Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Глас Рунета

  Все выпуски  

Глас Рунета



 
Напоминаем, что некоторые почтовые сервисы (в частности Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru, Hotmail.com) некорректно отображают страницу с HTML-письмом при его просмотре на вебе. Затруднения также могут возникать у пользователей The Bat - им придется открывать HTML-письмо в браузере и голосовать оттуда, и Microsoft Internet Mail - в этом случае лучше сразу подписаться на текстовый вариант рассылки.
 
Здравствуйте, уважаемый подписчик.

Один из наших последних опросов был посвящен Исследованию мировоззренческих тенденций повседневного мышления пользователей Рунета, а именно - выявлению в их массовом сознании наиболее распространенных социально-культурных типов ментальности.

Методика данного исследования была разработана в рамках социологического проекта "Томская инициатива". Теоретическим основанием здесь служит понимание ментальности как существенной характеристика любого общества, поскольку в качестве социокультурного субъекта человек принадлежит не столько объективному миру, сколько интерсубъективной картине мира, творимой тем или иным доминирующим модусом сознания (типом ментальности). Можно выделить четыре таких состояния человеческого духа в истории цивилизации и становлении индивидуальной психики:

  • "роевое Мы-сознание", предполагающее самоидентификицию индивида с некоторой общностью индивидов;
  • "ролевое (авторитарное) Он-сознание", предполагающее самоидентификацию индивида с ролью в социуме;
  • "уединенное Я-сознание", предполагающее самоидентификацию индивида с самосознанием;
  • "конвергентное (солидарное) Ты-сознание", предполагающее самоидентификацию индивида с содержанием другого индивидуального сознания ("я" как "ты" для другого).

    При доминировании в ментальности роевого модуса сознания картина мира децентрирована. Мирообразующее отношение здесь - отношение "своего" и "чужого" (а не центра/периферии). Ментальный вектор ценностных реакций и поведенческих стереотипов такого сознания вектор покоя.

    У ментальности с авторитарной доминантой картина мира экстрацентрична. Отождествляя себя с ролью в миропорядке, "я" располагается на большем или меньшем расстоянии от его центра в промежутке между центром и "краем" мира, за которым начинается неприемлемая для этого менталитета маргинальность. Ментальный вектор в данном случае - вектор власти (обеспечиваемой властными отношениями порядка).

    Ментальность уединенного сознания творит интроцентричную картину мира: "я" созерцает мир с позиции центра, а все остальные компоненты мира актуальны лишь в меру своей соотнесенности с этой позицией. Если действительные социальные отношения, в которые вступает субъект уединенного сознания, не способствуют реализации его претензий на центральное местоположение в мире, он оказывается в позиции внутренней (а нередко и внешней) маргинальности к миру "других". Ментальный вектор такого самоутверждающегося сознания - вектор свободы.

    Конвергентному сознанию присуща полицентричная, неплоскостная картина мира, где "я" составляет один из многих ее полюсов. Такое "я" реализует себя не в ролевом исполнительстве и не в акте самоутверждения, а в "диалоге согласия". Оно нуждается для самоактуализации в необезличенном "своем другом". Широта конвергентной картины мира зависит от множественности "своих других" (не сливающихся в референтную группу роевого или авторитарного сознаний) и в принципе может быть бесконечной. Ментальный вектор ценностной и поведенческой конвергенции - вектор ответственности (внеролевого самоограничения личной свободы, не посягающей на свободу "других").

    В исторической ретроспективе модусы сознания являют собой его становления, фазы ментальности, между которыми существует эволюционная последовательность их актуализации в культуре. В практической же жизни повседневного сознания ни один из перечисленных ментальных типов не выступает в чистом виде; здесь модусы сознания предстают уровнями, структурирующими деятельность каждого ментального "я". Всякий акт индивидуального мышления совершается на том или ином из этих уровней, отвечает тому или иному вектору духовности. Человек современных обществ, как правило, обладает не постоянным, а переменным менталитетом: в разные эпохи и в различных ситуациях своей личной и общей исторической жизни в его духовном бытии могут преобладать различные тенденции. Конфигурации этих тенденций и составляют ментальность данного общества.

