О нас: Контакты | Тел.: 0-800-505-9-80 (по Украине бесплатно) |
Читайте нас в
Работа за рубежом, работа в Европе. Гастарбайтер с европейским
соцпакетом...
Гастарбайтер гастарбайтеру - рознь. Но не по весу культурного багажа - внутренний
потенциал в расчет не берем, - а по форме взаимоотношений с государством, его приютившим.
Как утверждает координатор центральноазиатского регионального проекта в области трудовой
миграции Бюро Международной организации по миграции (МОМ) в Москве Юлия Зеленская,
законопослушным мигранта делает защищенность. О том, какие условия и гарантии предлагают
низкоквалифицированным работягам в странах Евросоюза, она рассказала в этом
интервью…
Юлия Викторовна,
как
строится политика Евросоюза в отношении мигрантов низкой квалификации? Их там ждут? Или,
напротив, стараются отгородиться?
В большинстве государств Европейского Союза, как и в России, сохраняется потребность в
низкоквалифицированной рабочей силе. Она объясняется как демографическими причинами:
старение населения, высокий уровень образованности молодых европейцев, так и
потребностями экономик европейских стран в работниках, занятых в сфере услуг,
коммунальном, сельском и домашнем хозяйствах, здравоохранении и строительстве.
В целом европейские государства стремятся к созданию гибких систем допуска трудовых
мигрантов, которые, с одной стороны, соответствовали бы приоритетам, потребностям
экономик государств-членов ЕС, а с другой - позволяли бы мигрантам эффективно
использовать свои знания и навыки. На практике это стремление выражается в двух основных
направлениях: противодействие нелегальной миграции и предоставление гарантий соблюдения
минимальных стандартов труда и социальных прав легально занятых низкоквалифицированных
иностранных работников.
В отношении условий труда иностранные работники пользуются правами наравне с коренным
населением. С единственной оговоркой: на временной основе в ЕС допускают работать лишь в
тех случаях, когда речь идет о специальной квалификации или о вакансиях, на которые
наблюдается дефицит спроса на национальном рынке труда.
Помимо сказанного, можно выделить еще несколько общих требований к трудовым мигрантам.
Во-первых, они должны быть финансово обеспечены. Две трети государств сообщества
предъявляют к иностранцам имущественный ценз. Правда, конкретные условия будут зависеть
от внутренней экономической политики той или иной страны. Так, в Германии приезжий
считается обеспеченным, если не претендует на социальные выплаты из бюджета. А для
словаков и чехов имеет значение нижний уровень его ежемесячного дохода.
Второе обязательное в большинстве стран ЕС условие - наличие у мигранта крыши над
головой. И не просто крыши: его жилплощадь должна соответствовать
санитарно-эпидемиологическим и другим нормам. Кроме того, мигрант должен быть способен к
интеграции. Речь идет об элементарном владении языка и понимании культурных особенностей
страны приема. Скажем, в Нидерландах, чтобы получить вид на жительство, нужно сдать
платный экзамен (350 евро) по языку, культуре и истории.
В Австрии проверяют умение читать, писать, разговаривать на немецком, тестируют на знание
основ экономических, социальных и культурных традиций. А во Франции помимо прочего
проводят тренинг по гражданским правам иммигрантов.
А какие права есть у гастарбайтера в Европе? Влияет ли уровень
квалификации на размер соцпакета?
У неквалифицированных и низкоквалифицированных рабочих меньше гарантий соблюдения
минимальных стандартов труда и социальных прав. Они в большей степени подвержены рискам
эксплуатации. К тому же высока вероятность, что они перейдут в неурегулированный правовой
статус из-за нежелания возвращаться домой, где возможности для трудоустройства невелики.
Но некоторые общие стандарты, обеспечивающие защищенность иностранных работников, все же
существуют.
Это, во-первых, обязательное наличие медицинской страховки, которая покрывается либо за
счет самого работника, либо - его нанимателя. Второе важное условие, гарантирующее
соблюдение прав иностранного работника, - заключение трудового договора, в котором
обязательно прописываются все условия его трудовой деятельности, включая условия труда,
уровень зарплаты и социальный пакет.
Причем разрешения на работу и проживание, в отличие от того, как это заведено в
российской практике, можно получить только после подписания этого документа. А когда срок
его действия заканчивается, работник обязан покинуть страну и провести определенное время
за ее пределами.
