← Сентябрь 2016 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
10
|
11
|
||||
15
|
17
|
18
|
||||
24
|
25
|
|||||
За последние 60 дней 73 выпусков (несколько раз в день)
Сайт рассылки:
http://mariinsky.kmr.sudrf.ru
Открыта:
05-11-2011
Статистика
0 за неделю
Новости Мариинского городского суда Кемеровской области от 5 и 6 сентября 2016 года
ОПУБЛИКОВАНО
В ЖУРНАЛЕ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СУДЕБНЫЙ ВЕСТНИК КУЗБАССА», 2016 г., № 2
Особенности публикации судебных актов на официальных сайтах
районных (городских) судов и мировых судей Часть первая.
Виды судебных актов, не подлежащих публикации1 1 июля 2016 года исполнилось шесть лет со дня вступления в силу Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Однако споры о видах судебных
актов, подлежащих публикации, сроках их опубликования, а также предмета их деперсонификации не утихают до сих пор.
Так, например, М.Л. Поздняков в своих трудах ссылается на то, что в случаях, когда оглашение судебных решений проводится открыто, то и деперсонифицировать ничего не нужно. Как он справедливо замечает, «сегодня никто не может точно ответить на вопрос, есть ли в судебных актах персональные данные, а если и есть, то как требование к их защите сочетается с публичностью судебного
разбирательства, когда каждый может присутствовать в суде. Разводят руками и разработчики законопроекта2».
Действительно, с одной стороны можно «разводить руками», опираясь на пункт 5 части второй статьи 1 Федерального закона «О персональных данных», который определяет, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от
22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Однако, с другой стороны, судам общей юрисдикции необходимо опираться на требования Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ограничивающем доступ к персональным данным при публикации текстов судебных актов. Об этом как раз свидетельствует статья 15 вышеназванного Закона.
Можно привести ещё ряд примеров, свидетельствующих о правовой неопределённости ряда норм федерального законодательства, регламентирующего размещение судебных актов в открытом доступе.
Остановлюсь на том, что цель ряда моих статей – согласовать некоторые сомнения о порядке, сроках и особенностях публикации судебных актов в судах общей юрисдикции применительно к судам районного уровня и мировым судьям.
Перейдём непосредственно к понятию и видам судебных актов, размещаемых на официальных сайтах судов районного уровня и мировых судей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – Закон) понятие «судебный акт» определено как решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского,
административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора.
Если упустить из этого понятия «лишние» формулировки, не касающиеся деятельности судов районного уровня и мировых судей, то понятие «судебный акт» будет выглядеть следующим образом: «судебный акт – решение, вынесенное по существу дела, рассмотренного в порядке гражданского, административного или
уголовного судопроизводства. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной инстанции, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений)».
Таким образом, понятие «судебный акт» в рамках Закона определен двумя видами таких актов:
В связи с надлежащим применением норм федерального законодательства, регламентирующих размещение судебных актов в сети Интернет, представляется необходимым обобщить и уточнить категории судебных решений, в отношении которых существует правовое обоснование не размещать их на официальном сайте судов районного уровня и мировых судей, кроме случаев, прямо предусмотренных
Законом.
Вообще понятия «судебный акт», «судебное решение» и «судебное постановление» в рамках соотношения Закона с действующим процессуальным законодательством лишь отчасти являются тождественными.
Так, в соответствии с пунктом 531 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) в рамках уголовного судопроизводства понятие «судебное решение» определено как приговор, определение, постановление, вынесенные при производстве по уголовному делу в судах первой и второй инстанций; определение и постановление, вынесенные при
производстве по уголовному делу в суде кассационной инстанции; постановление, вынесенное при производстве по уголовному делу в суде надзорной инстанции.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в рамках гражданского судопроизводства в отношении судебных приказов, решений и определений судов первой и апелляционной инстанции, а также постановлений суда надзорной инстанции использует понятие «судебное постановление» (часть третья статьи 1, часть первая статьи 13 ГПК РФ).