    Для обнаружения столь глубинных, не подлежащих непосредственному наблюдению процессов была разработана методика фрейм-анализа повседневного сознания. Такого рода анализ менталитета дает, конечно, приблизительные результаты. Однако он позволяет осуществлять диагностику ментальных тенденций общественной жизни. Посредством прямых вопросов нельзя выявить действительные поведенческие реакции респондентов. Выявленные когнитивные реакции на вопросы могут быть в известной степени неадекватными: спровоцированными самой искусственностью коммуникативной ситуации опроса или навязанными официальным языком анкетирования, чуждым социокультурному коду респондента и его референтной группы. Эту ограниченность социологического опроса возможно в какой-то мере компенсировать изучением фреймов сознания - своего рода "атомов" ментальности.

    Непосредственным предметом наблюдения и истолкования выступают приоритетные фреймы: из четырех высказываний с общим тематическим словом, но различными продолжениями респондентам предлагается выбрать одно, наиболее для него убедительное. Каждое такое высказывание преимущественно соотносимо с одним из вышеуказанных типов ментальности. Сами же высказывания отобраны по результатам предварительных глубинных (свободных) интервью и анализа различных публичных текстов.

    Фрейм - структура не информативная, а нормативная. Поэтому, респонденту фактически предлагается выразить свою лояльность существующей норме, а не создавать собственную. Тема высказывания раскрывается посредством целого ряда фреймов. Высказывание при этом несет информацию в той мере, в какой осуществляет выбор одного из возможных фреймов данного тематического ряда. Информативность высказывания резко возрастает в случае конфликта фреймов. Например, в высказывании "Прокурор ограбил" налицо конфликт фреймов "Прокурор обвиняет" и "Преступник грабит". Микросценарии многократно повторяющихся явлений или действий по природе своей носят стереотипный характер. Варьируемые компоненты фреймов по преимуществу ценностно значимы. Так, фрейму "Солнце согревает (оживляет)" противостоит фрейм "Солнце опаляет (убивает)". Это же касается и фреймов социального поведения. Если в советское время основным фреймом на тему армии был, вероятно, фрейм "Армия защищает отечество", то в сознании определенной части современных россиян, с высокой степенью вероятности, существуют фреймы "Армия бедствует", "Армия разлагается", "Армия калечит людей" и т.п.

    Всего разработанная фрейм-анкета включала в себя 24 позиции: 22 тематических гнезда по 4 фрейма в каждом, а также набор из 18 символов, ценностная значимость которых соотносима с каждым из четырех вышеуказанных типов ментальности.

    Конечный результат опроса оказался достаточно неожиданным. Исходя из традиционных представлений о российской ментальности, можно было предположить преимущественный выбор фреймов первого или второго типов. Учитывая либерализацию общественного сознания в последнее десятилетие, можно было предвидеть существенную долю выбора также и фреймов третьего типа. Однако в целом распределение предпочтений оказалась существенно иным. И в самом деле: "покой" признали "нормой жизни" лишь 49,7% опрошенных; тогда как "свободу" - 66,7%. "Ответственность" признали "нормой жизни" 57,2%; тогда как авторитарно отождествили "ответственность" с "долгом" лишь 34,2%. Признали, что "власть портит человека" 48,8% опрошенных, и только 17,2% продолжают авторитарно думать, что "власть обеспечивает порядок".

    Из 88 фреймов анкеты предпочтение между типами распределилось так... 
    Всего ответили: 4085 человек
                                            Пользователи Рунета, проживающие:                      
                                                  За рубежом   В России 
    - "роевое Мы-сознание"                          18,4%       19,3% 
    - "ролевое (авторитарное) Он-сознание"          19,0%       18,7% 
    - "уединенное Я-сознание"                       17,6%       17,6% 
    - "конвергентное (солидарное) Ты-сознание"      40,9%       40,6%.
    
