Нужно отметить, что вне зависимости от того, читал кто-то мои статьи или нет, но Кремль начал вести более активную политику в белорусском направлении, и это уже оказало своё позитивное влияние на внутриполитическую ситуацию в Белоруссии.
Вместе с тем, взятый курс на конституционную реформу, как на единственный ключ к решению кризиса в Белоруссии, имеет серьёзные уязвимости, и в настоящей статье я их укажу.
Сначала о взятом курсе на конституционную реформу.
1. Лукашенко заявил об изменении авторитарной системы в Белоруссии путём конституционной реформы. Ссылка.
2. Виктор Бабарико: «мы создаем партию «Вместе» для участия в конституционной реформе». Ссылка.
Сама по себе идея хорошая: подготовить текст новой Конституции Республики Беларусь (хотя лучше было бы попутно переименовать страну в Белую Русь), вынести её на всенародное обсуждение, по итогам которой внести в Проект поправки, затем вынести Проект на всенародный референдум, потом новые выборы президента страны уже по новой Конституции.
Проблемы же вот в чём:
1. Процесс подготовки текста новой Конституции и всё прочее – процесс очень и очень длительный. А Белоруссия находится в состоянии острого политического кризиса, усугублённого внешней блокадой с Запада, и развивающимся экономическим кризисом. Шансы «усидеть» год в кресле президента у Лукашенко есть только в случае прямого софинансирования Белоруссии со стороны России.
Читатель может самостоятельно ознакомиться с восемью основными рисками финансовой политики Александра Лукашенко в статье на РБК: «Блеск и нищета белорусской экономики».
Лукашенко на сей счёт полон оптимизма, и высказался в том ключе, что, мол, «не в первый раз преодолеваем трудности», мол, «мир не без добрых людей» (помогут), мол, «выкрутимся и в этот раз». Однако в прошлые разы было совсем по-другому. Сейчас во весь рост развивается кризис всей мировой экономики, и тратить «подушку безопасности» России исключительно на сохранение Лукашенко во власти – очень не разумно.
И население Белоруссии было раньше не избаловано материальным достатком, тогда как сейчас население Белоруссии столкнётся с серьёзным снижением своего жизненного уровня, и это никоим образом не работает на укрепление власти Лукашенко.
Таким образом, в создавшихся условиях нужны быстрые решения. Затягивание кризиса на год может свести на нет все усилия.
Напомню, что мы (в смысле Кремль) дали Януковичу 3 ярда в долг, и до сих пор не вернули эти деньги. Мы (в смысле Кремль) можем пойти по тем же граблям, и дать Лукашенко 3 ярда в долг, и через год обустраивать быт семьи Лукашенко в Ростове-не-резиновом. А можем взяться за ум, и вместо того, чтобы тупо давать безвозвратные деньги, можем преодолеть белорусский кризис другими, более быстрыми, методами.
2. Конституционная реформа не гарантирует изменение авторитарной системы в Белоруссии.
Сегодня Лукашенко говорит одно, завтра будет говорить другое. Мы это уже проходили много раз. Не верят Лукашенко и в самой Белоруссии.
Кроме того, попробуй Лукашенко действительно изменить авторитарную систему в Белоруссии, у него, скорей всего, ничего не получится. Потому что он не знает КАК. Да и не такое это простое дело, как может кому-то показаться.
Допустим, что Лукашенко удалось просидеть в своём кресле год, и вот референдум по Конституции. Считать голоса будет всё тот-же ЦИК, что ранее «насчитал» Лукашенко 80 процентов. Кстати говоря, Лукашенко вполне мог набрать 50 тире 60 процентов, и выиграть выборы честно, безо всяких манипуляций со стороны ЦИК. В крайнем случае, если бы набрал чуть меньше 50 процентов, провёл бы второй тур вместе с Тихановской, и выборы таки выиграл. Но авторитарная система в Белоруссии «нарисовала» ему 80 процентов. Могла бы нарисовать любую цифру, в том числе и выше 100 процентов. То есть, референдум по новой Конституции не может считаться легитимным при том же самом ЦИК по причине тотального недоверия к ЦИК Белоруссии.
