Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Мариинского городского суда Кемеровской области: обзор июльских изменений в федеральное законодательство


В июле 2022 года вступил в силу ряд федеральных законов,
касающихся деятельности районных (городских) судов общей юрисдикции
Бушуев Алексей Владимирович,
консультант Мариинского городского суда
Кемеровской области
Представляем обзор некоторых из этих изменений, коснувшихся Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального кодексов Российской Федерации, а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИЗМЕНЕНИЯ, КОСНУВШИЕСЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССЕ
Изменения, внесённые в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), и вступившие в силу с 25 июля 2022 года, коснулись статьи 85 ГПК РФ («Обязанности и права эксперта»), статьи 95 ГПК РФ («Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам») и статьи 98 ГПК РФ («Распределение судебных расходов между сторонами»).
Часть третья статьи 95 ГПК РФ до 25 июля регулировала условия вознаграждения за выполненную работу экспертов, специалистов и переводчиков, а также порядок определения размера вознаграждения экспертам и специалистам.
С 25 июля положения части третьей касаются только переводчиков. Согласно новой редакции части третьей статьи 95 ГПК РФ переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Соответствующие положения, касающиеся специалистов и экспертов, выделены в новые части четвёртую и пятую, согласно которым эксперты и специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и специалистами. Размер вознаграждения за проведение судебной экспертизы экспертом государственного судебно-экспертного учреждения, назначенной по ходатайству лица, участвующего в деле, определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с руководителем государственного судебно-экспертного учреждения.
При этом статья 98 ГПК РФ дополнена новой частью шестой, согласно которой в случае неисполнения стороной или сторонами обязанности, предусмотренной частью первой статьи 96 ГПК РФ («Внесение сторонами денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам»), если в дальнейшем они не произвели оплату экспертизы или оплатили её не полностью, денежные суммы в счёт выплаты вознаграждения за проведение экспертизы, а также возмещения фактических расходов эксперта, судебно-экспертного учреждения, понесённых в связи с проведением экспертизы, явкой в суд для участия в судебном заседании, подлежат взысканию с одной стороны или с обеих сторон и распределяются между ними в порядке, установленном частью первой этой же статьи 98 ГПК РФ.
Одновременно с этим из абзаца второго части второй статьи 85 ГПК РФ исключена ссылка на часть первую статьи 96 ГПК РФ. Таким образом, в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесённых расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учётом положений статьи 98 ГПК РФ.
НЕКОТОРЫЕ КАТЕГОРИИ ОСУЖДЁННЫХ С 9 ИЮЛЯ 2022 ГОДА
МОГУТ РАНЬШЕ ПОЛУЧИТЬ ПРАВО НА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
До 9 июля 2022 года исчисление срока для применения условно-досрочного освобождения при замене наказания более мягким его видом осуществлялось только после замены наказания, то есть без учёта отбытой части наказания, назначенного первоначально по приговору суда.
В целях улучшения положения осуждённых, стимулирования их к правопослушному поведению и успешной адаптации в обществе после освобождения от отбывания наказания с 9 июля 2022 года срок наказания, после фактического отбытия которого может быть применено условно-досрочное освобождение к осуждённому, которому неотбытая часть наказания ранее заменена более мягким видом наказания, исчисляется с момента начала срока отбывания наказания, назначенного по приговору суда.
Указанное требование установлено новой частью 32 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, введённой Федеральным законом от 28 июля 2022 г. № 200-ФЗ «О внесении изменения в статью 79 Уголовного кодекса Российской Федерации».
С 14 ИЮЛЯ ИЗМЕНЕНЫ НОРМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) дополнен статьёй 2824, устанавливающей уголовную ответственность за неоднократные пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Теперь этих противоправные действия влекут уголовную ответственность за совершение этих деяний лицами, подвергнутыми административному наказанию за любое из административных правонарушений, предусмотренных статьёй 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами»).
Максимальным наказанием за совершение этих преступлений является лишение свободы на срок до четырёх лет.
Предварительное следствие по уголовным делам, предусмотренным данной статьёй 2824 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.
