Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Глас Рунета

  Все выпуски  

Глас Рунета - Люди среднего класса (4)






Здравствуйте, уважаемый читатель.

Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям их можно считать представителями этого социального образования? Ответить на эти вопросы нам помогут результаты онлайн опросов, проводимых "Гласом Рунета" с 2008 года среди российских пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию интернета.

Практически все участники опросов, за редким исключением, знакомы с понятием "средний класс" и имеют о нем свое представление. К среднему классу российские интернет-пользователи относят прежде всего тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния, включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (88% отметивших этот признак в 2008 году, 71% - в 2010 году, 67% - в 2012 году и 68% - в 2014 году), благоустроенное жильё - квартиру, дом (80%, 58%, 55% и 55% соответственно), возможность брать кредиты и возвращать их (61%, 27%, 22% и 21%), достаточное количество сбережений, накоплений (55%, 25%, 26% и 26%), один или больше автомобилей на семью (55%, 25%, 21% и 20%).

Ведущую роль в классовой самоидентификации российских пользователей интернета играют экономические факторы. Скорее склонны отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие уровень дохода на члена семьи "выше среднего". Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего".


Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете свое (Вашей семьи) материальное положение? 
                            Вы лично относите себя к среднему классу?  
                             Отношу                        Не отношу
                   2008   2010   2012   2014       2008   2010   2012   2014 
- Высокий          6,5%   3,3%   4,0%    5,%       1,4%   0,9%   0,9%   0,7%
- Выше среднего   36,3%  34,0%  34,5%  31,5%      13,8%  10,9%  12,0%  12,0%
  --------------------------------------------------------------------------
- Средний         44,8%  47,7%  44,2%  43,9%      52,7%  45,5%  45,1%  44,6%
  --------------------------------------------------------------------------
- Ниже среднего    9,0%  11,6%  11,7%  12,7%      20,4%  27,2%  26,9%  26,3%
- Низкий           1,7%   2,9%   4,6%   4,3%      10,7%  14,0%  13,9%  15,5% 

Однако большинство российских пользователей интернета оценили уровень своего материального благосостояния как "средний". Поэтому, для значительной части российских интернет-пользователей большую роль в классовой самоидентификации играют "нематериальные" признаки принадлежности к среднему классу и различные социальные возможности.

Так среди "нематериальных" признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается уверенности в завтрашнем дне и в обеспеченной старости (66% отметивших этот признак в 2008 году, 34% - в 2010 году, 35% в 2012 году и 36% в 2014 году), возможность поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (58%, 22%, 20% и 19%), хорошо отдыхать, путешествовать по миру (55%, 23%, 22% и 23%), возможности иметь много детей, обеспечивая их будущее (41%, 16%, 17% и 15% соответственно). А в качестве важнейших условий, позволяющих достичь вышеуказанных благ, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (66%, 36%, 36% и 33%), работу в успешной, перспективной компании, организации (54%, 25%, 26% и 26%), высокую профессиональную квалификацию (53%, 20%, 24% и 23%), возможность делать инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (36%, 17%, 20% и 18%).

Необходимо отметить еще один, психологический фактор идентификации российских интернет-пользователей со средним классом. Принято считать, что его представители стремятся жить, рассчитывая главным образом на собственные силы и способности. И действительно, среди тех респондентов, кто верит в то, что изменение его собственного положения зависит только от личных усилий, 54% в 2008 году и 46% в 2014 году были склонны отождествлять себя со средним классом. Напротив, среди тех, кто считает, что его положение совершенно не зависит от личных усилий, 77% в 2008 году и 78% в 2014 году не отождествляли себя со средним классом.


Как Вы думаете, в какой степени изменение вашего положения зависит от ваших собственных усилий?
(доля в % по строке)
                                   Вы лично относите себя к среднему классу?  
                                          Отношу              Не отношу 
                                    2008 год  2014 год    2008 год  2014 год
- Зависит только от Вас самих         54,4%    45,6%        35,4%    43,2%
- Зависит в определенной степени      37,6%    31,7%        50,3%    58,4%
- Совсем не зависит                   18,5%    17,4%        76,9%    77,5%

Чаще других респондентов в нашем опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владелецем или совладельцем предприятия (73% в 2008 году, 64% в 2010 году, 47% в 2012 году и 59% в 2014 году), руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения (56%, 55%, 54% и 41%), руководителем подразделения (53%, 51%, 46% и 39%), индивидуальные предприниматели (47%, 54%, 43% и 39%), профессионалы, ведущие частную практику (47%, 39%, 48% и 32%).

Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов, причислять себя к среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как финансы и страхование (52%, 58%, 55% и 46%), органы государственного или муниципального управления (51%, 49, 45% и 32%), строительство (48%, 38%, 42% и 41%), оптовая и розничная торговля (47%, 50%, 39% и 38%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (46%, 39%, 40% и 32%), информационные, юридические услуги, реклама (46%, 47%, 42% и 42%).