Что делать?
Я бы со своей стороны рекомендовал использовать некоторые наши наработки по Проекту «Идеальное государство».
В частности, первое, что нужно сделать – внести соответствующие поправки в законы, регулирующие вопросы формирования и деятельности ЦИК Белоруссии.
Сделать это можно легко, в случае наличия доброй воли Лукашенко, потому что парламент Белоруссии у него сейчас карманный.
Так в чём же будет заключаться новация?
Она будет заключаться в том, что:
1. ЦИК Белоруссии станет независимым государственным органом, кадровый состав которого формируется самим населением. Любой человек может выдвинуться кандидатом в ЦИК, и если наберёт 5 (пять) процентов голосов от числа пришедших на выборы, то автоматически становится членом ЦИК. Затем все, кто набрал 5 процентов голосов, собираются в одном месте, и выбирают из своей среды Председателя ЦИК.
2. Для обеспечения честности и прозрачности всенародных выборов в члены ЦИК Белоруссии выборы будут открытыми и поимёнными. В нашем Проекте они ещё и электронные, но этот момент лучше отставить, потому что для условий нынешней Белоруссии это уже перебор, ибо слишком сложно. Достаточно того, что выборы в члены ЦИК Белоруссии будут открытыми и поимёнными. Результаты поименного голосования нужно будет опубликовать на госсайтах, и продублировать на сайтах общественных организаций, чтобы каждый избиратель мог проверить, правильно ли учтен его голос. И если нет – то необходимо оперативно исправить. Для чего выборы у нас спроектированы происходящими в 3 (три) дня. И только на третий день, после урегулирования всех претензий избирателей, подсчитываются голоса в пользу кандидатов в члены ЦИК.
Далее, я предлагаю ввести в Белоруссии трёхпартийную парламентскую систему, которая состоит из следующих партий:
1. Консервативная.
2. Демократическая.
3. Либертарианская.
Внутри каждой из перечисленных партий могут (и должны) быть фракции и внутрипартийная борьба по демократическим канонам. Выигравшая партийный праймериз фракция выходит на общенациональные выборы в парламент.
А чтобы каждая партия могла свободно агитировать, каждой из трёх партий даётся в управление одна из ведущих в стране СМИ. Путём жеребъёвки.
Итак, мы сначала сформировали независимый ЦИК из честных и порядочных людей, которым доверяет население Белоруссии, затем сформировали три партии, которые идут на выборы.
Голосование тут может быть уже и тайным, хотя в нашем Проекте все выборы исключительно открытые и поимённые. Закрытыми их делать есть смысл только в условиях низкой правовой культуры в стране, когда есть риск преследования избирателей по критерию их «неправильного» голосования на выборах. То есть, для условий нынешней Белоруссии лучше всё-таки выборы в парламент оставить закрытыми.
Итог всех мероприятий: наконец-то сформирован парламент Белоруссии, который отражает политические предпочтения населения Белоруссии.
Именно народный парламент Белоруссии и должен разрабатывать проект новой Конституции, и ставить его на всенародный референдум. Президент же есть Гарант Конституции, и по юридической логике он НЕ должен предлагать её менять. Иначе получается какой-то абсурд.
Президент является главнокомандующим, под ним все силовики. Источником всех бед Белоруссии было то, что Лукашенко, кроме того, занимался ещё и экономикой. Нужно сделать так, чтобы Премьера назначал не президент, и даже не предлагал кандидатуру Премьера в парламент, а чтобы Премьера назначал сам парламент Белоруссии. Вот тогда у Белоруссии и населения Белоруссии есть шанс на выход также и из экономического кризиса.