Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Глас Рунета

  Все выпуски  

Глас Рунета Глас Рунета



 
Напоминаем, что некоторые почтовые сервисы (в частности Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru, Hotmail.com) некорректно отображают страницу с HTML-письмом при его просмотре на вебе. Затруднения также могут возникать у пользователей The Bat - им придется открывать HTML-письмо в браузере и голосовать оттуда, и Microsoft Internet Mail - в этом случае лучше сразу подписаться на текстовый вариант рассылки.
 
     Сервис онлайн-опросов "Глас Рунета"
Здравствуйте уважаемый читатель.

Один из недавних опросов на "Гласе Рунета" был посвящен исследованию особенностей виртуализации личности в сообществе блоггеров.

Блоги или интернет-дневники появились в конце 20 века как аналог "гостевой книги" - средства получения отзывов или другой обратной связи от потребителя интернет-услуги. Однако очень скоро получили самостоятельное значение. В отличие от широко известных сетевых форумов, и других средств интернет-коммуникации, моделирующих непосредственное общение между людьми, блог ориентирован на отложенное во времени чтение текстов автора. У этих текстов нет конкретного адресата, как это было в эпистолярном жанре. И все же любой читатель может оставить "на полях прочитанной книги" свои пометки; автор прочтет их, и возможно ответит. Спецификой большинства личных блогов является то, что их содержание посвящено отображению событий собственной жизни автора, значимых для него переживаний или размышлений. При этом сохраняется высокая степень свободы автора в выборе тематики, содержания и формы дневниковых записей. Заинтересованность читательской аудитории побуждает автора интернет-дневника вести его активно и регулярно. Опосредованность взаимодействия обеспечивает авторам и читателям блогов необходимое чувство безопасности. Обсуждение "френдами" поступков и событий как собственной жизни, так и жизни самого автора, способствует их рефлексивной переоценке. Все эти факторы в совокупности создают благоприятную среду для формирования, активного поиска и реализации индивидуального стиля личности.

Можем ли мы утверждать, что при подобной свободе самопрезентации открытые виртуальные дневники отражают реальную жизнь и личность автора, способствуют ее развитию и формированию? Или правы пессимисты, полагающие, что ведение интернет-дневника, где "каждый является тем, что он пишет", - лишь способ эскапизма, порождение альтернативной "виртуальной" личности, компенсирующей неуспешность и недостатки "реальной". Существует ли вероятность того, что глобальные процессы сетевого взаимодействие породят новые системы "реальных" социальных отношений, изменят саму структуру социальной идентичности человека, значительно снизив роль половозрастных, этнических, территориальных и культурных факторов межличностного взаимодействия? Потеряют ли в сетевой коммуникации значимость такие социальные категории как пол, возраст или этничность, которые составляют значимую часть идентичности современного человека?

В проведенном нами исследовании приняли участие 1608 пользователей Рунета. В их числе 18% могут быть названы активными блоггерами, ведущими на момент опроса хотя бы один личный дневник. Если же рассмотреть поведение этих активных блоггеров более детально, то надо отметить, что 56% из них начинали когда-либо вести только один, 24% - два, а 19% - более двух интернет-дневников. При этом, свой первый или единственный блог 52% активных блоггеров начали вести более одного года назад, 44% - менее одного года назад, а 4% затруднились ответить на этот вопрос. Примерно 30% активных блоггеров делают записи в своем основном дневнике несколько раз в неделю, а 16% с еще большей частотой. С другой стороны, около 35% делают записи несколько раз в месяц или еженедельно, а 15% с еще меньшей частотой.

Среди тех пользователей Рунета, кто на момент опроса не вел личного блога, абсолютное большинство (86%) подобного опыта никогда и не имели, однако 7% все-таки вели в прошлом один личный блог, а 4% брались за это дело неоднократно. При этом, свой первый или единственный блог 39% бывших блоггеров начали вести более одного года назад, 38% - менее одного года назад, а 22% затруднились ответить на этот вопрос.

Кроме указанных выше различий стоит отметить, что среди тех пользователей Рунета, кто на момент опроса приостановил ведение личных блогов, 49% поступали со своими старыми дневниками самым радикальным образом, то есть закрывали их. Напротив, среди активных блоггеров только 28% имели на момент опроса, помимо "живого" болога, еще и закрытые в прошлом интернет-дневники. Если же мы будем рассматривать всех респондентов, когда-либо предпринимавших более одной попытки ведения личного блога, то обнаружим, что около 65% таких "многостаночников" предпочитают сохранять жизнь всем своим дневникам. Разумеется, из этого не следует, что всем сохраненным блогам их авторы уделяют равное внимание.