Например, для сезонных рабочих (это отдельное направление миграционной политики
сообщества) данный срок ограничивается шестью месяцами в год максимум. То есть: следующий
допуск после одного сбора урожая мигранту дадут только через шесть месяцев и только при
условии, что все это время он проведет вне ЕС.
Говорят, комфортнее всего мигрантам работается в Швеции. Это
так?
Возможно. Два года назад в этой стране был существенно облегчен доступ к внутреннему
рынку труда для приезжих. Сегодня там одобряют 90% всех заявок на разрешение на работу.
Большинство из которых, опять же, связаны с сельским хозяйством и рыбным промыслом.
По новому законодательству работодатель сам определяет потребность в привлечении
иностранцев, хотя необходимость публикации вакансии сохраняется: прежде чем звать на
помощь кого-то из-за границы, нужно выждать 10-дневный срок.
Если за это время на вакансию никто не отреагировал, можно приглашать гостя из-за рубежа.
Для шведской миграционной службы главное, чтобы у мигранта было при себе предложение от
будущего начальника с обязательными гарантиями в нем достойной оплаты труда (условия
трудового договора проверяют профсоюзы).
Разрешение выдается на срок действия трудового договора (два года - максимум). При этом
первые два года эта бумага «привязывает» получателя к конкретному работодателю. Но потом,
если мигрант захочет его продлить, останется только ограничение по типу выполняемых работ
(в общей сложности он может работать в Швеции четыре года).
А вот, например, в Чехии разрешения на работу выдаются исключительно адресно, связывая
мигранта с работодателем. Там с этим строго: две работы - два разрешения. Причем получить
их, как и визу, нужно до въезда в страну.
Когда Европу ставят в пример как гуманную страну приема,
многие
возражают: дескать, сравните наших «гастарбайтеров» и тех, которые приезжают на заработки
в Евросоюз. Это на самом деле две большие разницы?
Судите сами: во Франции сегодня зарегистрировано 846 тыс. иностранных работников. 40% из
них - выходцы из европейских стран, а 43% - из Африки. И большинство, согласно
статистике, имеют низкую квалификацию или не имеют вообще никакой.
Мигранты этой категории там делятся по форме занятости на «оплачиваемых» и «временных».
Первым разрешение на работу (точнее - единый документ, включающий в себя разрешения и на
работу, и на пребывание) выдается на срок более года, последним - менее.
Во Франции действуют упрощенные схемы привлечения трудовых мигрантов низкой квалификации.
Так, работодатель может подать заявку на конкретного работника в местное отделение труда,
занятости и профессионального обучения. И если трудовой договор заключен, а процедура
labor market test (та самая проверка, позволяющая оценить наличие на внутреннем рынке
труда работника требуемой квалификации) показала, что среди граждан сообщества не нашлось
желающих занять место мигранта, выдается разрешение на работу для ИРС. Вакансию вообще
могут не отслеживать, если речь идет о профессиональной группе или населенном пункте с
повышенным спросом на рабочую силу.
Но почему при этом проблема нелегальной миграции в ЕС не стоит
так
остро, как у нас?
В ЕС уделяют много внимания предвыездной подготовке и отбору иностранцев. Например, во
Франции существует еще один способ привлечения трудовых мигрантов низкой квалификации -
это анонимный контракт с гражданами тех стран, с которыми у Франции заключены
двусторонние соглашения (Бенин, Конго, Габон, Тунис, Сенегал). «Labor market tests» в
этом случае не применяются, и представительства французского Офиса иммиграции и
интеграции самостоятельно подбирают сезонных работников.
В России эти меры только-только апробируются. Недавно в Москве при Бюро МОМ открылся
информационно-ресурсный центр, в котором трудовых мигрантов могут проконсультировать по
вопросам миграционного и трудового законодательства, здравоохранения, образования, жилья,
социальной защиты. Эта программа реализуется на региональном уровне миссиями МОМ в
четырех странах и действует не только в России, но и в Таджикистане, Кыргызстане и
Казахстане.
В идеале иностранный работник должен ехать уже на конкретное место работы, имея как
минимум предварительную договоренность с работодателем относительно условий своей
занятости. В реальности же все происходит иначе: многие трудовые мигранты, собираясь в
РФ, не имеют четких представлений ни о том, где будут работать, ни о том, где будут жить.
А найти жилье и работу в чужой стране без знаний языка, законов и культуры - задача не из
легких.
Поэтому одна из целей состоит в том, чтобы изменить отношение к трудовой миграции, причем
как у принимающего общества, так и у самих трудовых мигрантов. Они должны приезжать не на
заработки, а на работу.