Про науку и образование.
Но сейчас не об этом, а про науку и образование.
Поскольку в России есть люди, которые пишут во много раз лучше меня, то нет смысла плодить лишние тексты: ниже я выкладываю старую статью Русина (amfora) в сокращении, плюс добавлю видео к теме и свой комментарий. Поехали.
amfora. Учиться, учиться, и еще раз...
Хотите верьте, хотите нет, но образование – это базовый процесс в обществе.
И основной показатель деятельности правительства. Ещё есть воспитание и молодёжная политика, но они тоже в значительной части погружаются в процесс образования, если рассматривать его широко – не только как разучивание таблицы умножения, а в целом, как процесс подготовки образованных и культурных граждан.
Образование, воспитание, культура – это основа, от которой зависит всё остальное. Абсолютно всё. Любые другие сферы деятельности – вторичны.
Экономика? Не смешите меня.
Какую экономику вы собрались строить, если у вас нет образованных людей? Собирать бананы? Или качать газ? Привозить иностранных специалистов чтобы они привезли с собой оборудование, настроили и научили малограмотных мужиков вовремя открывать и закрывать вентиль? Такую экономику вы собираетесь строить, не имея науки и образования?
А вот если экономика лежит в руинах, как после Второй мировой, если страна должна три ВВП за поставки по лендлизу, если все коровы съедены в блокаду, но при этом в стране много грамотных и патриотично воспитанных граждан – тогда через десять лет вы получите и быстрорастущую экономику, и ядерную бомбу, и АЭС, и космос, и всё остальное.
Толпа папуасов неизбежно спустит любую экономику в сортир.
Любое оборудование, которое белые люди привезут папуасам, будет либо сломано, либо продано, либо потеряно. За ненадобностью. И они даже сами не поймут, как все случилось. Вчера было – сегодня нет.
Кто виноват? Ну, ясно же, кто...
Яркий пример этого процесса мы наблюдаем на Украине. На момент получения независимости страна имела самую развитую промышленность среди всех республик бывшего Союза, кроме, может быть, РСФСР.
И где это всё?
ВВП Украины в 1991 году был сопоставим с Польшей.
И что от него осталось? Страна стала беднейшей на всем постсоветском пространстве. Может быть, только в Средней Азии кто-то живёт хуже. И это при наличии полезных ископаемых, заводов, морских портов и торговых путей между Россией и Европой.
Если система образования разрушена – пиши пропало.
Экономика, промышленность, армия, всё остальное – становятся временными остаточными явлениями.
Где сейчас украинская армия?
В 1991 году это была 5-я по численности и вооружению армия в Европе. Где она сейчас? Остатки армии сражаются с собственным народом на остатках советской техники.
Вот и весь итог.
Где вы видели крепкую боеспособную армию в стране, в которой нет хорошей системы образования и воспитания молодёжи?
Поэтому повторяю – система образования и воспитания первична. Все остальное – вторично и зависимо. Всё!
А это значит, что деятельность любого правительства следует оценивать в первую очередь исходя из того, укрепило оно систему образования и воспитания, либо ослабило. Если укрепило – тогда можно смотреть на состояние экономики, армии, спецслужб и так далее. Можно спорить о сокращении или росте внешних долгов, о налоговой политике, о работе дипломатов, о демократии, о сельском хозяйстве и о чем угодно еще. Но только если система образования укрепилась. Иначе – до свидания.
Если система образования ослаблена – можно смело умножать любые другие достижения правительства на ноль. Да хоть в десять раз увеличивайте ВВП – без массового образования весь рост ВВП достанется кучке крупных бизнесменов, а то и вовсе уйдёт за рубеж.
Как пришло, так и ушло.
Крепкая армия? Да хоть звезду смерти постройте – идиоты её через год уронят, хорошо ещё если на Солнце, а не на собственную столицу. Поставят вверх ногами датчики бокового отклонения, вколотят их молотком в пазы и понеслась...
Экономика, армия, полиция, запрет казино – при ослаблении системы образования это все медленно, но верно превращается в ноль. Вопрос времени.
Вот мы сейчас поднимем экономику, получим деньги и тогда мы...
Что тогда? Тогда займёмся наукой и образованием?
Это глупость, достойная Кличко. Или Порошенко, который обещал закончить АТО в считанные часы.
Экономика впереди образования – это телега впереди лошади.