Анализ ответов активных блоггеров показал: только 10% стараются скрывать в тексте дневника информацию о себе и своей реальной жизни. Из дневников 58% можно узнать их настоящий внешний вид, 85% - настоящий пол и 72% - возраст. Информацию о реальном месте работы или учебы автора можно узнать из 43% блогов. При том, что у каждого пользователя системы есть виртуальное имя - nick name - настоящие имя и фамилию открывают читателям 30% авторов, а 24% не скрывают и настоящие имена своих друзей и близких. Примерно 48% авторов сообщают адрес электронной почты и, таким образом, готова к продолжению коммуникации.

Кто же получает эту информацию? По степени знакомства со своими виртуальными друзьями в реальной жизни активные блоггеры поделились на три примерно равные группы: 28% не знакомы лично ни с кем из виртуальных друзей, 38% - знают менее половины, а 27% - знакомы с большей частью или почти со всеми. Из близких родственников практически никогда читателями блогов не являются родители (около 3%) или дети (около 4%) автора. Что может быть объяснено возрастными особенностями блоггеров, средний возраст которых в России 21-31 год, хотя многие (более 40%) имеет семью и детей. Однако супруги (12%) блоггеров как и их братья и сестры (10%) читают личные интернет-дневники своих близких не намного чаще. Коллеги знакомы с блогом в 19% случаев, а вот близкие друзья и просто личные знакомые читают блоги регулярно - в 62% и 66% случаев соответственно. Примерно в четверти (24%) случаев среди читателей блога нет никого из непосредственного окружения автора.

Сколько же постоянных читателей у интернет-дневника? Около 40% имеют в своей френд-ленте до 10 человек "друзей"; еще 30% - от 20 до 100 и только 12% (включая "тысячников") - более 100 человек. Столько же, по мнению респондентов, включили их дневник в собственные ленты. Таким образом, данные о размерах френд-лент опрошенных нами активных блоггеров значимо и сильно коррелируют с их представлениями о том, сколько людей включили их в свои френд-ленты. Более 40% никогда не ограничивали круг читающих их сообщения закрытыми записями (только для друзей). Практически 60% никогда не использовали интернет-дневник в закрытом режиме (личная запись только для собственного прочтения). Ограничивают круг читающих близкими друзьями чаще женщины. Следует отметить, что женщин среди авторов интернет-дневников вообще больше чем мужчин (62% женщин и 38% мужчин).

О чем же пишут блоггеры? И здесь мы встречаем существенный отпечаток реальной личности. Более молодые чаще пишут о себе, своих знакомых и близких, описывают повседневные дела, события, только что произошедшие или происходящие с ними, рассуждают о взаимоотношениях с противоположным полом. Подобное содержание сообщений также более характерно для женщин, которые при этом чаще, чем мужчины используют закрытые записи ("только для друзей"). Мужчины и блоггеры постарше предпочитают информативные сообщения, приглашения к диалогу, охотнее читают и анализируют результаты голосований и тестов, а также сообщения, касающиеся политических событий. Хотя в целом сообщения на политические темы не очень распространены в дневниках (всего 5% блоггеров постоянно пишут об этом и около 15% - читают). Женщины охотнее читают и пишут о лично знакомых им людях. Мужчинам же интереснее чтение записей о лично им незнакомых людях.

Свои сообщения как эмоциональные женщины оценивают чаще, чем мужчины, однако в наличии у себя в дневнике резких или грубых сообщений чаще сознаются мужчины. В то время как женщины настаивают на крайне редком появлении таких сообщений в блогах, которые им интересно читать. По поводу эмоциональности авторов дневников интересно привести данные специального исследования "Особенности выражения эмоций в виртуальных дневниках", проведенного Курчаковой Н.В. в 2006 году. Мотив выражения эмоций является важным на этапе включения в дневниковую активность, а со временем он заменяется другими мотивами, в первую очередь, коммуникативным. В начале ведения дневника эмоциональность связана с возрастом и взаимодействием пола и возраста, а затем эта связь пропадает, и уровень эмоциональности становится примерно одинаковым. Представляется, что это говорит об усвоении неких "норм" ведения публичного дневника. Развитие "блогосферы" идет в направлении формирования дополнительной системы коммуникации, обладающей рядом отличительных характеристик, в которой складываются своеобразные традиции группового и межличностного взаимодействия. В ходе ведения своего блога, автор формирует собственную репутацию, которая постоянно оценивается читателями. И, как показывают результаты различных опросов, большинство блоггеров вовсе не скрывают информацию о себе, а, напротив, настойчиво доводят до своих читателей доказательства своей подлинности, своей реальности. От этого во многом зависит уровень доверия к сообщению, размещённому в блоге.