    Так как преобладание четвертого типа фреймов довольно значительно, можно сказать, что пользователи четвертого ментального типа составляют не простое, а конструктивное большинство. Интересно отметить, что аналогичый опрос среди населения Томской области дал идентичные результаты по авторитарному (18,1%) и уединенному (17,5%) типам ментальности, но заметно большую долю носителей роевого (26,7%) сознания и, напротив, меньшую долю носителей конвергентного (37,5%) сознания.

    Обнаруженная тенденция тяготения повседневного сознания пользователей Рунета к ментальности "конвергентное (солидарное) Ты-сознание" подтверждается также их предпочтениями символов, включенных в анкету. Респондентам было предложено сделать выбор одного из 18 символов, который в наибольшей степени соответствует представлению респондента о смысле жизни.

    Предложенные символы, в отличие от некоторых фреймов, совершенно не нагружены социально-идеологическим содержанием, но связаны определенными ценностными ассоциациями. В частности, предпочтение большинством (25%) респондентов символа "колесо" (наиболее частотные ценностные ассоциации этого символа - Успех, Достаток, Мир, Творчество, Могущество, Родина, Труд) и символа "лабиринт" (наиболее частотные ценностные ассоциации этого символа - Образование, Могущество, Творчество, Развитие, Смысл жизни, Достаток, Профессионализм) делает еще более убедительным выявленное фреймовым исследованием лидерство конвергентного модуса сознания среди пользователей Рунета.

    НОВЫЙ ОПРОС: "Удаленный доступ в Интернет"

    Некоторые почтовые сервисы (в частности Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru) некорректно отображают страницу с HTML-письмом при его просмотре на вебе. Затруднения также могут возникать у пользователей The Bat.

    В указанных случаях Вам следует открыть HTML-письмо в браузере и голосовать оттуда или непосредственно на сайте "Гласа Рунета"

    1. Как часто Вы смотрите кинофильмы:
    ...по телевизору?
      ...на видеокассетах
    или/и на DVD?

