Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Глас Рунета

  Все выпуски  

Глас Рунета - 'Авторское кино'






Здравствуйте, уважаемый читатель.

Как правило, авторское и фестивальное кино анализируют кинокритики, оценивая профессионализм воплощения, степень новаторства и прочие художественные достоинства. Массовая аудитория интересуется фильмами, снятыми в жанре "арт-хаус" в меньшей степени, чем коммерческими, кассовыми картинами. Попытку выявить основные характеристики зрителя авторского и фестивального кино и понять, чем он отличается от массового зрителя предприняла независимая исследовательская компания Movie Research. Опрос, охвативший несколько крупных городов России, проводился в кинотеатрах после показов фильмов, относимых к категории авторского и фестивального кино, а также среди интернет-пользователей, которые преимущественно или время от времени смотрят такие фильмы. Активное участие в онлайн-опросе приняли подписчики "Гласа Рунета".

Бытует мнение, что зрители фестивального кино - это люди старших поколений. Исследование показало, что среди учащихся школ и вообще лиц моложе 16 лет зрительская аудитория авторского кино действительно исчезающе мала. Однако в возрастной категории от 16 до 30 лет аудитория авторского кино превышает аудиторию массового кино, особенно среди учащихся ВУЗов, техникумов, колледжей. Далее, с возрастом массовое кино перетягивает на свою сторону большее число поклонников. Такой эффект обусловлен, главным образом, социальной функцией авторского кино - возможностью для зрителя позиционировать себя, как особенного человека, непохожего на остальных, более развитого в духовном отношении. Такая мотивация актуальна прежде всего для молодых людей в период когда происходит активный процесс самоопределения и поиска себя. Это со всей очевидностью следует из преобладающих определений авторского кино, данных респондентами - "кино не для всех", для особой, элитарной, продвинутой аудитории (27%); кино, в основе которого лежит авторская позиция, желание ее выразить (27%); "кино со смыслом", которое требует вдумчивого отношения (17%); необычное кино, ломающее устоявшиеся штампы, границы жанров (16%).

Любопытно отметить, что весьма немногие респонденты охарактеризовали авторское кино с помощью некоторых распространенных стереотипов - "кино, ориентированное на узкую аудиторию" (8%); "снятое не ради денег", без расчета на коммерческий успех (6%); современное (4%) или непонятное (3%). И с этим нельзя не согласиться, так как качественное, интересное авторское кино способно выйти за рамки фестивальной аудитории и дотянуться до массового зрителя, даже если это будет достигнуто с помощью домашнего просмотра на DVD или через интернет, а не кинозалов и телевидения.

Незаменимым источником информации об авторском кино считаются кинофестивали. Наибольшей известностью среди участников опроса пользуется Каннский фестиваль (67% опрошенных знают о нем, а 28% интересуются его итогами). Далее в рейтинге следуют Кинотавр (30% и 10% соответственно), Московский международный кинофестиваль (19% и 5%), Берлинский (11% и 2%), Венецианский (7% и 1%). Особое место занимают региональные кинофестивали (9% и 4%). Однако почти половина участников опроса (48%) не ориентируется в поиске информации об авторском кино на результаты каких-либо фестивалей. Аудитория авторского кино узнает о выходе новых фильмов, в первую очередь, от друзей и знакомых (46%), из афиш/плакатов в кинотеатрах (42%), из интернета (41%) - преимущественно в социальных сетях и блогах, рекламы на телевидении (12%). Реже источниками информации становятся печатные СМИ (18%), трейлеры в кинотеатрах (15%), наружная реклама (9%).

Тем не менее, роль фестивалей в формировании образа авторского кино не следует принижать. Зрители стараются посмотреть фильмы, которые победили или хотя бы были представлены на указанных нами выше фестивалях, что отражается на рейтинге режиссеров, продюссеров и кинокомпаний участвующих в создании авторского кино. Так, среди российских режиссеров фестивального, авторского, арт-хаусного кино респонденты чаще других упоминали Андрея Тарковского, Киру Муратову, Андрона Кончаловского, Бориса Хлебникова, Ивана Вырыпаева, Алексея Попогребского, Андрея Звягинцева, Александра Прошкина, Алексея Балабанова, Валерия Тодоровского, Александра Сокурова, Сергея Соловьева, Алексея Учителя, Валерию Гай Германику, Алексея Германа, Ренату Литвинову. Среди зарубежных режиссеров внимание любителей авторского кино наиболее привлекают Федерико Феллини, Ингмар Бергман, Жан-Люк Годар, Роман Полански, Анжей Вайда, Эмир Кустурица, Педро Альмодовар, Ким Ки Дук, Джим Джармуш, Ларс фон Триер, Питер Гринуэй, Акира Куросава, Франсуа Озон и другие мастера кино.

Лишь 11% российских респондентов, представляющих аудиторию авторского кино, предпочитают смотреть фильмы отечественных режиссеров, а 15% - зарубежное авторское кино. Большинство же (74%) не разделяет своих предпочтений по национальному признаку.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ:

Педантичность - многогранное понятие. С одной стороны - это стремление следовать раз принятым формам, ревнивое и упорное соблюдение всяких мелочей, упущение из виду самой сущности дела. С другой стороны - педантичность проявляется в исполнительности, ответственности, добросовестном исполнении обязанностей, строгости и точности, любви к истине.

Предлагаем Вашему вниманию вопросы для самотестирования, которое позволит оценить, в какой мере Вам присуще это неоднозначное качество.

Принять участие в тестировании Вы можете на сайте "Гласа Рунета"

С уважением, Александр Иванов                         ICQ 151117420

Публикация результатов наших исследований разрешена и всячески приветствуется, при условии, что Вы не забудете упомянуть проект "Глас Рунета" в качестве источника.

http://www.VoxRu.net



   

В избранное