Это деньги, которые приходят и успешно растаскиваются по углам. В том числе чиновниками в самой системе образования. Не говоря уже о том, что управленец, работающий в логике «сначала деньги, а потом образование» – всегда будет крутиться на первом шаге. Получив первые деньги, он будет думать «вот сейчас я их удачно вложу, получу ещё больше денег и вот тогда вложу в науку». А когда получается прибыль – управленец думает «пока идёт прибыль, нужно пользоваться моментом, побольше заработаем, а вот потом займёмся наукой». И так до бесконечности. Процесс заканчивается только тогда, когда случается кризис, и заработанные ранее деньги спускаются на латание бюджетных дыр. И в конечном итоге остаются одни долги.
Что сделали большевики после революции?
При всех своих ошибках, при всех недостатках, большевики сделали одно очень важное дело, которое полностью компенсировало все прочие упущения и позволило вытащить страну из той пропасти, в которой она оказалась в ходе гражданской войны.
Это был ликбез.
До революции Россия была аграрной малограмотной страной.
Да, в России была академия наук. Были академики. Было много учёных мужей. Но наука и образование были уделом меньшинства. Большинство было просто безграмотным. Доля грамотных по стране составляла около 21%. Три класса церковно-приходской школы – и то не у всех.
Более того, после революции, в ходе гражданской войны, страну покинула значительная часть интеллигенции. И этот провал тоже необходимо было восполнить. И большевики это сделали. Они посадили за парты всех. Всю страну. Сельские клубы, избы-читальни...
Да, это зачастую преследовало цели революционной пропаганды. Но не только.
А теперь представьте, что Ленин решил бы сначала подзаработать, а потом на вырученные деньги... чем бы это закончилось? Ничем!
Страна лежала в руинах, сплошь и рядом процветал бандитизм, контра, местами элементарное безвластие, экономика представляла собой лоскутное одеяло ещё более штопанное, чем сегодня на Украине. А в стране принимается декрет о ликвидации безграмотности. Дата декрета – 26 декабря 1919 года.
Но фактически ликбез начался еще раньше. Известен плакат 1918 года, который гласил: «Неграмотный – тот же слепой, всюду его ждут неудачи и несчастья».
И ведь не поспоришь...
Большевики сделали это! В стране, в которой до революции только 21% населения умел читать и писать, а с учетом отъезда интеллигенции и потерь в ходе гражданской войны грамотных оставалось еще меньше, – уже через 10 лет уровень грамотности вырос до 50% в сельской местности и 80% в городах. Более, чем в три раза за десять лет.
К 1939 году – через 20 лет после революции и гражданской войны – уровень грамотности приблизился к 90%.
Да, большевики допускали много ошибок. Но они сделали главное, чем должно заниматься правительство – они создали систему образования. И у них появились кадры, которые могли решать любые задачи.
И они их решили.
Да, Сталин сажал людей в лагеря.
Но он сажал их ещё и за парты. И за парты он посадил гораздо больше, в десятки раз.
Был создан ОСОАВИАХИМ, в рамках которого по всей стране молодёжь осваивала технику, занималась авиамоделированием, которое быстро стало популярным занятием (потом вся эта молодежь стала летчиками Второй мировой), занимались радиоделом (будущие техники и связисты).
О какой индустриализации могла идти речь, если бы грамотность в стране оставалась на уровне 20%? Какая победа могла быть у безграмотной аграрной страны во Второй мировой – в войне танков и авиации?
О чем вы?
Немца победил не Жуков и не Сталин.
Немца победили грамотные и хорошо подготовленные советские люди – миллионы, десятки миллионов грамотных людей. А вот их подготовка – это уже заслуга руководства страны начиная с декрета о ликвидации безграмотности.
Образованный человек может всё.
Он может создать экономику, промышленность, может построить самолёт и подводную лодку, создать радио и лучший в мире танк, а потом и лучший в мире автомат.
Необразованный человек не может ничего. И никакие иностранные инвестиции, оборудование, инструменты, снаряжение, вооружение, боеприпасы впрок ему не пойдут.
Есть такая поговорка – лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
Есть и другая – дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу – и он будет сыт всю жизнь.
Кеннеди, тот самый, который президент США, после полёта Гагарина, признавая проигранную космическую гонку, сказал: «СССР победил нас за школьной партой».
И это верно.
СССР создал такую систему образования, которая дала стране десятки миллионов инженеров и квалифицированных рабочих, из них вышли миллионы учёных и конструкторов, из них – тысячи академиков и руководителей конструкторских бюро. Именно это стало залогом победы в космической гонке. Не разовый вброс каких-то невероятных финансовых средств, а система – система образования.
В 1920 году крестьяне в лаптях, без копейки в кармане, шли в клуб чтобы учиться читать и писать. В 1946 году рабочие после смены шли на вечерние курсы.