Как Вы считаете, существует ли в современном российском обществе "средний класс"? 
Если существует, то какова его доля среди населения России?  
                               2008 год  2010 год  2012 год  2014 год 
- Среднего класса в России нет    3%        3%        4%        4%   
- не более 10%                   28%       28%       31%       24%
- от 11% до 20%                  29%       29%       26%       28%
  ----------------------------------------------------------------
- от 21% до 30%                  19%       18%       18%       18%
- более 30%                      18%       17%       17%       21%
- Затрудняюсь ответить            3%        3%        3%        5%

Лишь 3-4% опрошенных российских интернет-пользователей утверждают, что среднего класса в современном российском обществе нет, а еще 3-5% затрудняются оценить его долю среди населения России. Сегодня около 24% опрошенных считают, что его доля не превышает 10%, 28% оценивают его долю в 11-20%, 18% оценивают его долю в 21-30%, а около 21% полагают, что доля среднего класса превышает 30% населения России.

Но если оценки доли российского среднего класса за прошедшую "пятилетку" были практически стабильными, то оценки его динамики стали более пессимистичными. Доля российских интернет-пользователей, уверенных в том, что за это время доля среднего класса среди населения России росла, сократилась в 1,8 раза. Напротив, в 2,3 раза выросла доля тех, кто отмечает снижение доли среднего класса.


Как Вы думаете, за последнюю "пятилетку" доля среднего класса среди 
населения России увеличивалась, уменьшалась или оставалась неизменной? 
                              2008 год  2010 год  2012 год  2014 год   
- Увеличивалась                 62%       39%       34%       34% 
- Оставалась неизменной         17%       23%       23%       21%
- Уменьшалась                   13%       28%       30%       30% 
- Затрудняюсь ответить           8%       10%       13%       15% 

Таким образом можно предположить, что в сознании российских интернет-пользователей сложилось представление о достижении накануне мирового экономического кризиса некоего пика в формировании российского среднего класса и последовавшей за ним стагнации.

Рассматривая возможности различных социальных групп на попадание в средний класс, российские интернет-пользователи наиболее высоко оценили шансы адвокатов, юристов, судей (61% отметивших этот признак в 2008 году, 49% - в 2010 году, 46% - в 2012 году и 40% в 2014 году), бизнесменов, предпринимателей (60%, 49%, 50% и 41% соответственно), менеджеров (58%, 43%, 37% и 30%), экономистов, бухгалтеров (49%, 39%, 33% и 29%), банкиров (31%, 25%, 23% и 20%). Шансы дотянуться до этого статуса, по мнению тех респондентов, кто допускает существование среднего класса в России, имеют инженеры и специалисты (41%, 37%, 33% и 34%), работающие, главным образом, в нефте-газовой отрасли и металлургии, сфере платного медицинского обслуживания, а также госслужащие (31%, 29%, 29% и 31%), прежде всего, политики, депутаты и чиновники, некоторые представители шоу-бизнеса (24%, 17%, 17% и 16%), финансируемой бизнесом прикладной науки, платного образования (25%, 20%, 19% и 23%).


Вы лично относите или не относите себя к среднему классу?
                             2008 год  2010 год  2012 год  2014 год 
- Отношу                        43%       41%       37%      34%  
- Затрудняюсь ответить          11%       10%       11%      10%
- Не отношу                     46%       48%       52%      56%   

По совокупности тех или иных основных критериев, к среднему классу в 2008 году себя причисляли около 43% активных российских интернет-пользователей. Но к настоящему времени эта доля уменьшилась до 34%. А личные достижения, составляющие основу такой самоидентификации, оцениваются респондентами еще более скромно.


А Вам лично за последнюю "пятилетку" удалось улучшить свое социальное 
положение, добиться каких-то успехов? 
                             2008 год  2010 год  2012 год  2014 год 
- Удалось                       70%       61%       53%      42%
- Затрудняюсь ответить           7%        8%        9%      10% 
- Не удалось                    22%       30%       38%      47%

Среди респондентов, заявляющих о своей принадлежности к среднему классу, доля тех, кто утверждают, что за последнюю "пятилетку" им лично удалось улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов, сократилась с 84% в 2008 году, до 76% в 2010, до 67% в 2012 году и до 61% в 2014 году. Большинство (не менее 2/3) представителей этой группы оценивают долю российского среднего класса не менее, чем в 20%. Однако рост доли среднего класса среди населения России за это время отмечают 47% в 2014 году против 69% в 2008 году.

Среди респондентов не причисляющих себя к среднему классу, преобладает еще более скромная оценка как личных достижений (отметили улучшение своего социального положения за последние пять лет 57% в 2008 году, 49% в 2010 году, 40% в 2012 году и 30% в 2014 году), так и структурных изменений в российском обществе (отметили рост среднего класса в России 28% в 2014 году против 55% в 2008 году). Большинство (не менее 2/3) представителей этой группы оценивают долю российского среднего класса не более, чем в 20%.

НОВЫЙ ОПРОС: "Космические перспективы"

Чтобы принять участие в этом опросе, Вам нужно пройти по следующей ссылке:

http://www.voxru.net/vote6.html

Если указанная ссылка не открывается, скопируйте ее в буфер обмена, вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод.

Публикация результатов наших исследований разрешена и всячески приветствуется, при условии, что Вы не забудете упомянуть проект "Глас Рунета" в качестве источника.

http://www.VoxRu.net



   

В избранное