Таким образом, мы можем наблюдать в текстах дневниковых записей гендерные и возрастные особенности личности автора. Изучение блогов показывает, что вероятность встречи там настоящего "виртуала" не так велика. Технологические средства "виртуализации" личности значительно опережают психологические. Предположение, что опыт взаимодействия в Сети ведет к ослаблению, и, в перспективе, к полному распаду традиционных идентичностей тех, кто этот опыт приобрел, не подтверждается. Так что с преобразованием реальных идентичностей в подобие идентичностей виртуальных, и, шире, с превращением оффлайнового мира в придаток Сети придется подождать.

В подготовке настоящего выпуска были использованы данные исследовательского проекта "Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность", предоставленные Зайцевой Ю.Е.

НОВЫЙ ОПРОС: "Почтовые клиенты"

Некоторые почтовые сервисы (в частности Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru) некорректно отображают страницу с HTML-письмом при его просмотре на вебе. Затруднения также могут возникать у пользователей The Bat.

В указанных случаях Вам следует открыть HTML-письмо в браузере и голосовать оттуда или непосредственно на сайте "Гласа Рунета"

Какими программами (mail-клиентами) Вы пользуетесь в настоящее время для чтения/отправки электронной почты? (Укажите все программы, которые Вы используете со всеми e-mail в различных точках доступа)
web-интерфейс (Internet Explorer)
The Bat! 1.61 и более старшие версии
The Bat! версии младше 1.61
web-интерфейс (Netscape Navigator)
Netscape Messenger
web-интерфейс (Opera)
Opera Mail
web-интерфейс (Mozilla/Firefox)
Mozilla Thunderbird
MS OutLook 2000
MS OutLook версии младше 2000
OutLook Express 6.0 и более старшие версии
OutLook Express версии младше 6.0
Eudora Pro
Pegasus Mail
Calypso E-mail
Другая почтовая программа или/и броузер под Windows
Другая почтовая программа или/и броузер под Unix / Linux и т.д.
Затрудняюсь ответить. Не знаю.
Что из перечисленного поддерживает mail-клиент, которым Вы чаще всего пользуетесь?
Письма формата HTML
Поддержка XML
Поддержка XHTML
Поддержка CSS
Выкачивание картинок (*.GIF, *.BMP, *.JPEG и др.)
Выполнение JavaScript
Выполнение VBScript
Выполнение ActiveX
Выполнение Flash
Выполнение ECMAScript
Доступ по протоколам POP3/SMTP
Доступ по протоколу IMAP4
SSL соединение
TLS соединение
Поддержка IFrames
Поддержка RSS
Nescape plugins
Затрудняюсь ответить. Не знаю.
Какие из указанных факторов для Вас наиболее важны при выборе почтовой программы? (Укажите не более трех наиболее важных факторов)
Привычка. Опыт использования.
Корпоративный стандарт
Поставляется вместе с операционной системой
Дизайн, графика
Эргономичность и настраиваемость интерфейса
Функциональные возможности управления почтой
Требования к ресурсам. Размер.
Русификация
Надежность
Защищенность. Безопасность.
Бесплатная или условно-бесплатная программа
Затрудняюсь ответить
Какие из используемых Вами почтовых программ являются лицензионными?
Все
Только некоторые
Ни одна
Затрудняюсь ответить. Не знаю.
Какие из компьютеров, с которых Вы обычно просматриваете свою почту, оснащены почтовой программой, поставленной в комплекте с операционной системой?
Все
Только некоторые
Ни один
Затрудняюсь ответить. Не знаю.
Заменяете ли Вы, если имеете такую возможность и право, используемые Вами почтовые программы их более новыми версиями?
Нет, никогда
В некоторых случаях
Да, всегда
Нет такой возможности/права (Пропустить вопрос)
Заменяете ли Вы, если имеете такую возможность и право, используемые Вами почтовые программы, когда в них обнаруживаются существенные недостатки, мешающие в работе с почтой?
Нет, никогда
В некоторых случаях
Да, всегда
Нет такой возможности/права (Пропустить вопрос)
Задаете ли Вы для своего mail-клиента правила сортировки входящих писем?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить. Не знаю.
Удаляете ли Вы накопленную корреспонденцию (несколько писем за один раз) не открывая ее?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить. Не знаю.
Устраивает ли Вас mail-клиент, которым Вы чаще всего пользуетесь?
Полностью устраивает
Скорее устраивает
Скорее не устраивает
Совершенно не устраивает
Затрудняюсь ответить
Собираетесь ли Вы в ближайшие 6 месяцев поменять mail-клиент, которым чаще всего пользуетесь?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить. Не знаю.
     Глас Рунета

С уважением, Александр Иванов                         ICQ 151117420

Публикация результатов наших исследований разрешена и всячески приветствуется, при условии, что Вы не забудете упомянуть проект "Глас Рунета" в качестве источника.

http://www.VoxRu.net



   

В избранное