В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) напротив, используется непосредственно понятие «судебный акт» в отношении решений, определений и постановлений по административным делам (часть первая статьи 16 КАС РФ). При этом следует обратить внимание, что в рамках Кодекса административного судопроизводства далее используются как
понятие «решение суда», так и понятие «определение суда» (часть четвертая статьи 117, часть вторая статьи 144, статья 198 КАС РФ и т.д.).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) оперирует такими понятиями как «постановление», «определение», «решение» в отношении итоговых решений судов по делам об административных правонарушениях и по жалобам на постановления по таким делам (статья 29.121, статья 30.7, статья 30.13 КоАП РФ), а
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» использует в отношении актов, вынесенных судами, только понятие «судебный акт».
Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции Российской Федерации» более четко разграничивает понятия судебных постановлений, вынесенных верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области, судами автономных округов (далее – суды регионального уровня); районными, городскими и
межрайонными судами (далее – районные суды), а также мировыми судьями. Судебные постановления, вынесенные всеми вышеперечисленными судами, объединяются понятием «судебные акты» (часть 8 статьи 5). Однако далее, применительно к районным судам и мировым судьям, упоминается только понятие «судебные решения» (пункт 1 части 3 статьи 26, пункт 2 части 3 статьи 28, часть 4 статьи 34, а также пункт 9 части 1 статьи 39).
Более полно понятие судебных решений, постановленных органами всех уровней судебной власти, охватывает Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», оперируя понятием «судебные постановления», что непосредственно отражено в статье 6 данного Федерального конституционного закона.
Поэтому в рамках дальнейшего изложения целесообразнее будет использовать понятие «судебное постановление», говоря о всех судебных решениях, постановленных судами общей юрисдикции, а также «судебный акт», говоря о более узком круге судебных постановлений, регламентированных Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в
Российской Федерации».
Остановимся на первом виде судебных актов, которыми в рамках Закона применительно к судам общей юрисдикции первой инстанции являются решения, вынесенные по существу дела, рассмотренного в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства, а также судопроизводства по делам об административных правонарушениях.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации3 ещё в 2003 году постановил, что в силу статьи 194 ГПК РФ «в форме решения
принимаются лишь те постановления суда первой инстанции, которыми дело разрешается по существу, а круг вопросов, составляющих содержание решения, определен статьями 198, 204 - 207 ГПК РФ. Поэтому недопустимо включение в резолютивную часть решения выводов суда по той части исковых требований, по которым не принимается постановление по существу (статьи 215, 216, 220 - 223 ГПК РФ). Эти выводы излагаются в форме определений, которые должны выноситься отдельно от решений».
Очевидно, что Пленум однозначно определил перечень судебных актов, которые не разрешают дело по существу: все судебные акты, которые выносятся в форме определений.
Об этом прямо указано в статье 224 ГПК РФ: судебные постановления суда первой инстанции, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений суда.
Аналогичная норма содержится и в статье 198 КАС РФ, согласно которой судебный акт суда первой инстанции, которым административное дело не разрешается по существу, выносится в форме определения суда.
Поэтому судебные акты по гражданским и административным делам, вынесенные судом первой инстанции, подлежат публикации только в том случае, если судебный акт постановлен в форме решения.
Диаметрально противоположная ситуация обстоит с уголовными делами.
Судебное разбирательство представляет собой самостоятельный, центральный этап уголовно-процессуальной деятельности, в котором уголовное дело разрешается по существу: суд отвечает на главный вопрос уголовного процесса о виновности либо невиновности подсудимого, а также принимает решения об освобождении от
ответственности, назначении наказания, применении принудительных мер медицинского характера, о вынесении постановления (определения) о прекращении уголовного дела и др.4
В отличие от гражданского (или административного дела), в процессе которого стороны гражданского разбирательства сами принимают решение о продолжении гражданско-правового спора, уголовное судопроизводство, как результат совершения преступления, всегда порождает социальный конфликт уголовно-правового характера, основным инструментом разрешения которого является правосудие по уголовным
делам, осуществляемое в форме судебного заседания.
Особая значимость данной стадии уголовного процесса не вызывает сомнения, поскольку конечный результат правосудия – вынесение итогового процессуального акта, с помощью которого решается судьба человека - высшей ценности правового государства. К числу таких решений относится и постановление (определение) о прекращении уголовного дела5.