Статья 208 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14 июля предусматривает уголовную ответственность не только за организацию незаконного вооружённого формирования или участия в нём, но и за участие в вооружённом конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации. Тем самым статья дополнена новой частью третьей, которая предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет за участие граждан России или постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства в вооружённом конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники на территории иностранного государства в целях, противоречащим интересам России (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьёй 275 УК РФ («Государственная измена»)).
При этом основания освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных данной статьёй, установленные примечанием к ней, не распространяются на преступления, предусмотренные новой частью третьей этой статьи.
Ранее за совершение преступлений, предусмотренных статьёй 2841 УК РФ («Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации её деятельности») устанавливалась уголовная ответственность только в случае совершения этих преступлений на территории Российской Федерации. Теперь же уголовная ответственность наступает и в случае совершения этих преступлений за рубежом.
Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 322 УК РФ («Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации»), с 14 июля наступает в том случае, если в действиях обвиняемого отсутствуют признаки преступлений, предусмотренных статьёй 2832 УК РФ («Нарушение требований по защите государственной тайны»).
Также Уголовный кодекс дополнен статьёй 2742 «Нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования» и статьёй 2804 «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства».
При этом нормы об уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного частью второй вышеуказанной статьи 2742 УК РФ, вступают в силу с 1 января 2023 года.
Отметим, что все перечисленные виды преступлений относятся к подсудности районных судов. Обзор не коснулся изменений, затрагивающих преступления, отнесённые к подсудности судов общей юрисдикции регионального уровня.
С 25 ИЮЛЯ 2022 ГОДА УСИЛЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ВОДИТЕЛЯМИ, ЛИШЁННЫМИ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Некоторые составы статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») дополнены новыми квалифицированными видами – «совершение лицом, не имеющим или лишённым права управления транспортными средствами».
Соответствующие пункты добавлены в части вторую, четвёртую и шестую статьи 264 УК РФ.
Одновременно с этим Уголовный кодекс дополнен новой статьёй 2643, устанавливающей уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.
Согласно внесённым изменениям в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, дела о преступлениях, предусмотренных новой статьёй 2643 УК РФ, подсудна районным судам.
Важно отметить, что дополнением части первой статьи 1041 Уголовного кодекса Российской Федерации с 25 июля предусмотрена конфискация транспортного средства, принадлежащего обвиняемому, и использованного им при совершении преступления, предусмотренного статьёй 2641, 2642 или 2643 УК РФ.
Внесены соответствующие изменения и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 12.7 КоАП РФ («Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством») дополнена частью 4, в соответствии с которой повторное управление транспортным средством водителем, лишённым права управления транспортными средствами, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей либо обязательные работы на срок от 150 до 200 часов.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 12.7 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.
Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 12.7 КоАП РФ, подлежит отстранению от управления транспортным средством, а в отношении транспортного средства применяется мера обеспечения в виде задержания транспортного средства.
Правила уплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.7 КоАП РФ, не применяются.
С 25 ИЮЛЯ 2022 ГОДА МОДЕРНИЗИРОВАНЫ
ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЫТКИ
Из статьи 117 УК РФ («Истязание») квалифицированный признак, предусмотренный пунктом «д» части второй («с применением пытки»), заменён на истязание, совершённое с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего.
Также признано утратившим силу примечание к данной статье, устанавливающее понятие пытки.
Теперь понятие «пытка» в более детальном и чётком определении даётся в примечании к статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
Согласно введённому примечанию к статье 286 УК РФ, под пыткой в статьях Уголовного кодекса Российской Федерации понимается действие (бездействие), которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль либо физические или нравственные страдания, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания, наказать его за содействие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера.
При этом оговорено, что не является пыткой причинение физических или нравственных страданий, которые возникают в результате правомерных действий должностного лица или другого лица либо неизбежно сопряжены с такими действиями.
Одновременно с этим часть третья статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») дополнена новыми квалифицированными видами превышения должностных полномочий: «группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой», «в отношении несовершеннолетнего», а также «из корыстной или иной личной заинтересованности».
