Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

LIFESNEW-Новости

  Все выпуски  

LIFESNEW-Новости Сердце Сибири. На новом ледоколе завершён монтаж реакторной установки


На Неве, там, где на её берегу расположен Балтийский завод — Судостроение, выстроились друг за другом три судна, которые знаменуют серьёзность российских намерений в самых северных широтах.

Ледокол принимает корпус реактора. © /

АО Атомэнергомаш

«Арктика», «Академик Ломоносов» и «Сибирь» мерно покачиваются на пока ещё не замёрзших водах реки.

Третья в строю

«Академик Ломоносов» — это первая плавучая атомная тепловая и электрическая станция (ПАТЭС), которая строится для того, чтобы после вывода из строя отработавших своё Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ обеспечивать электричеством и теплом Чукотку. А «Арктика» и «Сибирь» — ледоколы нового поколения. 

Головное судно проекта 22220 назвали «Арктикой», подчеркнув преемственность в истории отечественного атомного флота. Ведь то же имя носил головной атомоход советского проекта 10520, который пришёл на смену легендарному ледоколу «Ленин». За «Арктикой» 1975 года последовала уже серийная «Сибирь» — в 1977-м. И «Сибирь» современная — тоже первая в серии. Сейчас на Неве она третья в строю. Второй серийный ледокол — «Урал» — пока ещё на стапелях.

Если первые два судна уже получили свои сердца (пусть пока не запущенные), то у «Сибири», спущенной на воду в сентябре этого года, вплоть до середины декабря не было этой самой главной части — реакторов, которые дадут способность двигаться и прокладывать сквозь льды дорогу другим судам. 

Первый из двух предусмотренных проектом парогенерирующих блоков установили 14 декабря. А 21-го завершили монтаж второго, то есть теперь одна из важнейших производ­ственных операций процесса строительства атомных ледоколов завершена. Реакторная установка РИТМ-200, разработанная росатомовским Опытным конструкторским бюро машиностроения (ОКБМ) имени Африкантова, полностью смонтирована на судне.  

Нажмите для увеличения 

Мощно, но компактно

«Создание принципиально новой реакторной установки для ледокольного флота обусловлено необходимостью обеспечить высокие эксплуатационные качества универсального атомного ледокола, — поясняет главный конструктор ОКБМ Африкантов Юрий Фадеев. — При разработке учтены результаты эксплуатации и использованы прогрессивные решения, накопленные за полувековой период работы атомного флота. Новая реакторная установка способна обеспечить более экономичную эксплуатацию атомного ледокола по сравнению с действующими при повышенной надёжности и безопасности».

Важнейшие её преимущества — компактность и экономичность. Она имеет уникальную интегральную компоновку, где основное оборудование размещается прямо внутри корпуса блока. За счёт чего установка получилась в 2 раза легче, в 1,5 раза компактнее и на 25 МВт мощнее реакторных установок типа КЛТ — тех, что работают на действующих ледоколах. Её тепловая мощность — 175 МВт.

Компактность РИТМа наряду с другими проектными особенностями позволила новым судам приобрести важное качество — универсальность. Дело в том, что действующие ледоколы отечественной по­стройки с мощными и тяжёлыми реакторными установками имеют большое водоизмещение и потому работают в глубоких водах океана. А для работы на мелководье, в устьях рек, в своё время в Финляндии были заказаны 2 судна поменьше — «Таймыр» и «Вайгач». Каждое из них оснастили не двумя, а одним отечественным атомным блоком.  

Новые ЛК-60Я проекта 22220 — двухосадочные. Это значит, что они способны работать как на больших глубинах, так и на малых. Кроме того, компактная реакторная установка обеспечит им более высокие, по сравнению с предшественниками, скорость и проходимость. Универсальные атомные ледоколы смогут разбивать арктические льды толщиной 3 метра. При этом они будут шире предшественников, что позволит «Росатомфлоту» эффективно проводить по Северному морскому пути современные нефтяные танкеры.

Как приварить камеру в 4,5 тонны?

Разработанные нижегородскими учёными реакторы обретают реальные очертания в Подмосковье — на машиностроительном заводе «ЗиО-Подольск». Таким образом, предприятия машиностроительного дивизиона госкорпорации «Рос­атом» (группы компаний «Атомэнергомаш») обеспечивают полную производственную цепочку создания реакторных установок — от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику. 

Изготовление занимает 2 года. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя длится 8 месяцев — за это время на корпус реактора наплавляется 10 тонн специальной ленты. В процессе изготовления реакторов используются уникальные технические решения и новые инструменты, которые до этого не применялись ни в России, ни за рубежом. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др. 

Самым сложным этапом на заводе и в «Атомэнергомаше» считают приварку 4 гидрокамер к корпусу реактора. Каждая такая камера имеет диаметр 8,3 метра и весит 4,5 тонны. По­этому сварка проводится «в неповоротном положении». Для получения допуска к выполнению швов интегрированного корпуса реактора заводские сварщики прошли серьёзную подготовку. Серия тренировок на контрольных образцах заняла полгода. 

Срок службы реакторов РИТМ-200 составляет 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива в них будет использоваться уран-235, перезагружать его нужно раз в 7 лет. 

Всё познаётся в сравнении, в том числе и эффективность реакторов. Поэтому даём нашим читателям возможность сравнить: за тот же срок работы дизельному ледоколу понадобится 540 тыс. тонн арктического дизеля, а одной ТЭЦ аналогичной мощности для обеспечения энергией 30-тысячного города — 1 млн тонн угля.


  • ООО Балтийский завод-Судостроение / Никита Грейдин


  • ООО Балтийский завод-Судостроение / Никита Грейдин


  • ООО Балтийский завод-Судостроение / Никита Грейдин


  • ООО Балтийский завод-Судостроение / Никита Грейдин


  • ООО Балтийский завод-Судостроение / Никита Грейдин


  • ООО Балтийский завод-Судостроение / Никита Грейдин


В избранное