     Каждый день
     Почти каждый день
     3-4 дня в неделю
     Несколько раз в месяц
     Не чаще одного раза в месяц
     Не смотрю
     У меня нет телевизора/видео-/DVD-плеера
     Затрудняюсь ответить
    2. А как часто Вы смотрите кинофильмы в кинотеатрах?
    Раз в неделю и чаще
    Несколько раз в месяц
    Раз в месяц
    Несколько раз в квартал
    Раз в квартал
    Несколько раз в полгода
    Раз в полгода
    Несколько раз в год
    Раз в год и реже
    Не хожу в кинотеатры
    Затрудняюсь ответить
    3. Фильмы каких жанров Вы предпочитаете смотреть?
    Комедии
    Ужасы, триллеры, катастрофы
    Фантастика
    Приключения
    Исторические
    Боевики, военные
    Реалистические фильмы о современной жизни
    Мультфильмы
    Эротика
    Детективы
    Мелодрамы, love-story
    Психологические, драмы
    Музыкальные
    Другие жанры (Пожалуйста, напишите) 
    Затрудняюсь ответить
    4. Если говорить о новых российских кинофильмах, как часто Вы их смотрите?
    Смотрю почти все фильмы, стараюсь не пропустить ни одного
    Смотрю главным образом наиболее популярные фильмы
    Смотрю только те фильмы, которые мне интересны
    Смотрю от случая к случаю все, что удается посмотреть
    Не смотрю. Предпочитаю зарубежное кино (-->Перейдите к вопросу No8)
    Не смотрю. Предпочитаю старое кино советских времен (-->Перейдите к вопросу No8)
    Затрудняюсь ответить
    5. Каким образом Вы чаще всего смотрите новые российские фильмы?
    В кинотеатре, как только фильм выходит в прокат
    На лицензионных DVD, которые обычно выходят через несколько недель после начала проката
    На пиратских DVD: пусть они и хуже по качеству, зато дешевле и появляются быстрее, чем лицензионные
    Смотрю только те фильмы, которые скачал (-а) через Интернет
    На видеокассетах
    Смотрю фильмы только по ТВ
    Когда как получится - и в кино, и на DVD, и по ТВ
    6. Какие из нижеперечисленных российских фильмов, вышедших в кинопрокат, начиная с января 2006 года, Вы видели?
    "Азирис нуна"
    "Большая любовь"
    "Бумер. Фильм второй"
    "Вдох-выдох"
    "Глазами волка"
    "Город без солнца"
    "Граф Монтенегро"
    "Дневной дозор"
    "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" (м/ф)
    "Жесть"
    "Заяц над бездной"
    "Знаки любви"
    "Изображая жертву"
    "Князь Владимир" (м/ф)
    "КостяНика. Время лета"
    "Лифт"
    "Мне не больно"
    "Никто не знает про секс"
    "Охота на пиранью"
    "Перегон"
    "Питер FM"
    "Полумгла"
    "Поцелуй бабочки"
    "Прорыв"
    "С Дона выдачи нет"
    "Сволочи"
    "Связь"
    "Седьмой день"
    "Точка"
    "Требуется няня"
    "Фарт"
    "Фартовый"
    "Хоттабыч"
    "Чайка"
    7. О каких новых российских фильмах, которые выйдут в кинопрокат в ближайшие год-два, Вы слышали?
    "977"
    "07" меняет курс"
    "12 разгневанных мужчин"
    "Андерсен. Жизнь без любви"
    "Антидурь"
    "Антикиллер 3: Сумеречная зона"
    "АССА-2"
    "Блюз опадающих листьев"
    "Бой с тенью 2"
    "Вий"
    "Внук Гагарина"
    "Волкодав из рода Серых Псов"
    "Вольный перевод"
    "Вторая жизнь доктора Тырсы"
    "Гадкие лебеди"
    "Глянец"
    "Граффити"
    "Груз 200"
    "День денег"
    "Дом Солнца"
    "Еще две истории"
    "Живой"
    "Жулики"
    "Звезда Семирамиды"
    "Илья Муромец и Соловей Разбойник" (м/ф)
    "Кинофестиваль, или Портвейн Эйзенштейна"
    "Кинь Вавилон"
    "Клуб"
    "Княжна Мери"
    "Консервы"
    "Кракатук" (м/ф)
    "Красивая"
    "Красный жемчуг любви"
    "Кружовник"
    "Любовь-морковь"
    "Мальтийский крест"
    "Марш-бросок 2"
    "Мертвые дочери"
    "Меч Без Имени"
    "Меченосец"
    "Многоточие"
    "Монгол. Часть первая"
    "Мужской сезон 2: Время гнева"
    "На свете живут добрые, хорошие люди"
    "Нанкинский пейзаж"
    "Нас не догонишь"
    "Не думай про белых обезьян"
    "Невечерняя"
    "Ненасытные"
    "Нулевой километр"
    "Обитаемый остров"