Такой квалифицированный вид превышения должностных полномочий, как превышение этих полномочий, совершённое с применением пытки, законодатель выделил в отдельную часть четвёртую для возможности ужесточения наказания за совершение такого вида преступления. Так, деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 286 УК РФ, совершённые с применением пытки, наказываются лишением свободы от 4 до 12 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 10 лет.
За совершение вышеуказанных деяний с применением пытки, повлёкших по неосторожности смерть потерпевшего или причинение тяжкого вреда его здоровью, может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 20 лет. Это установлено новой частью пятой указанной статьи 286 УК РФ.
Достаточно серьёзным изменениям также подверглась статья 302 УК РФ («Принуждение к даче показаний»).
В статью введён новый субъект преступления: «иной сотрудник правоохранительных органов», а также расширен круг лиц, потерпевших от преступления: осуждённый и оправданный.
Такой квалифицированный вид принуждения к даче показаний, как совершённое с применением пытки, выведен в отдельный состав (часть третья) с возможностью назначения наказания в виде лишения свободы от 4 до 12 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 10 лет.
А принуждение к даче показаний, совершённое с применением пытки, и повлёкшее по неосторожности смерть или причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (новая часть четвёртая) наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с лишением права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью на срок до 20 лет.
25 ИЮЛЯ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРИНЯТЫЕ ВО ИСПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
Правило о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение за впервые совершённое правонарушение с 25 июля распространяется на всех субъектов административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления контрольных (надзорных) мероприятий. Ранее это правило касалось только некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридических лиц, а также их работников. Соответствующее изменение внесено в часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ («Предупреждение»).
Аналогичное изменение внесено и в часть первую статьи 4.11 КоАП РФ («Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением»).
Новой частью 34-1 статьи 4.1 КоАП РФ («Общие правила назначения административного наказания») установлено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, в случае, если предусмотренный санкцией соответствующей нормы права об административных правонарушениях размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ (предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причинённого ущерба или добровольное устранение причинённого вреда), административный штраф назначается в минимальном размере, установленном за совершение соответствующего административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частями 22 и 32 статьи 4.1 КоАП РФ (некоторые исключительные обстоятельства, которые дают основание назначить штраф в размере менее минимального), а также статьёй 4.11 КоАП РФ («Замена административного наказания в виде штрафа предупреждением»).
Статья 22.2 КоАП РФ («Полномочия должностных лиц») дополнена новой частью 8, согласно которой должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия или проверки, и возбудившее дело об административном правонарушении на основании признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения и выявленных в ходе проведения указанных контрольных (надзорных) мероприятий или проверки, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, когда административное наказание назначается без составления протокола в соответствии со статьёй 28.6 КоАП РФ.
По ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, наряду с уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей может быть допущен к участию в деле в качестве защитника также уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. Соответствующее дополнение внесено с статью 25.51 КоАП РФ.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации также включён в перечень лиц, уполномоченных заявлять ходатайство о досрочном прекращении административного приостановления деятельности, приведённый в части 3 статьи 32.12 КоАП РФ («Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности»).
Новой редакцией части 3 статьи 28.1 КоАП РФ («Возбуждение дела об административном правонарушении») введено ограничение на возбуждение должностным лицом дела об административном правонарушении, установленное новой нижеприведённой частью 31 этой же статьи.
Новой частью 31 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом контрольных (надзорных) мероприятий, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой же статьи 28.1 КоАП РФ поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом проверки или совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора) или постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных нижеприведёнными частями 32 – 34 этой же статьи 28.1, а также в случае назначения административного наказания без составления протокола.
В соответствии с новой частью 32 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия или проверки и контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора) или постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных соответствующими статьями 27.10, 27.14 и 27.16 КоАП РФ.
Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия в рамках постоянного государственного контроля (надзора) или постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение 24 часов.
В соответствии с новой частью 34 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ («Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»), могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае непредставления в орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Одновременно с этим в новой редакции изложено примечание к статье 28.1 КоАП РФ, в соответствии с которой положения частей 31 и 32 этой же статьи 28.1 КоАП РФ распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом контрольных (надзорных) мероприятий, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статья 32.2 КоАП РФ («Исполнение постановления о наложении административного штрафа») дополнена новой частью 13-3, в соответствии с которой при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, лицом, привлечённым привлечённым к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного штрафа.
