У Вас растут дети. Маленькие или уже постарше, от двух и до двадцати лет. Вам необходимо
уехать на длительное время в Чешскую республику. Может быть по работе, а может и по другим
причинам. Ваши дети, естественно, не говорят по-чешски. Как быть со школой?
Принципиально сейчас это уже не проблема.
В ЧР существует ряд международных учебных заведений всех ступеней – от дошкольных до университетов,
в которые могут ходить дети иностранцев.
Но мы говорим здесь только об иностранцах, которые не ищут новый дом, не хотят обживаться в сердце
Европы и интегрироваться в чешское общества.
Речь идёт о детях из семей, в которых родители уехали по работе, из-за исполнения государственных
обязанностей и т.п. О детях, которым нет необходимости включаться в чешскую систему образования.
Здесь всего несколько препятствий…
ПРАГА – МАТЬ ШКОЛ
Большинство международных школ находится в Праге и вблизи неё. Только недавно появились первые
ласточки в Моравии (Острава, Оломоуц). Поэтому проживание за пределами Праги с точки зрения
посещения школы создает много неудобств.
ПО-АНГЛИЙСКИ – И НЕ ИНАЧЕ!
В большинстве международных школ обучение происходит на английском языке. Те, кто не говорит на
английском, должны быстро адаптироваться.
Только в случаях, когда общины иностранцев достаточно велики, они создают собственные школы с
обучением на родном языке. Русский, немецкий, французский, японский…. Некоторые школы, которые
обучают на «не мировых» языках, во многих случаях за границей работают только в течение периода,
когда есть, кого учить.
Преимуществом родителей и детей с родным языком, отличающимся от английского, является простота
выбора. Для них есть только одна школа. А недостатком будет отсутствие выбора. Если школа Вашему
потомку не понравится, придётся перейти на английский.
ОПЛАТА И СНОВА ОПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ
Иногда это много, иногда меньше. Для работающих за рубежом его стоимость не представляет
принципиальной проблемы. Однако если бы они работали в ЧР за «нормальную зарплату», стоимость бы
вызывала вопросы. В обмен большинство международных школ предоставляет специальные условия.
Это выражается в малом количестве детей в классе, отличном техническом обеспечении и т.д.
ШКОЛЫ НА ПОЛПУТИ
Обратите внимание, иностранное название college, lyceum или напр. название испанская,
чешско-французская школа не обязательно означают, что идёт речь о детях иностранцев. Часто это
заведения, которые создавались с целью принимать учеников или студентов из других стран, но планы
не осуществились.
В большинстве случаев речь идёт о школах, в которых особое внимание уделяется определенному языку,
и часть предметов преподается на этом языке. Поэтому здесь скорее найдём детей из смешанных семей
или с иной связью с выбранным иностранным языком.
РАЗНООБРАЗИЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Позитивной чертой международного обучения в ЧР является рост его разнообразия, прежде всего в
области дошкольного, начального и среднего образования. Помимо классических школ также появились
школы Montessori, церковные и другие.
Большинство школ также открыто для чешских детей и молодёжи, однако учитывая достаточно высокую
плату за обучение, эта возможность широко не используется.
Помимо этого учебные планы международных школ часто разработаны так, чтобы позволяли выпускникам
легко продолжить обучение после возврата на родину. Или – если семья из числа часто переезжающих –
в иной школе той же самой международной сети.
УНИВЕРСИТЕТ ЭТО УНИВЕРСИТЕТ
Международные университеты пользуются успехом как у детей из семей находящихся в ЧР иностранцев,
так и чешских абитуриентов, которые хорошо говорят по-английски, а также у зарубежных студентов,
для которых обучение дома было слишком дорогим или им нравится путешествовать.
Обучение и коммуникация проходит на английском языке, титулы выпускников имеют ту же силу, что и
титулы, полученные напр. в университетах США. Учиться можно также в чисто чешских университетах.
Однако здесь условия очень нестабильны – зависят от конкретной специальности, университета и
меняются каждый год в большей или меньшей степени. Абитуриент должен сам активно искать информацию
об имеющихся возможностях.