    "Обратный отсчет"
    "Остров"
    "Параграф 78"
    "Парк советского периода"
    "Последний забой"
    "Простые вещи"
    "Путевой обходчик"
    "Пушкин. Последняя дуэль"
    "Русалка"
    "Свободное плавание"
    "Сдвиг"
    "Скалолазка и последний из седьмой колыбели"
    "Слуга Государев"
    "СМЕРШ-XXI"
    "Старлей, Победа и весна"
    "Странник"
    "Стритрейсеры"
    "Танкер "Танго"
    "Тарас Бульба"
    "Трудно быть богом"
    "Тупой жирный заяц"
    "Тюльпан"
    "Флэш.ка"
    "Человек безвозвратный"
    "Чингисхан"
    "Эйфория"
    "Экватор"
    "Ярик"
    8. Что влияет на Ваш выбор, посмотреть новый (премьерный) фильм, или не посмотреть?
    Реклама в кинотеатрах
    Реклама на ТВ
    Рецензии в прессе (журналы, газеты, интернет)
    Мнения друзей, записи в блогах и форумах, "сарафанное радио"
    Наружная реклама
    Призы кинофестивалей
    Реклама в Интернете
    Состав актеров
    Режиссер фильма
    Жанр фильма
    Другое (Пожалуйста, напишите) 
    Затрудняюсь ответить
    9. Где Вы обычно узнаете о новых (премьерных) фильмах?
    В кинотеатрах
    Из рекламы на ТВ
    Из публикаций, рекламы в СМИ
    В Интернете
    Наружная реклама
    Реклама на радио
    От знакомых
    Из других источников (Пожалуйста, напишите) 
    10. На каких интернет-ресурсах Вы обычно узнаете информацию о новых (премьерных) фильмах?
    Поисковые машины
    Специализированные киносайты
    Интернет-версии газет и журналов
    Популярные форумы и блоги
    Официальные промо-сайты фильмов
    Афишные порталы
    Почтовые рассылки
    Другие ресурсы (Пожалуйста, напишите) 
    11. Сейчас вышел в прокат новый российский фильм, посвященный интернету, - "Хоттабыч". Если Вы о нем слышали, то откуда Вы о нем узнали?
    Не слышал (-а) / Не помню
    Постеры и стенды в кинотеатрах, флаеры, наклейки
    Рекламные ролики в кинотеатрах
    Реклама в метро
    Реклама в городе
    Реклама на радио
    Реклама в Интернете
    Статьи и заметки в прессе
    Предпремьерный показ на рок-фестивале "Нашествие"
    В Интернет-салонах Cafemax
    "Хоттабыч-мобиль" автомобиль из фильма видел в Москве
    Отзывы знакомых, "сарафанное радио"
    Из других источников (Пожалуйста, напишите) 
    12. Видели ли Вы рекламу "Хоттабыча" в Интернете, а если да, то где?
    Не видел (-а) / Не помню
    Mail.ru, баннерная реклама
    Mail.ru, конкурсы, акции, игры, аукцион, подписи в письмах
    Rambler.ru
    Yandex.ru
    Afisha.ru
    ICQ
    Акция "Хоттабыч исполняет желания"
    Конкурс приколов "Фотожаба"
    Filmz.Ru ("Настоящее кино")
    Kinokadr.Ru
    Kinoros.Ru ("Кино России")
    Film.Ru
    Kinomania.Ru
    Официальный промо-сайт фильма (www.hottabych.net)
    Другая реклама в Интернете (Пожалуйста, напишите) 
    13. Как, по-Вашему мнению, нужно рекламировать новые (премьерных) фильмы в Интернете?
    Качественно сделанный, красивый промо-сайт фильма
    Широкое распространение рекламных видеороликов в интернете
    Рекламные баннеры на специализированных киносайтах (Кинокадр, Киномания, Настоящее кино, Кино-Г.ру, Кинопоиск, Фильм.Ру, Кино России)
    Рекламные баннеры на популярных порталах и новостных лентах (Яндекс, Рамблер, Мэйл.Ру, Афиша.Ру, Газета.Ру)
    Специализированные почтовые рассылки
    Другим образом (Пожалуйста, напишите) 
    14. Что, по вашему мнению, должен содержать, официальный промо-сайт фильма?
    Основную информацию о фильме (синопсис, списки актеров и создателей)
    Фотогалереи
    Видеоролики
    Обои, аватары
    Музыкальные треки
    Конкурсы и викторины с призами
    Флэш-анимацию
    Форум
    Новости
    Другое (Пожалуйста, напишите) 
    Глас Рунета

    С уважением, Александр Иванов                         ICQ 151117420

    Публикация результатов наших исследований разрешена и всячески приветствуется, при условии, что Вы не забудете упомянуть проект "Глас Рунета" в качестве источника.

    http://www.VoxRu.net



       

  • В избранное