Следует отметить, что это правило не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.312, частями 5 – 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 81, 91 - 39 статьи 19.5, статьями 19.51, 19.6, 19.75-2, 19.8 - 19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.
В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлечённому к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьёй, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлечённого к административной ответственности. Этот вопрос разрешается в порядке, установленном статьёй 31.8 КоАП РФ («Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания»).
Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Следует отметить, что в случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьёй, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с этой новой частью 13-3 статьи 32.2 КоАП РФ, также наряду с иной установленной законом информацией должна быть указана в постановлении по делу об административном правонарушении.
При этом установлено, что случай, предусмотренный частью 13-3 статьи 32.2 КоАП РФ, является исключением для исполнения такого постановления в полном объёме с момента вступления его в законную силу. Соответствующее изменение внесено в часть 2 статьи 31.2 КоАП РФ («Обязательность постановления по делу об административном правонарушении»).
Отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа, административного ареста, лишения специального права или принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренная частью 1 статьи 31.5 КоАП РФ, с 25 июля может предоставляться на срок до шести месяцев. Ранее эта отсрочка могла предоставляться на срок до месяца.
С 14 ИЮЛЯ 2022 ГОДА УСИЛЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ТЕРРИТОРИЙ
ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
14 июля вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), направленные на пресечение правонарушений, связанных с загрязнением территорий отходами производства и потребления и причинением вреда окружающей среде от подобных правонарушений.
В основном изменения коснулись статьи 8.2 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Для граждан в два раза увеличен размер административного штрафа за несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ).
За повторное в течение года совершение вышеуказанного правонарушения размер штрафа для граждан увеличен более чем в полтора раза, и теперь составляет от трёх до пяти тысяч рублей (часть 2 статьи 8.2 КоАП РФ).
Также более чем в полтора раза увеличен размер штрафа для граждан за совершение вышеуказанных правонарушений, если они повлекли причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии (часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ).
Одновременно с этим статья 8.2 КоАП РФ дополнена новыми составами административных правонарушений.
Новой частью 31 указанной статьи установлено, что загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов (если эти действия не совершены с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов или других самоходных машин) влечёт наложение административного штрафа:
на граждан в размере от 10 до 15 тысяч рублей;
на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей;
на юридических лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей.
Повторное совершение вышеуказанного административного правонарушения повлечёт за собой следующие виды и размеры наказаний (часть 32 статьи 8.2 КоАП РФ):
на граждан наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей;
на должностных лиц наложение административного штрафа в размере от 40 до 60 тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения правонарушения, или без таковой;
на юридических лиц наложение административного штрафа от 60 до 100 тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения правонарушения, или без таковой.
Если же административное правонарушение, предусмотренное вышеуказанной частью 31 статьи 8.2 КоАП РФ, совершено с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, то наказанием за совершение таких действий будет являться (часть 33 статьи 8.2 КоАП РФ):
для граждан наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 тысяч рублей;
для должностных лиц наложение административного штрафа от 60 до 80 тысяч рублей;
для юридических лиц наложение административного штрафа от 100 тысяч до 120 тысяч рублей.
Также установлена повышенная административная ответственность за повторное совершение вышеуказанного административного правонарушения, совершённого с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин (часть 34 статьи 8.2 КоАП РФ).
Одновременно с этим действия новых вышеуказанных составов административных правонарушений распространены на случаи сброса отходов с транспортных средств в лесах и на некоторых водных объектах. Соответствующие изменения внесены в часть 5 статьи 8.13 КоАП РФ («Нарушение правил охраны водных объектов») и в часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ («Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»).
Следует отметить, что через 180 дней после для официального опубликования указанных изменений (с 11 января 2023 года) также вводится возможность фиксации административных правонарушений, предусмотренных вышеизложенными частями 31 – 34 статьи 8.2 КоАП РФ, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи.
—————————————————————————————

В избранное