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, и совершения иных противоправных действий по представлению начальников управлений Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел по областям, г. Минску и Минской области, главного управления внутренних дел Минского горисполкома и управления внутренних дел облисполкома член комиссии может быть исключен из Республиканской общественной наблюдательной комиссии при Министерстве юстиции решением Министра юстиции, из областной (Минской городской) общественной наблюдательной комиссии – решением начальника управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.

 
ГЛАВА 4
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


12. Субъектами участия общественных объединений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, являются:
общественные наблюдательные комиссии;
зарегистрированные в установленном порядке общественные объединения, согласовавшие мероприятия по оказанию содействия с администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.
13. Участие общественных объединений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется:
13.1. по следующим направлениям:
улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в учреждениях;
участие в организации труда, досуга, обучения осужденных;
участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных;
обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях;
оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации;
укрепление материально-технической базы органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;
31.2. с учетом рекомендаций комиссий в следующих формах:
оказание органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности, безвозмездной (спонсорской) помощи;
финансирование программ содействия органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности;
в иных формах, не запрещенных законодательными актами.
Общественные объединения оказывают безвозмездную (спонсорскую) помощь таким органам и учреждениям в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

 
ГЛАВА 5
ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


14. Общественное объединение, выдвинувшее кандидатуру члена комиссии, вправе возмещать члену комиссии расходы, связанные с осуществлением его деятельности.
Комиссии и их члены не могут получать материальное вознаграждение за свою деятельность по осуществлению общественного контроля от государственных органов, организаций независимо от форм собственности и отдельных граждан.
15. Администрация органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, оказывает содействие комиссиям в осуществлении общественного контроля.
 
 

В избранное