Поэтому принятые судами общей юрисдикции судебные постановления в результате рассмотрения уголовных дел по первой инстанции о прекращении уголовных дел подлежат опубликованию в сети «Интернет» в случае прекращения уголовного дела или уголовного преследования по любым основаниям, предусмотренным УПК РФ. Например:
Из вышеприведённого перечня постановлений о прекращении уголовных дел существуют такие судебные акты, которые по общим правилам не подлежат публикации. Так, например, не подлежат публикации постановления о прекращении уголовных дел в связи с применением подпункта 10 пункта 1 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации № 6576-6 ГД от 24 апреля
2015 года «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», в соответствии с которым были освобождены от наказания впервые осужденные к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести инвалиды I или II группы, а также больные активной формой туберкулеза, отнесенные в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больные онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.
Однако в уголовном судопроизводстве существуют виды судебных постановлений, которыми уголовные дела не разрешаются по существу предъявленного обвинения.
Так, например, постановления о направлении уголовных дел по подсудности не разрешают уголовные дела по существу, а перенаправляют их для принятия такого судебного постановления в другой суд общей юрисдикции.
Аналогичная ситуация обстоит и с постановлениями о направлении уголовных дел прокурору в соответствии со статьей 237 УПК РФ, когда суд не принимает решение по существу предъявленного обвинения, а направляет материалы уголовного дела для устранения препятствий его рассмотрения. Особо отмечу, что ни для кого из практикующих юристов не секрет, что иногда такие дела не возвращаются в суд
для рассмотрения уголовного дела.
В соответствии с аналогичными выводами представляется, что не подлежат публикации судебные постановления о направлении дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях по подведомственности (пункт 5 части 1 статьи 29.4, часть 4 статьи 30.2 КоАП РФ), а также судебные постановления о возвращении протокола об административном
правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ).
Говоря о втором виде судебных актов, которыми в рамках Закона применительно к судебным постановлениям районных судов, рассматривающих жалобы и представления по второй инстанции, являются судебные постановления, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений), а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо отметить,
что не все жалобы рассматриваются судом второй инстанции. Иногда такие жалобы (представления) по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях остаются без рассмотрения в связи с их отзывом. При этом районные суды рассматривают не только апелляционные, но и частные жалобы, о которых в Законе нет указания о публикации.
Насколько оправданы решения судей публиковать судебные постановления, не разрешающие споры по существу рассматриваемых дел по первой инстанции, а также не являющиеся результатом рассмотрения жалоб на судебные постановления по существу при их рассмотрении второй судебной инстанцией?
Остановимся на статистических данных.
Так, только в 2015 году на официальных сайтах судов Кемеровской области было опубликовано:
Итоговое количество составляет 6839 судебных постановлений, которые при комплексном подходе к применению норм действующего законодательства можно было не публиковать. И это данные только по районным (городским) судам Кемеровской области за 2015 год. Если взять во внимание аналогичные судебные постановления, размещённые мировыми судьями Кемеровской области, указанные показатели могут
вырасти в разы.
Вышеизложенные доводы в 2016 году обсуждались на очередном заседании совета судей Кемеровской области, в результате чего было принято постановление № 15 от 5 июля 2016 года, которым рекомендовано председателям районных (городских) судов Кемеровской области публиковать на официальных сайтах судов только на усмотрение судей соответствующих судов следующие категории судебных
постановлений:
В заключение первой части отмечу, что отбор, деперсонификация и опубликование на официальных сайтах судов Кемеровской области, а также учёт в соответствующих нарядах приведённых выше категорий судебных постановлений, вынесенных не по существу рассмотрения дел, либо апелляционные жалобы по которым не рассматривались, не является нарушением действующего
законодательства, однако (что в современным реалиях достаточно актуально) влекут за собой значительное увеличение служебной нагрузки на судей и работников аппаратов судов (не говоря уже о финансовых затратах, связанных с использованием оргтехники и расходных материалов).
ПРИМЕЧАНИЯ:
Сведения о делах,
судебные акты по которым опубликованы на официальном сайте суда 5 и 6 сентября 2016 года Уголовные дела,
рассмотренные по первой инстанции
Гражданские и административные дела,
рассмотренные по первой инстанции
Дела об административных правонарушениях
Дела по жалобам
на постановления по делам об административных правонарушениях
Сведения о результатах рассмотрения
Мариинским городским судом Кемеровской области дел 5 сентября 2016 года
Сведения о результатах рассмотрения
Мариинским городским судом Кемеровской области дел 6 сентября 2016 года
Сведения о назначенных к рассмотрению
в Мариинском городском суде Кемеровской области делах на 7 сентября 2016 года
|
В избранное | ||