Об этом много пишут и много говорят. Туристы думают, что культурный шок, если
где и бывает, то только в Северной Корее и ей подобных странах. Мигранты зачастую прижерживаются мнения, что просто местные
аборигены — полные идиоты, страна ужасна, традиции варварские, а сами новоприбывшие конечно почти само совершенство — вот
он и культурный шок...
Согласно канонам, рассматриваемым в литературе,
это явление имеет 5 фаз: 1. эйфория (когда все решительно нравится — чудные улыбающиеся иностранцы,
прекрасная обстановка и т.д. и т.п.) 2. отчуждение (когда начинаются проблемы при контактах с людьми) 3. тотальное непонимание (прибывшие усиленно хвалят свою родную страну и ругают все их окружающее, искренне
это ненавидя) 4. понимание непонимания (осознание того, что проблемы возникают из-за различий традиций,
культуры) 5. адаптация (игра по правилам принимающей стороны) У туристов вследствие короткого
пребывания в стране впечатления останавливаются на первой фазе — рассказы о том, как хорошо живут за границей, знает каждый.
До второй фазы докатываются те, кто долго находится в стране. Третья фаза, как утверждают эксперты, почти неотвратима, а
вот до 4-ой и 5-ой фазы доходят не все. По-моему большинство мигрантов останавливается на третьей фазе навсегда, потверждая
пословицу «Хорошо там, где нас нет». Есть люди, которых первая фаза не касается. К этой группе, к сожалению или к счастью,
принадлежу и я. Незадолго до первой поездки за границу, разговаривал с однокурсником о его поездке в Германию.
Он отзывался более, чем положительно: как там здорово в университете (он был там несколько недель в составе группы), на улицах
и т.д. С таким настроем и отправился в Австрию, где должен был читать доклад
и где надеялся зацепиться за аспирантуру. В последние дни перед отъездом стали раздражать грязь на улице, неимоверное использование
мата прохожими — вот, думал, скоро увижу страну, где всего этого нет. Но всплеска эйфории в Вене не произошло. К городу
присматривался с позиций возможного долгого пребывания. Оказалось нелегко себе представить, что буду долго жить там, где
язык — незнакомый (немецкий не знал), никого из знакомых нет и более того — вообще все иное. Целую неделю разбирался с их
транспортной системой: как покупать билеты, что с ними делать, до куда с ними можно ехать, но все равно полностью разобраться
не смог. Купить вилку и ложку, взвесить фрукты на весах в магазине — даже это оказалось проблемой. И так почти во всем —
в каждой мелочи. Так как поездку совершал в одиночку, то фактически все время проводил вместе с этим незнакомым миром. Серьезно
задумался, насколько нужна мне эта аспирантура, чтобы здесь жить минимум 3 года. По возвращении, при разговоре с другими
людьми все время хотелось вспомнить, как ни странно, какие-то забавные случаи (а они конечно были), лишь волевым усилием
это стремление отсекал, стараясь удержать общее представление о том, что может быть, если там остаться жить на n-ное количество
лет. Те, кто ездит в одиночку в первый-второй-третий раз в незнакомую страну (особенно без знания языка), судя по всему,
обычно умалчивают о негативных сторонах поездки — не специально, а так просто получается: вспоминается обычно хорошее и забавное. Позже поговорил с однокурсником, который хорошо отзывался о Германии. Вопросы с моей стороны были уже совсем другими: «С
кем общались? Между собой и с русскими. А из иностранцев? Ни с кем. Что кушали, еду готовили? Экономили» и в том же духе
дальше. В общем, представление достаточно мрачное — поездка на каторгу называется, а не зарубежная аспирантура. Одно дело
приехать туда с группой на недельку или месяц, совсем другое — поехать туда одному без знания языка, как минимум, на 3 года.
Там же жить нужно! А это и общение, и еда, и куча житейских проблем и т.д. и т.п. Поэтому, когда все же решил принять
приглашение в аспирантуру, на этот раз в Германию, покидать дом было нелегко.
Согласно новому отчёту Global Education Digest 2006, опубликованному Институтом
статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics), число обучающихся за рубежом студентов в 2004 году увеличилось на 41%
по сравнению с 1999 годом – с 1,75 млн. до 2,5 млн. человек...
Как отмечается в докладе, самые популярные направления
– США, которые привлекают 23% студентов от общего числа обучающихся за пределами своей
страны, Великобритания (12%), Германия
(11%), Франция (10%), Австралия
(7%) и Япония (5%). Самыми мобильными студентами оказались учащиеся из стран Африки, расположенных к югу от Сахары.
Правда, это вызвано всего лишь тем, что в этих странах зачастую нет должного количества учебных заведений и низкий уровень
образования. Согласно статистике ЮНЕСКО, в среднем из этих стран для получения высшего образования уехал за рубеж каждый
16-й студент (5,6%). В то же время учащиеся стран Северной Америки предпочитают оставаться дома: в среднем лишь один из двухсот
пятидесяти студентов (0,4%) покидает пределы своей страны для учёбы на программах послешкольного образования. Китай
является лидером по количеству отправленных за рубеж студентов: их доля среди общего числа иностранцев составляет 14%. Китайцы
предпочитают США, Японию и Великобританию. Доля студентов из стран Западной Европы составляет 17%, из Южной и Западной Азии
– 8%. Что касается России, то в 2004 году за пределами страны получали высшее образование 34473 российских студентов. Из
них 11462 выбрали Германию, 5532 – США, 2597 – Францию, 1878 – Великобританию. Ассоциация "Гольфстрим" может предложить Вам следующие программы по высшему образованию за рубежом: Финляндия Германия Австрия Канада Чехия
Информация для добровольных работников из-за рубежа
Даная информация предназначена для тех, кто желает приехать в Великобританию
в качестве добровольцев. В текущем иммиграционном законодательстве Великобритании для граждан не членов Евросоюза есть
исключение, позволяющее им приехать в страну в качестве добровольцев, для поддержки благотворительной работы и мобильности
молодежи...