Никто не ждал, когда вырастет экономика и появятся деньги, чтобы вложить их в науку, построить какой-нибудь институт или поехать учиться уму-разуму за рубеж. Народ учили, не дожидаясь, когда на это появятся деньги. Народ посадили за парты сразу – на следующий день после того, как он вернулся с войны.
А потом уже появилась экономика.
Народ, который научился читать и писать, за 10 лет создал новую экономику. Причём дважды. Сначала в 30-е, потом в 50-е. В 50-е годы экономика СССР росла такими темпами, что руководство США и Великобритании опасалось, что при сохранении темпов роста к 70-му году СССР обойдет их по ВВП на душу населения. И это было реально.
Сегодня многие оценивают советскую экономику по 80-м годам. Но это в корне неверно. В 70-е годы, во времена брежневского застоя (застой – очень точное определение той эпохи) – развитие страны прекратилось, и рост экономики сошёл на нет. Но в 60-е и начале 70-х уровень жизни в СССР не уступал среднеевропейскому. И советский автопром того времени не был посмешищем. И строительство жилья велось опережающими темпами – половина страны в то время смогла переселиться из бараков и частных домов в отдельные квартиры без подселений.
Сколько нужно времени, чтобы поднять экономику из руин на уровень развитых стран? Имея систему образования – 10-20 лет.
Не имея системы образования, эта задача невыполнима.
Почему 10 лет?
За 10 лет школьник превращается в выпускника и молодого специалиста, студент – в опытного специалиста и кандидата наук. Курсант превращается в командира роты. Командир роты превращается в полковника. Мастер превращается в начальника цеха. Начальник цеха превращается в директора завода. И так далее.
10 лет – это время, за которое страна, обладающая прогрессивной системой образования, может сделать рывок.
От страны, лежащей в руинах, до быстрорасущей экономики – 10 лет. Если есть система образования.
И бесконечно долго, если её нет.
Как украинцы докатились до жизни такой? Они подкосили свою систему образования переходом на украинский язык.
Украинский язык сам по себе не плохой, это просто диалект русского. Только на нём нет такого объема научной и методической литературы, как на русском. А главное – нет такого количества педагогов и специалистов, такой научной школы, которая сформировалась на русском языке.
А тех, кто плохо знал украинский или выступал за использование русской литературы – они увольняли. И в результате очистили свою систему образования от большинства квалифицированных кадров.
И всё.
Оценить деятельность правительства можно по одному критерию – развитие или деградация системы образования. Всё прочее – вторично.
А теперь посмотрим вокруг. Я смотрю, и я не вижу ОСОАВИАХИМ…
===
Ну, и так далее: автор (amfora) долго перечисляет пороки нынешней системы образования в России. А какой прок в таком перечислении? По мнению автора, источник Зла – правительство, которое в должной мере не занимается образованием и наукой. Моё мнение – виновата ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, в которой может долгие годы работать одно и то же Правительство, не неся никакой ответственности перед народом.
Виновата ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА, в которой органично существует эта самая политическая система. Идеология, которой на бумаге в России нет: она под запретом. Но которая по факту есть, и эта идеология либерализма с элементами социального государства, сохранившегося от СССР.
Из прежней идеологии СССР мы выкинули всё, что касалось «догоним и перегоним Америку!», и оставили пенсии-пособии и некоторую часть медицины. И к этому «обрезку» мы прикрутили либерализм, иначе говоря – безответственность чиновников и поклонение всему западному.
Если же начать реформу политической системы России, то потребуется менять идеологию государства, а это означает смерть прежнего государства, и мучительные роды государства нового – с возможными потерями территорий и новой Гражданской войной. Об этом уместно вспомнить сегодня – в день окончания прежней Смуты.
Можно ли модернизировать государство Российское без скатывания в новую Смуту? Можно. В том случае, если сначала создать новое государство – с совершенной (по возможности) политической системой и другой идеологией. (кому интересно, смотрите дискуссии на эту тему: и раз и два, и три. ) Есть заброшенная территория по соседству, на которой, время от времени, хозяйничают американцы, – территория бывшей Украины. Вот там и можно создать новое государство, опробовать-обкатать, и после успешно завершённых испытаний безопасно присоединить к этому государству Российскую Федерацию путём проведения на территории РФ референдума о добровольном вхождении РФ в состав нового государства с переносом столицы объединённого государства в Петербург.
Что же до модернизации системы образования, то над этим нужно как следует подумать заранее, и тщательно всё спланировать. Чем я и предлагаю заняться сообщникам вместо пустопорожней болтовни. Вот, например, какие есть 8 реальных проблем системы образования во всём мире:
https://www.youtube.com/watch?v=djrta1ON6pI
У кого какие толковые идеи по поводу модернизации системы образования?